Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и музыкальным руководителем в рамках реализации ФГОС ДО
методическая разработка по логопедии на тему

Джуганян Елена Николаевна

Основные направления взаимодействия: диагностика, коррекция, профилактика

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и музыкальным руководителем в рамках реализации АОПДО ГБДОУ

Слайд 2

Основные направления взаимодействия: диагностика, коррекция, профилактика. Диагностическая работа Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем Воспитатель Учитель-логопед Проводит диагностику общего развития. Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; условия семейного воспитания. Опираясь на диагностические данные логопеда, планирует занятия с детьми, исходя из основных коррекционных задач. Проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование, промежуточную диагностику речевого развития результаты которых отражает для каждой группы детей: В анализе коррекционно-развивающей работы; В речевых картах.

Слайд 3

Коррекционная работа Воспитатель Логопед Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов. Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики. Оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков. Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры . Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи. Дает ежемесячные рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период. Профилактическая работа Воспитатель Логопед Организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Уделяет повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков. Отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей. Дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.

Слайд 4

Основные виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя Воспитатель Логопед Планирует и организует занятия с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Планирует и организует занятия с учетом возраста и индивидуальных нарушений развития речи у детей. Формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования. Проводит основную словарную работу Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением. При наблюдении за объектами действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей. На основе полученных знаний в ходе наблюдений проводит коррекционно-развивающие речевые упражнения и совершенствует имеющиеся у детей речевые навыки.

Слайд 5

Воспитатель Логопед Обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться. Не останавливает детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот, поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, создаёт интерес к теме разговора у других детей. Работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме. Проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений . Разучивает комплекс необходимых артикуляционных упражнений, предоставляет их воспитателю для закрепления. Оказывает помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек , скороговорок, стихов и т.д. Ставит и вводит в речи звуки, подготавливает речевой материал для автоматизации звуков воспитателем.

Слайд 6

Воспитатель Логопед Закрепляет навыки по связной речи с помощью стихотворений и т.п. Проводит занятия по развитию связной речи, готовит материал для закрепления воспитателем. Обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению. Углубляет словарную работу, формирует у детей лексико-грамматических категории, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении. Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними; при планировании занятий по письму и формированию графических навыков руководствуется методическими указаниями логопеда. На фронтальных занятиях формулирует темы; отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями .

Слайд 7

Функционал логопеда Функционал воспитателя Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. Работа по коррекции звукопроизношения. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Работа по коррекции слоговой структуры слова. Формирование послогового чтения. Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий. Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений. Предупреждение нарушений письма и чтения. Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение. Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов. Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики. Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей. Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек , текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания). Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на речевом материале.

Слайд 8

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей. Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. Взаимодействие с музыкальным руководителем

Слайд 9

1. Коррекционно-развивающее; 2. Информационно-консультативное . Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям: Осуществляя свою работу и учитель-логопед и музыкальный руководитель должны учитывать: структуру речевого нарушения; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивать личность дошкольника. Принципы построения совместных занятий: Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы. Принцип всестороннего воздействия. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений. Принцип наглядности. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Слайд 10

Задачи коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда и музыкального руководителя Оздоровительные Образовательно-воспитательные Коррекционные Укреплять костно-мышечный аппарат. Развивать дыхание. Развивать координацию движений и моторные функции. Формировать правильную осанку. Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Формировать способность восприятия музыкальных образов. Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Развивать речевое дыхание. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать просодические компоненты речи. Развивать фонематическое восприятие. Развивать грамматический строй и связную речь.

Слайд 11

Направления коррекционно-развивающей работы УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ постановка диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; обучение умению связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии ; развитие психологической базы речи; совершенствование мелкой моторики; логопедизация занятий и режимных моментов Развитие и формирование : слухового внимания и слуховой памяти; оптико-пространственных представлений; зрительной ориентировки на собеседника; координации движений; умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок. Воспитание : темпа и ритма дыхания и речи; орального праксиса ; просодики; фонематического слуха.

Слайд 12

Координационный план проведения совместных занятий Педагогические задачи Логопед Музыкальный руководитель Развитие мелкой моторики Упражнения с различным дидактическим материалом. Пальчиковые игры. Игра на детских музыкальных инструментах. Танцевальные движения. Театр с использованием кукол бибабо Развитие мимики Массаж лица. Гимнастика мимических мышц. Произвольное формирование определенных мимических поз. Связь мимики с интонацией Развитие выразительности в пении и танце Развитие речевого дыхания Скороговорки. Упражнения на поддувание . Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки . Упражнения на дыхание в танце. Развитие голоса Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба Хоровое пение. Движения с речью под музыку. Использование характерных ролей. Развитие фонематического слуха Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. Использование пропевок . Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения. Развитие артикуляции Упражнения с зеркалом. Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки . Массаж артикуляционного аппарата( индивидуально) Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием Развитие грамматического строя речи Формирование навыков словообразования и словоизменения. Преодоление аграмматизма Разучивание текстов песен. Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки. Кукольный театр. Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. Развитие номинатного , предикативного и адъективного словаря. Пополнение словаря музыкальной терминалогоией . Обогащение словаря в процессе занятий. Развитие диалогической речи Формирование навыков составления диалога Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли. Развитие монологической речи Развитие у ребенка желания говорить. Воспитание навыков овладения монологической речью. Разучивание текстов песен Развитие коммуникативных навыков Психологические этюды и коммуникативные игры Участие детей в музыкальных представлениях.

Слайд 13

Список рекомендуемой литературы по теме: Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 2002. Волкова Г.А. Логорпедическая ритмика – М., 1999. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006. Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2013. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки – СПб., 2005. Лукина Л.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007. Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2014. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001. Рычкова Н.А Логопедическая ритмика – М., 2000. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006. Гудимов В.П., Лусинян А.А., Ананьева О.П. Поющая азбука – М., 1998. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.

Слайд 14

Спасибо за внимание! Презентацию подготовила учитель-логопед Бородулина Ю.Ю. Используемые интернет ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/604768/ http://festival.1september.ru/articles/649994/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Руководство взаимодействием общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО» .

Данная консультация содержит в себе описание различных форм работы с родителями в связи с переходом на ФГОС ДО....

Модель сетевого взаимодействия ДОУ города и села в рамках реализации ФГОС ДО

Модель сетевого взаимодействияДОУ города и села в рамках реализации ФГОС ДО...

«Эффективные технологии взаимодействия педагога-психолога с семьёй в рамках реализации ФГОС ДО»

    Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому педагог...

Педагогический проект "Взаимодействие детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО"

Проект взаимодействия детского сада и семьи в рамках ФГОС ДО предназначен воспитателям детского сада, работающим на логопедической подготовительной к школе группе. Проект построен   с целью...

Разнообразные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО

   Детский сад и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Современные федеральные госуд...

Консультация для родителей «Принципы взаимодействия детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО»

Консультация для родителей«Принципы взаимодействия детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО»     Обновление системы дошкольного образования, процессы гума...

Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей

Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей...