Индивидуальная программа развития для ребенка с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему
Л.С. Выготский указывал, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов. Важен не объем знаний, а их осознание, систематизация и умение оперировать ими. Первопричины неудач детей с отклонениями в развитии, интегрированных в общеобразовательную среду, в большинстве случаев связаны с низким уровнем сформированности психических и психофизиологических предпосылок образовательной деятельности в плане формирования произвольности поведения, социально-личностного и интеллектуального развития. Нередко трудности в обучении обусловлены особенностями мышления и речевого развития детей. Недоразвитие речи, бедный словарный запас напрямую связаны с низкой познавательной активностью, с недостаточностью восприятия и познания окружающего мира. Следовательно, для успешной интеграции и социальной адаптации детей с отклонениями в развитии в общеобразовательном учреждении необходимо создать систему психолого-медико-педагогического сопровождени
Индивидуальный образовательный маршрут предполагает:
- установление четких целей коррекционной работы с ребенком, путей и сроков ее достижения;
- выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе;
- разработку индивидуально ориентированных коррекционных программ с учетом структуры дефекта ребенка.
Индивидуально ориентированные коррекционные программы разрабатываются педагогами групп, в которых обучаются дети с отклонениями в развитии с учетом структуры дефекта детей и в соответствии с рекомендациями специалистов консилиума образовательного учреждения или психологической службы города, района. При составлении и реализации таких программ обязательно соблюдение принципов коррекционной направленности образовательного процесса и учёта динамики индивидуального развития.
Необходимо помнить, что при определении содержания коррекционно-развивающей работы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, необходимо исходить из ближайшего прогноза развития. Любая программа коррекционного воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии и их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.
Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программ должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
- коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей развития);
- профилактического (предупреждение вторичных проявлений дефекта),
- развивающего (оптимизация и стимулирование, обогащение содержания развития).
Коррекционные программы являются интерактивными по своему содержанию и предполагают последовательность прохождения этапов нормативного психомоторного, речевого и эмоционального развития; целенаправленное формирование психологических новообразований и поэтапность в формировании новых видов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma_razvitiya.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная программа развития
Е. Егора, возраст: 5 лет, 9 месяцев, группа: старшая
Логопедическое заключение: ОНР III ур. Стертая форма дизартрии.
2014 – 2015 учебный год.
Основные направления коррекционной работы:
Краткая характеристика уровня речевого развития | Направления работы | Задачи коррекционной работы по периодам | |||||||||||
I | II | III | |||||||||||
Нарушение звукопроизношения (звуки Л-Ль, Р-Рь). Гипотония мышц артикуляционного аппарата. | Формировать навык четкой артикуляции звуков. | Активизация мышц артикуляционного аппарата (Логопедический тонизирующий массаж). Артикуляционная гимнастика (базовый комплекс). | Логопедический тонизирующий массаж. Артикуляционная гимнастика для звуков Л, Ль, постановка звуков Л, Ль, их автоматизация в словах и предложениях. | Логопедический тонизирующий массаж. Артикуляционная гимнастика для звука Р. Постановка звука Р. Автоматизация звуков Л, Ль в речи. | |||||||||
Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь. | Развитие понимания речи. | Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду; Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы; Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло?; мама приклеивает или заклеивает конверт?) Определять правильность смысла предложенных предложений. Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления; | |||||||||||
Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры. Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов. Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других. Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют. Дифференциация звуков затруднена. Отмечаются нарушения слоговой структуры слова. | Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие. | Тренировать умение воспроизводить и удерживать в памяти звуковой ряд из 3, 4 элементов. Развивать умение дифференцировать свистящие и шипящие звуки на слух с слогах, словах и предложениях. Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка. Формирование слоговой структуры слова (типы слогов 1,2,3.4) . Упражнять в дифференциации звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности. Учить узнавать заданный звук (правильно произносимого) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове. Развивать умение выделять ударный гласный звук в начале слова. Учить проводить вуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА | Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность. Учить определять наличия или отсутствия согласных п, б,в,ф,т,д,к,г,л в слове. Выделять их в начале слова. Тренировать умение придумывать слов с заданным звуком. Совершенствовать слоговую структуру слова (типы слогов 5, 6, 7, 8, 9) Упражнять в определении места заданного звука в слове. Учить проводить звуковой анализ обратного слова (на основе сохранных звуков), звуковой анализ прямого слога | Продолжать работу по дифференциации звуков . Автоматизировать полученные новые речевые навыки в самостоятельной речи, в стихах, рассказах, беседах по картине. Развивать навыки самоконтроля качества своей речи. Совершенствовать слоговую структуру слова 9типф слогов 10, 11, 12,13) | |||||||||
Состояние мелкой моторики; ведущая рука. Правая рука ведущая. | Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков. | Учить выполнять различные движения пальцами рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами. | |||||||||||
Зрительное восприятие | Работа по предупреждению дисграфии. | Развивать пространственную ориентировку: учить ориентировать в собственном теле, в окружающих предметах, на листе бумаги. Учить различать предмета по величине, размеру, объему. Закреплять в речи названия правая, лева сторона, цвета, формы, величины. | |||||||||||
Состояние словарного запаса. Замены слов по родовому понятию и по функциональному назначению. Ограниченное употребление прилагательных. Смешение глаголов. | Обогащать и уточнять словарный запас. | Пополнять словарь в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, знакомства с явлениями природы, владеть информацией о себе, своей семье. Обогащать словарь существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные уборы». Формировать обобщающие понятия | Расширять словарь существительных, прилагательных, глаголов по темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Обувь», «Одежда», «Профессии». Познакомить с синонимами и учить употреблять их в активной речи. Учить образовывать и употреблять в речи существительных с уменьшительно-ласкательным значением и относительных прилагательных. | Обогащать словарь существительных, прилагательных, глаголов по темам: «Весна», «Перелетные птицы», «Домашние птицы», «Транспорт». Познакомить с новыми обобщающими словами. Учить образовывать притяжательных прилагательных. Проводить занятия по образованию и использованию в активной речи приставочных глаголов. | |||||||||
Состояние грамматического строя речи. Допускает ошибки при изменении слов по числам, в предложно – падежных конструкциях. Не может образовывать притяжательные и относительные местоимения от существительных. Допускает ошибки при образовании слов с помощью суффиксов –оньк, -еньк, Путает приставки при образовании новых глаголов приставочным способом. | Формирование навыков словообразования и словоизменения. | Учить различать в пассивной речи формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени. Дать представления о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения. Формировать навык четкого произношения окончаний -и, -ы существительных во множественном числе. Учить правильно согласовывать и употреблять притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои с существительными. | Учить произносить в активной речи всех нечетких окончаний различных грамматических форм . Формировать навык правильного произношения окончаний тех грамматических форм, которые не сформированы в речи ребенка: -родительный падеж существительных мужского рода мн. числа; -дательный падеж 2-го склонения; -творительный падеж 1-го склонения; -усвоение в речи предложных конструкций. Знакомство с предлогам и их значением НА, В, ИЗ, ЗА, ПОД. Учить образовывать слова с помощью суффиксов –оньк, -еньк. | Учить образовывать и активно употреблять в речи притяжательные и относительные прилагательные. Уточнить значение личных форм глаголов, возвратных глаголов. Учить правильно употреблять их в речи. Формировать умение правильно согласовывать числительные с существительными. Познакомить со значение предлогов К, ОТ, С, ПЕРД, НАД, МЕЖДУ, БЕЗ. Учить правильно образовывать и употреблять в речи предложно – падежные конструкции с этими предлогами. | |||||||||
Состояние связной речи. Не составляет рассказа описание. Сюжетная серия:серия разложена правильно, но рассказ сводится лишь к перечислению событий, изображенных на картине. Пересказ: Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены. Пересказ после минимальной помощи или после повторного прочтения. | Формирование связной речи. | Учить правильно давать ответы на поставленные вопросы. Учить составлять предложения с заданным количеством слов с опорой на наглядность. Составлять предложения по картинке. Составлять рассказа-описания по схеме, плану. | Формировать навык составления предложений с предлогами. Учить составлять рассказ-описание по темам: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда», «Обувь». | Учить составлять рассказ по сюжетной картинке, рассказ по серии картин. Формировать навык перессказывания сказок, рассказов своими словами. | |||||||||
