Индивидуальный маршрут развития на ребенка с ринолалией
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Воронова Татьяна Викторована

Цель:

Формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социальную и социально-личностное развитие воспитанника, которое включает в себе основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imr_na_rebenka_podgotovitelnoy_gruppy.docx43.32 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:                                                                                                                                              Утверждаю:

Ф.И.О. родителя_________

                                                                                                                     Заведующий МБДОУ

___________________

Согласовано:

зам.зав.по ВМР _________

Согласовано:

ст.воспитатель__________

Индивидуальный маршрут развития

_________________________

 (подготовительная группа)

                                                                                                                                   Разработали:

Воспитатели:    

Смирнова О.А.

Никишина Г.И.

Учитель-логопед Воронова Т.В.

Психолог Иванова Т.Н.

Учитель-дефектолог Герасимова О.П.

Музыкальный руководитель Белова С.Ф.

Инструктор по физической культуре Машенькина А.В.

Особенности ребенка

Ф.И.О. __________________________

Дата рождения – ____________________

Заключение РПМПК – Нарушение речи. Недоразвитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны и связной речи, ринолалия. Уровень познавательного развития ниже возрастной нормы. Нарушения в поведении.

В речи преобладают простые распространенные предложения. Уровень развития познавательной деятельности ниже возрастной нормы.

Общие представления ребенка о себе и окружающем не достаточно развиты;

Наглядно-действенное мышление недостаточно развито;

Мелкая моторика недостаточно развита;

В структуре регулятивной сферы отмечается недостаточный уровень развития внимания;

Образовательные области освоены ребенком не в полном объёме относительно возрастной нормы и образовательной программы ДОУ.

Обращенную речь понимает.

Работоспособность нестабильная, признаки истощения. Концентрация и устойчивость внимания недостаточные. Быстро утомляется, расторможен, неусидчив.

Саморегуляция поведения не развита, но поддается организации.

Обучаемость лучше в ситуации, когда заинтересован, организован на работу.

Заключение невролога –  ринолалия.

Ребенок посещает ДОУ с 26.08.2014г.

Контакт со взрослыми и детьми устанавливает легко.

Познавательный интерес – неустойчивый, требует дополнительных приемов привлечения внимания, смены видов деятельности.

Крупная моторика развита недостаточно.

Мелкая моторика развита слабо (ребенок левша) – в художественно-эстетическом развитии требуется помощь взрослого, наклеивает на лист мелкие детали, рисует, но при помощи образца или объяснения воспитателя, сложности при работе с ножницами. Может играть на музыкальном инструменте после показа взрослого. Столовыми приборами пользуется в достаточной мере. Под музыки двигается ритмично, но не чувствует смену частей музыки;  проявляет творчество;

Интеллектуальные умения  -  элементарные математические представления не соответствуют возрастным нормативам. Наблюдаются сложности в заданиях, требующих разобрать целое число на части. Не устанавливает соотношение между любым числовым рядом и всеми предшествующими.

Ориентировка в пространстве и времени сформирована на низком уровне. _______ путает лево-право.

Навыки самостоятельности развиты достаточно – __________ ухаживает за одеждой, устраняет порядок, в своем внешнем виде, следит за чистотой рук, сам одевается.

Звукопроизношение нарушено, но речь понятна окружающим.

Обращенную речь понимает не всегда, из-за нарушения внимания. Требуется короткая, четкая инструкция.

ЗУН не соответствуют возрасту.

Обучаемость затруднена. Необходимы все виды помощи. Обучаемость лучше в ситуации, когда заинтересован, организован на работу.

Семья занимается ребенком  активно и целенаправленно.

Особенности группы

В группе 20 человек. Дети очень дружелюбно относятся к _________, с удовольствием общаются с ним, рады встрече с ним, вовлекают в совместную деятельность, предлагают помощь.

Цель:

Формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социальную и социально-личностное развитие воспитанника, которое включает в себе основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития.

Задачи:

  1. Создание благоприятных условий развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;
  2. Формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
  3. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования;
  4. Развитие общей и мелкой моторики ребенка через двигательные виды деятельности, дидактические игры;
  5. Стимуляция речевого развития, в частности наращивания умения понимать обращенную речь;
  6. Развитие элементарных предметных ЗУН и интеллектуальных умения;
  7. Развитие творческого мышления, внимательности, воображения, сенсорной интеграции, зрительного внимания, памяти, через дидактические игры.

