Конспект открытого занятия
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Злобина Виктория Николаевна
Конспект
индивидуального логопедического занятия с использованием элементов технологии
пескотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_zlobina_v.n.docx36.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

индивидуального логопедического занятия с использованием элементов технологии пескотерапии.

Речевое заключение: ОНР (III уровень). Полиморфное нарушение звукопроизношения (сигматизм шипящих звуков, ламбдацизм, ротацизм).

Тема: Звук [Р]. Транспорт.

Этап: автоматизация звука в словах.

Цель: создание условий для автоматизации звука [р] в словах с использованием элементов технологии пескотерапии.

Задачи:

I. Коррекционно – образовательные:

1. Закрепить правильное произношение звука [Р] в разной позиции слова на картинном и речевом материале лексической темы «Транспорт».

2. Закрепить акустико-артикуляционные особенности звука [Р].

3. Продолжать формировать умение определять место звука [Р] в слове.

4. Закрепить умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных и согласование числительного с существительным.

5. Активизировать словарь ребенка словами: скутер, воздушный, наземный, речной.

II. Коррекционно – развивающие:

1. Развивать навыки фонематических процессов через выполнение заданий по определению места звука в слове и подборе слов на заданный звук.

2. Развивать общую и мелкую моторику через выполнение упражнений на песке, пальчиковой гимнастики и физминутки.

3. Развивать зрительное восприятие через выполнение заданий по опорным символам, слуховое внимание через выполнение упражнений. 

III. Коррекционно – воспитательные:

1. Воспитывать самоконтроль за собственной речью.

2. Воспитывать положительные личностные качества: доброту, отзывчивость; стремление оказывать помощь.

Оборудование: изображение принцессы Розочки, конверт с заданиями, зеркало, голосовое письмо, столик с песком, символы, горошина, музыкальное сопровождение, влажные салфетки.

Предварительная работа: 

Учителем-логопедом: постановка звука [р], автоматизация в слогах, словах; разучивание физминутки и пальчиковой гимнастики.

Воспитателем: просмотр мультфильма «Тролли» и беседа по содержанию; рассматривание иллюстраций к мультфильму, проведение словарной работы со словами – метро, вертолет, грузовик, скутер.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звучит музыка, входит ребенок.

Логопед: «Здравствуй, Вика! Я очень рада тебя видеть!» Проходи, пожалуйста.

II. Постановка проблемы.

Звучит звуковое письмо.

«Добрый день, Вика.

Мы, тролли, жители сказочного города,

Жили, не грустили

Прыгали, скакали,

Весело играли.

И вдруг стряслась беда большая –

Король - Хрящ очень злой,

Принцессу Розочку захватил 

И в палку превратил.

Что делать? И куда бежать?

Ее нам надо выручать.

Задания надо выполнять

Чтоб колдовство то разгадать!

Помоги нам, пожалуйста.

Мы отправляем тебе задания, которые нужно выполнить».

Включить музыку.

III. Сообщение темы.

Логопед достает из конверта Палочку.

Логопед: Кого заколдовал злой Король? (Злой Король заколдовал Розочку).

Логопед: Вика, если ты заметила, в имени «Розочка» есть звук, с которым мы особенно «дружим» в последнее время. Назови этот звук. (Это звук [Р]).

Логопед: Правильно!

Логопед: А ты хочешь расколдовать Розочку?

Логопед: Давай будем правильно произносить звук [Р] в словах, выполняя разные задания.

Ребенок: Давайте.

Логопед: Тогда вперёд!

IV. Артикуляционная гимнастика.

Логопед берет со стола конверт с заданиями:

Задание 1. Логопед: Ты артикуляционную гимнастику выполняй

                                    И Принцессу выручай.

Логопед:  Я буду показывать тебе картинки с упражнением, а ты – выполнять под счет от 1 до 5.

Инструкция: приготовились, 1-5, отдохни.

«Заборчик», «Грибок», «Маляр», «Лошадка» (выполнять 3-4 раза).

Логопед: Молодец.

V. Уточнение артикуляции звука [Р] с опорой на схемы-символы, характеристика звука.

Задание 2.

а) Логопед: Вика, произнеси звук [Р]. Вспомним как работают органы артикуляции, когда произносим звук [Р]. А помогут тебе опорные схемы.

Губы: полураскрыты.

Зубы: между зубами щель.

Язык: кончик языка дрожит.

Воздушная струя: прерывистая.

Голосовые связки: работаю (сомкнуты и вибрируют).

Логопед: Молодец.

б) Характеристика звука.

Логопед: Вика, дай характеристику звука [Р], используя символы (согласный, твердый, звонкий).

