Конспект логопедического занятия по теме "Весна"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Документ содержит конспект фронтального логопедического занятия по теме "Весна" с раздаточным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vesna.doc353 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

фронтального логопедического занятия по теме:

«Весна»

                                                                                           Составитель:

учитель-логопед

                                                                                          Попова Г.Н.

Москва

2018

Тема: «Весна»

Цель: уточнять и расширять знания детей по теме «Весна».

Задачи:

  1. образовательные
  • расширять и активизировать словарь детей по данной теме, учить называть признаки весны и весенние месяцы;
  • упражнять в согласовании имен существительных с именами прилагательными.

  1. коррекционно-развивающие
  • корригировать и развивать зрительную и долговременную память;
  • развивать  мелкую  моторику  кистей рук.

  1. воспитательные
  • воспитывать интерес к учебным занятиям;
  • воспитывать умение внимательно слушать педагога;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать самостоятельность при выполнении задания.

  1. здоровьесберегающие
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата на занятии;
  • следить за правильной посадкой ребенка за партой;
  • чередовать статические и динамические задания;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • способствовать снятию общего утомления, развивать общую и мелкую моторику.

Оборудование: дидактическое пособие «Дополни картинку», сюжетные картинки с изображением разных времен года, компьютер, мультимедийная презентация «Подбери словечко», игрушка «Пчелка», лист с графическим заданием.

Ход занятия

Этапы занятия

Виды работы

на этапе

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

(ребенка)

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I.

 Оргмомент

  • Приветствие, объяснение правильной посадки за партой

  • Упражнение «Дополни картинку»

Педагог приветствует ребенка, предлагает ему сесть и вспомнить правила посадки за партой.

Педагог предлагает ребенку дополнить картинку недостающими деталями.

Педагог:

- Какое время года изображено на картинке?

-Как ты об этом догадался?

Ребенок здоровается и вспоминает, как необходимо сидеть за партой.

Ребенок собирает картинку.

- На картинке изображена весна.

- Тает снег, прилетают птицы, на реке трескается лед.

  1. Организовать ребенка.
  2. Уточнить знания о правильной посадке за рабочим местом.
  3. Настроить ребенка на занятие.
  4. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

II.

Основной этап.

II.1.

Проверка домашнего задания  

 

Беседа по материалу домашнего задания

Педагог предлагает подобрать к притяжательным местоимениям «мой, моя, мое, мои» предметы, изображенные на картинке.

Ребенок отвечает на вопросы.

Определить уровень усвоения пройденного материала.

II.2.

Актуализация знаний.

  • Беседа о весне

Педагог показывает картинки с изображением разных времен года и просит ребенка найти те, на которых изображена весна.

Затем просит ребенка объяснить свой выбор.

Ребенок находит картинки с изображением весны.

- Это весна, потому что тает снег, с крыш капают сосульки, прилетают птицы.

  1. Привлечь внимание  и вызвать интерес детей к занятию.
  2. Актуализировать знания ребенка по данной теме.

II.3

Изучение нового материала

  • Объявление темы занятия

  • Дидактическая игра «Подбери словечко»

  • Беседа о весенних месяцах.

  • Упражнение «Измени по образцу»

Педагог сообщает ребенку, что на занятии они будут говорить о весне, ее признаках и месяцах.

Логопед говорит предложение и предлагает ребенку его закончить, подбирая нужное слово. На экране компьютера появляются соответствующие картинки.

Закончилась долгая, холодная…

Наступила тёплая, долгожданная…

Всё ярче светит весеннее…

Бегут звонкие…

С крыш домов капают…

На деревьях набухают…

С тёплых краёв прилетают…

Дети надевают весеннюю…

Ребята строят для скворцов…

Мы очень любим первые весенние… Это…

Педагог помогает ребенку вспомнить название и последовательность весенних месяцев.

Логопед дает пример образования нового слова: «Если дождь идет весной, то это весенний дождь». Затем предлагает ребенку самостоятельно называть новые слова:

- Солнце, которое светит весной, это…

- Погода весной – это…

- Ручьи весной – это…

Слова: март, апрель, май, солнце.

Ребенок дополняет предложение, называя картинку:

- Зима.