     Содержание индивидуального маршрута развития Кирилла обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Область

Задача

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

«Социально - коммуникативное развитие»

Воспитывать моральные и нравственные качества ребенка.

Формировать позитивные установки к различным видам

Формировать первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов

Развиты навыки самообслуживания

Сформированы знания о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

Использование сюрпризных моментов.

Игры, нововлечения с другими детьми (пара, микрогруппа).

Система поощрений (конфета, смайлики, жетоны

Чередование произвольной деятельности с деятельностью по интересам ребенка (договариваться).

Введение ритуала начала и окончания всех видов

Познавательное развитие

Формировать элементарные математические представления, Развивать познавательные интересы ребенка, расширять опыт ориентировки в окружающем, сенсорном развитии, развитии любознательности и познавательной мотивации;

Формировать познавательные действия, становление сознания;

Развивать воображение и творческую активность;

Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать,

Знакомить с окружающим социальным миром, расширять кругозор ребенка, формировать целостную картину мира.

Формировать первичные представления представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Формировать элементарные представления о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира

сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между ними.

Формировать умения работать за столом не менее чем 25 минут, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками.

Развиты познавательные интересы _______, ориентируется в пространстве. Знает свой город, адрес проживания, города – герои, столицу Москва.

Работает за столом не менее 25 минут, удерживает контакт.

Индивидуальные и подгрупповые формы взаимодействия с ребенком.

Динамические паузы.

Чередование произвольной деятельности с деятельностью по интересам ребенка (договариваться).

Введение ритуала начала и окончания всех видов деятельности.

Использование сюрпризных моментов.

Постоянная поддержка взрослого, вовлечение Кирилла в совместную деятельность.

Речевое развитие

Развитие всех компонентов устной речи.

Свободно общается с педагогом, родителями и сверстниками. Употребляет в речи синонимы, антонимы. Умеет пользоваться сложными предложениями

Умеет работать по правилу и по образу, слушать взрослого и выполнять его инструкции не менее 15 мин.

Свободно общается с педагогом, родителями и сверстниками. Употребляет в речи синонимы, антонимы. Пользуется сложными предложениями

Заполнение протокола обследования

Физическое воспитание:

Развитие умения , ходьбе разными способами (обычная, на носках, на пятках, с высоким подниманием колена, ходьбе в полуприсяде, перекатом с пятки на носок приставным шагом.)

бег по дорожке с заданием и без задания, по ограниченной поверхности (скамейке),строевых упражнений,

держать в руках большой и     маленький мяч, прыжкам на двух ногах, ползанье на четвереньках.

Научить подбрасывать мяч и ловить его двумя руками ,отбивать мяч об пол, одной рукой, двумя руками, подбрасывание мяча вверх, передача мяча партнеру разными способами.

Хорошо развиты умения ходьбе разными способами, бег с заданием и без задания выполняет без ошибочно.

Расширились умения слушать команды при строевых упражнениях.

Улучшились умения  владеть мячом, подбрасывать и ловить его двумя руками, отбивать мяч одной рукой, двумя рукам, передавать мяч партнеру разными способами.

Деятельностные пробы.

Художественно-эстетическое

Развитие продуктивной деятельности

(рисование, лепка, аппликация, худ труд) Развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.

Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству

Формирование умения работать за столом не менее чем 25 минут, коммуницировать с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками.

Создает индивидуальные рисунки. Использует разные материалы и способы создания изображений. Лепит различные предметы, передавая форму и пропорции  с организационной помощью.

Умеет выполнять танцевальные движения.

Пробы, участие в итоговом событии, наблюдения на занятиях продуктивной деятельностью

Система работа узких специалистов

узкие специалисты

области

проблема

пути решения

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

педагог-психолог

I.Развитие психических функций

1.Восприятие недостаточно развито

2.Внимание недостаточно развито

3.Память недостаточно развита

4.Мышление недостаточно развито

5. Саморегуляция недостаточно развита

6.Мелкая моторика недостаточно развита

-Развивать умение выделять наложенные и зашумленные изображения;

-развивать умение воспринимать изображение целостно и отдельные его части;

-развивать умение понимать и выполнять

 двухступенчатые инструкции педагога.