Логопед: Молодец! С поручениями ты справилась очень хорошо!

IV. Закрепление материала

Задание 3. Работа с загадками.

Логопед: загадки отгадай

     И ответы называй

Ходит днем и вечером,

Ходит он туда-сюда

И обеими руками

Крепко держит провода (Троллейбус)

Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю…

Отправляюсь я в полет

Что же это? (Вертолет)

Логопед: Ты хочешь нарисовать отгадки на песке? Но прежде выполним пальчиковую гимнастику.

V. Пальчиковая гимнастика: «Транспорт»

Задание 4.

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай (соединение пальцев по очереди с большим)

В морях – корабли, пароходы, суда, (то же пальцами другой руки)

Они очень редко заходят сюда.

Логопед: А сейчас ты можешь нарисовать отгадки.

Логопед: Правильно. Ты хочешь отдохнуть?

VI. Физминутка «Самолеты» Задание 5.

Самолеты загудели

(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),

Самолеты полетели

(руки в стороны, поочередные наклоны влево и вправо),

На полянку тихо сели

(присесть, руки к коленям),

Да и снова полетели.

VII. Закрепление звука [Р] на речевом материале.

Логопед: Ну что, будем продолжать расколдовывать принцессу?

Задание 6. Упражнение «Что в песке?»

Дремучий лес перед горой

Стал непролазною стеной…

Давай посмотрим, что случилось?

Картинок здесь много заблудилось!

Включается зеленый свет.

Логопед: А сейчас найди картинки в песке и определи позицию звука [Р] в слове. В этом тебе поможет схема слова и горошина.

(В песке спрятаны картинки: катер, паровоз, ракета, скутер. Ребенок находит ее, рисует на песке схему слова и кладёт горошину, называя где слышится звук[р]: в начале, середине, конце слова. (В слове «катер» звук [Р] слышится в конце слова и т.д..)

Логопед: Как одним словом можно назвать все эти картинки?

Ребенок: Транспорт.

Логопед: Умница! Какой еще ты знаешь транспорт, в названии которого есть звук [Р]?

(Ребенок называет слова (грузовик, вертолет, метро, трамвай, корабль).

Логопед: Назови виды транспорта и изобрази их схематично на песке: воздушный - изображает облака, наземный – дорогу, водный - волны, реку.

Логопед: Молодец! Ты справилась и с этими заданиями.

Задание 7. Упражнение «Один – много»

Включается синий цвет.

Логопед: Картинки все мы отыскали

И на берег моря мы попали

Чтоб через море переплыть

Задание надо выполнить -

Ты на картинки посмотри,

И их во «много» преврати.

Перед тобой лежит картинка с изображением одного предмета, а ты назови их со словом «много»:

Корабль – много кораблей                                Грузовик – много грузовиков        

паровоз – много паровозов                                Ракета –  много ракет                        

вертолет – много вертолетов

                Логопед: Молодец. И с этим заданием ты справилась.

Задание 8.

Включается желтый свет.

Логопед: Теперь с тобой мы - у Горы…

Посчитай и назови

Посчитай транспорт от 1 до 5 (ракета, грузовик, корабль).

Задание 9.

Логопед: И вот к горе мы подошли

Здесь заклинания томятся,

Злого короля они бояться.

Как только их мы повторим,

Злые чары рухнут в пыль,

И принцессу мы освободим.

(Ребёнок повторяет за логопедом)

Ра-ра- ра –корабль.

Ро- ро-ро - метро.

Тра – тра – тра – трамвай.

Гру – гру – гру – грузовик.

Вер – вер – вер – вертолёт.

Звучит музыка.

Логопед: Кого же мы расколдовали?

Ребенок: Мы расколдовали Розочку.

Логопед: Вот она и появилась перед нами.

(Логопед ставит в песок картинку принцессы Розочки).

III. Итог.

Логопед: Как ты думаешь, ты спасла принцессу Розочку от злого Короля?

- Что ты для этого сделала? (перечислить задания)

- За оказанную помощь принцесса Розочка дарит тебе свой портрет, который ты раскрасишь сама.

III. Сообщение темы.

Логопед: Кого заколдовал злой Король? (Злой Король заколдовал Розочку).

Логопед: Вика, если ты заметила, в имени «Розочка» есть звук, с которым мы особенно «дружим» в последнее время.

- Назови этот звук. (Это звук [Р]).

Логопед: Правильно!

Логопед: А ты хочешь расколдовать Розочку?

Логопед: Давай будем правильно произносить звук [Р] в словах, выполняя разные задания.

Ребенок: Давайте.

