конспект занятия "День Знаний"
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему
Тема: «Страна Знаний»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»:
«Физическое развитие»:
«Социально-коммуникативное развитие»:
«Художественно-эстетическое развитие»:
Цель: развитие речи детей 6-7 лет с речевыми нарушениями.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Расширять и уточнять представления детей о школе и празднике «1 сентября. День Знаний»; создавать положительное отношение к школе;
- Активизировать словарь по школьной теме;
- Совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными, образование множественного числа существительных, образование однокоренных слов,);
- Развивать навык фонематического анализа слова;
- Учить образовывать сложносочиненные предложения;
- Развивать навык восприятия и воспроизведения различной интонации предложения (повествовательной и вопросительной);
- Развивать навык восприятия и воспроизведения логиче6ского ударения в предложении.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать связную речь;
- Развивать зрительное внимание и восприятие;
- Развивать тонкую и общую моторику;
- Развивать умение подбирать рифму и логически отвечать на вопрос;
- Развивать творческое воображение;
- Развивать речевой слух, память;
Коррекционно-воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности;
- Способствовать развитию умения соблюдать правила во время игры;
- Создавать условия для стимулирования творческого воображения.
Словарь:
Существительные: осень, сентябрь, день знаний, школа, учитель, ученик, перемена, звонок, школьные принадлежности, учебник, линейка, пенал, ручка, тетрадь, дневник, портфель, звонок, остановка, вопрос и другие.
Прилагательные: осенний, особый, радостный, счастливый, долгожданный, интересный, внимательный, образованный, умный, школьный, звонкий, увлекательное, удивительный и другие.
Глаголы: отмечать, слушать, учить, читать, решать, писать, звенеть, не перебивать, отдыхать, не кричать, помогать, получать, делать, брать, отвечать, петь, рисовать и другие.
Оборудование. Запись песни «Учат в школе»; песни «Дружба» группы «Барбарики» электронная презентация»; макет автобуса, мягкие кубики с буквами Ш, К, О, Л, А; трехцветные кубики для фонематического анализа слова, школьные принадлежности: портфель, ручки, карандаши, точилки, линейки, учебники, тетради, дневники, пеналы; зеркало, бусы, мягкие игрушки, пластмассовый пистолет, кукла, колокольчик; мяч; полоски для выкладывания схемы предложения, вопросительные знаки и точки; смайлики с эмоциями.
Предварительная работа. Просмотр электронной презентации «1 сентября. День Знаний». Чтение детской классической литературы: А. Барто «Я выросла», «По дороге в класс», «В школу», В. Драгунский «Заколдованная буква», С. Михалков «Школа». Проведение детского праздника «День знаний» с приглашением детского творческого коллектива.
Ход занятия.
Организационный момент.
Цель: Создание эмоционально положительного фона, настроя на работу.
Дети входят в кабинет под песню «Учат в школе, учат в школе, учат в школе» на слова М. Пляцковского, музыку В. Шаинского. Дети останавливаются в центре кабинета возле логопеда.
Логопед. Доброе утро, ребята!
День у нас сегодня необычный. Взгляните в окно.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится,
Если дождик льётся.
Это время года …?
Дети. Осенью зовется.
Логопед. Точно, осенью зовется. А что же происходит в самый первый день осени?
Дети. Дети осенью идут в школу.
Логопед. Правильно, дети 1 сентября идут в школу за новыми знаниями. И вы ровно через год станете школьниками и пойдете учиться в школу. А пока мы еще немного побудим дошколятами, согласны?
Дети. Да, согласны.
Ну, а раз день у нас сегодня необычный, я предлагаю отправиться нам всем вместе в увлекательное путешествие. Посмотрите, какой красивый автобус к нам приехал. Прочитайте, что на нем написано.
Дети читают надпись на автобусе: «Страна знаний».
Логопед. Правильно «Страна знаний». А вам хотелось бы прокатиться в эту удивительную страну?
Дети. Да, хотелось бы.
Логопед. Ну, тогда приглашаю всех в увлекательное путешествие. Присаживайтесь поудобнее.
Дети садятся в «автобус». Логопед звонит в колокольчик.
Логопед. Этот звонкий колокольчик, почти как школьный звонок, будет нас сегодня предупреждать о том, что автобус приехал на новую остановку. Итак, готовы?
