Карточки для индивидуальных занятий по формированию правильного употребления предлогов у детей с ТНР старшего дошкольного возраста
картотека по обучению грамоте (старшая группа)
Карточки для индивидуальных занятий по формированию правильного употребления предлогов у детей с ТНР старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
КАРТОЧКА № 1
Предлоги. Вводное.
Цель: учить детей: определять пространственное расположение предметов, конструировать из кубиков по заданию педагога; развивать внимание, память, фонематический слух.
Оборудование: коробка, кубик или мелкая игрушка; кубики, матрёшка, чашечка, мяч, столик, стул.
Ход.
- Упражнение «Командиры» - ориентировка в пространстве.
Ребёнок выполняет движения по указанию педагога: поднять правую руку, левую руку, повернуться влево – вправо, сделать шаг вперёд (назад, влево, вправо).
- Упражнение «Волшебная коробочка».
Педагог показывает ребёнку коробочку и кубик (игрушку). Педагог предлагает выполнить задания по указанию: спрячь кубик в коробку (под коробку, за, положи и т.д.)
- Игра «Стройка»
Педагог предлагает поиграть.
- Поставь кубик на кубик. Это стена. За стеной поставь стол. У стола поставим матрёшку, на стол – чашку, под стол – мяч. Посади матрёшку за стол и предложи ей покушать.
На этом этапе педагог обращает внимание ребёнка на использование «маленьких» слов – предлогов и обращает внимание на то, что предлоги помогают нам определить, где именно находится предмет.
КАРТОЧКА № 2
Предлог НА
Цель: познакомить ребёнка с предлогом «НА», его схемой, учить выделять предлог в речи, научить составлять предложения с предлогом.
Оборудование: снежинка (листок, цветок), кукла, карточка со схемой предлога, картинки к занятию (ворона, галка, воробей, кот, ёлка, крыша дома, забор), зеркало, сюжетные картинки.
Ход
1. Организационный момент
- Посмотрите в окно. На чём лежит снег (листок)? На земле, на крыше и т.д. И к нам прилетела красивая снежинка (листок). Хотите с ней поиграть. Послушайте задания: «Положи снежинку на стол, на стул». На чём лежит снежинка? (На столе. На стуле. На подоконнике и т.д.)
2. Знакомство с предлогом «НА».
- Снежинка лежит наверху или внизу предмета? (Наверху.) Послушай внимательно, что я сейчас скажу. Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово «НА». На столе, на шкафу, на стуле. Послушайте и скажите, сможем ли мы выполнить такое задание? Посади куклу ... стул. (Нет.) А почему? (Непонятно, куда посадить куклу.) Да, непонятно, так как нет маленького, но очень важного слова «НА». Как нужно сказать? (Посади куклу на стул.) Вот теперь понятно, куда мы посадим куклу. Демонстрируется карточка со схемой предлога «на». Ребёнок запоминают изображение.
3. Игра «Солнечный зайчик» (показывать зеркалом)
Педагог читает стихотворение:
Скачет зайка на стене и подмигивает мне,
Перепрыгнул на картинку, задержался на ботинке,
Поплясал на потолке, притаился на окне,
Вот он спрятался в кроватке –
С нами он играет в прятки!
Раз, два, три, четыре, пять
Мы идём его искать!
Ищите зайчика, а когда найдёте, скажите, где он сидит?
(На окне, на полу, на шкафу и т.д.)
4. Работа с картинным материалом.
Педагог: Послушай внимательно рассказ и постарайся услышать маленькое слово «НА».
На земле сидели три птички и клевали зёрнышки. Подкрался к ним кот Васька и как прыгнет... Птички взлетели. Галка села на забор. Воробей - на крышу дома, а ворона - на верхушку ели. Никого не поймал хитрый котище.
Вопросы: Где птички клевали зёрнышки? Куда сели птички, когда их вспугнул кот? Какое маленькое слово вы услышали в этом рассказе?
5. Работа с сюжетными картинками.
Ребёнку даются сюжетные картинки, и предлагается составить по ним предложения с маленьким словом «на».
6. Работа с пособием «Развиваем речь»
Рассмотреть общую картинку. Найти все предметы. С помощью наводящих вопросов рассказать, где находятся эти предметы.
КАРТОЧКА № 3
Предлог ПОД
Цели: познакомить ребёнка с маленьким словом «ПОД», научить слышать его в предложениях, упражнять детей в правильном употреблении предлога «ПОД» в речи.
Оборудование: схема предлога, картинки к тексту, сюжетные картинки, мяч.
Ход
1. Организационный момент
Педагог показывает ребёнку схему предлога «на»: Какое маленькое слово обозначает эта схема? На этой карточке мяч лежит на кубике. А теперь, посмотри, где мяч? Внизу или вверху кубика? Кто может сказать, где лежит мяч? (Внизу)
2. Знакомство с предлогом «ПОД»
Педагог: Когда предмет находится внизу другого предмета, мы используем маленькое слово «ПОД». Это тоже важное слово, и без него мы не поймём, о чем говорится в предложении. Послушай: положите кубик ... стул. Понятно? (Нет). А теперь, положите кубик под стул. Понятно? Запомни маленькое слово «под»! Демонстрируется карточка со схемой предлога.
Ребёнок рассматривает и запоминает изображение.
3. Упражнение «Куда закатился мяч?»
Педагог перемещает мяч под разные предметы, а ребёнок называет, подо что закатился мяч. (Под стул, под стол, под шкаф, под кровать и т.д.)
4. Упражнение «Подними карточку»
Ребёнку дают схему слова «ПОД».
Педагог: Сейчас я расскажу историю про зайчика. Как только ты услышишь маленькое слово «ПОД» сразу же подними карточку.
Жил был в лесу Зайчик. Как-то раз гнался за ним Серый Волк. Но наш Зайка был умный и шустрый. Как только Волк начнёт его догонять, Зайка раз, и спрячется под кустик, а Волк мимо пробежит. Выскочит Зайка и в другую сторону побежит. Опять нагоняет Волк Зайчишку. А тот шасть, и под берёзку присядет, а потом под елочку, под холмик заляжет. Так и не догнал Волк нашего Зайку.
Вспомни, куда прятался заяц от волка?
5. Упражнение «Незнайкины ошибки»
Педагог: Незнайка опять получил двойку. Он неправильно подобрал маленькое слово в предложении. Давай исправим ошибки Незнайки.
Яблоки упали на яблоню.
Подберёзовики растут в берёзах (под березами).
Мышка спряталась в грибок (под грибок).
Лисичка вырыла нору на ёлке (под елкой).
6. Работа с сюжетными картинками.
Ребёнку даются сюжетные картинки, и предлагается составить по ним предложения с маленьким словом «ПОД».
7. Работа с пособием «Развиваем речь»
Рассмотреть общую картинку. Найти все предметы. С помощью наводящих вопросов рассказать, где находятся эти предметы.
КАРТОЧКА № 4
Предлоги «НА» и «ПОД»
Цели: учить детей различать значение предлогов «НА» и «ПОД» и правильно употреблять их в речи. Учить детей составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу.
Оборудование: карточки со схемами предлогов по количеству детей, сюжетные и предметные картинки (кровать, кот, белка, дерево, салфетка, тарелка).
Ход
1. Организационный момент
Ребёнку дают карточки со схемами предлогов «НА» и «ПОД»
Педагог: «Скажи, на чём катаются дети зимой?» (На санках, на коньках и т.п.)
