Индивидуальный маршрут развития на ребенка с ринолалией
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Цель:
Формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социальную и социально-личностное развитие воспитанника, которое включает в себе основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imr_na_rebenka_podgotovitelnoy_gruppy.docx | 43.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Утверждаю:
Ф.И.О. родителя_________
Заведующий МБДОУ
___________________
Согласовано:
зам.зав.по ВМР _________
Согласовано:
ст.воспитатель__________
Индивидуальный маршрут развития
_________________________
(подготовительная группа)
Разработали:
Воспитатели:
Смирнова О.А.
Никишина Г.И.
Учитель-логопед Воронова Т.В.
Психолог Иванова Т.Н.
Учитель-дефектолог Герасимова О.П.
Музыкальный руководитель Белова С.Ф.
Инструктор по физической культуре Машенькина А.В.
Особенности ребенка
Ф.И.О. __________________________
Дата рождения – ____________________
Заключение РПМПК – Нарушение речи. Недоразвитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны и связной речи, ринолалия. Уровень познавательного развития ниже возрастной нормы. Нарушения в поведении.
В речи преобладают простые распространенные предложения. Уровень развития познавательной деятельности ниже возрастной нормы.
Общие представления ребенка о себе и окружающем не достаточно развиты;
Наглядно-действенное мышление недостаточно развито;
Мелкая моторика недостаточно развита;
В структуре регулятивной сферы отмечается недостаточный уровень развития внимания;
Образовательные области освоены ребенком не в полном объёме относительно возрастной нормы и образовательной программы ДОУ.
Обращенную речь понимает.
Работоспособность нестабильная, признаки истощения. Концентрация и устойчивость внимания недостаточные. Быстро утомляется, расторможен, неусидчив.
Саморегуляция поведения не развита, но поддается организации.
Обучаемость лучше в ситуации, когда заинтересован, организован на работу.
Заключение невролога – ринолалия.
Ребенок посещает ДОУ с 26.08.2014г.
Контакт со взрослыми и детьми устанавливает легко.
Познавательный интерес – неустойчивый, требует дополнительных приемов привлечения внимания, смены видов деятельности.
Крупная моторика развита недостаточно.
Мелкая моторика развита слабо (ребенок левша) – в художественно-эстетическом развитии требуется помощь взрослого, наклеивает на лист мелкие детали, рисует, но при помощи образца или объяснения воспитателя, сложности при работе с ножницами. Может играть на музыкальном инструменте после показа взрослого. Столовыми приборами пользуется в достаточной мере. Под музыки двигается ритмично, но не чувствует смену частей музыки; проявляет творчество;
Интеллектуальные умения - элементарные математические представления не соответствуют возрастным нормативам. Наблюдаются сложности в заданиях, требующих разобрать целое число на части. Не устанавливает соотношение между любым числовым рядом и всеми предшествующими.
Ориентировка в пространстве и времени сформирована на низком уровне. _______ путает лево-право.
Навыки самостоятельности развиты достаточно – __________ ухаживает за одеждой, устраняет порядок, в своем внешнем виде, следит за чистотой рук, сам одевается.
Звукопроизношение нарушено, но речь понятна окружающим.
Обращенную речь понимает не всегда, из-за нарушения внимания. Требуется короткая, четкая инструкция.
ЗУН не соответствуют возрасту.
Обучаемость затруднена. Необходимы все виды помощи. Обучаемость лучше в ситуации, когда заинтересован, организован на работу.
Семья занимается ребенком активно и целенаправленно.
Особенности группы
В группе 20 человек. Дети очень дружелюбно относятся к _________, с удовольствием общаются с ним, рады встрече с ним, вовлекают в совместную деятельность, предлагают помощь.
Цель:
Формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социальную и социально-личностное развитие воспитанника, которое включает в себе основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития.
Задачи:
- Создание благоприятных условий развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;
- Формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования;
- Развитие общей и мелкой моторики ребенка через двигательные виды деятельности, дидактические игры;
- Стимуляция речевого развития, в частности наращивания умения понимать обращенную речь;
- Развитие элементарных предметных ЗУН и интеллектуальных умения;
- Развитие творческого мышления, внимательности, воображения, сенсорной интеграции, зрительного внимания, памяти, через дидактические игры.