Дети. Готовы!
Логопед. Тогда в путь!
Звучит продолжение песни «Учат в школе».
Основной этап.
Логопед звонит в колокольчик.
Логопед. Ребята, а как же мы поедем в страну знаний? Мы же с вами не знаем, как дети ведут себя в школе. Или все-таки у вас есть какие-то предположения?
Дети. На уроке надо слушать учителя, быть внимательным, не отвлекать соседа, на переменах не толкаться, нельзя кричать, надо здороваться с другими учителями.
Логопед. Правильно, но все ли знают эти правила, мы сейчас и проверим.
Проводится словесная игра «Правила поведения в школе»
Цель: Развитие слухового внимания, речи, мышления, чувства рифмы.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и… (внимательным)
Все пиши, не отставая,
Слушай не… (перебивая)
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все… (понятно).
Если хочешь отвечать
Надо руку …(поднимать).
На математике считают,
На перемене …(отдыхают)
Если друг стал отвечать,
Не спеши …(перебивать)
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно …(руку).
Знай, закончился урок,
Коль, услышал ты… (звонок).
Чтоб не тревожились врачи,
На перемене не …(кричи).
Логопед. Очень хорошо! Вы все правильно рассказали о правилах поведения в школе. Что делать не нужно в школе, мы с вами уяснили. А что же все-таки в школе ребята делают? (Звонит в колокольчик). Автобус наш делает остановку. А мы с вами выйдем и встанем в круг. Давайте мы еще раз назовем, что ученики делают в школе.
Игра «Подбери слово-действие»
Цель: активизация глагольного словаря.
Логопед приглашает детей выйти в центр кабинета, встать в круг и по кругу передавать мяч, называя слово-действие.
Логопед. Давайте скажем, что же делают ученики в школе?
Дети. Слушать, учиться, здороваться, заниматься, рисовать, писать, считать, читать, запоминать, петь, рисовать, отдыхать, бегать и т.д.
Логопед. Молодцы, смотрите, как много мы узнали о том, чем занимаются дети в школе. Но, нам пора в дорогу. Занимайте свои места.
Дети садятся в автобус, звучит продолжение песни «Учат в школе». Логопед звонит в колокольчик. На доске появляется слайд с изображением остановки под названием «Школа».
Цель: развитие фонематического анализа слова.
Логопед. А мы подъехали к остановке.
Логопед. Ребята, выходите из автобуса. Посмотрите, какие интересные кубики лежат на полу! На них какие-то буквы. Давайте внимательно на них посмотрим, может быть у нас получится выложить из них слово.
Дети с логопедом выходят из автобуса. На полу разбросаны мягкие, большие кубики с буквами Ш, К, О, Л, А. Дети выкладывают слово «школа» на полу. Если у них не получается, логопед дает подсказку.
Логопед. Ребята, это слово вы чаще других слышали в той песне, под которую входили в кабинет и ехали в автобусе.
Дети. Это слово «Школа».
Логопед. Верно, школа. А что же такое школа?
Дети. Это место, где дети учатся, получают новые знания.
Логопед. А сколько звуков в этом слове?
Дети произносят все звуки по порядку и считают их.
Дети. Пять звуков.
Логопед. Молодцы, все верно. А теперь разбейтесь на пары и постарайтесь выполнить задание: на полу лежат кубики трех цветов, каждая пара должна будет выбрать нужное количество кубиков и составить звуковую схему к слову «школа». Задание выполняем на столах.
Дети выполняют задание. Логопед проверяет правильность выполнения задания.
Логопед. Давайте проверим, все ли справились с заданием?
На доске появляется слайд с изображением школы и четырех звуковых схем к слову «школа». Дети выбирают правильную, остальные исчезают.
Логопед. Отлично справились с заданием. Но нам уже пора ехать дальше.
Логопед звонит в колокольчики приглашает детей сесть в автобус. Звучит продолжение песни «Учат в школе».
Логопед. Следующая остановка «Пальчиковая разминка».
Цель: развитие ритма, развитие памяти, мелкой моторики, координации речи с движением.
Логопед. Ребята, вы так старались, выкладывали схемы из больших кубиков, наверное, ваши ручки немного устали. Давайте немного поработаем пальчиками, чтобы они немного отдохнули.