2. Закрепление изученного материала
Педагог: Какое маленькое слово (предлог) ты услышал во всех ответах? Покажите схему. (На) Какое маленькое слово ты ещё знаешь? Покажи схему. (Под)
3. Упражнение «Будьте внимательны»
Педагог: «Послушай меня и подними нужную схему».
Кот залез под шкаф. Подушка лежит на кровати. Я намазала масло на хлеб. Водитель лежит под машиной и ремонтирует её.
4. Упражнение «Маша-растеряша»
Педагог: Посмотри, к нам пришла кукла Маша. Она растеряла все свои вещи. Послушай внимательно, где она их искала.
Ищет вещи Маша,
Маша-растеряша,
И под стулом нет, и на стуле нет,
На кровати нет, под кроватью нет,
Вот какая Маша, Маша-растеряша.
Где Маша искала свои вещи?
5. Составление предложений по сюжетным картинкам
Ребёнку предлагается посмотреть на картинки и составить предложения с маленькими словами «НА» и «ПОД»
Составление предложений по двум предметным картинкам и схеме предлога. Педагог предлагает ребёнку посмотреть на картинки и составить предложения.
Кот лежит на кровати.
Потом педагог заменяет схему предлога другой схемой.
Кот лежит под кроватью.
Далее пары картинок меняются на другие (белка - дерево, салфетка - тарелка).
6. Работа с сюжетными картинками.
Ребёнку даются сюжетные картинки, и предлагается составить по ним предложения с маленькими словами «НА» и «ПОД».
7. Работа с пособием «Развиваем речь»
Рассмотреть общую картинку. Найти все предметы. С помощью наводящих вопросов рассказать, где находятся эти предметы. Попросить ребёнка разложить маленькие карточки на две группы: с предлогом «НА» в одну сторону, с предлогом «ПОД» - в другую.
КАРТОЧКА № 5
Предлог В
Цели: Познакомить детей с предлогом «В» и его схемой. Упражнять в правильном употреблении предлога «В» с существительными в винительном и предложном падежах. Обогащать словарный запас детей, рассказать о правильном употреблении глагола «класть».
Оборудование: карандаши, коробки, тетради, кукла Буратино, стол, конфеты, конфетница, предметные картинки, изображающие зверей.
Ход
1. Организационный момент
Педагог предлагает ребёнку выполнить задания и говорит: «Слушай внимательно и делай то, что я скажу. Возьмите карандаш. Положите его в коробку. Где лежит карандаш? (В коробке.) Возьмите карандаш в руку. Где сейчас карандаш? (В руке.) Положите карандаш в тетрадь. Где карандаш? (В тетради.) Какое маленькое слово вы произносили в своих ответах (в коробке, в руке, в тетради)? (В.) Молодцы! Сегодня мы познакомимся с маленьким словом «В». Это слово важное, его нельзя забывать!»
2. Знакомство с предлогом.
Педагог: Какое маленькое слово ты слышал в инструкциях? (В.) А теперь слушай внимательно. Когда предмет находится внутри чего-то, мы произносим маленькое слово «В». Демонстрируется карточка со схемой предлога «В». Ребёнок рассматривает и запоминает изображение.
3. Упражнение «Во что завернём игрушку?»
Педагог: Посмотри на стол и назови, что ты видишь? (Салфетку, часы, книгу, полотенце, стакан, газету, платок.) У меня есть игрушка. Как ты думаешь, во что из этих предметов её можно завернуть? (В салфетку, в газету, в платок, в полотенце.) Какое маленькое слово вы называли? (В.)
4. Игра «Где был Буратино»
Педагог: давайте посмотрим, кого же мы заворачивали? (Буратино.) Здравствуй Буратино! Как ты к нам попал? «Я гулял по вашему детскому саду и много интересного увидел. Вот угадай, где я был: Там пляшут, поют, кружатся, кланяются. (В музыкальном зале.) Там, засучив рукава, намыливают руки, моют их старательно, вытирают полотенцем. (В ванной.) Там маршируют, приседают, прыгают, строятся. (В физкультурном зале.) И т.д.
5. Дидактическая игра «Накрой стол для Буратино»
Педагог: Давай угостим Буратино. Сначала красиво накроем стол. У нас есть салфетки, конфеты, хлеб, масло, молоко, сахар. Составь предложение о том, куда мы положим эти предметы. Конфеты кладём... (в конфетницу). Салфетки кладём... (в салфетницу). Хлеб кладём... (в хлебницу). Масло кладём... (в маслёнку). Молоко наливаем... (в молочник). Сахар кладём... (в сахарницу). Вот стол и накрыт. Пожалуйста, Буратино, угощайся! (Обыгрывание.) Буратино очень понравилось ваше угощение! Скажем ему: «До свидания!»
6. Работа с предметными картинками.
Ребёнку дают предметные картинки, изображающие животных.
Педагог: Посмотрите, кто нарисован на ваших картинках? Подумай, где это животное спит и составьте предложение с маленьким словом «В».
7. Работа с пособием «Развиваем речь»
Рассмотреть общую картинку. Найти все предметы. С помощью наводящих вопросов рассказать, где находятся эти предметы.
КАРТОЧКА № 6
Предлоги «НА» и «В»
Цели: Учить детей различать предлоги «НА» и «В», правильно употреблять их с существительными в предложном падеже. Упражнять детей в составлении предложений с маленькими словами.
Оборудование: сюжетные картинки, карточки со схемами предлогов, схемы, тетрадь Незнайки, макет леса.
Ход
1. Организационный момент
Педагог: Посмотри на картинку и скажи, кто на чём играет. (Заяц на дудке, медведь на гармошке и т.д.) Какое маленькое слово ты называл? (На.) А теперь посмотри на картинки и скажи, куда идёт мальчик? (В школу, в магазин, в цирк.) Какое маленькое слово ты говорил? (В.)
2. Закрепление материала
Педагог: Сегодня мы будем учиться различать маленькие слова «НА» и «В». Найди схемы маленьких слов «НА» и «В».
3. Упражнение «Подними нужную схему»
Ребёнку дают карточки со схемами предлогов «НА» и «В».
Педагог: Я буду говорить предложение, а ты подними нужную схему. (Педагог читает, выделяя предлоги «НА» и «В» голосом.) Яблоки лежат в корзине. Птичка сидит в гнезде. Кошка залезла на дерево. Лягушка живёт в болоте. Мама поставила кастрюлю на печку.
4. Упражнение «Тетрадь Незнайки»
Педагог: Незнайка опять плохую отметку получил. Что же он написал неправильно? Слушай внимательно! Я люблю кататься ... санках. Незнайка пропустил маленькое слово «на». Как нужно было написать? Я люблю кататься на санках. Слушай следующее предложение. Лена пришла сегодня ... красивом платье. (в) Собака сидит ... будке. (в) Цветы растут ... полянке. (на)
5. Работа с макетом леса
Педагог: Мы пришли в лес. Посмотри внимательно на макет леса, и составь предложения с маленьким словом «на».
На ветке гнездо. Бабочка села на цветок. А теперь составьте предложения с маленьким словом «В».
Лиса спряталась в норе. В дупле - белочка.
6. Работа с сюжетными картинками.
Ребёнок составляет предложения по картинке и выбирает нужную схему маленького слова.
