ИГРЫ-драматизации
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Чтение и драматизации».
Цель: развивать навыки вдумчивого чтения, понимания прочитанного, определять характеры персонажей.
Развивать фантазию детей, раскрепощённость, уверенность в своих силах, я в предлагаемых обстоятельствах.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Оргмомент
2. Чтение рассказа по ролям.
3. Обыгрывание сюжета.
4. Придумывание продолжения рассказа.
Н.СЛАДКОВ «ОКУНЬ И НАЛИМ»
-0 Чудеса подо льдом! Все рыбы сонные – один ты, налим, бодренький, да игривый. Что с тобой такое, а?
- А то, что для других рыб зимою – зима, а для меня, Налима, зимою – лето! Вы, окуни. Дремлете, а мы, налимы, свадьбы играем, икру мечем, радуемся-веселимся!
- Айда, братцы-окуни, к Налиму на свадьбу! Сон свой разгоним, повеселимся, налимьей икрой закусим…
С.КОЗЛОВ «ЛЕТНИЙ ДЕНЬ»
Был солнечный летний день.
- Хочешь. Я тебе что-то покажу, - сказал Ёжик, когда они с медвежонком выбежали на поляну.
- А что, спросил Медвежонок.
- Вот смотри: это – Ромашка.
- Знаю, - сказал Медвежонок. –Любит, не любит! И стал считать лепестки.
- А это – Василёк – сказал Ёжик. – А это – цветок Кашка.
Из него что , кашу варят, да?
- Нет, его так зовут.
Л.ТОЛСТОЙ «ДВЕ МЫШИ».
Пришла важная мышь из города к простой мыши. Простая мышь жила в поле и дала своей гостье, что было, гороха и пшеницы. Важная мышь погрызла и сказала:
- Оттого ты и худа, что житьё твоё бедное. Приходи ко мне, посмотри, как мы живём.
Вот пришла простая мышь в гости. Дождались под полом ночи. Люди поели и ушли. Важная мышь вывела из щели гостью в горницу, и обе влезли на стол. Простая мышь никогда не видела такой еды и не знала, за что взяться. Она сказала: - Твоя правда: наше житьё плохое. Я переёду тоже в город жить.
Только она сказала это, затрясся стол, и в дверь вошёл человек со свечкой и стал ловить мышей.
- Нет, - говорит полевая мышь, - моё житьё в поле лучше. Хоть у меня сладкой еды и нет, да зато я и страха такого не имею.
- Как живёт полевая мышь?
- Как живёт городская мышь?
- Чьё житьё спокойнее?
- Почему?
- Что такое горница?
Я.ТАЙЦ «ВСЁ ЗДЕСЬ»
(Действующие лица: Автор. Надя, Бабушка)
Надя с Бабушкой пошли в поле. Колосьев на нём видимо – невидимо. И все немного усатые. Надя спросила: -Бабушка, а что тут растёт?
- Хлеб, внученька.
- Хлеб? А булки где?
- И булки здесь, внученька.
- А баранки? И баранки здесь.
- А пряники?
- И пряники здесь.
Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники.
С.БАРУЗДИН «ТИГР»
(Действующие лица: Автор, Охотники – хором, Тигр).
Ловили охотники в тайге тигра. А тигр бегает от них, никак им в руки не даётся.
Устали охотники, говорят тигру:
- Что же ты от нас бегаешь? Мы тебе зла не желаем.
- А зачем я вам нужен? – спрашивает Тигр.
- В зоопарк тебя отправим, -говорят охотники.
- А что такое зоопарк? - спрашивает Тигр.
- Будешь жить там на всём готовом. Люди на тебя смотреть будут.
- Интересно, - говорит Тигр. А люди злые?
- Да что ты!
- А тайга там будет?
- Кусочек тайги обещаем.
- Тогда я согласен, - говорит тигр и сдался охотникам. Живёт теперь тигр в зоопарке, людям себя показывает. А вокруг него кусочек тайги.
Л.ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И МЫШЬ».
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он её отпустил; она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва в сети. Мышь услыхала львиный рёв. Она прибежала, перегрызла верёвку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро».
- Что случилось с мышью?