Дети с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику «В школу».
В школу осенью пойду. Там друзей себе найду, | Дети «шагают» пальчиками по коленям.
|
Научусь писать, читать, Быстро правильно считать. Я таким учёным буду! Но свой садик не забуду. | Загибают по одному пальчику на обеих руках |
Грозят указательным пальчиком правой руки |
Логопед. Ну что ж, хорошо размяли пальчики, а нам пора в дорогу.
Снова звучит песня «Учат в школе». Логопед звонит в колокольчик.
Логопед. Следующая остановка «Соберем портфель».
Цель: развивать умение отвечать полным предложением, образовывать сложносочиненные предложения.
Логопед приглашает детей выйти из автобуса. Вместе с детьми подходят к столу, на котором лежат школьные принадлежности вместе с различными другими предметами.
Логопед. Ребята, смотрите, кто-то забыл свои вещи. Здесь так много всего. И даже портфель кто-то оставил. Наверное, какой-то не очень прилежный ученик. Может мы ему поможем собраться в школу?
Дети. Да, давайте поможем.
Логопед. Тогда каждый из вас пусть возьмет по два предмета, один из которых обязательно пригодится в школе, а другой там не нужен, положит нужный предмет в портфель, а другой оставит в этой корзине. А про свои предметы вы должны сказать красивым полным предложением. Например, «В школе мне пригодится пенал, а погремушку я оставлю малышам».
Дети выбирают по два предмета.
1 ребенок. В школу я возьму тетрадь, а фонарик я оставлю в саду.
2 ребенок. В портфель я положу ручки, а мягкую игрушку я отдам младшему брату.
3 ребенок. В школу я возьму линейку, а мыльные пузыри буду пускать на улице и т.д.
Логопед. Ребята, а как одним словом назвать все те предметы, которые мы сложили в портфель?
Дети. Школьные принадлежности.
Логопед. Молодцы, отлично справились с заданием. Поспешим на следующую остановку.
Логопед звонит в колокольчик. Дети садятся в автобус.
Дети «едут» под песню «Учат в школе».
Игра «Составь предложение».
На доске появляется слайд с сюжетной картиной «Учитель ведет урок».
Цель. Развитие навыка составления предложений по сюжетной картине, развитие навыка воспроизведения интонации (повествовательной и вопросительной), развитие навыка воспроизведения логического ударения в предложении.
Логопед. Ребята, давайте внимательно посмотрим на то, что изображено на доске и попробуем составить красивые предложения.
1 ребенок. Учитель ведет урок.
2 ребенок. Дети поднимают руку.
3 ребенок. Ребятам нравится учится в школе.
4 ребенок. Идет урок математики и т.д.
Логопед. Очень хорошие предложения вы составили. А давайте попробуем посчитать количество слов в ваших предложениях и составить схемы этих предложений. Для этого снова разбейтесь на пары и подойдите к столам. Первое предложение: «Учитель ведет урок.»
Дети выкладывают схему предложения из полосок.
Логопед. Ребята, с какой буквы начинается предложение?
Дети. С большой, потому что начало предложения пишется с большой буквы.
Логопед. А какой знак вы поставили в конце предложения?
Дети. Точку, потому что это повествовательное предложение.
Логопед. А если в конце поставить вопросительный знак, каким станет это предложение?
Дети. Вопросительным.
Логопед. Верно, вопросительным. А как же оно будет звучать?
Дети. Учитель ведет урок?
Логопед. А какое слово Лиза выделила голосом?
Дети. Ведет.
Логопед. Попробуйте, теперь голосом выделить слово учитель.
Дети. Учитель ведет урок?
Логопед. Молодцы, а теперь слово урок.
Дети. Учитель ведет урок?
Логопед. Вот видите, ребята, слова в предложении остались одинаковыми, а в зависимости от того слова, которое вы выделили голосом, меняется смысл сказанного.
Логопед. Ну что ж, а мы продолжаем путешествие.
Следующая остановка «Семейка слов».
Цель: развитие умения образовывать однокоренные слова.
Логопед. Ребята, напомните мне еще раз, что делают дети в школе?
Дети. Учатся.
Логопед. А как называют детей, которые учатся в школе?