7. Работа с пособием «Развиваем речь»
Рассмотреть общую картинку. Найти все предметы. С помощью наводящих вопросов рассказать, где находятся эти предметы. Попросить ребёнка разложить маленькие карточки на две группы: с предлогом «НА» в одну сторону, с предлогом «В» - в другую.
КАРТОЧКА № 7
Предлог ЗА
Цели: Учить детей правильно употреблять предлог «ЗА» с существительными в творительном и винительном падежах. Упражнять детей в составлении предложений с предлогом «за» по картинке.
Развивать фонематический слух.
Оборудование: фигурки (дерево, пень, кустик и звери), сюжетные картинки, кубик, персонажи сказки «Репка».
Ход
1. Организационный момент
Выполнение инструкций логопеда. Повторение пройденного.
2. Знакомство с предлогом «ЗА»
Педагог: Сегодня мы познакомимся с маленьким словом «ЗА». Давай разберёмся, когда нужно говорить маленькое слово «ЗА». Маленькое слово «ЗА» говорим тогда, когда предмет находится позади чего-то. Демонстрируется карточка со схемой предлога «ЗА». Ребёнок рассматривает и запоминают изображение.
Педагог: Посмотрите на карточку, здесь шарик находится позади кубика. Мы скажем, что шарик за кубиком. Это схема маленького слова «ЗА».
3. Упражнение «Репка»
На стол выставляются фигурки или картинки персонажей сказки «Репка».
Педагог: Из какой сказки эти герои? (Репка.) Правильно ли стоят они? (Нет.) Расскажи и расставь кто за кем должен стоять.
4. Игра «Прятки»
На столе расставляются маленькие игрушки.
Педагог: Зверюшки решили поиграть в прятки. Они спрячутся, а ты должен их найти и сказать, кто за кем спрятался. Закрой глаза. (Фигурки зверей прячутся так, чтобы было видно, кто где спрятался.) Открой глаза и скажи, кто где спрятался? (Ребёнок составляет предложения: Лисичка спряталась за деревом и т. п.). Какое маленькое слово помогло рассказать, куда спрятались звери? (За.) Затем педагог может поменять зверюшек местами.
5. Работа с сюжетными картинками.
ребёнку даются сюжетные картинки и предлагается составить по ним предложения с маленьким словом «ЗА».
6. Работа с пособием «Развиваем речь»
Рассмотреть общую картинку. Найти все предметы. С помощью наводящих вопросов рассказать, где находятся эти предметы.
КАРТОЧКА № 8
Предлог К
Цели: Познакомить детей с предлогом «К» и его схемой. Учить детей правильно употреблять предлог «К» с существительными в дательном падеже. Обогащать словарный запас детей путём образования существительных с помощью различных суффиксов. Развивать воображение детей.
Оборудование: схема, карточка со схемой предлога, сюжетные картинки, фигурки животных, бабочка на нитке, предметная картинка с изображением сороки.
Ход
1. Организационный момент
Педагог: Наши ушки внимательно слушают, наши глазки внимательно смотрят, наши ручки не мешают, а помогают. Сегодня мы будем учиться правильно говорить маленькое слово «К».
2. Знакомство с предлогом «К».
Педагог: давай выясним, когда мы говорим маленькое слово «К». Слушай внимательно. Когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, мы говорим маленькое слово «К».
Демонстрируется карточка со схемой предлога «К». Ребёнок рассматривает и запоминает изображение.
- Посмотри на карточку. Стрелка направлена к палочке. Это схема маленького слова «к».
3. Работа с фигурками животных.
По ходу рассказа педагог выставляет на фигурки животных.
Играли как-то на полянке в лесу лисёнок, медвежонок, волчонок, зайчонок и бельчонок. Вдруг послышалось. Тра-та-та-тах! (2 раза). Испугались малыши и побежали к своим мамам.
Лисёнок к лисице, медвежонок к ... (дети называют), волчонок к …,зайчонок к …,бельчонок к… . Успокоили мамы своих малышей. И вдруг снова: «Тра-та-та-тах!» «Кто это так страшно трещит?» - в один голос спросили все. Смотрят, метнулась к лесу птица. Сама чёрная, бока белые, хвост длинный и опять затрещала: «Тра-та-тах!» и скрылась из глаз. Кто же это напугал малышей?
Педагог показывает предметную картинку, изображающую сороку. Правильно, сорока. А скажи, действительно ли страшна сорока? (Нет.)
4. Упражнение «Представлялки»
- Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. К чему можно подойти в лесу? (К дереву, пеньку и т.д.) А в доме, во дворе?
5. Работа с сюжетными картинками.
Педагог: Выбери картинку, по которой можно составить предложение с маленьким словом «К».
КАРТОЧКА № 9
Предлог ОТ
Цели: Познакомить детей со значением предлога «ОТ» и его схемой. Упражнять в правильном употреблении предлога «ОТ» с существительными в родительном падеже. Учить детей составлять предложения по схеме и предметным картинкам.
Оборудование: схема, сюжетные и предметные картинки, мяч.
Ход
1. Организационный момент. Повторение пройденного.
2. Знакомство с предлогом «ОТ».
Педагог: Сегодня мы пришли в переулок маленьких слов и по дороге нам встретилась вот такая схема. Знакома она тебе? (Нет.)
- Я подскажу. Эта схема обозначает маленькое слово «ОТ». Посмотри, стрелка идёт от палочки, как бы отскакивает от неё, как мячик. Стрелка отходит от палочки. Слышишь маленькое слово? Назови его. (От.) А сейчас слушай внимательно: маленькое слово «ОТ» появляется тогда, когда предмет отодвигается от чего-то.
3. Тренировочные упражнения
Педагог: Скажи, от чего отскакивает мяч? (Бросает в стену.) От стены и т.д.
4. Составление предложений по сюжетным картинкам
Ребёнку дают сюжетные картинки и предлагается составить но ним предложения с маленьким словом «К».
5. Кто кого боится?
Педагог парами выкладывает предметные картинки: мышка - кошка, заяц - волк, червяк - птица, лиса - охотник.
- Посмотри на картинку и скажи, кто от кого убегает. (Мышка убегает от кошки и т.д.)
Педагог вспоминает с ребёнком сказку «Колобок»
- От кого убегает Колобок? А от кого ему не удалось убежать? (От лисы.) Почему?
6. Игра «Я – Колобок, Колобок»
Педагог дает фигурку Колобка ребёнку, а сам выставляет на доску фигурку героя сказки - дедушку. Колобок, поёт: «Я Колобок, Колобок, я от дедушки ушёл. Я Колобок, Колобок, я от Бабушки ушёл и т.д.».
7. Составление предложений по схеме и предметным картинкам.
Машина отъехала от дома.
КАРТОЧКА № 10
Предлоги «ОТ» и «К»
Цели: Учить детей различать предлоги «ОТ» и «К». Упражнять детей в правильном употреблении предлогов с существительными в дательном и родительном падежах.
Оборудование: 2 птички, карточки со схемами предлогов, звёздочки, тетрадь Незнайки.
Ход
1. Организационный момент.
- К нам прилетели птички, а в клювиках у них что-то есть. Посмотри, что это? (Схемы маленьких слов.) Что обозначает эта схема? (Маленькое слово «К».) А это? («От».) Птички принесли нам в своих клювиках схемы маленьких слов «ОТ» и «К».
2. Закрепление изученного материала.