- Как поступил с нею лев?
- Чем отплатила мышь льву?
(Прочитай этот рассказ 3 раза : - медленно, с выражением, по ролям).
ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ
«ЗУБ»
(действующие лица: Мама, мальчик) (Перед началом отметьте на полях слова автора, слова героев).
-Был сегодня у зубного врача?
- Был.
- Ну и что? Зуб больше не болит?
- Не знаю, врач оставил его у себя.
«ИТАЛИЯ»
(Действующие лица: Учитель, ученик).
- На что похожа Италия на карте?
- На резиновый сапог.
- А почему на резиновый?
- Так ведь кругом вода.
«НЕ ПОНРАВИЛСЯ!»
(Действующие лица: Автор, Папа, Миша).
-Тебе фильм понравился? – спрашивает папа Мишу.
- Нет! Там всё время мороженое показывают, а есть не дают!
«ЖАЛКО ДЯДЮ»
(Действующие лица: Автор, Алёша).
Алёша впервые попал на концерт симфонического оркестра. Его внимание привлёк дирижёр:
- Папа, посмотри! Дяде скрипки не досталось!
«ВОЛК В ПЫЛИ»
(Действующие лица: Автор, Собака, Волк)
Волк хотел поймать из стада овцу и зашёл под ветер, чтобы на него несло пыль от стада. Он думал, что собака не сможет его почуять. Овчарная собака увидела его и говорит:
- Напрасно ты, волк, в пыли ходишь, глаза заболят.
А хитрый волк говорит:
- То-то и горе, собаченька, что от овечьего стада хорошо глаза вылечивает. (Л.Толстой)
«ВОЛК И СОВА»
(Действующие лица: Сова, Волк).
- Мы, Сова, с тобой во всём одинаковые: ты серая, и я серый, у тебя когти, и я хищник. Почему же встречают нас люди по-разному? Тебя хвалят-расхваливают, меня клянут-проклинают.
- А ты, Волк, что ешь-то?
- Да всё больше жирных барашков, да козлят, да телят….
- Ну вот видишь! А я всё мышей вредных. Похожи мы по одежде, да разные по делам!
(Н.Сладков)
«ЛЕНИВАЯ СТАРУХА»
(Действующие лица: Автор, Старуха, Старик)
старуха ленива была. Старик говорит ей:
- Давай загончик выжнем!
А она: -Ну, зачем?
Посреди зимы схватилась! Шумит вьюга, а она:
- Старик, лентяй, иди скорее – не жать ли зовут?
(Русская народная сказка)
ПРОЧИТАЙ РАССКАЗ 3 раза. Первый – медленно по слогам. Второй – с выражением. Третий – по ролям.
«ЛИСИЦА»
попалась лисица в капкан, оторвала хвост и ушла. И стала она придумывать, как ей дальше жить. Созвала она лисиц и стала их уговаривать, чтобы они отрубили хвосты.
- Хвосты, - говорит, - совсем некстати, только напрасно лишнюю тягость за собой таскать. Одна лисица говорит:
- Ох, не говорила бы ты этого, кабы не была куцая!
Куцая лисица смолчала и ушла.
(Л.Толстой)
- Что случилось с лисой?
- Что придумала она, чтобы стыд свой прикрыть?
- Что сказала ей одна лисица?
- Что такое: капкан, тягость, куцый?
«ЁЖ»
телёнок увидел ежа и говорит:
- Я тебя съем!
Ёж не знал, что телёнок ежей не ест. Испугался, клубком свернулся и фыркнул:
- Попробуй…
Задрав хвост запрыгал глупый телёнок. Боднуть норовит. Потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
- Ой, ой, ой! – заревел телёнок и побежал к корове-матери, жалуется:
- Ёж меня за язык укусил.
Корова поняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.
А ёж покатился в тёмную нору и сказал ежихе:
- Я огромного зверя победил, должно быть, льва!
И пошла слава про храбрость ежову…
- У нас ёж – богатырь, - шёпотом со страху говорили звери.
(Л.Толстой)
«ПРО МЕДВЕДЯ»
(Действующие лица: Автор, Медведь, Муравей).
