"Звуки Д-Т"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Башмакова Татьяна Викторовна

Логопедическое занятие для детей с фонетико -фонематическим недоразвитием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия "Звуки Д-Т"40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Земляничка» п. Саган – Нур»

КОНСПЕКТ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

«ЗВУКИ [Т] – [Д]»

Провела: логопед Башмакова Т. В.

Цель:

Учить детей дифференцировать звуки [д], [т].

Задачи:

- Правильное произношение и различение звуков [д] и [т].

- Закрепление качественных характеристик звуков [д], [т].

- Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа.

- Определение места звука в слове.

- Развитие памяти, внимания.

- Развитие навыков словообразования существительных, обозначающих профессии.

- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий, способности адекватно оценивать свою работу.

Оборудование:

Зеркала, предметные картинки на звуки [д], [т], тетради, карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Припоминание слов со звуком [д].

2. Артикуляционная гимнастика. Фонетическая зарядка.

 Для того чтобы четко и правильно говорить, нужно сначала потренировать свой язычок.  А наш язычок сегодня проснулся в прекрасном настроении (упражнение «Улыбка») и  решил навести порядок в своем домике. Он широко открыл двери, почистил  зубки (упражнение «Почистим верхние зубки»), покрасил потолок (упражнение «Маляр»),  похлопал ковер (упражнение «Барабанщики»). А потом решил проветрить комнату (упражнение «Подуй на язычок»). Обрадовался язычок, что все успел и от радости запел. И мы споем с ним вместе. (Пропевание гласных звуков)

3. Сообщение темы занятия.

Логопед обращает внимание детей на доску (на доске четыре картинки: волк, лиса, заяц, кот), предлагает найти лишнюю. Дети находят, объясняют свой выбор.

Какой последний  звук в слове «кот»? (звук [т]).  Дают характеристику: согласный, глухой, твердый.

А теперь дадим характеристику звуку [д] : согласный, звонкий, твердый.

Как называют такие звуки? (парные)

Сегодня мы будем учиться различать эти звуки и находить их в словах.

5. Воспроизведение слоговых рядов.

         та-да-да                 да-да-та                   да-та-да

         та-та-да                 да-та-та                   та-да-та

6. Преобразование слогов и слов. Игра «Наоборот»

Логопед предлагает детям заменить звук [т] на звук [д], и наоборот:

Та-та-та – да-да-да                                   ты-ты-ты – ды-ды-ды

То-то-то – до-до-до                                  ту-ту-ту – ду-ду-ду

Дуб – туп                  док – ток                              душ - туш

Дом – том                 доля – Толя                          дочка - точка

Дам – там                  дома – Тома                        удочка  - уточка

7.Различение [д] – [т] на слух. Игра «Будь внимателен!»

А теперь разделимся на две команды. Одна команда будет определять звук [д], а другая – звук [т]. Я буду произносить слоги и слова, а вы внимательно слушайте. (Хлопнуть в ладоши, если услышишь нужный звук).

То, до, ту, ды, да, та,  ты, ду, тэ, дэ;

Трамвай, тракторист, дровосек, подарок, барабан, конструктор, дорога, подруга, строитель, автомобиль, дрова, транспорт, доктор.

8. Проговаривание и отбор картинок на [д], [т], с определением места звука в слове. (Две команды). Дети уносят картинки на столы, переворачивают (инструкция на запоминание).

9. Пальчиковая гимнастика «Разминка»

Логопед: Как-то летом на лесной полянке собрались поиграть в футбол две

команды (левая и правая рука). Капитан 1 команды  вывел на поле свою команду.

          Дети работают левой рукой.

Капитан разминается.

Вращают большой палец по кругу 7-10 раз.

Разминаются игроки.

Сгибают и разгибают каждый пальчик поочерёдно до 3 раз и более.

Затем капитан команды приветствует членов своей команды: «Здравствуйте…».

Большой палец поочерёдно соприкасается с каждым пальцем руки.

На поле вышла 2 команда

Работают правой рукой.

Капитан разминается.

Большим пальцем чертят круги.

Разминаются игроки.

Сгибают и разгибают каждый палец поочерёдно.

Капитан команды  приветствует членов своей команды: «Здравствуйте…».

Большой палец соединяют поочерёдно с каждым пальцем правой руки.

Команды приветствуют друг друга, начиная с капитанов: «Здравствуйте…».

Соприкасают одноимённые пальцы обеих рук.

10. Работа в тетрадях. Печатание под диктовку слогов.

11.Словообразование существительных, обозначающих людей по их занятиям. Игра «Кто это?»

Воспитывать – воспитатель                              играть в хоккей -

Писать – писатель                                              играть на баяне -

Играть на пианино – пианист                           водить такси -

Водить танк – танкист                                       летать в космос -

Играть в волейбол –                                          бегать -

Играть в футбол -                                              хвастаться –

12. Игра «Раз, два, три!»

По команде логопеда: «Раз, два, три, вспомни, повтори!» дети вспоминают и называют картинки, которые они принесли на столы.

13. Итог занятия.

С какими звуками мы сегодня работали?

Что на занятии было для вас самым интересным?

Какое задание было самым трудным?

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе с подгруппой детей (8 человек). Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием, с разным уровнем психического и речевого развития.

   Тема занятия: «Звуки [Д] – [Т]»

Основная цель: учить детей дифференцировать звуки [д], [т] на слух и в произношении.

Особенности восприятия речевых звуков у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием являются основным препятствием полноценному обучению грамоте.  Поэтому дифференциации  звуков в работе с детьми с ФФН придается очень большое значение. Как только дети научились правильно артикулировать какой-либо звук, его можно сравнивать на слух с любыми другими звуками речи.

Занятию по дифференциации предшествовали занятия по закреплению правильного произношения каждого звука в отдельности.

Для того чтобы заинтересовать детей, нацелить их на занятие, при сообщении темы занятия была использована  игра «Четвертый лишний».

В соответствии с поставленными задачами  в начале занятия дети дали качественную характеристику изучаемым звукам. Закрепили правильное произношение звуков при воспроизведении слоговых рядов.

Для развития фонематического слуха была использована игра «Будь внимателен!», для закрепления произношения и различения звуков в словах, а также для отработки навыков звукового анализа – игра «Разделим картинки». Игра «Кто это?» на речевом материале, соответствующем теме занятия, способствовала формированию практических навыков словообразования. Печатание слогов в тетради способствовало развитию зрительно-моторной координации, закреплению графического образа звуков. Детям была дана установка на запоминание слов, содержащих изученные звуки, т. е. активизировалась память, внимание.

Занятие было динамичным, насыщенным, эмоциональная и  психологическая атмосфера занятия благоприятной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...