- Птички спрашивают, умеешь ли ты различать эти маленькие слова? На каждой схеме есть полоски и стрелки. Чем же отличаются схемы? На одной схеме стрелка движется к палочке и обозначает маленькое слово «К», а на другой стрелка движется от палочки и обозначает маленькое слово «ОТ».
3. Игра «Хлопки»
- Если услышишь маленькое слово «К», хлопните один раз, «ОТ» - два раза.
4. Упражнение «Скажи наоборот»
- Я говорю: «К двери», а ты: «От двери» (от стены - к стене и т.д.).
5. Работа с картинками.
Ребёнку дают картинки, он составляет по ним предложения и выбирают нужную схему маленького слова.
КАРТОЧКА № 11
Предлог ПО
Цели: Познакомить со значением предлога «ПО» и его схемой. Учить детей правильно употреблять предлог «ПО» с существительными в дательном падеже. Развивать внимание, мышление и тактильные ощущения у детей.
Оборудование: разрезанные картинки, карточки со схемой предлога, картинки (легковая и грузовая машинки, лодка, корабль, вертолёт, самолёт, поезд, мотоцикл, мяч).
Ход
1. Организационный момент
Педагог дает ребёнку разрезанную на часта картинку транспорта и предлагает её собрать .
2. Игра Путешествие
- А сейчас мы попутешествуем. Посмотри, что изображено на картинке? (железная дорога). Что едет по железной дороге? (Поезд.) По чему едет поезд? (По рельсам.).
- Путешествуем дальше. Встретилось нам море. Как ты думаешь, что плавает по морю? (Корабль, лодка.) Вот плывут корабль и лодка. По чему они плывут? (По морю.)
- Путешествуем дальше. Смотри, что это? (Дорога.) Что едет по дороге? (Мотоцикл, автомобили.) По чему едут машины и мотоцикл? (По дороге.)
- Какие картинки остались? (Самолёт, вертолёт.) Покажи, как они летят. Где летят вертолёт и самолёт? (По небу.)
- Вот мы попутешествовали. А теперь садись. Я расскажу про картинки, а ты потом мне скажете, какое маленькое слово услышал. Машины едут по дороге. Корабли и лодка плавают по морю. Самолёты и вертолёты летают по небу. Поезда едут по железной дороге. Какое маленькое слово ты услышали? («ПО»)
- Маленькое слово «ПО» мы говорим тогда, когда предмет движется по поверхности. Положите руку на стол. Где рука? (На столе.) А теперь двигайте её. По чему движется рука? (По столу.)
Демонстрируется карточка со схемой предлога «ПО». Ребёнок рассматривает и запоминает изображение.
3. Тренировочные упражнения
а) Игра «По чему катится мяч?» (По столу, по доске и т.д.).
б) Рассматривание сюжетных картинок и составление по ним предложений с предлогом «ПО». в)
КАРТОЧКА № 12
Контрольно-проверочное занятие по теме «предлоги»
Цели: Уточнить понимание детьми предлогов: «на», «под», «за», «от», «по», «около», «перед», «к», «у». Закрепить правильное употребление этих предлогов с существительными в разных падежах. Закрепить умение детей составлять предложения по схеме и картинке.
Оборудование: игрушки, карточки со схемами предлогов, предметные и сюжетные картинки, сюжетная картинка с изображением дерева с дуплом, кустика, снеговика.
Ход
1. Организационный момент
Игра «Прятки
Педагог заранее прячет игрушки в разных уголках комнаты.
- Мне сказали, что у нас поселились непрошенные гости. Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем ящике стола. Кто же там спрятался? А кто спрятался за шкафом? Под кукольной кроватью? На столе? и т.д. Вот они – непрошенные гости. Какие маленькие слова помогли нам найти их? (В, НА, ЗА и т. д.) А если бы в предложениях следопыта не было этих маленьких слов, нашли бы мы гостей? (Нет.) Вот какие это важные слова!
2. Основная часть занятия
Педагог: Сегодня на занятии мы посмотрим, как ты научился правильно говорить маленькие слова.
Упражнение «Послушай и покажи»
Ребёнку дают карточки со схемами предлогов.
- Я говорю предложение, а ты показываешь схему того маленького слова, которое услышишь. Лена пошла в Детский сад. (Ребёнок показывает схему предлога «В») и т.д.
Игра «Заколдованный принц»
Педагог читает сказку, по ходу выкладывает картинки (или выставляет фигурки).
Было лето. Стояла страшная жара. Как-то ехал мужичок на лошадке, видит в лесу стоит Снеговик. Удивился мужичок. Лето же. Снеговиков летом не бывает. Спрашивает мужичок Снеговика: «Откуда ты взялся и почему не растаял?» А Снеговик и говорит: «Я не Снеговик. Я – Принц. Меня злая колдунья заколдовала. Сказала расколдует, если догадаюсь, куда она спрятала снежинку. А я не могу отыскать, вот стою здесь и горюю». Давай поможем Снеговику, поищем снежинку. Как ты думаешь, куда её могла спрятать колдунья? (На ёлку? В дупло? За Снеговика?) Колдунья спрятала снежинку под шляпой у Снеговика. Смотри, Снеговик и снежинка исчезли, а стоит живой Принц и улыбается: «Спасибо вам, ребята, спасли вы меня, а то остался бы я на всю жизнь Снеговиком. Прощай!»
3 . Работа с пособием «Развиваем речь»
Рассмотреть общую картинку. Найти все предметы. С помощью наводящих вопросов рассказать, где находятся эти предметы. Работа с маленькими карточками по дифференциации предлогов.
КАРТОЧКА № 13
Предлог ИЗ
Цели: Познакомить детей со значением предлога «ИЗ» и его схемой. Учить детей правильно употреблять предлог «из» с существительными в родительном падеже. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: сюжетные картинки, карточки со схемой предлога, игрушки или картинки (лиса, медведь, белка, птичка, мяч), карандаши, конфеты в вазе, загадки, ромашка с заданиями на каждом лепестке, посылка.
Ход
1. Организационный момент
Педагог показывает сюжетную картинку.
- Посмотри на картинку. Ночь. Все спят. Где спит белочка? (В дупле.) Где спит медведь? (В берлоге.) Птичка? (В гнезде.) Лиса? (В норе.) Но вот посмотрите! Что это? (Логопед выкладывает сюжетную картинку, на которой изображён пожар.)
Это пожар! Зверюшки, скорее бегите к нам (убирает сюжетную картинку. На столе появляются игрушки или картинки: лиса, медведь, птичка, белка). Посмотри, все ли спаслись от пожара? (Да.) Вспомни, где спали зверюшки и скажи, откуда прибежал к нам медведь? (Из берлоги.) Лиса? (Из норы.) И т.д. И все они прибежали к нам из леса, в котором случился пожар.
2. Основная часть занятия
- Какое маленькое слово помогло нам сказать, откуда прибежали обитатели леса? («ИЗ» ) Сегодня мы будем учиться правильно употреблять предлог «ИЗ» . Предлог – это маленькое слово. Посмотри, откуда я достала мяч? (Из стола.) Карандаш? (Из стакана.) Конфету? (Из вазы.) Ты говорил маленькое слово – предлог«ИЗ» . А сейчас слушай внимательно! Если предметы находятся внутри чего-то и оттуда движутся или их достают, мы говорим маленькое слово – предлог «ИЗ» . Демонстрируется карточка со схемой предлога «ИЗ». Ребёнок рассматривает и запоминают изображение.
