Конспект подгруппового занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Крапивницкая Елена Евгеньевна

Конспект подгруппового занятия "Звук К . Буква К"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_podgruppovogo_zanyatiya_s_detmi_5.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное                                                 дошкольное образовательное учреждение

детский сад №123 комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

Конспект подгруппового занятия

с дошкольниками  5 лет с ТНР  

ОНР(3 уровень речевого развития).

Составила учитель- логопед

Крапивницкая Е.Е.

Санкт- Петербург

  Конспект подгруппового занятия с дошкольниками 5 лет

         с  ТНР  ОНР 3 уровень речевого развития

 

Направление: Развитие фонетико – фонематических процессов.

Логопедическая тема: Звук «К» и буква К.

Лексическая тема: «Домашние животные».

Грамматическая тема: Согласование существительных с прилагательными.

Цель: Формирование аккустико – артикуляционного образа звука «К». Формирование оптического образа буквы К.

Задачи:

  1. Развитие артикуляционной моторики.
  2. Закрепление правильной артикуляции звука «К».
  3. Развитие фонематического восприятия.
  4. Развитие фонематического анализа и синтеза.
  5. Развитие фонематических представлений.
  6. Развитие умения согласовывать существительные с прилагательными.
  7. Развитие мелкой и общей моторики.
  8. Развитие логического мышления.
  9. Развитие зрительно – пространственной координации.

    10.Развитие зрительного внимания.

    11. Развитие связной речи.

    11.Воспитание умения работать в коллективе.

Оборудование: предметные картинки (на звук «К»), магнитная доска, зеркало у каждого ребенка, фишки, красный и синий домик, шапочки со звуками, мяч, лист бумаги, доска, буква  «К» из пластмассы у каждого ребенка, синельная проволока, камушки Марблс. Схемы предложений.

 

                                       Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята!

Сядет тот, чье имя начинается со звука «А», потом сядет тот, чье имя начинается со звука «И», со звука «Д». А теперь сядут все остальные.

  1. Основная часть.

Я знаю, что вы любите отгадывать загадки , попробуйте отгадать те, которые я вам сейчас загадаю.

- Посреди двора стоит копна.

 Спереди -  вилы, сзади  - метла.

                                               (Корова)

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

                                         (Кот)

С бородой, а не старик,

С рогами , не бык,

Доят, а не корова.

                                   (Коза)

(Выставляются картинки с изображением коровы, козы, кота).

1)Определение  темы занятия.

Какой первый звук в словах кот, корова, коза.

-Как вы думаете, о каком звуке мы будем сегодня говорить?

-Посмотрите, кто это к нам пришел?

Выставляется кукла Незнайка.

Давайте вместе с Незнайкой произнесем звук «К», но для этого нам надо переместиться на зеркальную поляну.

        2) Характеристика звука «К» по артикуляторно – акустическим признакам.

-Возьмите зеркала, произнесите звук «К», посмотрите, в каком положении наши губы, зубы, язычок.

- Поднесите ладошку ко рту и вы почувствуете, как струя воздуха толчком выходит изо рта.

-Это звук согласный. Каким кружком мы его обозначим?

-В каком домике он будет жить? Положите руку на горлышко и снова произнесите звук «К».  Молчит горлышко или звучит?

-Значит звук какой?

(показывает детям перечеркнутый колокольчик)

-Скажите Незнайке, какой звук «К»?

3) Развитие фонематического восприятия.

-Незнайка предлагает вам сыграть в игру:«Поймай звук»

(Логопед произносит звуки, слоги, слова)

4). Фонетическая ритмика.

 Какие звуки живут в красном домике? Почему они называются гласными? Давайте споем их вместе.

     5) Развитие фонематического синтеза.

      - Незнайка знает, что вы дружные ребята.

- Давайте посмотрим, дружит ли звук «К» с гласными «А», «О», «У».

-Попробуем. «Ловите звуки, скажите, что получается?»

К – А.           К – О.          К – У                      К – Ы

-Молодцы!

-Развитие мелкой моторики.

Дети встают за спинки стульев и играют с пальчиками: пальчики здороваются, при этом проговариваются слоги со звуком «К»

5) Развитие фонематического анализа. (На уровне слога)

Игра «Живые звуки»

На столе лежат шапочки с картинками, на них изображены предметы, начинающиеся  со звуков «А», «О», «У» «К». Каждый ребенок надевает выбранную им шапочку. Определяют с какого звука начинается предмет нарисованный на шапочке.

Логопед предлагает детям построиться звуками в той последовательности, в которых их называют: АК, ОК, УК, КА, КО, КУ, КЫ.

-Молодцы!

-А теперь садитесь на места. Возьмите конверты, достаньте карточку и фишку.

6) Развитие фонематического анализа.

(Определение позиции звука в слове. Начало, конец, середина)

Игра «Разноцветный сундучок».

-« Я картинку положила в разноцветный сундучок, ну- ка Оля, загляни, достань картинку назови, есть там звук «К» и где он стоит?»…

     7) Развитие  зрительного внимания.