- Развивать произвольность внимания, умения сосредотачиваться на одном задании в течении 5-7 минут;

- формировать умение работать за столом в течении 30 минут;

- развитие умения находить такую же картинку (одинаковую);

-развитие умения находить отличия  (до 10 отличий).

- Построение звукового ряда за педагогом.

-Развивать умение запоминать зрительно 10 несвязанных друг с другом предметов (изображений) с опорой на картинку/ без опоры на наглядность;

- выделять из короткого текста (5-7 предложений), с опорой на наглядность, главную мысль.

- Развивать умение обобщать предметный материал по категориям: игрушки, овощи, фрукты, посуда, транспорт, школьные принадлежности;

- развивать умение из предложенных ребенку изображений выделять лишнее и объяснять причину выбора;

- развитие умения оперировать категориями: высокий-низкий; узкий-широкий; длиный-короткий.

-Развивать умение выполнять самостоятельно многократно отработанное действие;

- развитие умения осуществлять перенос действия на аналогичную деятельность.

-Развивать умение раскрашивать изображение не заходя за его границы;

-развивать умение обводить контур предмета;

- развивать умение ориентироваться в пространстве листа и клетки.

-Выделяет и называет зашумленные и наложенные изображения;

- понимает и выполняет двухступенчатые инструкции.

-Сосредотачивает внимание на одном задании в течении 5-7 минут;

- ребенок работает за столом в течении 30 минут;

- находит такую же картинку (одинаковую);

- находит отличия  (до 10 отличий).

- Повторяет за педагогом определенный звуковой ряд.

-Зрительно запоминает 10 несвязанных друг с другом предметов (изображений) с опорой на картинку/ без опоры на наглядность ;

- выделяет из короткого текста (5-7

 предложений) главную мысль с опорой на наглядность.

-Умеет обобщать и исключать изображения по категориям: игрушки, овощи, фрукты, посуда, транспорт, школьные принадлежности, объясняя свой выбор;

развитие умения оперировать категориями: высокий-низкий; узкий-широкий; длиный-короткий.

-Выполняет

 самостоятельно многократно отработанное действие;

- развитие умения осуществлять перенос действия на аналогичную деятельность.

-Раскрашивает изображение не заходя за его границы;

- обводит контур предмета.

- развивать умение ориентироваться в пространстве листа и клетки.

Промежуточный мониторинг по блоку.

Наблюдение

Промежуточный мониторинг по блоку.

Промежуточный мониторинг по блоку.

Наблюдение.

Промежуточный мониторинг.

Наблюдение.

Учитель-дефектолог

Позна

ние

Элементарные математические представления сформированы не в полном объёме.

Ориентировка в пространстве  и времени сформирована не достаточно.

Ручная умелость, графические навыки требуют совершенства.

Мыслительные процессы требуют совершенства.

Развитие  математических представлений (состав числа, сравнение цифр, решение примеров и элементарных задач).

Развитие ориентировки в пространстве и времени.

Совершенствование графических навыков и ручной умелости.

Совершать мыслительные операции (находить сходство и различие,обобщение и исключение, группировать предметы по задан. признаку).

Освоил состав числа и способы образования чисел. Сравнивает числа, решает примеры и элементарные задачи. Различает и обозначает  пространственные направления относительно себя.

Графические навыки улучшились.

Владеет  анализом изображений, устанавливает причинно – следств. связи, проводит обобщения и исключения, групп.предм  по задан.призн.

Заполнение диагностического  протокола, анализ продуктов деятельности.

музыкальный руководитель

Музыкальная деятельность

ориентируется в пространстве с помощью взрослого;  выражает желание выступать самостоятельно; правильно и ритмично прохлопывает простые ритмические формулы; эмоционально воспринимает музыку , но затрудняется выражать свое отношение словами; не умеет самостоятельно придумать небольшой сюжет к музыкальному произведению; проявляет стремление передать в движении характер музыкального произведения; старается эмоционально исполняет песню, но затрудняется ее инсценировать;  не может узнать  песню по любому фрагменту.

Продолжать учить ходить в колонне по одному и  парами. Четко останавливаться с концом музыки.

Совершенствовать движения рук.

Выполнять несколько движений под одно музыкальное сопровождение.

Развивать умение  наблюдать за движущимися детьми и ориентироваться в пространстве.