Игра «Ответь на вопросы Незнайки»
- Незнайка прислал нам посылку, в которой много интересного. Посмотрим. Это вопросы. Слушай внимательно. Откуда приехал мальчик, если он ездил в Москву? (Из Москвы.) Откуда вышла старушка, если она была в магазине? (Из магазина.) Откуда пришёл мальчик, если он был в школе? (Из школы.)
Игра «Загадки Незнайки»
- Ещё Незнайка прислал загадки. Если ты их отгадаешь, появится герой сказки.
На сметане мешён, На окошке стужён, Круглый бок, румяный бок, Покатился… (Колобок) | У отца был мальчик странный – Необычный, деревянный. Всюду нос совал он длинный. Кто же это?... (Буратино) |
Бабушка девочку очень любила Шапочку красную ей подарила Девочка имя забыла своё А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка) | Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит добрый доктор.... (Айболит) |
Из каких сказок пришли эти герои? (ребёнок составляет предложения с предлогом «из») Буратино пришёл из сказки «Золотой ключик» и т.д.
Игра «Ромашка»
- Незнайка прислал игру «Ромашка». Давай поиграем в нее. На обратной стороне каждого лепестка ромашки нарисована предметная картинка. Ребенок отрывает лепесток и составляет предложение со словом-названием этой картинка и предлогом «ИЗ». Например: предметная картинка карман – Я достал платок из кармана.
3. Итог занятия.
КАРТОЧКА № 14
Предлог С (СО)
Цели: Закрепить правильное использование детьми предлогов «В», «НА», «ПОД», «ЗА» в речи.
Познакомить детей со значением предлога «С» («СО») и его схемой. Учить детей правильно употреблять предлог «С» («СО») с существительными в родительном падеже. Учить детей составлять предложения с предлогом «С» («СО») только по двум предметным картинкам и схеме.
Развивать внимание, мышление.
Оборудование: карточки со схемой предлога, мяч, кубик, предметные картинки.
Ход
1. Организационный момент
Игра «Молчанка»
Ребёнку дают карточки со схемами предлогов.
- Я положу мяч или на кубик, или под, или за кубик, а ты должен молча показывать мне нужную схему. Ты хорошо запомнил эти предлоги.
2. Основная часть занятия
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним предлогом. Посмотри, что я делаю? (Кладёт мяч на кубик.) А теперь? (Берет мяч.) Откуда я взяла мяч? (С кубика.) Какой предлог ты услышал? («С» («СО») Если предмет находится на поверхности и его оттуда берут или он сам оттуда движется, мы говорим предлог «С» («СО»). Посмотри, мяч лежит на разных предметах. Я буду брать мяч, а ты говори, откуда я его взяла. (С табуретки, с окна, со стола, с кубика.) Везде мы произносим предлог«С» («СО») .
Демонстрируется карточка со схемой предлога «С» («СО»). Ребёнок рассматривает и запоминает изображение.
Упражнение «Подними схему»
- На столе схема предлога «С» («СО»). Подними ее тогда, когда услышишь этот предлог.
Муха сидит на окне. Птичка слетела с дерева. И т.д.
Упражнение «Ответь на вопрос»
Педагог читает предложения, задает к ним вопросы. Ребёнок отвечает полным предложением.
- Дети работали на поле. Откуда пришли дети? (дети пришли с поля). Снег лежал на крыше. Откуда сбросили снег? Посуду поставили на стол. Откуда убрали посуду?
Составление предложений по двум предметным картинкам и схеме предлога «С» («СО»)
Педагог выкладывает предметные картинки и карточки схемы предлога «С» («СО»)
Отдельно выставлены предметные картинки: кровать, плита, стол, подоконник.
- Поставь в ряд подходящие по смыслу картинки.
И по этим схемам составь предложения с предлогом «С» («СО»).
Составление предложений с предлогом «с» (без картинок).
3. Итог занятия
КАРТОЧКА № 15
Предлоги «ИЗ», «С»
Цели: Учить детей понимать разницу значений предлогов «ИЗ», «С». Упражнять детей в правильном употреблении предлогов «ИЗ», «С» и окончаний существительных родительного падежа.
Развивать внимание, мышление, воображение.
Оборудование: карточки со схемой предлога, клубок ниток, сюжетные картинки, фигурки девочки и мальчика, тетрадь Незнайки, капсулы от шоколадных яиц типа «Киндер-сюрприз».
Ход
1. Организационный момент
- Назовите предлоги, глядя на схемы. (Показывает детям схемы.)
2. Основная часть занятия
Какой предлог, «ИЗ» из «С», нужно вставить в предложение? Мальчик вытащил платок ... кармана. Сегодня мы будем учиться правильно употреблять эти предлоги. Покажи схему предлога «ИЗ», «С». Нужно помнить, что предлог «с» мы называем тогда, когда предмет был на поверхности и его оттуда взяли (или он оттуда движется). А предлог «из» говорим тогда, когда предмет находится внутри чего-то и оттуда движется.)
Упражнение «Волшебный клубок»
- Этот клубок волшебный. Он может появляться из разных мест. Посмотри, откуда я его достану. (Со стола, из-за стола, с полки, из кружки, с пола.) Откуда я доставала клубок?
Игра «Подарки ребятам»
- К нам в гости пришли Петя и Таня. Они принесли много картинок. Рассмотри их внимательно и подари Пете только те картинки, про которые можно составить предложение с предлогом «С», а Тане – с предлогом «ИЗ».
Упражнение «Помоги Незнайке»
- Незнайка не смог закончить предложения, помоги ему. Мальчик спрыгнул (откуда?) ... с дерева. Девочка вылила воду (откуда?) ... из ведра. Папа взял книги (откуда?) ... со стола.
Закрепление материала
- Открой капсулы от шоколадных яиц. В них ты найдешь схемы предлогов. Придумай с ними предложения.
3. Итог занятия
КАРТОЧКА № 16
Предлог НАД
Цели: Познакомить детей со значением предлога «НАД» и его схемой. Учить детей правильно употреблять предлог «над» с существительными в творительном падеже. Учить детей выделять предлог «над» и окончания существительных творительного падежа. Учить составлять схему предложения.
Оборудование: карточки со схемой предлога, сюжетные картинки; игрушка: бумажный самолётик; домики для составления схем предложений.
Ход
1. Организационный момент
Педагог показывает схемы предлогов, ребёнок составляет с ними предложения.
2. Основная часть занятия
- Что ты видишь над нами? (Потолок, люстру.) А на улице что увидим, если поднимем голову вверх? (Небо, облака, солнце.) Небо, облака, потолок, люстра – это всё находится вверху, над нами. А теперь слушай внимательно. Предлог «НАД» мы говорим тогда, когда предмет находится выше другого предмета и не соприкасается с ним. Демонстрируется карточка со схемой предлога «НАД». Ребёнок рассматривает и запоминает изображение.
- Посмотри на схему предлога «НАД». Здесь шарик находится над кубиком. Запомни эту схему.
Игра «Самолёт»
а) Послушай стихотворение и скажи, над чем полетят ребята на самолёте?
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами,
Понесёмся над полями,
А потом вернёмся к маме.
- Над чем полетят ребята? (Над лесами.) Давайте попробуем выучить этот стишок.