Логопед: Тогда вперёд!

IV. Артикуляционная гимнастика.

Ты артикуляционную гимнастику выполняй

И Принцессу выручай.

Логопед Я буду показывать тебе картинки с упражнением, а ты – выполнять под счет от 1 до 5.

Инструкция: приготовились, 1-5, отдохни.

«Заборчик», «Грибок», «Маляр», «Лошадка» (выполнять 3-4 раза).

Логопед: Молодец.

V. Уточнение артикуляции звука [Р] с опорой на схемы-символы, характеристика звука.

а) Логопед: Вика, произнеси звук [Р]. Вспомним как работают органы артикуляции, когда произносим звук [Р]. А помогут тебе опорные схемы.

Губы: полураскрыты.

Зубы: между зубами щель.

Язык: кончик языка дрожит.

Воздушная струя: прерывистая.

Голосовые связки: работаю (сомкнуты и вибрируют).

Логопед: Молодец.

б) Характеристика звука.

Логопед: Вика, дай характеристику звука [Р], используя символы (согласный, твердый, звонкий).

Логопед: Молодец! С поручениями ты справилась очень хорошо!

IV. Закрепление материала

Задание 3. Работа с загадками.

Логопед: загадки отгадай

     И ответы называй

Ходит днем и вечером,

Ходит он туда-сюда

И обеими руками

Крепко держит провода (Троллейбус)

Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю…

Отправляюсь я в полет

Что же это? (Вертолет)

Логопед: Ты хочешь нарисовать отгадки на песке? Но прежде выполним пальчиковую гимнастику.

V. Пальчиковая гимнастика:

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай

В морях – корабли, пароходы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

Логопед: А сейчас ты можешь нарисовать отгадки.

Логопед: Правильно. Ты хочешь отдохнуть?

VI. Физминутка «Самолеты»

Самолеты загудели

Самолеты полетели

На полянку тихо сели

Да и снова полетели.

VII. Закрепление звука [Р] на речевом материале.

Логопед: Ну что, будем продолжать расколдовывать принцессу?

Дремучий лес перед горой

Стал непролазною стеной…

Давай посмотрим, что случилось?

Картинок здесь много заблудилось!

Включается зеленый свет.

Логопед: А сейчас найди картинки в песке и определи позицию звука [Р] в слове. В этом тебе поможет схема слова и горошина.

(В слове «катер» звук [Р] слышится в конце слова и т.д..)

Логопед: Как одним словом можно назвать все эти картинки? Транспорт

Логопед: Умница! Какой еще ты знаешь транспорт, в названии которого есть звук [Р]?

(Ребенок называет слова (грузовик, вертолет, метро, трамвай, корабль).

Логопед: Назови виды транспорта и изобрази их схематично на песке: воздушный - изображает облака, наземный – дорогу, водный - волны, реку.

Логопед: Молодец! Ты справилась и с этими заданиями.

Упражнение «Один – много»

Включается синий цвет.

Логопед: Картинки все мы отыскали

И на берег моря мы попали

Чтоб через море переплыть

Задание надо выполнить -

Ты на картинки посмотри,

И их во «много» преврати.

Перед тобой лежит картинка с изображением одного предмета, а ты назови их со словом «много»:

Корабль – много кораблей

Грузовик – много грузовиков        

паровоз – много паровозов                                

Ракета –  много ракет                        

вертолет – много вертолетов

Логопед: Молодец. И с этим заданием ты справилась.

Включается желтый свет.

Логопед: Теперь с тобой мы - у Горы…

Посчитай и назови

Посчитай транспорт от 1 до 5 (ракета, грузовик, корабль).

Логопед: И вот к горе мы подошли

Здесь заклинания томятся,

Злого короля они бояться.

Как только их мы повторим,

Злые чары рухнут в пыль,

И принцессу мы освободим.

- Ты хочешь повторить заклинания?

Ра-ра- ра –корабль.

Ро- ро-ро - метро.

Тра – тра – тра – трамвай.

Гру – гру – гру – грузовик.

Вер – вер – вер – вертолёт.

Звучит музыка.

Логопед: Кого же мы расколдовали?

Ребенок: Мы расколдовали Розочку.

Логопед: Вот она и появилась перед нами.

III. Итог.

Логопед: Как ты думаешь, ты спасла принцессу Розочку от злого Короля?

- Что ты для этого сделала? (перечислить задания)

- За оказанную помощь принцесса Розочка дарит тебе свой портрет, который ты раскрасишь сама.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».

Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....

Конспект открытого занятия на тему: «День открытых дверей» (1 младшая группа).

Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия

Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...