Выполнять четко муз.- ритм. движения: боковой галоп, прямой галоп, приставные шаги, маховые и круговые движения руками, легкие прыжки на двух ногах, разнообразные поскоки.

Придумывать свои движения под музыку.

Развивать ритмическую четкость и ловкость движений.

Учить выполнять разнообразные движения в соответствии со звучанием различных музыкальных инструментов.

определять музыкальный жанр произведения;

различать части произведения

определять настроение, характер музыкального произведения;

слышать в музыке изобразительные моменты

воспроизводить и чисто петь несложные песни в удобном диапазоне

сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка)

выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа

передавать несложный ритмический рисунок

выполнять танцевальные движения

инсценировать игровые песни

исполнять сольно и в оркестре простые песни и мелодии.

Участие в итоговых событиях.

Наблюдение в течение года

инструктор по физической культуре

Психомоторное развитие

Не учет социальных показателей: контекста ситуации, очереди, правил, условных знаков, отсутствие синхронности в групповых заданиях и т.д.; неспособность придерживаться заданного плана деятельности, короткое время содержание инструкций.

Формировать позицию участника и ответственности за группу;

формировать способность соблюдать организационные моменты (построение, соблюдения строя и инструкций)

Формировать способность выполнять сложные произвольные движения;

формировать умение действовать по правилам поочередно;

Развитие способности к двигательной активности, которая предусматривает целостные цепи действий, появляются и развиваются социальные характеристики психомоторики (коммуникативные и организационные),

 

Занятия по физической культуре, мониторинг

учитель-логопед

Звукопроизношение

Артикуляционная и мелкая моторика

Слоговая структура слова.

Фонематическое восприятие.

Звуковой анализ и синтез

Словарный запас

Грамматический строй речи

Связная речь

Нестабильное произношение [р],

 Артикуляционная и мелкая моторика не развита.

Не значительные ошибки в словах сложной слоговой структуры.

Недоразвитие фонематического слуха: допускает ошибки при  выделении  звука на фоне других звуков, слогов, в составе слова.

Ошибки при дифференциации сходных по звучанию звуков.  Навыки  звукового анализа и синтеза в стадии формирования.

Знает и называет предметы, части предметов.  В речи есть недостаточно обобщающих понятий. Затрудняется в подборе антонимов. Не использует в речи приставочные глаголы, относительные и притяжательные прилагательные и местоимения.

Пассивный словарь значительно превосходит активный.

Допускает много ошибок при  образовании слов суффиксальным способом. Навыки словообразования и словоизменения  в стадии формирования.

В речи использует 4-5 простых предлогов.

Допускает ошибки в  согласовании частей речи. В речи наблюдаются аграмматизмы.

Составляет простое предложение (часто с ошибками в согласовании, употреблении предлогов).

Автоматизация звука [р].

Развитие просодической стороны речи.

Развитие мелкой моторики.

Отработка произношения слов сложной слоговой структуры.

Развивать умение: выделять звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова; дифференцировать звуки; выполнять звуковой анализ и  синтез слогов, слов.

Продолжать расширять, активизировать предметный, глагольный словарь по лексическим темам.

Употреблять притяжательные и относительные прилагательные.

Продолжать вводить в речь обобщающие слова, учить классификации предметов по лексическим темам.

Закреплять навыки: словообразования и словоизменения.

Согласование частей речи в роде, числе, падеже.

 

Составление простых и сложных предложений (по образцу, по картине, по демонстрации действий (по вопросам)  

Автоматизация звука [р].

Сможет произносить слова сложной слоговой структуры со стечениями согласных.

Допускает единичные ошибки в  выделении звука на фоне других звуков, слогов, в составе слова. Допускает единичные ошибки в  дифференциации звуков. Выполняет звуковой анализ коротких слов.

Словарный запас близок к возрастной норме

Умеет словообразовывать и словоизменять.

Составляет рассказы с организационной помощью и с опорой на наглядность

Протокол обследования

Протокол обследования

Протокол обследования

Протокол обследования

Протокол обследования, наблюдение

Виды деятельности, через которые идет реализация:

•        непосредственно образовательная деятельность групповая, подгрупповая, индивидуальная

•        игровая (сюжетно-ролевые, двигательные, настольные и др. игры)

•        предметно-манипулятивная деятельность

•        музыкальная

•        изобразительная

Условия реализации индивидуального маршрута

1.Режим посещения – полный день

2. Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме

Специалист

График

дефектолог

Пятница 16.30-17.00 (подгрупповое занятие)

психолог

логопед

Понедельник, среда, четверг  

Специальные формы и методы обучения:

1.Чередование умственной нагрузки и отдыха, проведение динамических пауз.

