индивидуальная программа для детей с ОНР (II уровня)
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

  Пустобрикова   Светлана  Владимировна

Главная цель составления индивиду­альной программы — разработка содер­жания коррекционной работы с ребен­ком, направленной на формирование возрастных психологических новообра­зований и становление всех видов дет­ской деятельности. Индивидуальная программа представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений работы с ребенком и с его родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma_dlya_detey_s_onr_-2_urovnya.docx80.91 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа                          для детей с ОНР  (II  уровня)

Учитель-логопед:  Шахова   С.В.

 

Пояснительная записка

В последнее время мы можем наблюдать, как стремительно меняется отношение общества к теме: статус ребенка с ограниченными возможностями. Внедрение альтернативных форм коррекционно-педагогической помощи  таким детям, в случаи выявления детей с трудностями в обучении,  обусловленные тяжелыми нарушениями речи, оказавшихся в несоответствующих условиях воспитания и обучения, требуют со стороны специалистов-логопедов,  индивидуального подхода к коррекционно-педагогическому процессу обучения и воспитания этих детей (их изучение, организацию и проведение коррекционных занятий, разработку индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания).

         Главная цель составления индивидуальной программы — разработка содержания коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становление всех видов детской деятельности. Индивидуальная программа представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений работы с ребенком и с его родителями.

Главная цель посещений ребенка с ограниченными возможностями здоровья – научить его двигательным и социальным навыкам, основам грамоты и счета (например, одевание, умывание, умение пользоваться столовыми приборами, обращаться с деньгами, делать покупки и приготавливать пищу, пользоваться телефоном, транспортом и так далее).

Главная задача воспитания - формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Обучение - процесс, основная цель которого состоит в развитии способностей ребенка. Отделить эти два процесса практически невозможно: воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем и наоборот.

«Индивидуальная программа» составлена на основе   программы коррекционной работы: Н.В. Нищева  Примерная адаптационная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет, изд. третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС  ДО  - Санкт – Петербург, Детство-Пресс, 2015 г.

Согласно этой программы коррекционная работа в старшей и  подготовительной логопедических группах   осуществляется на:

 •    фронтальных  занятиях,

                                      •    подгрупповых  занятиях,

                                         •    индивидуальных  занятиях.

Фронтальные логопедические занятия в старшей и подготовительной группах включены в общую сетку занятий, проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня, что соответствует требованиям СанПин. Их содержание направлено на развитие фонематического слуха детей, развитие их лексико-грамматических категорий, связной речи и пронизано лексико-тематическим планированием.

Дети с ОНР помимо  фронтальных логопедических занятий, посещают так же подгрупповые логопедические занятия, которые проводятся в первой и второй половине дня, по своему содержанию дублируют фронтальные, уточняя и закрепляя речевые умения  и навыки детей.

На индивидуальных занятиях осуществляется коррекция нарушенного звукопроизношения детей: постановка звуков, их автоматизация  и развитие фонематического слуха детей-логопатов, проводятся в первой и второй половине дня.

Работа учителя-логопеда по коррекции и развитию речи строится по следующим направлениям:

•        коррекция нарушенного звукопроизношения,

•        развитие просодической стороны речи и речевого дыхания,

•        формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе,

•        уточнение, обогащение и активизация лексического запаса,

•        формирование грамматических представлений,

•        развитие связной речи,

•        развитие мелкой моторики пальцев рук.

Медицинский диагноз: По  заключению ПМПК установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными тяжелыми нарушениями речи (ОНР II уровня).

Краткая психолого-педагогическая характеристика

При  втором уровне ОНР  речевая активность ребенка возрастает, активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Содержание коррекционно-развивающей работы:

1 часть: условия воспитания

        Всем взрослым необходимо соблюдать единые требования к воспитанию и обучению ребенка.

  1. Укреплять здоровье ребенка и четко выполнять режим дня. Занятия проводить в первой и второй половине дня после сна (спустя 30 мин). Продолжительность занятий на начальном этапе — 10-15 мин, далее постепенно увеличивать время до 20-30 мин. В вечернее время следует с ребенком порисовать, почитать ему книжку, погулять. Недопустимо проводить перед сном активные, подвижные, возбуждающие малыша игры.

       2.  У ребенка должно быть два комплекта игрушек. Один — для свободной игры.

Второй комплект игрушек — для занятий; он должен находиться в недоступном для мальчика месте, использоваться только во время занятий. Игрушки и пособия в нем необходимо периодически менять и подбирать в зависимости от поставленных педагогических задач.

       3. Важно формировать у ребенка способы передачи общественного опыта. Так, если ребенок не может выполнить задание по вашей просьбе, необходимо показать ему, как его следует выполнить. Если он все равно не готов его выполнить, помогите ему, беря его руки в свои и действуя совместно.

2 часть: содержание педагогической работы по направлениям

  1. Развитие общей моторики.
  2. Развитие мелкой моторики.
  3. Развитие артикуляционной моторики.
  4. Развитие зрительного восприятия.
  5. Развитие графических навыков.
  6. Интеллектуальное развитие.
  7. Формирование продуктивных видов деятельности:

- изобразительная деятельность

-  театральная деятельность

- конструктивная деятельность

-  социально – эмоциональное развитие

-  речевое развитие.

