ИГРЫ-драматизации
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Игры-драматизации 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dramatizatsii_5.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                     

                        

                                                           

                Тема: «Чтение и драматизации».

      Цель: развивать навыки вдумчивого чтения, понимания  прочитанного, определять характеры персонажей.

Развивать фантазию детей, раскрепощённость, уверенность в своих силах, я в предлагаемых обстоятельствах.

                                                 ХОД  ЗАНЯТИЯ:

1.Оргмомент

2. Чтение рассказа по ролям.

3. Обыгрывание сюжета.

4. Придумывание продолжения рассказа.

                                          Н.СЛАДКОВ «ОКУНЬ И НАЛИМ»

   -0 Чудеса подо льдом! Все рыбы сонные – один ты, налим, бодренький, да игривый. Что с тобой такое, а?

  • А то, что для других рыб зимою – зима, а для меня, Налима, зимою – лето! Вы, окуни. Дремлете, а мы, налимы, свадьбы играем, икру мечем, радуемся-веселимся!
  • Айда, братцы-окуни, к Налиму  на свадьбу! Сон свой разгоним, повеселимся, налимьей икрой закусим…

                                                     С.КОЗЛОВ «ЛЕТНИЙ ДЕНЬ»

  Был солнечный летний день.

  • Хочешь. Я тебе что-то покажу, - сказал Ёжик, когда они с медвежонком выбежали на поляну.
  • А что, спросил Медвежонок.
  • Вот смотри: это – Ромашка.
  • Знаю, - сказал Медвежонок. –Любит, не любит! И стал считать лепестки.
  • А это – Василёк – сказал Ёжик. – А это – цветок Кашка.

Из него что , кашу варят, да?

  • Нет, его так зовут.

                                Л.ТОЛСТОЙ  «ДВЕ  МЫШИ».

   Пришла важная мышь из города к простой  мыши. Простая мышь жила в поле и дала своей гостье, что было, гороха и пшеницы. Важная мышь погрызла и сказала:

  • Оттого ты и худа, что житьё твоё бедное. Приходи ко мне, посмотри, как мы живём.

Вот пришла простая мышь в гости. Дождались под полом ночи. Люди поели и ушли. Важная мышь вывела из щели гостью в горницу, и обе влезли на стол. Простая мышь никогда не видела такой еды и не знала, за что взяться. Она сказала: - Твоя правда: наше житьё плохое. Я переёду тоже в город жить.

    Только она сказала это, затрясся стол, и в дверь вошёл человек со свечкой и стал ловить мышей.

  • Нет, - говорит полевая мышь, - моё житьё в поле лучше. Хоть у меня сладкой еды и нет, да зато я и страха такого не имею.

  • Как живёт полевая мышь?
  • Как живёт городская мышь?
  • Чьё житьё спокойнее?
  • Почему?
  • Что такое горница?

                             Я.ТАЙЦ «ВСЁ  ЗДЕСЬ»

(Действующие лица: Автор. Надя, Бабушка)

    Надя с Бабушкой пошли в поле. Колосьев на нём видимо – невидимо. И все немного усатые. Надя спросила: -Бабушка, а что тут растёт?

  • Хлеб, внученька.
  • Хлеб? А булки где?
  • И булки здесь, внученька.
  • А баранки? И баранки здесь.
  • А пряники?
  • И пряники здесь.

Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники.

                                 С.БАРУЗДИН «ТИГР»

    (Действующие лица: Автор, Охотники – хором, Тигр).

    Ловили охотники в тайге тигра. А тигр бегает от них, никак им в руки не даётся.

Устали охотники, говорят тигру:

  • Что же ты от нас бегаешь? Мы тебе зла не желаем.
  • А зачем я вам нужен? – спрашивает Тигр.
  • В зоопарк тебя отправим, -говорят охотники.
  • А что такое зоопарк? - спрашивает Тигр.
  • Будешь жить там на всём готовом. Люди на тебя смотреть будут.
  • Интересно, - говорит Тигр. А люди злые?
  • Да что ты!
  • А тайга там будет?
  • Кусочек тайги обещаем.
  • Тогда я согласен, - говорит тигр и сдался охотникам. Живёт теперь тигр в зоопарке, людям себя показывает. А вокруг него кусочек тайги.

                                  Л.ТОЛСТОЙ «ЛЕВ  И МЫШЬ».

    Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он её отпустил; она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

    Потом охотники поймали льва в сети. Мышь услыхала львиный рёв. Она прибежала, перегрызла верёвку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро».

  • Что случилось с мышью?
  • Как поступил с нею лев?
  • Чем отплатила мышь льву?

(Прочитай этот рассказ 3 раза : - медленно, с выражением, по ролям).

                                           ЧТЕНИЕ  ПО  РОЛЯМ

                                               «ЗУБ»

(действующие лица: Мама, мальчик) (Перед началом отметьте на полях слова автора, слова героев).

-Был сегодня у зубного врача?

  • Был.
  • Ну и что? Зуб больше не болит?
  • Не знаю, врач оставил его у себя.

                         «ИТАЛИЯ»

(Действующие лица: Учитель, ученик).

  • На что похожа Италия на карте?
  • На резиновый сапог.
  • А почему на резиновый?
  • Так ведь кругом вода.

                                              «НЕ ПОНРАВИЛСЯ!»

            (Действующие лица: Автор, Папа, Миша).

-Тебе фильм понравился? – спрашивает папа Мишу.

  • Нет! Там всё время мороженое показывают, а есть не дают!

                                              «ЖАЛКО  ДЯДЮ»

(Действующие лица: Автор, Алёша).

    Алёша впервые попал на концерт симфонического оркестра. Его внимание привлёк дирижёр:

  • Папа, посмотри! Дяде скрипки не досталось!

                                   «ВОЛК  В  ПЫЛИ»

(Действующие лица: Автор, Собака, Волк)

    Волк хотел поймать из стада овцу и зашёл под ветер, чтобы на него несло пыль от стада. Он думал, что собака не сможет его почуять. Овчарная собака увидела его и говорит:

  • Напрасно ты, волк, в пыли ходишь, глаза заболят.

А хитрый волк говорит:

- То-то и горе, собаченька, что от овечьего стада хорошо глаза вылечивает.                (Л.Толстой)

                                  «ВОЛК  И  СОВА»

(Действующие лица: Сова, Волк).

  • Мы, Сова, с тобой во всём одинаковые: ты серая, и я серый, у тебя когти, и я хищник. Почему же встречают нас люди по-разному? Тебя хвалят-расхваливают, меня клянут-проклинают.
  • А ты, Волк, что ешь-то?
  • Да всё больше жирных барашков, да козлят, да телят….
  • Ну вот видишь! А я всё мышей вредных. Похожи мы по одежде, да разные по делам!

                                                             (Н.Сладков)

                                     «ЛЕНИВАЯ  СТАРУХА»

(Действующие лица: Автор, Старуха, Старик)

старуха ленива была. Старик говорит ей:

  • Давай загончик выжнем!

А она: -Ну, зачем?

Посреди зимы схватилась! Шумит вьюга, а она:

  • Старик, лентяй, иди скорее – не жать ли зовут?

                                       (Русская народная сказка)

ПРОЧИТАЙ РАССКАЗ 3  раза. Первый – медленно по слогам. Второй – с выражением. Третий – по ролям.

                                             «ЛИСИЦА»

    попалась лисица в капкан, оторвала хвост и ушла. И стала она придумывать, как ей дальше жить. Созвала она лисиц и стала их уговаривать, чтобы они отрубили хвосты.

  • Хвосты, - говорит, - совсем некстати, только напрасно лишнюю тягость за собой таскать. Одна лисица говорит:
  • Ох, не говорила бы ты этого, кабы не была куцая!

Куцая лисица смолчала и ушла.

                                                               (Л.Толстой)

  • Что случилось с лисой?
  • Что придумала она, чтобы стыд свой прикрыть?
  • Что сказала ей одна лисица?
  • Что такое: капкан, тягость, куцый?

                                          «ЁЖ»

    телёнок увидел ежа и говорит:

  • Я тебя съем!

    Ёж не знал, что телёнок ежей не ест. Испугался, клубком свернулся и фыркнул:

  • Попробуй…

   Задрав хвост запрыгал глупый телёнок. Боднуть норовит. Потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

  • Ой, ой, ой! – заревел телёнок и побежал к корове-матери, жалуется:
  • Ёж меня за язык укусил.

   Корова поняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

    А ёж покатился в тёмную нору и сказал ежихе:

  • Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

    И пошла слава про храбрость ежову…

  • У нас ёж – богатырь, - шёпотом со страху говорили звери.