Содержание индивидуального маршрута развития Кирилла обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Область | Задача | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
«Социально - коммуникативное развитие» | Воспитывать моральные и нравственные качества ребенка. Формировать позитивные установки к различным видам Формировать первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе. | Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов Развиты навыки самообслуживания Сформированы знания о безопасном поведении в быту, социуме, природе. | Использование сюрпризных моментов. Игры, нововлечения с другими детьми (пара, микрогруппа). Система поощрений (конфета, смайлики, жетоны Чередование произвольной деятельности с деятельностью по интересам ребенка (договариваться). Введение ритуала начала и окончания всех видов |
Познавательное развитие | Формировать элементарные математические представления, Развивать познавательные интересы ребенка, расширять опыт ориентировки в окружающем, сенсорном развитии, развитии любознательности и познавательной мотивации; Формировать познавательные действия, становление сознания; Развивать воображение и творческую активность; Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, Знакомить с окружающим социальным миром, расширять кругозор ребенка, формировать целостную картину мира. Формировать первичные представления представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формировать элементарные представления о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между ними. Формировать умения работать за столом не менее чем 25 минут, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками. | Развиты познавательные интересы _______, ориентируется в пространстве. Знает свой город, адрес проживания, города – герои, столицу Москва. Работает за столом не менее 25 минут, удерживает контакт. | Индивидуальные и подгрупповые формы взаимодействия с ребенком. Динамические паузы. Чередование произвольной деятельности с деятельностью по интересам ребенка (договариваться). Введение ритуала начала и окончания всех видов деятельности. Использование сюрпризных моментов. Постоянная поддержка взрослого, вовлечение Кирилла в совместную деятельность. |
Речевое развитие | Развитие всех компонентов устной речи. | Свободно общается с педагогом, родителями и сверстниками. Употребляет в речи синонимы, антонимы. Умеет пользоваться сложными предложениями Умеет работать по правилу и по образу, слушать взрослого и выполнять его инструкции не менее 15 мин. | Свободно общается с педагогом, родителями и сверстниками. Употребляет в речи синонимы, антонимы. Пользуется сложными предложениями Заполнение протокола обследования |
Физическое воспитание: | Развитие умения , ходьбе разными способами (обычная, на носках, на пятках, с высоким подниманием колена, ходьбе в полуприсяде, перекатом с пятки на носок приставным шагом.) бег по дорожке с заданием и без задания, по ограниченной поверхности (скамейке),строевых упражнений, держать в руках большой и маленький мяч, прыжкам на двух ногах, ползанье на четвереньках. Научить подбрасывать мяч и ловить его двумя руками ,отбивать мяч об пол, одной рукой, двумя руками, подбрасывание мяча вверх, передача мяча партнеру разными способами. | Хорошо развиты умения ходьбе разными способами, бег с заданием и без задания выполняет без ошибочно. Расширились умения слушать команды при строевых упражнениях. Улучшились умения владеть мячом, подбрасывать и ловить его двумя руками, отбивать мяч одной рукой, двумя рукам, передавать мяч партнеру разными способами. | Деятельностные пробы. |
Художественно-эстетическое | Развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, худ труд) Развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству. Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству Формирование умения работать за столом не менее чем 25 минут, коммуницировать с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками. | Создает индивидуальные рисунки. Использует разные материалы и способы создания изображений. Лепит различные предметы, передавая форму и пропорции с организационной помощью. Умеет выполнять танцевальные движения. | Пробы, участие в итоговом событии, наблюдения на занятиях продуктивной деятельностью |
Система работа узких специалистов
узкие специалисты | области | проблема | пути решения | Ожидаемые результаты | Форма оценивания | |