3 часть: рекомендации для родителей

1. Проводить массаж пальцев рук (2-3 раза в день).

2.  Завести дневник наблюдений или дневник выходного дня.

3.  Оформить фотоальбом.

4.  Создать альбом детских поделок. При проведении занятий с ребенком родители должны учитывать следующее:

•   инструкции к заданиям должны быть краткими и понятными;

•  все действия должны сопровождаться пояснением (комментарием), доступным для понимания смысла этих действий;

•  важно использовать игровую форму занятия или упражнения;

•  желательно в ходе занятия переключать ребенка на разные виды деятельности, например, использовать следующие формы: обучающая игра на полу, действия за столом, подвижная игра и т.д.;

•  в ходе выполнения задания можно переключать внимание ребенка с одной задачи на другую (разложи кубики по цвету, а теперь по форме, вот так, как я);

•  при затруднениях следует использовать совместные действия, жесты с речевым сопровождением, действия по подражанию и образцу, а также речевую инструкцию;

5.  Необходимо проводить  дыхательную и артикуляционную гимнастику.

6. Дыхательные упражнения выполняются в положении стоя в естественной позе, не напрягаясь.

7.  При выполнении  комплекса артикуляционных упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность – от простых  упражнений к более сложным.

8.  На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.

9.  Количество повторов каждого упражнения  от 2 до 10-15 раз.

Планирование игр для развития общей моторики детей.

Месяц

Тема

Общая моторика

Октябрь

Части тела

1. Ах, как Ванечку, да хорошего, я люблю... (массаж)

2.  Где же наши ручки? (речь с движениями)

Семья

3.  Кто у нас хороший? (речь с движениями)

4. Ладушки (движения рук)

Осень

5. Дождик (ходьба, стараться, быстрым бегом)

Овощи

6. Огурчик (речь с движениями, бег)

Ноябрь

Фрукты

7. Веточка с яблоком (перешагивание)

Одежда, обувь

8. Натягиваем сапожки (релаксация)

Игрушки

9. Деревянные солдатики — тряпочные куклы (релаксация)

Посуда

10. Чистим кастрюлю (релаксация)

Декабрь

Домашние животные

11. Котята (ходьба, ползание)

Домашние птицы

12. Подними ладошки выше... (речь с движениями)

Дикие животные

13. Как на елке снег (ходьба)

Зима, Новый год

14. Елочка (движения по кругу)

Январь

Зима

15. Идем по сугробам (ходьба высоким шагом)

Зимние развлечения

16. Снежная горка (лазание по лесенке)

Вода, ее свойства

17. «Лед да лед» (ходьба на внешней стороне стопы)

Зимующие птицы

18. Вороны (прыжки с продвижением вперед)

Февраль

Машина, поезд

19. Паровоз (ходьба топающим шагом друг за другом)

Кораблик

20. Плывет, плывет кораблик (переступание с ноги на ногу с покачиванием)

Самолет

21. Самолет летит (легкий бег с вытянутыми в стороны руками)

Транспорт

22. Машина, машина идет, гудит (ходьба топающим шагом в свободной ориентировке)

Март

Повар, врач

23.  В понедельник мы стирали (имитационные движения).

24. Доктор, доктор... (имитационные движения в соответствии со словами стихотворения)

Части суток

25. Ходьба в свободной ориентировке

Дом

26. Вот построен новый дом (бег друг за другом, прыжки)

Апрель

Весна

27. Перепрыгивание через ручеек (прыжки)

Дикие животные весной

28. Змейка (ходьба змейкой между кеглями или стульчиками)

Птицы весной

29. Запели капели (бег в свободной ориентировке)

Май

Деревья

30. Дует ветер нам в лицо (речь с движениями, релаксация)

Цветы

31. Светит, светит солнышко (имитационные движения)

Насекомые

32. Жуки (бег в свободной ориентировке)

Планирование работы по развитию мелкой моторики

Месяц

Тема

Мелкая моторика

Октябрь

Части тела

1.  Пальчиковая игра «Пальчик о пальчик».

2.  Выкладывание ручек, ножек из палочек нарисованному человечку.

3.  Разложить в корзиночки желуди и шишки

Семья

1.  Пальчиковая игра «Это пальчик — дедушка».

2.  Нанизывание бусинок «Бусы для мамы».

3.  Разложить в разные мисочки фасоль и горох

Осень

1.  Массаж. Игра «Дождик» (ударять пальчиками одной руки по ладошке другой).

2.  «Дождик, лей» — пальчиковая игра.

3.  Надевать прищепки на изображение ежика. Игра «Ежиные колючки»

Овощи

1.  Массаж ладошек. Прокатывание колючего мяча-ежика между ладошками.

2.  Пальчиковая игра «Бежит ежик по дорожке».

3.  Пальчиковая игра «Туки-туки».

Ноябрь

Фрукты

1.  Пальчиковая игра «Яблочко с кулачок».