(на магнитной доске картинки: кот, кролик, козел, лошадь)

-Какая картинка заблудилась?

-Кто скажет вслух, какая картинка заблудилась?

-Почему?

Выставляются картинки:

(Кот, коза, корова, поросенок)

-Какая картинка заблудилась?

-Почему?

8).  Развитие фонематического анализа.

-Ребята, покажем Незнайке, как мы составлять схемы слов  при помощи кружочков. Игра «Составь слово»

На доске картинка «Кот»

 Составьте схему слова : « Кот».

Назовите звуки.

- Молодцы!

9) Физ. Минутка.

А теперь покажите, как котик выгибает спинку, как он потягивается, ищет мышку, вот он увидел мышку, выпустил коготки, и, прыг за ней.

Покажите, как котик умывается язычком.

   10)Развитие связной речи  (на уровне предложений)

-Незнайка не умеет составлять предложения.  А мы ведь с вами умеем. Научим Незнайку?

Раздает предметные картинки и предлагает составит предложения ).

-Незнайка тоже придумал предложение. Послушайте. Правильно?

-Кот пьет  усатый   молоко..

-Выложите при помощи палочек это предложение.

-Сколько слов в предложении.

-Назовите первое слово, второе, третье, последнее.

11) Формирование оптического образа буквы «К»

-Звук «К» на письме мы обозначаем буквой «К»

(Логопед на доске пишет букву «К»)

-Посмотрите, из каких элементов состоит буква «К»?

-Из каких?

-Молодцы!

-Послушайте стихотворение, оно поможет вам запомнит букву «К»

Два столба стояли рядом.

Вдруг один переломился

И к другому наклонился.

-Возьмите букву «К», обведите пальчиком, нарисуйте в воздухе букву «К»

-Выложите букву из палочек, камушков Марблс, из синельной проволоки.

-Молодцы!

12)Развитие зрительно – пространственной координации.

Игра «Буква- непоседа»

-Возьмите лист бумаги, положите букву «К» на середину листа, а теперь передвиньте букву «К» в правый верхний угол, а теперь в левый верхний угол и т.д.

- Молодцы!

- Вы многому научили Незнайку. Нео ему пора возвращаться в свою сказочную страну.

  1. Итог занятия. Рефлексия.

-Кто у нас сегодня был в гостях?

-С каким звуком мы сегодня познакомились? Чем занимались на занятии? Какую букву узнали? Что вам показалось трудным? Что было легким? Вам понравилось наше занятие? Какое у вас настроение?

-Индивидуальная положительная оценка деятельности детей.

 

Здороваются.

Садятся.

Отгадывают загадки.

Первый звук «К»

Мы будем говорить о звуке «К».

Берут, произносят звук «К» Анализируют положение арт.органов.

Приходят к выводу, что звук согласный.

Синим

В синем

Молчит.

Глухой

 

Согласный, твердый, глухой.

Услышав звук «К» дети хлопают в ладоши.

Гласные

«Тянут» гласные звуки и производят движения руками.

По очереди «ловят», произносят КА, КО, КУ, КЫ.

Играют с пальчиками.

Выбирают шапочки, называют звук.

Строятся.

Садятся, достают карточки и фишки.

Это кот. В слове «кот», звук «К» стоит в начале слова.

Дети при помощи фишки определяют позицию звука в слове.

Дети по очереди отвечают логопеду на ухо.

-лошадь. Нет звука «К»

-поросенок. Звук «К» стоит в конце слова.

Выкладывают кружки.

Анализируют слово

Показывают, прыгают

Показывают (упражнение «Качели»)

-Да

Дети составляют предложения по картинкам

Нет

Исправляют.

-Усатый кот пьет молоко.

Составляют схемы, анализируют.

 

Из трех элементов

Из одной длинной палочки и двух коротких.

Обводят, рисуют.

Выкладывают.

Перемещают букву «К» по листу бумаги.

Прощаются с Незнайкой.

Отвечают.

Показывают мимикой настроение.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята»

       План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи  детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята» в страшей группе предназначен для педагогов, ...

Конспекты подгрупповых занятий

Постановка звука Л Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях...

конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков [Р, РЬ] для детей 6-7 лет

Сюжетное занятие для детей 6-7 лет, на конец учебного года. Автоматизация звуков [Р, РЬ] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.В конспект включены пальчиковая игра, физ. минутка. с...

Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР на тему: "Звуки А-У-И".

Занятие направлено на практическое закрепление четкого произношения и различения гласных звуков по беззвучной артикуляции, описанию артикуляционного уклада; на закрепление навыков звукового анализа сл...

Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР на тему: "Цветущие комнатные растения (фиалка)".

Занятие направлено на закрепление и расширение представлений о комнатном растении - фиалке, его внешнем виде, особенностях ухода за ним; на расширение и активизацию словаря по теме (растение, стебель,...