2. Объяснения, предъявление заданий, инструкций в равномерном темпе речи, проговаривая их четко, кратко, конкретно.

3. Позитивная поддержка взрослого, вовлечение в совместную деятельность.

4. Учет цикличного характера продуктивного взаимодействия ребенка, при пресыщении умственной деятельностью возможного применение исключения из ситуации взаимодействия на некоторое время (отдых,перерыв под контролем взрослого на 3-5 мин) Организация динамических пауз, чередование произвольной деятельности с деятельностью по интересам ребенка( договариваться об этом предварительно –« сейчас сделаешь то, что задает взрослый, потом ты играешь с игрушкой»..)

5. Использование сюрпризных моментов и игровых приемов для развития.

6. Введение ритуала начала и окончания определенных видов деятельности.

7.Введение единой системы поощрений ребенка за образовательные успехи и позитивное поведение(смайлики, жетоны, чеки, билеты и прочее)между воспитателями группы, другим персоналом ДОУ, родителями.

8. При изучении нового материала в процессе реализации непосредственной образовательной деятельности, неоднократный повтор инструкции, демонстрация образца выполнения задания, использование наглядных основ (карточек, картинок, игрушек, другого демонстративного и реального материала).

9. Создание ситуации успеха в различных видах деятельности.

Срок реализации маршрута  - 6 месяцев, до 31.05.2018 г.

Методы изучения семьи:

  • анкетирование;
  • наблюдение за ребенком;
  • обследование семьи с помощью проективных методик;
  • беседа с ребенком;
  • беседа с родителями  проективные методики (рисунок семьи)

Работа  с родителями

Реальное участие родителей в жизни ДОУ

Формы участия

В проведении мониторинговых исследований

Участие в консилиумах, предоставление анамнестических данных

В создании условий

Участие в образовательной деятельности, создании и обогащение ППС;

Участие в организации информационно – просветительской деятельности группы и сада по различным вопросам.

В управлении ДОУ

Участие в родительских собраниях

В просветительской деятельности, направленной на  повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей

Участие в образовательной деятельности, создании и обогащение ППС;

Участие в организации информационно – просветительской деятельности группы и сада по различным вопросам.

Участие в круглых столах, родительских гостиных, родительских конференциях.

В воспитательно – образовательном процессе ДОУ, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство

Дни открытых дверей.

Дни здоровья.

Недели творчества.

Совместные праздники, развлечения.

Встречи с интересными людьми.

Клубы по интересам для родителей;

Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах.

Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности.

Творческие отчеты кружков

                                     

Организация оценки индивидуального развития ребенка:

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за ребенком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ним, а так же в рамках диагностики специалистов. Диагностика проводится через:

  • Наблюдение;
  • Беседа;
  • Анализ продуктов деятельности;
  • Анализ карт развития;
  • Использование специализированных  диагностических комплексов;
  • Деятельностных пробы.

Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития).

   Уважение, сопереживание и искренность являются важными позициями, педагогов ДОО способствующими позитивному проведению диалога. Педагоги, делятся информацией с родителями (законными представителями) о своей работе и о поведении ребенка во время пребывания в Организации. Педагоги ДОО предлагают родителям (законным представителям) активно участвовать в образовательной работе с их ребенком.

В специальные условия по созданию РППС не нуждается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный вариант индивидуального маршрута развития для ребенка с нарушением зрения

Документ представляет собой применый вариант написания  индивидуального маршрута развития для ребенка с нарушением зрения...

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка...

Индивидуальный маршрут развития для ребенка с РАС

Раскрывается содержание работы учителя- логопеда  с ребенком с РАС на учебный год....

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

Для проявления способностей ребёнка необходимы особые условия, и среди них главное – человек, который смог бы увидеть эту одарённость, оценить её должным образом и помочь её раскрытию, а это осо...

Индивидуальный маршрут развития на ребенка с нарушением слуха

Цель: Формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социальную и социально-личностное развитие воспитанника, которое включает в себе основные процессы интеллектуального,...