2.  Мозаика «Яблочко на яблоньке, под яблонькой»

Одежда, обувь

1.  Пальчиковая игра «Большие ножки».

2.  Разложи пуговицы большие и маленькие в разные коробочки.

3.  Продевание шнура в дырочку (шьем платье).

4.  Игра «Волшебный шнурок»

Игрушки

1. Сжимание маленьких резиновых мячей.

2.  Выкладывание домика для куклы по контуру

Посуда

1.  Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.

2.  Пальчиковая игра «Ну-ка, посчитай-ка».

Декабрь

Домашние животные

1.  Пальчиковая игра «Идет коза рогатая».

2.  Пальчиковая игра «Киска, как тебя зовут?».

3.  Пальчиковая игра «Теремок».

4.  Пальчиковая игра «Повстречались два котенка».

5.  Пальчиковая игра «Над нашей квартирой».

Домашние птицы

1.  Пальчиковая игра «Петушок».

2.  Мозаика «Цыплятки бегут за курочкой», «Цыплятки вокруг курочки».

3.  Разложить в разные мисочки горох и бобы.

Дикие животные.

1.  Пальчиковая игра «Хома-хома-хомячок».

2.  Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке».

3.  Разложи орешки в разные корзиночки: большие и маленькие

Новогодний праздник

1.  Пальчиковая игра «Пальчики сцепляются — елка получается».

2.  Пальчиковая игра «Большие и маленькие шары».

3.  «Собери бусы на елку» — нанизывание пластмассовых шаров на шнур.

4.  Мозаика — «Бусы на елку» — выкладывание ряда из мозаики

Январь

Зима

1. Игра с пластилином и горохом. Дорожки — выкладывание дорожки из гороха по пластилиновой основе.

2. «Снежные хлопья» отрывать маленькие кусочки белой бумаги.

3. Игры со шнуром. Короткая замкнутая кривая — снежок, длинная кривая — ком.

4. Снежинка из палочек по контуру.

5. Мозаика: дорожки в снегу

Зимние

развлечения

  1. Выкладывание палочек по косой «Горка» (по конь

контуру).

  1. Выкладывание трех кругов: большой, поменьше, маленький — «Снеговик»

Вода, ее

свойства

  1. Действия с губкой: собирание воды, выжимание губки.
  2. Действия с ниткой и подкрашенной водой.
  3. Переливание воды из кувшина в стакан

Зимующие

птицы

  1. Массаж грецкими орехами со словами.
  2. Пальчиковая игра «Птичка крылышки сложила».
  3. Пальчиковая игра «Пой-ка, подпевай-ка».
  4. Пальчиковая игра «Пит и Поль».

Февраль

Машина, поезд

  1. Пристегивание «колес» к изображению машины.
  2. Выкладывание рельс и шпал из шнуров и палочек

Кораблик, лодочка

  1. Пальчиковая игра «На опушке две избушки».
  2. Выкладывание волн из палочек по контуру.
  3. Пальчиковая игра «Пароход плывет по речке».

Самолет, вертолет

  1. Пальчиковая игра «Быстро лопасти крути».
  2. Облака из шнурков.
  3. Игра с пластилином «Солнышко» (солнышко из пластилина и палочек)

Профессии

  1. Массаж ладошек при перекладывании из руки

в руку толстой веревки со словами.

Март

Врач, повар

  1. Пальчиковая игра «Повар, повар...».
  2. «Соберем таблетки» — опускание пилюль в бутылочку

Время суток

  1. Пальчиковая игра «Солнышко встало».
  2. Пальчиковая игра «Целый день...».
  3. Игра с пластилином (повторение)

           Дом

  1. Пальчиковая игра «На полянке дом стоит».
  2. Мозаика «Дорожка к дому».
  3. Шнуры — «длинная дорожка, покороче, короткая»

           Весна

  1.  «Солнышко» — выкладывание палочек по контуру.
  2. Массаж со словами «динь-дон».

Апрель

Животные весной

  1.  Пальчиковая игра «Мальчик-с-пальчик».
  2. «Следы по дорожке» — выкладывание овалов с изображением следов зверей на дорожках

Птицы весной

  1. Пальчиковая игра «Пальчики — головка, крылышки — ладошка».
  2. Действия с короткими шнурами: «выложи червячка для птички» (по контуру)

Деревья

  1. Пальчиковая игра «Деревья и ветерок» .
  2.  Выкладывание дерева из палочек по контуру

Май

Цветы

  1. Пальчиковая игра «Наши яркие цветы»
  2. Выкладывание цветков из овалов (по контуру)

Насекомые

  1. Пальчиковая игра «Я веселый майский жук» .
  2.  Пальчиковая игра «Оса села на цветок» .
  3. Пальчиковая игра «Дарики-дарики, злые комарики

Планирование игр и упражнений по развитию артикуляционной моторики

Месяц

Лексическая тема

Звук(и)

Артикуляционные упражнения

Октябрь

Человек, семья,

«А»,

1. «Домик открываем — закрываем»

осень, овощи

«У»,

(опускание нижней челюсти).

«АУ»,

2. «Целуем мамочку» (вытягивание

«УА»

губ вперед).