- Весна.

- Солнышко.

- Ручьи.

- Сосульки.

- Почки.

- Птицы.

- Одежду.

- Скворечники.

- Цветы.

- Подснежники.

Ребенок называет месяцы весны.

Ребенок образует новые слова:

- Весеннее солнце.

- Весенняя погода.

- Весенние ручьи.

Ребенок образует новые слова по аналогии.

  1. Уточнять и активизировать словарный запас ребенка по теме «Весна».
  2. Упражнять в образовании относительных прилагательных.
  3. Упражнять в согласовании имен существительных с прилагательными.
  4. Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.

Динамическая пауза

Подвижная игра «Где сидит пчелка?»

Педагог:

- Весной просыпаются насекомые и животные. К нам на занятие прилетела пчелка.

Педагог предлагает ребенку помочь пчелке полетать по кабинету и садиться на разные предметы: на стол, на стул, на шкаф. Педагог задает вопрос: «Где сидит пчелка?»

Ребенок перемещается по кабинету с игрушкой пчелки, кладет ее на разные предметы и отвечает на вопросы:

- Пчелка сидит на столе и т.д.

  1. Способствовать снятию общего утомления.
  2. Чередовать статические  и динамические задания.
  3. Закреплять использование в речи предлога «на»

II.4

* Закрепление изученного материала

  • Упражнение «Составь предложение»

Педагог читает слова и просит ребенка составить из них предложение:

- После, наступает, зимы, весна.

- Солнце, ярко, светит, мартовское.

- Апрельская, началась, капель.

- Цветы, первые, весенние, появились.

Ребенок составляет предложения:

- После зимы наступает весна.

- Ярко светит мартовское солнце.

- Началась апрельская капель.

- Появились первые весенние цветы.

Закреплять умение составлять предложение из слов.

Пальчиковая гимнастика

«Вышел дождик на прогулку»

Логопед читает стихотворение (см.приложение) и показывает движения руками.

Ребенок повторяет движения за логопедом.

Развивать  мелкую  моторику  кистей рук.

II.5

Контроль знаний и умений.

Графическое упражнение «Дорожки»

Педагог предлагает ребенку соединить название месяцев весны с изображенными предметами по дорожкам и составить словосочетания.

Картинки: дождь, солнце, весна, цветы.

Ребенок проводит дорожки и составляет словосочетания:

- Мартовский дождь, мартовская сосулька, апрельский дождь, апрельские цветы, майские цветы, майское солнце.

  1. Закрепить умение образовывать относительные прилагательные.
  2. Развивать графомоторные навыки.
  3. Воспитывать самостоятельность при выполнении задания.

Зрительная гимнастика

Педагог предлагает ребенку сделать глазами круговые движения по часовой стрелке, сделать движения против часовой стрелки, поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести глаза в правую сторону, в левую сторону. Затем смотреть поочередно на кончик носа и вдаль.

Ребенок повторяет за педагогом.

Соблюдать режим охраны зрения.

III.

Итог занятия.

III.1

Подведение  итогов и оценка деятельности учащихся (ребенка).

  • Опрос.
  • Оценивание

Педагог задает ребенку вопросы:

- О чем мы говорили на занятии?

-Какие задания мы выполняли?

- Какие задания тебе понравились больше всего?

Затем педагог просит ребенка дать оценку своей деятельности.

После этого педагог оценивает деятельность ребенка и вручает ему наклейку.

Ребенок отвечает на вопросы педагога, оценивает свою деятельность, слушает оценку педагога.

  1. Подвести итог работы на занятии.
  2. Развивать долговременную память.
  3. Оценить деятельность  детей.

III.2

Домашнее задание.

Педагог объясняет ребенку домашнее задание.

Закрепить дома знания  и умения, полученные на занятии.

* Дополнительное задание

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку»

Вышел дождик на прогулку.

(Указательным и средним пальцами обеих рук «шагают» по столу)

Он бежит по переулку.

(Постучать всеми пальцами по столу)

Барабанит по окошку,

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

(Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку)

Сразу мокрым город стал.

(Трясут ладонями, как будто отряхивают с них воду)

Дождик окончился. Устал.

(Кладут ладони на стол)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.

Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...