Формирование зрительного восприятия и узнавания. | Развивать умение зрительно восприятия. | Формировать целостность зрительного восприятия: силуэтные, контурные, зашумленные, наложенные изображения предметов. Развивать способность концентрировать и распределять внимание: лабиринты, нахождение такого же предмета, составление целого из частей, | Формировать представление целостности зрительного восприятия: узнавание хорошо знакомых предметов, изображений в непривычном ракурсе. Учить находить сходства и различия в предметах, изображениях. Развивать способность концентрировать и распределять внимание: лабиринты, зрительные диктанты, воспроизведение элементов по образцу. Письмо элементов в заданном порядке. | Формировать целостность зрительного восприятия: узнавание целого по части, восстановление целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу, узнавание предметов (его вариантов) по описанию. Работать с цветными матрицами Равенна. Работа с мозайкой, конструирование фигур, цифр и букв из палочек и элементов. Развивать способность концентрировать и распределять внимание: усложненные лабиринты, зрительные диктанты, орнаменты по образцу. | |||||||||
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки. | Развивать и совершенствовать моторные и графические навыки | Развивать мелкую моторику кисти и пальцев руки: -пальчиковая гимнастика -упражнения для свободных движений руки -работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином -работа с конструктором -шнуровки, мозаики, застежки. Развивать зрительно-моторную координацию: -работа по зрительно-двигательным траекториям -рисование по точкам | Развивать мелкую моторику кисти и пальцев руки: то же с усложнением -штриховка в разных направлениях, раскрашивание Развивать мелкую моторику кисти и пальцев руки: то же с усложнением -обведение по контуру | Развивать мелкую моторику кисти и пальцев руки: усложнение, увеличение объема заданий. Развивать мелкую моторику кисти и пальцев руки: усложнение материала | |||||||||
Развитие словесно-логического мышления. | Развивать словесно – логическое мышление. | - Формирование умений понимать и задавать вопрос - Развитие способности обобщать - Развитие способности группировать предметы по определенным признакам - Умение устанавливать закономерности и логические связи - Развитие логических операций: анализ, синтез, обобщение - Умение логически выстраивать высказывания - Уметь понимать причинно-следственные связи - Развитие логического запоминания | |||||||||||
Развитие навыков самоконтроля и самооценки. | Развивать навыки самоконтроля. | Развитие доверительных отношений с ребёнком, преодоление речевого негативизма. - Развитие умения работать по словесной инструкции - Формирование умений действовать по правилам, работать по инструкции - Совершенствовать умение планировать свою деятельность - Выработка умений контролировать себя и, в особенности, свою речь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН - ПРОГРАММА «Развитие основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»
План- программа помогает заложить основы культуры здоровья и безопасности дошкольника, формирует представления о здоровом образе жизни, развивает у детей элементарные вале...
Программа "Развитие музыкально- сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально- дидактических игр и пособий"
Программа для детей старшего дошкольного возраста....
Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты"
Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты"...
Авторская программа «Развитие образной речи, обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами»
Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста...
Программа развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста по средствам музыкально – театрализованной деятельности
Нами предоставляется возможность, детям и их родителям, продемонстрировать свои таланты и способности. Музыкально – театральная деятельность дает шанс активно...
УМК к программе развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста по средствам музыкально – театрализованной деятельности раздел актёрское мастерство
Работа содержит систему специальных мероприятий по актёрскому мастерству - способствующих развитию творческого потенциала и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста....
Коррекционно – развивающая программа развития межличностных отношений детей с ОНР старшего дошкольного возраста
На современном этапе развития логопедии и психологии приоритетным остается вопрос о социализации детей с общим недоразвитием речи, об их интеграции в общество взрослых и сверстников. Процесс социализа...