 3. Блок «Открываем домик — целуем мамочку.

4. Блок «Целуем мамочку — открываем домик».

Ноябрь

Фрукты, одежда, обувь, игрушки, посуда

«И»,

«О»,

«ИО»,

«Н — Н'»

1.  «Заборчик для лошадки» (оскал).

2.  «Бублик» (округлить губы).

3.  Блок «Заборчик—бублик»; блок «Заборчик—бублик—домик».

4.  Блок «Заборчик — бублик — домик — целуем мамочку»

Декабрь

Домашние животные, домашние птицы, дикие животные, новогодний праздник

«М —М'» «П-Т»

«Б—Б'»

Захват губами салфетки, удерживание салфетки губами.

1) Лопающиеся пузыри (взрывное движение губами).

2)  Блок «Домик — заборчик — целуем мамочку»

1)  «Барабанчик» (взрывное движение губами с голосом).

2)  Блок «Домик—заборчик—бублик».

3)  «Блинчики»: «ПА-ПА-ПА» (ударяем верхней губой по спинке языка, лежащего на нижней губе)

Январь

Зима, зимние развлечения, вода и ее свойства, птицы зимой

«т—г -Д-Д'»

«К—К'-

г-г»

«К—К' —

г-г»

1)  «Кусаем блинчик» (покусывание кончика языка, лежащего на нижней губе).

2)  «Прятки» (язык лежит на нижней губе — отодвигается за нижние зубы — «язычок спрятался»).

3) «Горка» (выгарбливание языка с упором его кончика в нижние зубки)

Февраль

Машина, поезд; кораблик, самолет,

профессии людей, управляющих транспортом

«т-к -Д-г

Г—К' -

Д-Г

«X—X'»

«ы»

«э»

1) Язычок дружит с носиком (потянуться язычком вверх).

2) Язычок спрятался за зубки (верхние).

3)  «Молоточек» (язычок стучит по верхним зубкам).

1)  Блок «Домик—заборчик».

2)  «Лопатка» (широкий язык лежит на нижней губе).

3)  «Прятки» (язычок прячется за нижние зубки).

4)  «Горка».

1)  «Любопытный язычок» (движения языком вправо и влево).

2)  «Лопатка».

3)  «Прятки».

4)  «Горка».

1)  «Любопытный язычок».

2)  «Иголочка» (узкий язык).

3)  «Лопатка».

4)  Прятки

Март

Мама, повар, врач, воспитатель, время суток, дом, мебель

В—Ф», «В'—Ф'»

«йА» «йУ»

1)  «Расчесочка» (захват верхними зубами нижней губы).

2)  Блок «Лопатка—-иголочка».

3)  «Прятки».

1)  Блок «Домик—заборчик».

2)  Блок «Лопатка—иголочка».

3)  «Прятки». 4)«Горка»

1)  Блок «Домик — целуем мамочку».

2)  Блок «Лопатка—иголочка».

3)  «Прятки».

4)  «Горка».

5)  «Язычок выглядывает из домика» (просунуть сложенный трубочкой язычок между вытянутыми вперед губами).

Апрель

Мама, повар, врач, воспитатель, время суток, дом, мебель

«ЙЭ, ЙО»

1)  Блок «Домик—бублик».

2)  Блок «Лопатка—иголочка».

3)  «Прятки».

4)  «Язычок выглядывает из домика».

5)  «Мостик» (кончик языка упирается в нижние зубы)

Май

Весна, дикие животные весной, птицы весной

С

1)  Блок «Заборчик—домик».

2)  Блок «Лопатка—иголочка».

3)  «Прятки».

4)  «Язычок выглядывает из домика».

5)  «Мостик»

Планирование игр и упражнений для развития зрительного восприятия

Месяц

Тема

Содержание занятия

Октябрь

Человек, части тела

1.  Чего нет? Недостающие части тела, лица.

2.  Вот так! Много кубиков (дорожка, башенка), два кубика (кубик на кубик, далеко — близко), кубики разных цветов

Семья

1. Работа с пиктограммами: члены семьи; что делают

члены семьи.

2. Вот так! Нанизывание бус (шарики одного и разных цветов)

Осень

1.  «Парочки» (листики, грибочки).

2.  Выложи такую картинку: тучи, лужи, листики, дождь, грибы.

3.  Попади в ворота (два куба, один шар)

Овощи

1.  Сложи в желтую корзину желтые овощи, в зеленую — зеленые.

2.  Сложи из двух половинок овощ.

3.  «Парочки» (овощи).

4.  Контуры. Узнай овощ по контуру.

5.  Вот так! Упражнение с кругами — расположить круги по образцу

Ноябрь

Фрукты

1.  «Парочки» (фрукты).

2. Сложи фрукты в коробочку (по цвету).

3. Сложи из половинок (фрукты).

4.  Вот так! Занятия с кругами, шарами: шар на круге.

5.  Контуры. Узнай фрукт по контуру

Одежда, обувь

1. Разложи пуговки по коробкам (по форме, величине, цвету).

2.  Подбери заплатку.

3.  Подбери пару (на обуви), носочки.