б) Педагог показывает детям самолет: Ой, вот и к нам залетел бумажный самолётик. Посмотри над чем он летит? (Над столом, над доской, над полом и т.д.)
Работа с сюжетными картинками и составление схемы предложения
- Рассмотри картинку. Составь предложение с предлогом «НАД». Над кроватью висит картина. Отхлопаем количество слов в предложении. Не забывай, что «НАД» это тоже слово! Сколько получилось слов в предложении? Четыре. Какое первое слово? Второе? Третье? Четвёртое? Посмотри, я составлю схему этого предложения. Каждое слово я обозначу большим домиком. Предлог – это маленький домик.
Педагог ставит домики в ряд и одновременно проговаривает слова.
- А теперь посмотрите, что я делаю? (Меняет местами домики.)
Измени порядок слов в предложении, глядя на схему. Картина висит над кроватью. Педагог проводит ту же работу с другими сюжетными картинами.
Работа с сюжетными картинками. Ребёнок составляет предложения по картинкам с предлогом «над», затем составляет схему этого предложения.
2. Работа с пособием «Развиваем речь»
Рассмотреть общую картинку. Найти все предметы. С помощью наводящих вопросов рассказать, где находятся эти предметы.
3. Итог занятия
КАРТОЧКА № 17
Предлоги НА и ПОД
Цели: Учить детей различать предлоги «НАД», «ПОД», правильно употреблять их с существительными в творительном падеже; внимательно рассматривать картинки и сравнивать изображения; составлять схемы предложений; ориентироваться на листе бумаги. Развивать воображение.
Оборудование: карточки со схемами предлогов, сюжетные картинки, тетрадь Незнайки, листы бумаги, фломастеры.
Ход
1. Организационный момент
Педагог выкладывает картинки с изображениями картины и цветка. Детям раздаются карточки со схемами предлогов «НАД» и «ПОД».
- Рассмотри картинки. Что общего между ними? (На одной картине на стене висят картина и цветок и на другой.) А чем они отличаются? (На одной картинке цветок висит над картиной, а на другой цветок висит картиной.) Какие предлоги ты услышал? («НАД», «ПОД») Покажите схемы предлогов«НАД», «ПОД» .
2. Основная часть занятия
Педагог выкладывает схемы предлогов на доске.
Упражнение «Составь предложение»
а) Найди картинку, про которую можно составить предложение с предлогом «НАД». Бабочка летит над озером. Давай посчитаем, сколько слов в этом предложении, не забывай о предлоге (Четыре слова.) Составим схему этого предложения. (Педагог выставляет домики, а ребёнок проговаривает каждое слово.) Назови первое слово. Второе, третье, четвёртое.
б) Та же работа с предлогом «ПОД».
Упражнение «Тетрадь Незнайки»
- Помоги Незнайке вставить предлоги в предложения. Лампа висит ... столом (Над.) Ботинки стоят ... кроватью. (Под.) И т. д.
Игра «Поймай слово»
- Я называю предлог, а ты с ним составляй предложение.
Рисование с последующим составлением предложения (индивидуально).
Педагог дает ребёнку бумагу и фломастеры.
- Нарисуйте квадрат в центре листа. Теперь нарисуйте кружок над квадратом. Где находится круг? Квадрат? Подрисуй что-нибудь к кружку, чтобы получился какой-нибудь предмет, составьте про этот предмет предложение с предлогом «НАД». Дорисуй что-нибудь к квадрату, чтобы получился какой-нибудь предмет и составь предложение с предлогом «ПОД».
3. Итог занятия
КАРТОЧКА № 18
Предлог ИЗ-ПОД
Цели: Познакомить детей со значением предлога «ИЗ-ПОД» и его схемой. Упражнять в правильном употреблении предлога «ИЗ-ПОД» с существительными в родительном падеже. Учить детей составлять предложение по схеме. Развивать внимание, воображение, мышление.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, карточки со схемой предлога, миска, доска, тетрадь, поднос, веник, мяч, домики-схемы, тетрадь Незнайки.
Ход
1. Организационный момент.
Педагог предлагает ребёнку послушать предложения и назвать услышанные предлоги.
Галка села на забор.
Кот забрался на кровать.
Петя вернулся из школы.
Лена подошла к окну.
Ворона слетела с ветки.
- Сегодня на занятии мы познакомимся с ещё одним предлогом, а с каким – скоро узнаешь.
2. Основная часть занятия
- У меня на столе лежат два предмета. Назови их. (Доска и миска.) Где лежит доска? (Под маской.) Посмотри, что я делаю? (Вытаскивает доску.) Откуда я вытащила доску? (Из-под миски.) Правильно, я вытащила доску из-под миски. Какой предлог ты услышал? (из-под.) Сегодня мы будем учиться правильно говорить предлог «ИЗ-ПОД». Слушай внимательно, когда его нужно говорить. Когда предмет находится под чем-нибудь и его оттуда достали или он сам оттуда движется, нужно говорить предлог «ИЗ-ПОД». Например: «Из-под забора выглянул щенок». Демонстрируется карточка со схемой предлога «ИЗ-ПОД». Ребёнок рассматривает и запоминает изображение.
Тренировочные упражнения
- Подойди к столу, посмотри, под чем лежит тетрадь? (Под книгой.) Достань тетрадь. Скажи, откуда ты достал тетрадь? (Из-под книги.) Ребята, составьте про Петю предложение. Что он сделал? (Петя достал тетрадь из-под книги.)
Работа с картинками
Педагог выкладывает сюжетные картинки и напоминает, что предлог «ИЗ-ПОД» появляется тогда, когда предмет находится под чем-то и оттуда движется.
- Посмотри на картинку я придумай такое предложение по этой картинке, чтобы в нём был предлог «ИЗ-ПОД». (Выставляет на доску сюжетную картинку «Заяц под грибом.) Где находится заяц? (Под грибом.) Откуда заяц выскочил? Заяц выскочил из-под гриба. Из какой сказки этот сюжет? («Под грибом» Сутеева.) Та же работа проделывается с другими сюжетными картинками.
Составление схемы предложения
- Теперь составим схему последнего предложения. Ребенок выходит и выставляет домики, проговаривая одновременно слова в предложении «Черепаха вылезла из-под кресла»
- А теперь посмотри, что я сделаю. Предлог «ИЗ-ПОД» я поставлю в начало предложения. Слова в предложении поменялись местами. Скажи предложение по-новому.
Из-под кресла вылезла черепаха.
- Я добавлю ещё одно слово. (Ставит пятый домик.)
- Придумайте, какая черепаха вылезла из-под кресла? (Из-под кресла вылезла коричневая черепаха.)
Упражнение «Ошибки Незнайки»
- Щенок вылез из скамейки. (Ребёнок исправляет: Из-под скамейки) А Катюша, как смогла, вылезла из стола. (Из-под стола.)
Работа с картинками. Ребёнку дают картинки и карточку со схемой предлога «ИЗ-ПОД».
- Составьте предложение по двум предметным картинкам и схеме. (Щенок вылез из-под кровати.)
3. Итог занятия
КАРТОЧКА № 19
Предлоги ИЗ-ПОД и ИЗ
Цели: Учить детей различать предлоги «ИЗ-ПОД», «ИЗ», правильно употреблять их с существительными в родительном падеже. Продолжать учить детей анализировать предложение и составлять его схему.
Оборудование: карточки со схемами предлогов, чалма для волшебника, платки, сюжетные картинки.