педагог-психолог | I.Развитие психических функций | 1.Восприятие недостаточно развито 2.Внимание недостаточно развито 3.Память недостаточно развита 4.Мышление недостаточно развито 5. Саморегуляция недостаточно развита 6.Мелкая моторика недостаточно развита | -Развивать умение выделять наложенные и зашумленные изображения; -развивать умение воспринимать изображение целостно и отдельные его части; -развивать умение понимать и выполнять двухступенчатые инструкции педагога. - Развивать произвольность внимания, умения сосредотачиваться на одном задании в течении 5-7 минут; - формировать умение работать за столом в течении 30 минут; - развитие умения находить такую же картинку (одинаковую); -развитие умения находить отличия (до 10 отличий). - Построение звукового ряда за педагогом. -Развивать умение запоминать зрительно 10 несвязанных друг с другом предметов (изображений) с опорой на картинку/ без опоры на наглядность; - выделять из короткого текста (5-7 предложений), с опорой на наглядность, главную мысль. - Развивать умение обобщать предметный материал по категориям: игрушки, овощи, фрукты, посуда, транспорт, школьные принадлежности; - развивать умение из предложенных ребенку изображений выделять лишнее и объяснять причину выбора; - развитие умения оперировать категориями: высокий-низкий; узкий-широкий; длиный-короткий. -Развивать умение выполнять самостоятельно многократно отработанное действие; - развитие умения осуществлять перенос действия на аналогичную деятельность. -Развивать умение раскрашивать изображение не заходя за его границы; -развивать умение обводить контур предмета; - развивать умение ориентироваться в пространстве листа и клетки. | -Выделяет и называет зашумленные и наложенные изображения; - понимает и выполняет двухступенчатые инструкции. -Сосредотачивает внимание на одном задании в течении 5-7 минут; - ребенок работает за столом в течении 30 минут; - находит такую же картинку (одинаковую); - находит отличия (до 10 отличий). - Повторяет за педагогом определенный звуковой ряд. -Зрительно запоминает 10 несвязанных друг с другом предметов (изображений) с опорой на картинку/ без опоры на наглядность ; - выделяет из короткого текста (5-7 предложений) главную мысль с опорой на наглядность. -Умеет обобщать и исключать изображения по категориям: игрушки, овощи, фрукты, посуда, транспорт, школьные принадлежности, объясняя свой выбор; развитие умения оперировать категориями: высокий-низкий; узкий-широкий; длиный-короткий. -Выполняет самостоятельно многократно отработанное действие; - развитие умения осуществлять перенос действия на аналогичную деятельность. -Раскрашивает изображение не заходя за его границы; - обводит контур предмета. - развивать умение ориентироваться в пространстве листа и клетки. | Промежуточный мониторинг по блоку. Наблюдение Промежуточный мониторинг по блоку. Промежуточный мониторинг по блоку. Наблюдение. Промежуточный мониторинг. Наблюдение. | |
Учитель-дефектолог | Позна ние | Элементарные математические представления сформированы не в полном объёме. Ориентировка в пространстве и времени сформирована не достаточно. Ручная умелость, графические навыки требуют совершенства. Мыслительные процессы требуют совершенства. | Развитие математических представлений (состав числа, сравнение цифр, решение примеров и элементарных задач). Развитие ориентировки в пространстве и времени. Совершенствование графических навыков и ручной умелости. Совершать мыслительные операции (находить сходство и различие,обобщение и исключение, группировать предметы по задан. признаку). | Освоил состав числа и способы образования чисел. Сравнивает числа, решает примеры и элементарные задачи. Различает и обозначает пространственные направления относительно себя. Графические навыки улучшились. Владеет анализом изображений, устанавливает причинно – следств. связи, проводит обобщения и исключения, групп.предм по задан.призн. | Заполнение диагностического протокола, анализ продуктов деятельности. | |
музыкальный руководитель | Музыкальная деятельность | ориентируется в пространстве с помощью взрослого; выражает желание выступать самостоятельно; правильно и ритмично прохлопывает простые ритмические формулы; эмоционально воспринимает музыку , но затрудняется выражать свое отношение словами; не умеет самостоятельно придумать небольшой сюжет к музыкальному произведению; проявляет стремление передать в движении характер музыкального произведения; старается эмоционально исполняет песню, но затрудняется ее инсценировать; не может узнать песню по любому фрагменту. | Продолжать учить ходить в колонне по одному и парами. Четко останавливаться с концом музыки. Совершенствовать движения рук. Выполнять несколько движений под одно музыкальное сопровождение. Развивать умение наблюдать за движущимися детьми и ориентироваться в пространстве. Выполнять четко муз.- ритм. движения: боковой галоп, прямой галоп, приставные шаги, маховые и круговые движения руками, легкие прыжки на двух ногах, разнообразные поскоки. Придумывать свои движения под музыку. Развивать ритмическую четкость и ловкость движений. Учить выполнять разнообразные движения в соответствии со звучанием различных музыкальных инструментов. | определять музыкальный жанр произведения; различать части произведения определять настроение, характер музыкального произведения; слышать в музыке изобразительные моменты воспроизводить и чисто петь несложные песни в удобном диапазоне сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка) выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа передавать несложный ритмический рисунок выполнять танцевальные движения инсценировать игровые песни исполнять сольно и в оркестре простые песни и мелодии. | Участие в итоговых событиях. Наблюдение в течение года | |