4.  Вот так! Занятия с квадратами, кубами: разложить кубы

Игрушки

1. Найди игрушку (на, под, за...) на квадрат по цвету,

квадрат над кругом, под кругом.

2.  Вот так! Занятия с кругами, квадратами.

3.  Чего нет? (лапы у мишки...).

4.  Игрушки спрятались

Посуда

1. Подбери чашку к блюдцу.

2.  Посуда спряталась.

3.  Вот так! Занятия с кубиком, призмой: призма на кубике

Декабрь

Домашние

животные

1. «Парочки» («дикие животные»).

2. Животные спрятались.

3.  Вот так! Треугольник, квадрат, круг.

4.  Котик играет с клубочками.

5.  Найди угощение для собачки.

Домашние птицы

1. «Парочки».

2.  Птицы спрятались.

3.  Мозаика. Цыплятки бегут за курочкой, цыплятки вокруг курочки, цыплятки разбежались.

4. Лабиринт. Проводи цыпленка к маме.

5.  Разложи яички: большое — поменьше — маленькое

Дикие животные

1. «Парочки» («дикие животные»).

2. Животные спрятались.

3.  Одинаковые следы.

4.  Где спрятался зайчик?

5.  Кто едет в поезде? Определите животных по ушкам, по хвостикам.

6.  Найди другого зайчика.

7.  Вот так! Занятия с овалом. Составь из треугольников елочку

Зима, Новый год

1. Бусы на елкую

2.  Что в мешочке? Подарки — совмещенные контуры.

3.  Вот так! Кирпичики.

4.  Совмещенные контуры: игрушки на елке — защищенные контуры

Январь

Зима

1.  Нарисуй картинку: снежинка, деревья в снегу, дом в снегу.

2.  Вот так! Прямоугольник, полоски.

Зимние развлечения

1.  Вот так! Кирпичики (скамейка), кубы.

2.  Картинка «горка» (на горку, с горки, под горкой)

Вода, ее свойства

1.  Что изменилось (на катке)?

2.  Вот так! Цилиндры, вставные стаканчики.

3.  Куда плывут рыбки?

4.  Из каких фигур состоит кораблик? (Закрыть части кораблика соответствующими фигурами.)

Зимующие птицы

1.  На каких фигурах сидят птицы?

2.  «Парочки» («птицы»).

3.  Найди одинаковых птиц в кормушке

Февраль

Машина, поезд

1.  Найди одинаковые вагончики (по цвету).

2. Лабиринт.

3.  Какие фигуры везут машины?

4.  Кто едет в поезде? Узнать фигуру по фрагменту.

5. Длинная дорога, покороче, самая короткая

Кораблик

1.  Найди одинаковые кораблики.

2.  Из каких фигур состоит кораблик?

3.  Проводи кораблик по ломаной линии.

4.  Найди кораблик, который плывет в другую сторону.

5.  Вот так! Полоски

Самолет

1.  На что похожи облака?

2.  Найди самолет, который летит в другую сторону.

3.  След самолета. Найди кривую среди прямых.

4.  Вот так! Занятия со шнуром

Транспорт

1.  Составь самолетик, кораблик, паровозик из двух половинок.

2.  Вот так! Занятия с половинками

Март

Повар, врач

1.  Положи на тарелку круглые предметы, на поднос — овальные.

2.  Найди и сложи половинки овощей.

3.  Вот так! Цилиндр и конус (ракета)

Части суток

1.  Солнышко (высоко, пониже, низко).

2.  Найди половинки.

3.  Кубики  Никитина.

Дом

1.  Одинаковые дома.

2.  Лабиринт. Дорожка к дому.

3.  Построй дом (из фигур по контуру).

4.  Кубики Никитина.

Апрель

Весна

1.  Выложи картинку о весне (по образцу).

2.  Что изменилось? Сравнить картинки о весне, зиме.

3.  Вот так! Дорожка из палочек (прямая, ломаная); дорожка из шнура и палочек (прямая, кривая)

Дикие животные весной

1.  Найди животное (по силуэту, по контуру).

2.  Совмещенные контуры.

3.  Вот так! Кубики  Никитина.

Птицы весной

1.  Найди птичку (на дереве, на дорожке, под деревом, под скамейкой).

2.  Найди одинаковых птичек на дорожке.

3.  Кубики Никитина.

4.  «Парочки» (птицы)

Май

Деревья

1.  «Парочки» (листья).

2.  Вот так! Сложить изображение из четырех частей.

3.  Деревья по высоте.

4.  На дереве, под деревом, за деревом

Цветы

1.  Найди одинаковые цветы в букете.

2.  «Парочки» (цветы).

3.  Сложи цветок из одинаковых лепестков (круга и шнура).

4.  Кубики  Никитина.

Насекомые

1.  «Парочки» (насекомые).

2.  Кубики  Никитина (бабочка).

3.  Найди жучка, бабочку... (по картинке).

4.  Бабочка на.., под.., за...

