Использование сенсорныхигр для развития речи
план-конспект занятия по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Использование сенсорных игр для развития речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

Игровое занятие учителя-логопеда по постановке голоса

для дошкольников (подготовительная группа)

«В гостях у медведей»

Цель:

Развивать физическую активность в координации  с постановкой разговорного голоса у детей-дошкольников.

Задачи:

1. Развивать у детей координацию движений, чувство ритма, чувство равновесия;

2.Формировать основы диафрагмального дыхания на материале:

      Звук – слог – слово – фраза;

                  3.  Вырабатывать умение работы над дикцией;

                  4.  Учить координировать функции движение – речь.

5.Способствовать развитию творческих способностей детей.

                    6.Воспитывать умение работы в коллективе.

                    7.Совершенствовать культуру поведения.

  1. Развивать мелкую и общую моторику.

Оргмомент                        

Лог:  Ребята! Сегодня мы отправимся в весенний лес.                

В наше путешествие мы отправимся вместе. Мы все любим гулять по весеннему лесу…

Как хорошо весной в лесу! Послушаем, как он шумит… полюбуемся солнышком и послушаем пение птичек…

А ещё мы будем сегодня учиться говорить разными голосами.

        Давайте отгадаем загадку:

                Кто в густом бору живёт,

                Спит в берлоге, любит мёд? (медведь)

                                Голосовые  упражнения

Дети надевают шапочки медведей под музыку П.И.Чайковского «Времена года» Апрель «Подснежник», приходят в сказочный лес – садятся на пеньки-диски.

Жили-были три медведя. Спали они всю зиму с октября до апреля. И, наконец, пришла пора просыпаться. Проснулись они в берлоге, вышли на опушку леса, сели на пеньки. Потянулись к солнышку, вдохнули воздух носами, и долго выдыхали его через сближенные губы. ( выполняется 3 раза).

Ах, как здорово вокруг! Какая красота – сколько звуков разных!

Сели медведи поудобнее и запели свою любимую песенку:

 Вибрационный массаж (сидя на дисках)

  • Ударяем кончиками пальцев по лобной поверхности – тянем (высоко)ММММ. ( прокрутились на дисках)
  • Ударяем кончиками пальцев по скулам – от носа к ушам – тянем МММ.
  • Вот проснулась муха и запела – ВВВ. Медведи захотели спеть, как она.

Ударяем пальцами кисти по зубам верхней челюсти – тянем ВВВВ…(тональность звука ниже).

  • А следом проснулся комар и пропел свою песенку – ЗЗЗ. Медведи запели вместе с ней.         (ударяем пальцами кисти по подбородку) (челюсть несколько расслаблена) тянем – ЗЗЗЗ…(тональность звучания снижаем).
  • Тут взлетел с земли тяжёлый жук  со своей жужжащей песенкой ЖЖЖ.

 (Ударяем кончиками пальцев по верхней передней части грудной клетки – (тональность снижаем) – тянем ЖЖЖЖ… (ЖУК)

  • И вот, взлетел из своей норки мохнатый шмель. 

Корпус тела чуть наклонён вперёд, повёрнут вправо) ударяем внутренними частями рёбер ладоней по боковым частям корпуса – тянем ЖЖЖЖ… (шмель)

Инструктор физкультуры: Проводили медведи улетающего шмеля – помахали ему лапами. Встали на пеньки.

(дети поднимаются с дисков, становятся на диски).

Разогрев резонаторов (встали на диски)

Лог:  Захотелось медведям поворчать и покачать лапами. Любят они раскачиваться! (С максимальной раскачкой руки и корпуса (низкий тон). Посмотрим на табличку, где написаны слоги:

Стали они качать лапами и петь толстыми голосами, как папа медведь с длинной песенкой:

МИ – МЭ – МА – МО – МУ – МЫ

  • А потом, как мама (амплитуда меньше, тон – выше).

МИ – МЭ – МА – МО – МУ – МЫ

  • А в третий раз – как медвежонок ( амплитуда ещё меньше – тон ещё выше).

 ми – мэ – ма – мо – му - мы

Лог: Как же вкусно пахнет в лесу весной!!!

Выросла молоденькая зелёная травка. Расцвели самые яркие цветочки.

Давайте понюхаем – как они пахнут.

        Длительность выдоха (встали за дисками)

(Выносят цветы, раздают детям, приглашая почувствовать их аромат).