инструктор по физической культуре | Психомоторное развитие | Не учет социальных показателей: контекста ситуации, очереди, правил, условных знаков, отсутствие синхронности в групповых заданиях и т.д.; неспособность придерживаться заданного плана деятельности, короткое время содержание инструкций. | Формировать позицию участника и ответственности за группу; формировать способность соблюдать организационные моменты (построение, соблюдения строя и инструкций) Формировать способность выполнять сложные произвольные движения; формировать умение действовать по правилам поочередно; | Развитие способности к двигательной активности, которая предусматривает целостные цепи действий, появляются и развиваются социальные характеристики психомоторики (коммуникативные и организационные),
| Занятия по физической культуре, мониторинг | |
учитель-логопед | Звукопроизношение Артикуляционная и мелкая моторика Слоговая структура слова. Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез Словарный запас Грамматический строй речи Связная речь | Нестабильное произношение [р], Артикуляционная и мелкая моторика не развита. Не значительные ошибки в словах сложной слоговой структуры. Недоразвитие фонематического слуха: допускает ошибки при выделении звука на фоне других звуков, слогов, в составе слова. Ошибки при дифференциации сходных по звучанию звуков. Навыки звукового анализа и синтеза в стадии формирования. Знает и называет предметы, части предметов. В речи есть недостаточно обобщающих понятий. Затрудняется в подборе антонимов. Не использует в речи приставочные глаголы, относительные и притяжательные прилагательные и местоимения. Пассивный словарь значительно превосходит активный. Допускает много ошибок при образовании слов суффиксальным способом. Навыки словообразования и словоизменения в стадии формирования. В речи использует 4-5 простых предлогов. Допускает ошибки в согласовании частей речи. В речи наблюдаются аграмматизмы. Составляет простое предложение (часто с ошибками в согласовании, употреблении предлогов). | Автоматизация звука [р]. Развитие просодической стороны речи. Развитие мелкой моторики. Отработка произношения слов сложной слоговой структуры. Развивать умение: выделять звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова; дифференцировать звуки; выполнять звуковой анализ и синтез слогов, слов. Продолжать расширять, активизировать предметный, глагольный словарь по лексическим темам. Употреблять притяжательные и относительные прилагательные. Продолжать вводить в речь обобщающие слова, учить классификации предметов по лексическим темам. Закреплять навыки: словообразования и словоизменения. Согласование частей речи в роде, числе, падеже.
Составление простых и сложных предложений (по образцу, по картине, по демонстрации действий (по вопросам) | Автоматизация звука [р]. Сможет произносить слова сложной слоговой структуры со стечениями согласных. Допускает единичные ошибки в выделении звука на фоне других звуков, слогов, в составе слова. Допускает единичные ошибки в дифференциации звуков. Выполняет звуковой анализ коротких слов. Словарный запас близок к возрастной норме Умеет словообразовывать и словоизменять. Составляет рассказы с организационной помощью и с опорой на наглядность | Протокол обследования Протокол обследования Протокол обследования | |
Протокол обследования Протокол обследования, наблюдение |
Виды деятельности, через которые идет реализация:
• непосредственно образовательная деятельность групповая, подгрупповая, индивидуальная
• игровая (сюжетно-ролевые, двигательные, настольные и др. игры)
• предметно-манипулятивная деятельность
• музыкальная
• изобразительная
Условия реализации индивидуального маршрута
1.Режим посещения – полный день
2. Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме
Специалист | График |
дефектолог | Пятница 16.30-17.00 (подгрупповое занятие) |
психолог | |
логопед | Понедельник, среда, четверг |
Специальные формы и методы обучения:
1.Чередование умственной нагрузки и отдыха, проведение динамических пауз.