                                                            (Л.Толстой)

                                 «ПРО  МЕДВЕДЯ»

(Действующие лица: Автор, Медведь, Муравей).

    Залез медведь в муравейник. Возмутился самый главный муравей:

  • Что ты, мохнатый, делаешь? Опять наш муравейник разоряешь?

Задумался медведь. Подумав, говорит:

-А как быть? Я вас очень люблю!

  • От любви всем хорошо должно быть, - говорит самый главный муравей, -а не только тебе!

Подумал медведь и отвечает:

  • ну. Ладно, пойду на пчелиную пасеку. Пчёлы не такие обидчивые.            
  •                                            (С.Баруздин)

                           «СОЛНЕЧНЫЙ  ЗАЯЦ  И  МЕДВЕЖОНОК»

(Действующие лица: Автор, Медвежонок, Солнечный Заяц)

    Медвежонок проснулся, приоткрыл один глаз и увидел, что на полу перед окном сидит огромный Солнечный Заяц.

  • Здорово! – сказал Медвежонок. – Ты кто?
  • Я – Солнечный Заяц, - сказал Солнечный Заяц. – Я жду, когла ты проснёшься.

И медвежонок, жмурясь вылез из постели.

  • Сперва застелим постель, - сказал Солнечный Заяц и прыгнул на кровать.

Медвежонок взбил подушку, застелил одеяло.

  • Так, - сказал Солнечный Заяц. – Теперь мы будем умываться.

И перелетел к рукомойнику. Медвежонок умылся.

  • Теперь откроем окно!

Медвежонок открыл окно.

- А теперь будем делать зарядку!                     (С.Козлов)

                               «БЕЛЫЙ  ОЖЕРЁЛОК»

Прочитай рассказ 3 раза: 1 – медленно, 2 – с выражением, 3 – по ролям.

    Жил на берегу Байкала один сторож, рыбу ловил, белок стрелял. И вот раз видит он в окошко этот сторож – бежит прямо к избе большой медведь, а за ним гонится стая волков. Вот – во бы и конец медведю…

   Он, мишка этот,  не будь плох, в сени, дверь за ним сама закрылась, а он ещё на неё лапу и сам привалился. Старик понял это дело, снял винтовку со стены и говорит:

  • Миша, Миша, подержи!
  •     Так убил одного волка и другого, и третьего, всё время приговаривая:
  • Миша, Миша, подержи!

    После третьего стая разбежалась. А медведь остался в избе зимовать под охраной старика. Весной же, когда медведи выходят из своих берлог, старик надел на этого медведя белый ожерёлок. И всем охотникам наказал, чтобы медведя этого – с белым ожерёлком – никто не стрелял. Этот медведь – его друг.

                                                   (М.Пришвин)

  • Где жил сторож?
  • Что однажды с ним произошло?
  • Как медведь ему помог?
  • Как сторож отблагодарил медведя?
  • Что такое ОЖЕРЕЛЬЕ?

                           «ПОЧЕМУ  ЕЛЬ  ЗИМЫ  НЕ  БИТСЯ?»

  • Осина, а Осина, отчего ты всё трясёшься? – удивилась молодая пушистая ёлка.
  • Страшно. Зимы боюсь…
  • Зимы бояться – в лесу не жить!
  • Ха – ха! – Осина приосанилась, тряхнув ветвями. Ишь, смелая какая! У меня листья вон какие большие, и то я боюсь , а у тебя иголки тонюсенькие. Сразу окоченеешь…
  • Поживём – увидим… - загадочно ответила Ёлка. А вскоре и сама Зима на санях прикатила. Белой хрустящей скатертью землю застелила. Прозрачным ледком реки запечатала. В кудрявый голубой наряд лес прибрала…

                                                        ( По А.Баркову)

                                                         

                                                  «ПРО  КНИЖКИ»

  (Действующие лица: Автор, Мальчик, пять книжек – хором)

    часто мама с папой покупали сыну книжки. Он ставил их на полку и не читал. Однажды проснулся утром, а полка пустая. Убежали книжки. Бросился сын им вдогонку, долго искал, наконец, у соседа нашёл.

  • Почему вы от меня убежали? – спрашивает.
  • А ты нас не читаешь, - сказали книжки.
  • А здесь? – спросил сын.
  • А здесь нас читают!.

                                                        ( С.Баруздин)

                            «СОЛЬ  ОСТАЛАСЬ»

(Действующие лица: Автор, Нянечка, Митя)

    Сегодня на завтрак – варёные яйца. Митя съел одно и ещё просит.