  • Короткий, активный вдох носом – быстрый наклон тела вперёд (руками касаются дисков) , постепенно распрямляются на весь выдох – выдох через рот (трубочка)
  • а) медленно

Лог:  

Послушайте – что за звуки доносятся из елового бора? Вы не знаете что там происходит?

Смотрите – с ёлок падают шишки. Очень хочется покидаться ими в чащу леса.(дети берут шишки, готовятся бросать их)

  •  Лог: Давайте бросать шишки кто дальше!
  • Первый раз (с реальной шишкой, затем по мышечной памяти) без предмета  1 раз – ТИХО ПРОИЗНОСЯ СЛОГИ: 
  • МИ-МЭ-МА-МО-МУ-МЫ : шишка + беспредметно

- тихо

- громко

Лог: Как весело мы поиграли. Хочется уже и посидеть. Где бы тут присесть?

Вот-вот эти яркие мячи самое подходящее для этого.

Какого цвета этот мяч? (оранжевого) Кто на нём хочет посидеть?

Какого цвета этот мяч? Кто на нём отдохнёт?

Какого цвета этот мяч? Кому на нём сидеть?

(дети садятся на фитболы)

Длительность выдоха  (  сидя на фитболах)

Лог: какая самая любимая чистоговорка у наших медведей?

От топота копыт – пыль по полю летит.

(проговариваем очень чётко и красиво)

 Медведи очень любят качаться на мячах и петь свою чистоговорку.

(Тексты – чистоговорки медведи поют хором нараспев) 

А)Сидя на фитболах и ритмично раскачиваясь из стороны в сторону)

Сначала  - «БОЛЬШОЙ МЕДВЕДЬ» - МЕДЛЕННО раскачиваются.

От топота копыт – пыль по полю летит

Медведям очень понравилось качаться на мячах и захотели они пошагать, сидя на мячах.

Б) «Шажки», сидя на фитболах. (проход на зрителей)

  мама  медведица – 

От топота копыт – пыль по полю летит

Совсем расшалились медведи и устроили скачки вглубь леса медвежата.

В)«Скачки» медведей – (от зрителей, поворот)

От топота копыт – пыль по полю летит

Логопед: А теперь нужно отдохнуть и успокоить наше дыхание.

Вдох носом - выдох через губы-трубочку.

Лог: Ножки наши прыгали. А лапки тоже хотят поиграть:

                        Пальцы рук – в замках – сжимаются – разжимаются ритмично с фиксацией в сжатом положении.

ЧИСТОГОВОРКА ПРОИЗНОСИТСЯ: первый раз -  ОЧЕНЬ ЧЁТКО –  ГРОМКО,

ВТОРОЙ РАЗ – ТИХО.

Логопед:  Итог части занятия:

Чему вы научились вместе с медведями?

Дети, вам понравилось наше путешествие?

Вы сегодня очень активно и весело играли, говорили разными голосами, вы очень чётко произносили чистоговорку.

Вы – МО-ЛОД-ЦЫ! Нам было приятно и интересно путешествовать с вами.

Использованная литература:

Анисимова Т.Г., Ульянова С.А. «Формирование правильной осанки, коррекция плоскостопия», «Учитель», 2008.

ВасильеваМ.А. Гербова О.В. ,Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» М., 2006

Галендеев В.Н. «Теория и практика сценической речи». СПб ГАТИ, 2005 Калмыкова И.Р. «Таинственный мир звуков»., Ярославль. «Академия            развития» 1998

И.П.Козлянинова, И.Ю.Промптова «Речь актёра»., ГИТИС 2002

Н.И.Крылова «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения», «Учитель», 2008.

Моисеев Г. «Дыхание и голос драматического актёра». М., 1974

Савкова З. «Техника звучащего слова». СПб., 1997

Сековец Л.С. «Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата» М., «Школьная пресса», 2008.

Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду» М.: Мозаика-Синтез, 2012.



Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда СОГБУ «Детский дом «Гнёздышко»

    Основная форма этого познания – игра. В процессе игры малыш учится владеть своим телом, получает основные навыки, первые уроки социализации, учится владеть речью и словом. Задержка в развитии речи может быть последствием осложнений, возникающих во время родов. Поэтому нужно внимательнее относиться к ведению беременности, выбору роддома и врача. Комфортные роды избавят от необходимости применения стимулирующих и болеутоляющих препаратов, а также  хирургического вмешательства. Но если все же при родах такое произошло, вам нужно больше внимания уделить развитию малыша. Какие развивающие игры могут помочь ребенку научиться говорить? Для формирования речевых навыков важно развивать мелкую моторику. Такие занятия с детьми можно проводить еще задолго до того, как будет произнесено первое сознательное слово.  Вместе с малышом  можно ощупывать различные вещи – гладкие, бархатистые, шершавые; пересыпать мелкие предметы – манку, гречку, рис, пуговицы, монетки; играть в пальчиковые игры. Ребенок получает новые тактильные ощущения, учится взаимодействовать с окружающими предметами. Чуть позже можно предложить крохе поиграть со шнуровкой, пластилином, тестом для лепки. Конечно, очень важно читать вместе с малышом, так наравне с навыками речи, развивается и наглядно-образное мышление. Во время чтения рассказывайте ребенку обо всех предметах, которые он видит. После прочтения книги задавайте ребенку вопросы, например, где котик, как котик разговаривает, какой котик больше и прочее, вызывайте его на диалог. Играйте в потешки, где каждое движение сопровождается небольшим стихом. Маленькие дети очень любят стихи, где взрослый произносит начало слова, а малыш – окончание. Однако такие игры для детей стоит дополнять просьбами произносить слово целиком, иначе получится ситуация как в знаменитом анекдоте, когда ребенок говорит окончаниями слов. Часто ребенку проще объяснить что-либо жестами, а не словом. В таком случае, можно играть в телефон. Пусть кто-то позвонит малышу и задает вопросы, во время такого разговора кроха не сможет объясняться жестами. Для развития речи детей  большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать ребёнку новые чувственные ощущения:  зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые. Данные игры позволяют установить с ребёнком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи ребёнка. Игры с красками Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, несколько прозрачных пластиковых стаканов. Стаканы расставляют в ряд на столе и наполняют водой, затем в них поочерёдно разводятся краски разных цветов. Обычно ребёнок заворожено следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой, — ребёнок своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребёнок довольно быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем – начинает «заказывать» следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно. Игры с водой Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. К тому же игры с водой имеют и терапевтический эффект. Чтобы ребёнку было удобнее достать до крана, придвиньте к раковине стул. Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки – наполняйте их водой из-под крана. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтанчик», подставив под струю воды ложку, либо пузырёк с узким горлышком – обычно такой эффект приводит детей в восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз теперь станет «озерком», в котором плавают рыбки или уточки. Игры с мыльными пузырями Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у ребёнка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки – например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря. Игры со свечами - Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом. - Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в тёмной комнате получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище. - Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребёнка на то, что холодная вода стала тёплой. Подобным образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла. Игры со светом и тенями Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите малышу, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика». Тени на стене. Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте её свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.  Игры со льдом - Подогрейте кусочек льда над свечой. В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячий чай (можно покрасить воду), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов, понаблюдать и увидеть, что лёд по-разному тает в воде разной температуры. - Приготовьте разноцветный лёд, добавив в воду краски; рисуйте красками на большом куске льда. Игры со звуками Обратите внимание ребёнка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложек о стенки чашки, звон бокалов друг о друга, скрип тормозов, стук колёс поезда и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ранний возраст — это самый ответственный год в развитии речи, т.к. с него начинается собственно речевой период, когда появляется первое слово, растет активный словарь, начинает складываться ...

Использование фольклора в развитии речи младшего дошкольника

Это материал о использовании  фольклора в развитии речи дошкольника. Может использоваться в работе с родителями, как папка - передвижка....

"Ритм и Речь" (использование ритма в развитии речи детей младшего дошкольного возраста) - буклет

Данный буклет разработан для родителей, дети которых испытывают трудности в заучивании стихотворных текстов.  Буклет содержит краткий аннотационный материал, виды текстов -  от простого к сл...

Презентация на тему: «Использование тестопластики в развитии речи детей с общим недоразвитием речи»

Тестопластика как средство в развитии речи детей с общим недоразвитием речи...

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие».

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР  при реализации образовательной области «речевое развитие»....

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

Методические рекомендации «Использование мнемотехники для развития речи дошкольников с задержкой психического развития»

Использование мнемотехники открывает для воспитателей много возможностей. Цель: данных методических рекомендаций – оказать помощь педагогам практикам ДОУ в построении алгоритма работы с мне...