Залез медведь в муравейник. Возмутился самый главный муравей:
- Что ты, мохнатый, делаешь? Опять наш муравейник разоряешь?
Задумался медведь. Подумав, говорит:
-А как быть? Я вас очень люблю!
- От любви всем хорошо должно быть, - говорит самый главный муравей, -а не только тебе!
Подумал медведь и отвечает:
- ну. Ладно, пойду на пчелиную пасеку. Пчёлы не такие обидчивые.
- (С.Баруздин)
«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЯЦ И МЕДВЕЖОНОК»
(Действующие лица: Автор, Медвежонок, Солнечный Заяц)
Медвежонок проснулся, приоткрыл один глаз и увидел, что на полу перед окном сидит огромный Солнечный Заяц.
- Здорово! – сказал Медвежонок. – Ты кто?
- Я – Солнечный Заяц, - сказал Солнечный Заяц. – Я жду, когла ты проснёшься.
И медвежонок, жмурясь вылез из постели.
- Сперва застелим постель, - сказал Солнечный Заяц и прыгнул на кровать.
Медвежонок взбил подушку, застелил одеяло.
- Так, - сказал Солнечный Заяц. – Теперь мы будем умываться.
И перелетел к рукомойнику. Медвежонок умылся.
- Теперь откроем окно!
Медвежонок открыл окно.
- А теперь будем делать зарядку! (С.Козлов)
«БЕЛЫЙ ОЖЕРЁЛОК»
Прочитай рассказ 3 раза: 1 – медленно, 2 – с выражением, 3 – по ролям.
Жил на берегу Байкала один сторож, рыбу ловил, белок стрелял. И вот раз видит он в окошко этот сторож – бежит прямо к избе большой медведь, а за ним гонится стая волков. Вот – во бы и конец медведю…
Он, мишка этот, не будь плох, в сени, дверь за ним сама закрылась, а он ещё на неё лапу и сам привалился. Старик понял это дело, снял винтовку со стены и говорит:
- Миша, Миша, подержи!
- Так убил одного волка и другого, и третьего, всё время приговаривая:
- Миша, Миша, подержи!
После третьего стая разбежалась. А медведь остался в избе зимовать под охраной старика. Весной же, когда медведи выходят из своих берлог, старик надел на этого медведя белый ожерёлок. И всем охотникам наказал, чтобы медведя этого – с белым ожерёлком – никто не стрелял. Этот медведь – его друг.
(М.Пришвин)
- Где жил сторож?
- Что однажды с ним произошло?
- Как медведь ему помог?
- Как сторож отблагодарил медведя?
- Что такое ОЖЕРЕЛЬЕ?
«ПОЧЕМУ ЕЛЬ ЗИМЫ НЕ БИТСЯ?»
- Осина, а Осина, отчего ты всё трясёшься? – удивилась молодая пушистая ёлка.
- Страшно. Зимы боюсь…
- Зимы бояться – в лесу не жить!
- Ха – ха! – Осина приосанилась, тряхнув ветвями. Ишь, смелая какая! У меня листья вон какие большие, и то я боюсь , а у тебя иголки тонюсенькие. Сразу окоченеешь…
- Поживём – увидим… - загадочно ответила Ёлка. А вскоре и сама Зима на санях прикатила. Белой хрустящей скатертью землю застелила. Прозрачным ледком реки запечатала. В кудрявый голубой наряд лес прибрала…
( По А.Баркову)
«ПРО КНИЖКИ»
(Действующие лица: Автор, Мальчик, пять книжек – хором)
часто мама с папой покупали сыну книжки. Он ставил их на полку и не читал. Однажды проснулся утром, а полка пустая. Убежали книжки. Бросился сын им вдогонку, долго искал, наконец, у соседа нашёл.
- Почему вы от меня убежали? – спрашивает.
- А ты нас не читаешь, - сказали книжки.
- А здесь? – спросил сын.
- А здесь нас читают!.
( С.Баруздин)
«СОЛЬ ОСТАЛАСЬ»
(Действующие лица: Автор, Нянечка, Митя)
Сегодня на завтрак – варёные яйца. Митя съел одно и ещё просит.
- Разве ты не наелся? – спрашивает нянечка.