  • Разве ты не наелся? – спрашивает нянечка.
  • Наелся, - отвечает Митя.
  • И ещё хочешь?
  • Хочу.
  • Но ты ведь наелся. Почему же ещё хочешь?
  • У меня соль осталась. – отвечает Митя.         (В.Голышкин)

 

  • ПРОЧИТАЙ  РАССКАЗ  3 раза: 1 – медленно, 2- с выражением, 3 – по ролям.

    Мальчик стерёг овец, и будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!» мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он это два или три раза, случилось – вправду набежал волк! Мальчик стал кричать: «Скорей, сюда, скорей, волк!»

    Мужики подумали, что он, как всегда, обманывает – не послушали его. Волк видит – бояться нечего. И на просторе перерезал всё стадо.  (Л.Толстой)

  • Кого пас мальчик?
  • Что кричал он?
  • Кто прибежал на его крик?
  • Что они увидели?
  • Что случилось после того. Как он сделал так два и три раза?
  • Что закричал мальчик?
  • Пришёл ли кто на помощь?
  • Почему?
  • Что сделал волк?

                                          «ВОРОБЕЙ»

(Действующие лица: Автор, Воробей, три Голубя – хором, три Вороны – хором, три Воробья – хором).

    Зазнался воробей. Надоело ему дружить с другими воробьями. Решил он найти птиц покрупнее. Полетел он к голубям.

  • Давайте жить вместе, - говорит.
  • Давай!

    Стал он жить с голубями, но за три дня похудел. Голуби быстро едят, а воробью ничего не достаётся. Полетел воробей к воронам.

  • Давайте жить вместе, - говорит.
  • Давай!

    Стал он жить с воронами, ещё больше похудел. Вороны ещё быстрее едят, а воробью совсем ничего не достаётся. Вернулся воробей к воробьям.

  • Давайте жить вместе, - говорит.
  • А кто тебя гнал, живи, пожалуйста, - говорят воробьи. Отъелся воробей, поправился и решил, что никуда больше улетать не будет…                 (С.Баруздин)

                                             «ЧЁРНЫЙ  ЦЫПЛЁНОК»

    Прочитай рассказ 3 раза: 1- медленно, 2- с выражением, 3 – по ролям.

    У бабушки наседка вывела цыплят. Все цыплята белые. А один чёрным уродился. Невзлюбила его наседка. Не признаёт за своего. Как подойдёт – клевать начинает.

    Цыплёнок всё время жалобно пищал и падал, растопырив крылышки.

  • Я его сама выкормлю, - решила Лена.

Назвали цыплёнка Чернышом. Просыпался Черныш раньше всех, выскакивал из своей корзинки и принимался бегать по избе. Лена вставала и насыпала в блюдце пшена. Постучит ноготком по блюдцу, и Черныш со всех ног к ней.

  • А по вечерам Лена с бабушкой садилась на крыльце, и Черныш тут же – головкой крутит, перед крыльцом важно вышагивает.
  • Ай да умница! – хвалила бабушка Лену. Какого ладного петушка вырастила!

 

        

                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Творческие игры и развитие творчества в играх-драматизациях у детей дошкольного возраста"

Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития личности, выступают связующем звеном в отношении к познаваемому. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности у ребен...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Дидакимческая игра  и игра-драматизация - один из методов  всестороннего развития детей.  В игре закрепляются знания, уточняются представления, дети осваивают различные способы действий...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Дидактическая игра  и игра-драматизация - один из методов  всестороннего развития детей.  В игре закрепляются знания, уточняются представления, дети осваивают различные спос...

Перспективный план развития руководства театрализованной игрой (игрой-драматизацией) по сказке «Колобок»

Перспективный план развития руководства театрализованной игрой (игрой-драматизацией) по сказке «Колобок»...

ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ И ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ

СОПРОВОЖДЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ:1-й слайд. ИГРА является основным видом деятельности дошкольника, необходимым для всестороннего развития личности и интеллекта. Наряду с общим влиянием игры на весь ход пси...

Конспект занятия по обучению игре в средней группе. Тема: «Игра-драматизация сказки «Как снеговики солнце искали».

Тема: «Игра-драматизация сказки «Как снеговики солнце искали».Цель: совершенствовать умение детей брать на себя одну из ролей сказки, передавать текст последовательно, отражать характерные признаки и ...