Дети. Ученики.
Логопед. А кто учит детей в школе?
Дети. Учитель.
Логопед. Как называются специальные книги, по которым занимаются ученики?
Дети. Учебники.
Логопед. А как называют человека, который много-много учился, очень много узнал, стал очень умным и образованным?
Дети. Ученый.
Логопед. Ребята, а вот говорят, что не ученье - тьма, а что-же тогда свет?
Дети. Ученье.
Логопед. Ребята, какие вы молодцы, какую большую семейку слов составили! А теперь у нас остановка «Спортивная», предлагаю немного подвигаться. Но прежде ответьте мне на один вопрос: какими должны быть ребята и в саду, и в школе?
Дети. Дружными.
Логопед. Правильно, дружными и никогда не сориться.
Звучит песня группы «Барбарики» Дружба.
Динамическая пауза.
Цель: развитие общей моторики, смена деятельности, развитие чувства ритма.
Дети выполняют движения под музыку за логопедом.
Логопед. Отлично подвигались, а пора к следующей станции.
Дети присаживаются на свои места в автобус.
Логопед. Станция «Математика».
На доске появляются слайды с различным количеством школьных принадлежностей.
Игра «Скажи по образцу».
Цель: Развивать умение согласовывать числительные с существительными, образовывать множественное число существительных, развивать элементарные математические представления.
Логопед. Давайте посчитаем предметы и точно назовем их. Например, одна точилка, три точилки, много точилок.
1 ребенок. Один пенал, три пенала, много пеналов.
2 ребенок. Одна ручка, две ручки, много ручек.
3 ребенок. Одна кисточка, четыре кисточки, много кисточек.
4 ребенок. Один карандаш, пять карандашей, много карандашей.
Если ребенок неправильно называет, логопед просит помочь остальных ребят и все вместе еще раз четко повторяют.
Итог занятия.
Цель: итог деятельности, развитие умения оценивать свое эмоциональное состояние.
Логопед. Молодцы, отлично справились с заданием. А наше путешествие в «Страну знаний» подошло к концу. Вам оно понравилось?
Дети. Да.
Логопед. Я со своей стороны хочу пожелать вам, в следующем году, когда вы пойдете в школу, очень хорошо учиться только на четверки и пятерки, слушать учителей, родителей, вырасти умными, добрыми, образованными людьми.
А сейчас я вам раздам по два смайлика, а вы, пожалуйста выберите тот, который соответствует сейчас вашему настроению.
Дети выбирают смайлики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к занятию | 2.9 МБ |
Подписи к слайдам:
«Школа»
Подбери схему к слову описание
Пальчиковая разминка
«Портфель»
«Семейка слов»
«Предложение»
Вернуться в начало презентации Составь предложение по картинке Учитель ведет урок. Дети решают примеры. Девочки тянут руку.
«Математика»
Один-много описание
Один-много описание
Один-много описание
Один-много описание
Один-много описание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "День знаний"
Материал поможет педагогам в доступной форме расширить и уточнить представления детей о празднике 1 сентября, о школе, закрепить понятие «школьные принадлежности»....
Конспект занятия "Знание и соблюдение правил пожарной безопасности"
Конспект занятия по ПБ...
Конспект "День знаний" для детей средней группы
Конспект составлен в целях дальнейшего развития речи детей, совершенствования знаний о таком празднике, как день знаний - 1 сентября, приучения детей к осознанию понятия "дружба", "взаи...
Конспект "День знаний"
Формировать у детей стремление принимать активное участие в подготовке и проведении праздника и при этом испытывать чувство веселья и радости....
Конспект "День Знаний"
Задачи:развитие интереса к школе, формировать представление детей о празднике «День знаний»,познакомить со школьными принадлежностями, их названием, назначением;упражнять в счёте до ...
Конспект "День знаний в средней группе детского сада"
Конспект«День знаний в средней группе детского сада» Воспитатель группы:Чулкова И.В. Цель: создание условий для адаптации детей после летних каникул.Задачи:- уточнить и рас...
Конспект "Древо знаний"
Цели:Определить уровень овладения детей звуковым анализом (определение последовательности звуков в словах, порядкового места звука в слове, умение различать на слух звуки гласные и согласные, твердые ...