- Наелся, - отвечает Митя.
- И ещё хочешь?
- Хочу.
- Но ты ведь наелся. Почему же ещё хочешь?
- У меня соль осталась. – отвечает Митя. (В.Голышкин)
- ПРОЧИТАЙ РАССКАЗ 3 раза: 1 – медленно, 2- с выражением, 3 – по ролям.
Мальчик стерёг овец, и будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!» мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он это два или три раза, случилось – вправду набежал волк! Мальчик стал кричать: «Скорей, сюда, скорей, волк!»
Мужики подумали, что он, как всегда, обманывает – не послушали его. Волк видит – бояться нечего. И на просторе перерезал всё стадо. (Л.Толстой)
- Кого пас мальчик?
- Что кричал он?
- Кто прибежал на его крик?
- Что они увидели?
- Что случилось после того. Как он сделал так два и три раза?
- Что закричал мальчик?
- Пришёл ли кто на помощь?
- Почему?
- Что сделал волк?
«ВОРОБЕЙ»
(Действующие лица: Автор, Воробей, три Голубя – хором, три Вороны – хором, три Воробья – хором).
Зазнался воробей. Надоело ему дружить с другими воробьями. Решил он найти птиц покрупнее. Полетел он к голубям.
- Давайте жить вместе, - говорит.
- Давай!
Стал он жить с голубями, но за три дня похудел. Голуби быстро едят, а воробью ничего не достаётся. Полетел воробей к воронам.
- Давайте жить вместе, - говорит.
- Давай!
Стал он жить с воронами, ещё больше похудел. Вороны ещё быстрее едят, а воробью совсем ничего не достаётся. Вернулся воробей к воробьям.
- Давайте жить вместе, - говорит.
- А кто тебя гнал, живи, пожалуйста, - говорят воробьи. Отъелся воробей, поправился и решил, что никуда больше улетать не будет… (С.Баруздин)
«ЧЁРНЫЙ ЦЫПЛЁНОК»
Прочитай рассказ 3 раза: 1- медленно, 2- с выражением, 3 – по ролям.
У бабушки наседка вывела цыплят. Все цыплята белые. А один чёрным уродился. Невзлюбила его наседка. Не признаёт за своего. Как подойдёт – клевать начинает.
Цыплёнок всё время жалобно пищал и падал, растопырив крылышки.
- Я его сама выкормлю, - решила Лена.
Назвали цыплёнка Чернышом. Просыпался Черныш раньше всех, выскакивал из своей корзинки и принимался бегать по избе. Лена вставала и насыпала в блюдце пшена. Постучит ноготком по блюдцу, и Черныш со всех ног к ней.
- А по вечерам Лена с бабушкой садилась на крыльце, и Черныш тут же – головкой крутит, перед крыльцом важно вышагивает.
- Ай да умница! – хвалила бабушка Лену. Какого ладного петушка вырастила!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Творческие игры и развитие творчества в играх-драматизациях у детей дошкольного возраста"
Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития личности, выступают связующем звеном в отношении к познаваемому. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности у ребен...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Дидакимческая игра и игра-драматизация - один из методов всестороннего развития детей. В игре закрепляются знания, уточняются представления, дети осваивают различные способы действий...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Дидактическая игра и игра-драматизация - один из методов всестороннего развития детей. В игре закрепляются знания, уточняются представления, дети осваивают различные спос...
Перспективный план развития руководства театрализованной игрой (игрой-драматизацией) по сказке «Колобок»
Перспективный план развития руководства театрализованной игрой (игрой-драматизацией) по сказке «Колобок»...
ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ И ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ
СОПРОВОЖДЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ:1-й слайд. ИГРА является основным видом деятельности дошкольника, необходимым для всестороннего развития личности и интеллекта. Наряду с общим влиянием игры на весь ход пси...
Конспект занятия по обучению игре в средней группе. Тема: «Игра-драматизация сказки «Как снеговики солнце искали».
Тема: «Игра-драматизация сказки «Как снеговики солнце искали».Цель: совершенствовать умение детей брать на себя одну из ролей сказки, передавать текст последовательно, отражать характерные признаки и ...