2. Объяснения, предъявление заданий, инструкций в равномерном темпе речи, проговаривая их четко, кратко, конкретно.
3. Позитивная поддержка взрослого, вовлечение в совместную деятельность.
4. Учет цикличного характера продуктивного взаимодействия ребенка, при пресыщении умственной деятельностью возможного применение исключения из ситуации взаимодействия на некоторое время (отдых,перерыв под контролем взрослого на 3-5 мин) Организация динамических пауз, чередование произвольной деятельности с деятельностью по интересам ребенка( договариваться об этом предварительно –« сейчас сделаешь то, что задает взрослый, потом ты играешь с игрушкой»..)
5. Использование сюрпризных моментов и игровых приемов для развития.
6. Введение ритуала начала и окончания определенных видов деятельности.
7.Введение единой системы поощрений ребенка за образовательные успехи и позитивное поведение(смайлики, жетоны, чеки, билеты и прочее)между воспитателями группы, другим персоналом ДОУ, родителями.
8. При изучении нового материала в процессе реализации непосредственной образовательной деятельности, неоднократный повтор инструкции, демонстрация образца выполнения задания, использование наглядных основ (карточек, картинок, игрушек, другого демонстративного и реального материала).
9. Создание ситуации успеха в различных видах деятельности.
Срок реализации маршрута - 6 месяцев, до 31.05.2018 г.
Методы изучения семьи:
- анкетирование;
- наблюдение за ребенком;
- обследование семьи с помощью проективных методик;
- беседа с ребенком;
- беседа с родителями проективные методики (рисунок семьи)
Работа с родителями
Реальное участие родителей в жизни ДОУ | Формы участия |
В проведении мониторинговых исследований | Участие в консилиумах, предоставление анамнестических данных |
В создании условий | Участие в образовательной деятельности, создании и обогащение ППС; Участие в организации информационно – просветительской деятельности группы и сада по различным вопросам. |
В управлении ДОУ | Участие в родительских собраниях |
В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей | Участие в образовательной деятельности, создании и обогащение ППС; Участие в организации информационно – просветительской деятельности группы и сада по различным вопросам. Участие в круглых столах, родительских гостиных, родительских конференциях. |
В воспитательно – образовательном процессе ДОУ, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство | Дни открытых дверей. Дни здоровья. Недели творчества. Совместные праздники, развлечения. Встречи с интересными людьми. Клубы по интересам для родителей; Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах. Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности. Творческие отчеты кружков |
Организация оценки индивидуального развития ребенка:
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за ребенком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ним, а так же в рамках диагностики специалистов. Диагностика проводится через:
- Наблюдение;
- Беседа;
- Анализ продуктов деятельности;
- Анализ карт развития;
- Использование специализированных диагностических комплексов;
- Деятельностных пробы.
Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития).
Уважение, сопереживание и искренность являются важными позициями, педагогов ДОО способствующими позитивному проведению диалога. Педагоги, делятся информацией с родителями (законными представителями) о своей работе и о поведении ребенка во время пребывания в Организации. Педагоги ДОО предлагают родителям (законным представителям) активно участвовать в образовательной работе с их ребенком.
В специальные условия по созданию РППС не нуждается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка.
Старший дошкольный возраст....
Примерный вариант индивидуального маршрута развития для ребенка с нарушением зрения
Документ представляет собой применый вариант написания индивидуального маршрута развития для ребенка с нарушением зрения...
Индивидуальный маршрут развития для ребенка-ивалида
Индивидуальный маршрут....
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка...
Индивидуальный маршрут развития для ребенка с РАС
Раскрывается содержание работы учителя- логопеда с ребенком с РАС на учебный год....
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка
Для проявления способностей ребёнка необходимы особые условия, и среди них главное – человек, который смог бы увидеть эту одарённость, оценить её должным образом и помочь её раскрытию, а это осо...
Индивидуальный маршрут развития на ребенка с нарушением слуха
Цель: Формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социальную и социально-личностное развитие воспитанника, которое включает в себе основные процессы интеллектуального,...