Ход
1. Организационный момент
- К нам в гости пришёл Фокусник. Здравствуй! Хочешь, покажу фокус? Смотри на доске ничего нет. Раз, два, три (взмахивает руками) – смотри! (на доске появляются схемы). Ой, что это? (Ребёнок говорит, что это схемы предлогов «ИЗ-ПОД», «ИЗ») А я не знаю, когда их нужно говорить.
- А мы тебя научим. Правда? Скажи Фокуснику, когда мы говорим предлог «ИЗ-ПОД». (Предлог «ИЗ-ПОД» мы говорим тогда, когда предмет находится под чем-то и оттуда движется.) А когда нужно говорить предлог «ИЗ»? (Когда предмет находится внутри чего-то и движется оттуда.)
Фокусник: Понятно. Тогда поиграем в игру. Я называю предлог, а ты поднимаете схему «ИЗ» или «ИЗ-ПОД».
Упражнение «Фокусы»
Фокусник: Раз, два, три – смотри! (Вытаскивает из кармана платок.) Откуда я вытащил платок? (Из кармана.) Раз, два, три – смотри! (Из коробки.) и т.д.
Упражнение «Ошибки Фокусника»
Фокусник: Ну, а теперь послушай, как я буду говорить предлоги в предложениях. Поправь меня, если услышишь, что я говорю неправильно: Лена вышла из-под магазина. (Из. – Ребёнок исправляет ошибка.) Птичка вылетела из-под гнезда. (Из.) Мама достала тапочки из кровати. (Из-под.) Я всё понял. Теперь скажу правильно. Папа приехал из Москвы.
- Ты научил Фокусника правильно говорить предлоги «ИЗ-ПОД», «ИЗ»
Фокусник: До свидания, мне пора. Спасибо тебе!
Составление предложений
Педагог выставляет на доску сюжетные картинки.
- Внимательно рассмотри картинки. Найди, про кого или про что мы можем составить предложение с предлогами «ИЗ» и «ИЗ-ПОД». (Ребёнок составляет предложения и проводит их анализ с последующим составлением схем.)
3. Итог занятия
КАРТОЧКА № 20
Предлог ИЗ-ЗА
Цели: Познакомить детей со значением предлога «ИЗ-ЗА» и его схемой. Учить детей правильно употреблять предлог «ИЗ-ЗА» с существительными в родительном падеже. Развивать внимание, мышление, память.
Оборудование: машинка, домик, карточка со схемой предлога, кукушка, схемы предложения, сюжетные картинки.
Ход
1. Организационный момент
Педагог предлагает ребёнку спрятать машинку за домик.
- Где машинка? (За домиком.) Вывези оттуда машинку. Откуда выезжает машинка? (Из-за дома.)
Какой предлог ты услышал? (Из-за.)
А теперь слушай внимательно! Предлог «ИЗ-ЗА» мы говорим тогда, когда предмет был позади другого предмета и начал двигаться оттуда.
2. Основная часть занятия.
Демонстрируется карточка со схемой предлога «ИЗ-ЗА». Ребёнок рассматривает и запоминает изображение.
- Посмотри на схему. Шарик как бы выглядывает из-за кубика, видна только его часть. А стрелка показывает, что мячик движется из-за кубика.
Упражнение «Прятки»
- К нам прилетела Кукушка и хочет поиграть в прятки. Она будет прятаться и выглядывать, а ты должен сказать, откуда она выглядывает. (Кукушка прячется за домик, выглядывает и произносит: Ку-ку. Ребёнок говорит: «Из-за домика, из-за стола и т.д.»)
Дидактическое упражнение «Узнай домашних животных»
- Домашние животные услышали, как ты играешь с Кукушкой в прятки и тоже захотели с тобой поиграть. Они спрятались за забор, а вы постарайтесь их узнать. Кого видно из-за забора? (Лошадку, поросёнка, щенка и т.д.)
Составление предложений с предлогом по схеме
- Составьте предложение про щенка с предлогом «из-за». (Щенок выглядывает из-за забора.)
- Составьте схему этого предложения.
Педагог переставляет предлог в начало предложения.
- Как можно сказать это предложение сказать по другому? Из-за забора выглядывает щенок. Педагог добавляет еще один домик-слово.
- Скажите, какой щенок выглядывает из-за забора? Из-за забора выглядывает лохматый щенок.
Аналогичная работа проводится с другими словами.
Заучивание стихотворения.
Из-за леса, из-за гор,
Едет дедушка Егор.
- Откуда едет дедушка Егор? (Из-за леса, из-за гор.) Давай выучим этот стихотворение, чтобы лучше запомнить, когда правильно говорить предлог «ИЗ-ЗА».
Работа с картинками.
- Рассмотри внимательно картинки и составь предложения с предлогом «ИЗ-ЗА».
3. Итог занятия.
КАРТОЧКА № 21
Предлоги ИЗ-ЗА и ИЗ
Цели: Учить детей различать предлоги «ИЗ-ЗА» и «ИЗ» и правильно их употреблять. Продолжать учить детей составлять предложения по двум предметным картинкам и схеме, проводить полный его анализ.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки, карточки со схемами предлогов, фигурка Откудайки, звёздочки.
Ход
1. Организационный момент
Педагог показывает сюжетные картинки, а ребёнок по ним называет только предлоги.
2. Основная часть занятия
- Расскажи, когда мы говорим предлог «ИЗ». (Когда предмет был внутри, а потом оттуда движется.) А когда говорим предлог «ИЗ-ЗА»? (Когда предмет был позади другого предмета и оттуда движется.)
Дидактическая игра «Вопросы Откудайки»
- К нам пришёл в гости вот такой человечек. Зовут его Откудайка. Он всех всегда спрашивает: «Откуда?». Вот и прозвали его Откудайкой. Послушай внимательно вопросы Откудайкии постарайся правильно на них ответить, вставив предлог «ИЗ» или «ИЗ-ЗА»: Дети были в школе. Откуда они придут? (Из школы.) Мальчик зашёл за дом. Откуда выйдет мальчик? (Из-за дома.) Письмо было в ящике. Откуда его достали? (Из ящика) Солнце зашло за тучи, Откуда оно выглянет? (Из-за
Составление предложений по двум предметным картинкам и схемам предлогов «ИЗ-ЗА» и «ИЗ».
- Посмотри внимательно на картинки. Что на них изображено? Назови предлог, изображенный на схеме. Составь предложение по этим предметным картинкам и схеме предлога.
Девочка вышла из дома. Ребёнок с помощью педагога проводит полный анализ предложения и составляет его схему.
- Посмотри, я поменяла предлог. (Заменяет схему.) Девочка вышла из-за дома.
Затем педагог меняет картинки на следующие и проводит аналогичную работу.
КАРТОЧКА № 22
Предлог МЕЖДУ
Цели: Познакомить детей со значением предлога «МЕЖДУ», его схемой. Упражнять детей в правильном употреблении предлога «между» с существительными в творительном падеже. Развивать внимание, мышление, память.
Оборудование: карточки со схемой предлога, фломастеры, кукла, игрушки (картинки).
Ход
1. Организационный момент
Педагог даёт ребёнку карточки с заданиями
- Где нарисована ёлка на листе? (Слева.) Мячик? (Справа.) Домик? (Посредине.) Послушайте внимательно, как я скажу по-другому. Где нарисован домик? Домик нарисован между ёлочкой и мячом.