Планирование работы по развитию графических навыков

Месяц

Тема

Графические навыки

Октябрь

Части тела

Горизонтальная линия — дорожка для Ани

Семья

Горизонтальная линия — веревка для сушки белья

Осень

Замкнутая кривая: лужа, туча. Вертикальные штрихи: дождь

Овощи

Две горизонтальные линии: грядки.

 Замкнутая кривая: картофель

Ноябрь

Фрукты

Яблоки на яблоньке. Замкнутая кривая в замкнутом пространстве

Одежда, обувь

Нарисуй:

—  ниточки — карандашами;

— шнурочки — маркерами

Игрушки

Мячик. Большой — маленький. Замкнутая кривая

Посуда

Тарелка. Большая — маленькая. Замкнутая кривая

Декабрь

Домашние животные

Сено в тачке. Штрихи в ограниченном пространстве

Домашние птицы

Крупа в тарелочке. Точки в ограниченном пространстве

Дикие животные

Следы на снегу. Рисование тампонами в ограниченном пространстве дорожки

Зима, Новый год

Шарики на елочке. Рисование тампонами методом прикладывания на ограниченном пространстве

Январь

Зима

Снежки. Рисование ватными тампонами равномерно по всей поверхности листа

Зимние развлечения

Ком для снеговика

Вода, ее свойства

Водичка в стаканчике. Штрихи в ограниченном пространстве

Зимующие птицы

Следы птичек на снегу. Рисование креста

Февраль

Машина, поезд

Шпалы — короткие вертикальные линии, пересекающиеся и горизонтальные линии.

Дым из трубы паровоза — произвольная кривая

Кораблик

Нарисовать фломастером замкнутую кривую внизу листа

Самолет

Облако — замкнутая кривая; след от самолета — произвольная кривая

Транспорт

Руль. Обводка по внутреннему трафарету

Март

Повар, врач

Мяч. Обводка по внутреннему трафарету. Мяч большой — маленький

Части суток

 Солнышко: дорисуй лучики — короткие и прямые — в разные стороны.

 Прикладывание ладошек, опущенных в краску

Дом

Дым из трубы, дорожка к дому. Произвольная кривая

Апрель

Весна

Ручейки. Две произвольные кривые

Дикие животные весной

Следы разной величины. Рисунок тампонами разной величины

Птицы весной

Следы птичек на земле. Крест (черный фломастер)

Май

Деревья

Листочки на деревьях. Примакивание (прикладывание всей кисточки к поверхности листа).

Цветы

Дорисуй стебелек к головкам цветов

Насекомые

Точечки на божьей коровке (маркером)

Планирование работы по интеллектуальному  развитию

Октябрь-

Декабрь

Развивать:

— функцию общения;

Дидактические упражнения: «Что лишнее?», «Подбери по смыслу».

— пространственное восприятие;

Дидактические игры:

«Сложи узор», «Лабиринты».

— зрительно-моторную координацию;

Дидактические упражнение

«Перерисуй картинки», «Мозаика».

— навыки обратного счета в пределах 10

Дидактическое упражнение

«Сосчитай наоборот»

Январь-

Развивать:

— целостность восприятия;

Дидактические упражнения «Сложи из частей» (6—7 частей),

— пространственное восприятие

«Пазлы» (20-50 шт.).

Дидактические упражнения: «Сложи узор», «Графические диктанты».

— слуховую память;

Дидактические упражнения: «Повтори фразы», «Цифровые ряды».

— умение решать устные задачи в пределах 5

Дидактическое упражнение

«Реши задачи»

Февраль

Развивать:

— зрительно-моторную координацию

Дидактические упражнение

Март

— переключаемость внимания;

— умение устанавливать причинно-следственные связи;

— умение решать устные задачи в пределах 10

«Перерисуй узор», «Умные клеточки».

Дидактические упражнения: «Корректурная проба», «Продолжи ряд». Дидактическое упражнение «Последовательные картинки» (серии из четырех частей).

Дидактическое упражнение «Составь и реши задачу»

Апрель

Развивать:

— переключаемость внимания;

— целостность восприятия;

— действие сериации;

— умение сравнивать картинки

Дидактические упражнения: «Красно-черные таблицы», «Найди и вычеркни». Дидактические упражнения: «Собери узор» (по образцу), «Собери из частей» (8—9 частей). Дидактическое упражнение «Продолжи чередование»(1— 3 признака). Дидактические упражнения: «Сравни картинки», «Найди такой же»

Май

Развивать:

— умение устанавливать причинно-следственные связи;

— переключаемость внимания;

— образную память;

— пространственное восприятие

Дидактическое упражнение «Последовательные картинки» (серия из 5—6 частей). Дидактические упражнения: «Проставь значки», «Найди и вычеркни». Дидактические упражнения: «Десять предметов», «Вспомни картинку». Дидактическое упражнение «Сложи узор»

Формирование продуктивных видов деятельности

Месяц

Задачи

Содержание

Ноябрь-

Декабрь

Развивать:

— целостность восприятия, воображение при прорисовывании образа;

— мелкую моторику при лепке из целого куска путем вытягивания, сплющивания, прищипывания

Дидактические упражнения: «Дорисуй», «Загадочные закорючки».

Лепка: «Котенок», «Щенок»

Январь-

Февраль

Развивать:

— пространственное восприятие при создании пространственной композиции второго плана;

— целостность восприятия, воображение при нахождении сходства с конкретными образами

Дидактическое упражнение «Красивая полянка».

Дидактические упражнения: «Кляксография», «Веселые кляксы», «Дорисуй», «Загадочные закорючки»

Март

Развивать:

— пространственное восприятие при составлении композиции на плоскости листа;

— умение получать дополнительные оттенки;

— мелкую моторику

Дидактическое упражнение «Калейдоскоп».

Дидактическое упражнение «Палитра». Дидактические упражнения: «Графические упражнения», «Наряд для зебры»

Апрель

Развивать:

— мелкую моторику;

— умение получать дополнительные оттенки;

— пространственное восприятие при выполнении линейной композиции

Лепка «Сказка» (два персонажа). Дидактическое упражнение «Смешай цвета».

Дидактические упражнения: «Мои любимые игрушки», «Путешествие медвежонка»

Май

Развивать:

— анализ и синтез восприятия формы при создании различных объектов;

Лепка: «Посуда», «Веселый зоопарк»

— анализ и синтез восприятия формы при нахождении похожей формы среди геометрических фигур

Театральная деятельность

Месяц

Задачи

Содержание

Ноябрь-

 Декабрь

Развивать:

— слуховую память при разучивании скороговорки;

— речевое дыхание

Скороговорки: «Мы будем разговаривать», «Сорока».

Комплекс артикуляционной гимнастики

Январь-

Февраль

Продолжать развитие артикуляционного аппарата

Дидактические упражнения: «Зевающая пантера», «Жало змеи», «Лошадки». Скороговорка «Мышонок и мышь»

Март

1. Развивать пластичность, свободу движений.

2. Учить рассказывать о нафантазированном образе

Дидактическое упражнение «Сад чудесных растений». Рассказ по заданной теме: «Растение, которое придумала я»

Апрель

1. Развивать:

— умение запоминать последовательность событийного ряда;

— диалогическую речь.

2. Активизировать словарь через составление словесной характеристики образа

Пересказ сказки «Волк и семеро козлят». Диалог «Коза и козлята».

Дидактическое упражнение «Каким я вижу своего героя?»

Май

Развивать произвольное внимание и умение сосредотачиваться на объекте

Дидактические упражнения: «Внимательные матрешки», «Звуки за окном»

Конструктивная деятельность

Месяц

Задачи

Содержание

Ноябрь-

Декабрь

1. Развивать:

— пространственное восприятие при воспроизведении постройки по схеме;

Дидактическая игра «Кирпичики».

Январь-

— произвольное внимание при чередовании деталей.

2. Активизировать использование слов, обозначающих пространственное расположение

Дидактическая игра «Цепочка» (один признак).

Дидактическое упражнение «Назови, где находится»

Февраль

Развивать:

— умение синтезировать при замене крупных деталей набором мелких;

 — целостность восприятия при составлении предметного изображения из плоских геометрических фигур

Дидактическая игра «Собери из мелких деталей».

Дидактическая игра «Головоломка»

Март

Развивать:

— произвольное внимание при чередовании деталей;

— функцию анализа при расчленении контурной схемы предмета на части

Дидактическая игра «Цепочка» (два признака: форма и размер).

Дидактическая игра «Головоломка» (два признака: форма и размер)

Апрель

Развивать:

— произвольное внимание при чередовании деталей по двум признакам;

— пространственное восприятие, зрительно-глазодвигательную координацию при составлении чертежа и его воспроизведении в пространстве

Дидактическая игра «Цепочка» (признаки: форма и положение; положение и размер). Дидактическое упражнение «Загадка — отгадка»

Май

Развивать:

— пространственное восприятие, умение синтезировать при достраивании второй половинки постройки;

— произвольное внимание при чередовании деталей

Дидактическое упражнение «Симметрия».

Дидактическая игра «Цепочка» (форма и размер, положение и форма)

Социально-эмоциональное развитие

Месяц

Задачи

Содержание

Ноябрь

 Декабрь

1. Формировать положительную самооценку.

2. Учить принимать себя таким, какой есть.

3. Развивать представления о себе

Словесная дидактическая игра

 «Я и другие»

Январь-

Февраль

1. Работать над снятием мышечных зажимов.

2. Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение.

3. Работать над осознанием эмоциональных состояний, позитивного эмоционального опыта

Март

Стимулировать умение выражать свои эмоции

Апрель

1. Учить реагировать на отрицательные эмоции.

2. Работать над осознанием своих достижений, проживанием позитивного эмоционального опыта

Май

Формировать:

— социальное доверие;

— эффективные навыки и умения общения с другими детьми

Речевое развитие

Лексико-грамматическое планирование

Месяц

Задачи

Содержание

Ноябрь –

Декабрь

1. Развивать внимание при подборе слов на заданные звуки [с], [с'].

2. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки на мягкие и твердые фонемы.

3. Продолжать учить согласовывать существительные и прилагательные среднего рода в родительном падеже

Дидактические игры: «Собери в лукошко», «Аукцион слов». Дидактические игры: «Большая и маленькая машина», «Назови братца».