Повтори, где нарисован домик? Слушай следующее задание. Нарисуй между ёлкой и домиком крестик. Скажи, где ты поставил крестик? А теперь поставь между домиком и мячом точку. Где ты поставил точку? Какой предлог помог сказать, где ты поставил точку, крестик? (Между.)
2. Основная часть занятия
Демонстрируется карточка со схемой предлога «МЕЖДУ». Ребёнок рассматривает и запоминает изображение.
- Предлог «МЕЖДУ» мы говорим тогда, когда и справа и слева от предмета есть ещё какие-то предметы. Посмотри на крестик. Слева – ёлка, справа дом, а крестик между ними, посередине. Посмотри на схему предлога «МЕЖДУ». Здесь шарик находится между кубиками.
Упражнение «Что изменилось?»
На столе стоят две игрушки (машинка и пирамидка). Педагог предлагает запомнить их и закрыть глаза. В это время он добавляет третью игрушку (матрёшку) между машиной и пирамидкой.
- Открой глаза. Что изменилось? Закрой глаза еще раз! (Снова меняет игрушки местами.) Где теперь стоит машина? И т.д.
Упражнение «Вспомни сказку «Репка»
- Назови, кто за кем тянул репку. А теперь скажи, между кем стояла Бабка? Внучка? Жучка? А можно про Мышку сказать, что она стояла между кем-то? Почему? Потому, что с одной стороны была Кошка, а с другой никого не было. Не забывай, что предлог «МЕЖДУ» мы говорим тогда, когда с двух сторон от предмета что-то или кто-то есть.
Порядок чисел
- Посчитайте до десяти. (Два – три раза) Вспомни счёт? А теперь слушай внимательно вопрос. Между какими числами стоит число 7? 5? 2? и т.д.
Работа с картинками или игрушками. Педагог предлагает ребенку взять по три игрушки (картинки), расставить их на столе в ряд и составить предложения с предлогом «МЕЖДУ».
3. Итог занятия
КАРТОЧКА № 23
Предлог ЧЕРЕЗ
Цели: Познакомить детей со значением предлога «ЧЕРЕЗ» и его схемой. Учить детей правильно употреблять предлог «через» с существительными в винительном падеже. Развивать воображение.
Оборудование: скакалка, карточки со схемой предлога, сюжетные картинки, зайка-бибабо.
Ход
1. Организационный момент
Педагог предлагает ребёнку попрыгать через скакалку.
- Что ты делаешь? (Прыгаю на скакалке). Правильно ли ты сказал? Предлог «НА» говорим тогда, когда предмет находится на поверхности. Значит, ты должен положить скакалку на пол, сам встать на неё и прыгать на ней. Так ли ты делал? (Нет.) А теперь внимательно послушай, как правильно нужно сказать. Ты прыгаешь через скакалку. Какое слово ты услышал? («ЧЕРЕЗ»).
2. Основная часть занятия
- Предлог «ЧЕРЕЗ» мы говорим тогда, когда кто-то или перешагивает, или перепрыгивает, или перелетает через какой-то предмет. Демонстрируется карточка со схемой предлога «ЧЕРЕЗ». Ребёнок рассматривает и запоминает изображение.
Упражнение «Зайка-попрыгайка»
- К нам кто-то собрался в гости. Он просит отгадать загадку. Если ты отгадаешь ее, гость придёт к нам.
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Зайка)
Педагог показывает игрушку и обыгрывает ее действия («прыгает» через кубик, через стол, через стул и т.д.). Ребёнок называет, через что прыгал зайка.
Составление предложений по представлению.
Составление схем предложений
- А через что может скакать зайка в лесу? Составь предложения.
Зайка скачет через пенёк. – Составляется схема предложения.
- А теперь сделаем это предложение длиннее. Серенький Зайка скачет через пенёк. Подходит теперь наша схема к этому предложению? (Нет.) Что нужно сделать? (Вставить ещё одно слово-домик.)
- Придумай ещё предложение про Зайку с предлогом «ЧЕРЕЗ»? (Работа проводится аналогично.)
Работа с карточками.
Ребёнку дают карточки со схемой предлога «ЧЕРЕЗ» и сюжетные картинки.
- Составь предложения по картинкам и схемам.
КАРТОЧКА № 24
Предлог ПРЕДЛОГИ
контрольно-проверочное занятие по теме
Цели: Уточнить понимание детьми предлогов. Проверить правильность употребления предлогов и надежных окончаний в речи детей. Проверить умение детей составлять предложения по заданному предлогу и схеме к ним.
Оборудование: картинка «Машина», схемы предлогов, картинки: избушка, дерево, скамейка, птичка, кошка, дед, забор, сюжетные картинки, домики.
Ход
1. Организационный момент
- Вот машина. Кто «в» машине? Кто «на» ней? А кто «под» ней? Кто здесь «за»? А кто здесь «перед»? У машины и под ней? (Ребёнок отвечает.) Какие предлоги ты услышал?
2. Основная часть занятия
Дидактическое упражнение «Назови схему»
Педагог выставляет на доску схемы предлогов и просит ребёнка вспомнить их и правильно назвать.
Дидактическая игра «Дополни рассказ»
Сначала педагог предлагает ребёнку назвать предметы, находящиеся на столе, а потом рассказывает историю с одновременной демонстрацией действий. Ребёнок должен дополнить рассказ маленькими словами.
Дедушка вышел (откуда?) из избушки и сел (куда?) на скамейку, (под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка и звонко пела. Услышала её кошка. Вышла (откуда?) из-за угла дома, подкралась (к чему?) к дереву и прыгнула (за кем?) за птичкой. Но птичка улетела (откуда?) с дерева и села (куда?) на скамейку (около кого?) около дедушки. А кошка не унимается, как выскочит (откуда?) из-под скамейки, но опять мимо. Птичка вспорхнула, пролетела (над кем?) над дедушкой, перелетела (через что?) через забор и скрылась из виду.
Дидактическая игра «Выбери картинку»
Педагог выставляет на доску пять сюжетных картинок и карточки со схемами предлогов. Ребёнку нужно выбрать ту картинку, по которой можно составить предложение с предлогом «над»; «из-под»; «из-за»; «из»; «с» и т.д. Ребёнок делает выбор и составляет предложение. Затем составляет схему предложения.
3. Итог занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по формированию представлений о времени у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
Время и пространство – наиболее трудные категории для усвоения дошкольниками, потому необходимо уделять им особое внимание. Время очень специфично, оно всегда в движении, оно нематериально, дети не мо...
Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речиявляется одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решениеэтой задачи предполагает умение грамматически ...
Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
В работе описаны методы работы по обследованию формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР...
Использование наглядного моделирования в формировании навыков правильного построения предложений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Одной из основных задач в системе логопедических занятий является развитие навыков правильного построения предложений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста. ...
Картотека занятий по формированию навыков правильного употребления предлогов у детей с ТНР старшего дошкольного возраста
Одним из направлений коррекционной работы по формированию лексико- грамматических категорий у детей является обучения пониманию и правильное употребление предлогов....
Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР старшего дошкольного возраста »
В материале используются пособия Ж.Травкиной по формированию слоговой структуры слова....
"Формирование правильного употребления предлогов у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствамии с НОДА
В статье описывается работа по формированию правильного употребления предлогов у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами с НОДА....