Дидактическая игра «Чей домик?», дидактическое упражнение «Закончи предложение»

Январь-

Февраль

1. Развивать:

— зрительно-моторную координацию;

— образную память при подборе слов на звук [к].

2. Закреплять умение давать обобщающие понятия.

3. Продолжать развивать умение составлять сюжетный рассказ по серии картинок

Дидактическое упражнение «Веселые точки», работа в тетради «Обведи по точкам».

Дидактическое упражнение «Что пропало?».

Дидактическое упражнение «Назови лишнее слово». Дидактические игры «Что сначала, что потом?», «Смешные истории»

Март

1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слова (ЗАС).

2. Упражнять в подборе прилагательных к заданному слову.

3. Развивать слуховое внимание при дифференциации твердых и мягких звуков.

4. Продолжать составление творческих рассказов

ЗАС: «сом», «слон».

Дидактическое упражнение «Подбери слова» («сом», «слон»)

Дидактическое упражнение  «Тим – Том», «Назови пару».

Дидактические упражнения: «Что было бы, если бы…», «сказки наизнанку».

Апрель

1. Развивать слуховое внимание при качественной характеристике звуков (гласных, согласных).

2. Осваивать действие ЗАС.

3. Закреплять умение объяснять значения слов.

4. Отрабатывать умение передавать литературный текст связно, последовательно, без помощи вопросов взрослого

Дидактические упражнения: «Огоньки», «Назови братца».

ЗАС: «лиса», «кит». Дидактическое упражнение «Подбери слово» («лиса», «кит»).

Дидактические упражнения: «Кто больше вспомнит?», «Кто лучше слушает?»

Май

1. Развивать слуховую память при различении гласных и согласных звуков, формировать функцию обобщения.

2. Упражнять в проведении графических линий в рабочей строке.

3. Закреплять умение подбирать слова-синонимы

Дидактические упражнения: «Звуковая дорожка», «Подбери и назови», «Лишнее слово».

Дидактические упражнения: «Попади в цель», «Парашютисты».

Дидактические упражнения: «Сказки из разноцветных слов», «Кто больше слов придумает»

План коррекционной работы

Специалист

Содержание коррекционной работы

Продолжите- льность

Учитель - логопед

1 Развитие артикуляционной и мелкой моторики (в течении года)

2 Развитие слухового внимания и фонематического слуха (в течении года)

3 Постановка звуков С, З автоматизация изолированного звука, автоматизация звуков в слогах, словах.

4 Развитие умения образовывать существительные мн. ч. И.п. и Рп., существительные с уменьшительно – ласкательным значением (в течении года)

5 Формирование умение правильно составлять простые и сложные предложения (в течении года)

6 Обогащения словаря в соответствии с лексическими темами в данный период (в течении года)

7 Развитие связной речи в процессе работы над пересказом, по мнемотаблице, по демонстрируемым действиям.

 2 года

1 Развитие фонематический представления: звукового анализа и синтеза (в течении года).

Автоматизация звуков С, З в предложениях, фразовой речи.

2 Постановка звуков Ш, Ж, автоматизация изолированного звука, автоматизация звуков в слогах, словах, в предложениях. Дифференциация звуков (с-з). Постановка звука Л.

3 Формирование умения правильно употреблять в речи местоимения, числительные, простые и сложные предлоги. (2-3 период)

4 Развитие связной речи в процессе работы над пересказом по  по схеме, рассказы – описания (в течении года)

5 Обучение грамоте: знакомство со звуками. И умение определять местоположение звука в слове (начало, конец).

1 Введение звуков (С,З, Ш,Ж) во фразовую речь. Автоматизация изолированного звука Л, Р в слогах, в словах.

2 Формирование правильного употреблять в речи притяжательные прилагательные.

3 Обучение грамоте: знакомство со звуками (перечислить), звуковой анализ и синтез слогов и коротких слов.

ИТОГИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Специалист

Рекомендации

Учитель - логопед

Продолжать работу по автоматизации и дифференциации   поставленных звуков  в словах, фразах, текстах, самостоятельной речи. Развивать навык самоконтроля за произношением. Развивать артикуляционную и мелкую моторику. Развивать фонематический слух и слоговую структуру слова. Развивать связную речь: учить составлять рассказы-описания, рассказы по картине, по серии картин, по схеме, по плану, по представлению. Упражнять в способах словообразования.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Продолжать работу в соответствии с программой   Н.В. Нищева  Примерная адаптационная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет, изд. третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС  ДО  - Санкт – Петербург, Детство-Пресс, 2015 г.

Развивать фонематический слух, автоматизировать  и дифференцировать поставленные звуки, развивать артикуляционную и мелкую моторику, развивать словарь, грамматический строй, связную речь.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа развития для ребенка с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста

Л.С. Выготский указывал, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов. Важен не объем знаний, а их ос...

Индивидуальная программа реабилитации для детей с низким уровнем познавательного развития

Данная программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста....

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2019-2020 учебный год

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2019-2020 учебный год...

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2020-2021 учебный год

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2020-2021 учебный год...