Модель сетевого взаимодействия ДОУ города и села в рамках реализации ФГОС ДО
материал на тему
Модель сетевого взаимодействия
ДОУ города и села в рамках реализации ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_rodniki_frolova_o.n.pdf | 1.67 МБ |
doklad.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку;
единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим»
Джон Уибстер
В условиях значительных социальных перемен усиливается потребность населения в непрерывном обновлении знаний. Образование взрослых имеет важное государственное значение. «В современном мире образование взрослых есть развитие способностей и умений, позволяющих человеку в полной мере участвовать в жизни, народу и нации оно дает шанс развить и утвердить свою самобытность, политическую, экономическую и интеллектуальную самостоятельность» (О.С. Руднева).
Инновации в сфере образования, в том числе и дошкольного, предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений. Сетевое взаимодействие позволяет педагогам дошкольных учреждений взаимообогащаться, предъявлять собственный опыт, изучать, анализировать и внедрять в практику своей работы передовой педагогический опыт других педагогов, формировать в себе способность к рефлексии.
Формирование общей культуры личности ребёнка, приобщение его к социокультурным ценностям является одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта. Необходимым условием для её решения является взаимосвязь с внешним миром: людьми разных профессий, объектами культуры и образования. Поэтому сегодня дошкольные образовательные учреждения не могут качественно реализовывать свою деятельность без сотрудничества с социумом. Самым приемлемым вариантом отношений с объектами социума является социальное партнёрство
Идея сетевого взаимодействия не нова. В последние годы это словосочетание стало таким же модным, как «инновация» или «нанотехнологии». Сетевое взаимодействие ДОУ – это не взаимодействие в сети Интернет (хотя оно может быть частью общего процесса). Речь идет об особом типе взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, который позволяет каждому участнику сети получить доступ к возможностям развития, недоступным вне сети.
Сетевой характер взаимодействия образовательных учреждений приобретает в последние годы широкое распространение. Интеграция усилий образовательных учреждений, некая централизация ресурсов по сетевой модели приносит свои плоды. Отношения взаимной выгоды, «двусторонней полезности», лежащие в основе особого социального партнерства, являются одним из характерных признаков сетевого взаимодействия. Для него характерно также становление особых отношений между участниками, возникновение многочисленных социальных связей, формальных и неформальных контактов.
Понятия: сеть, партнерство, сетевое взаимодействие, сетевые эффекты получили сегодня широкое распространение в педагогической практике. Раскрытие воспитательного потенциала этих понятий, на наш взгляд, имеет междисциплинарный характер.
Сеть - это совокупность учреждений, имеющая:
· общие цели,
· ресурсы для их достижения,
· и единый центр управления.
Сети создаются в случае необходимости обмена ресурсами для достижения поставленной цели. Предполагается, что сеть в образовании включает во взаимодействие самые разные типы образовательных учреждений.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений рассматривается нами как вариант педагогическое взаимодействие, которое сохраняет его сущность и основные параметры:
- в основе лежит совместная деятельность детей и взрослых;
- присутствует прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь;
- возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере;
- определяет взаимопреобразование его участников на принципах доверия и творчества, паритетности и сотрудничества,
- учитывает личностные характеристики взаимодействующих субъектов, обеспечивает освоение социальных навыков;
- содействует установлению взаимоотношений, взаимоприятию, поддержке, доверию и др.
От участия в сетевом взаимодействии в образовательном учреждении ожидается повышение качества образования и воспитания, поскольку основные характеристики сети отличаются воспитательным содержанием:
- наличием общих интересов и стремлением участников к общим социальным целям, использованием единых методов;
- новыми возможностями для обмена мнениями, взаимного обучения и др.;
- содействием развитию коммуникаций между участниками;
- присутствием взаимной заинтересованности и ответственности, которые обеспечивают их динамику взаимодействия.
Эффект взаимодействия образовательных учреждений в сети позволяет на практике:
- добиться вместе того, чего нельзя добиться поодиночке;
- усилить взаимопомощь;
- оказывать влияние на другие организации и учреждения — как внутри сети, так и за её пределами;
- углубить понимание проблемы и расширить границы действий благодаря объединению организаций и учреждений с различными возможностями;
- помогать в работе друг другу и делать работу совместно;
- обеспечить обмен идеями, мнениями, опытом и технологиями;
- морально и психологически поддержать участников коммуникации;
Практика реализации сетевого взаимодействия закрепила принципы его построения со стратегическими социальными партнёрами:
· - каждому участнику предоставляются равные возможности для выражения своего мнения;
· - не допускается перекладывание работы и ответственности на партнёра;
· - в сотрудничестве распределены полномочия и направления работы каждой организации и учреждения;
· - созданы необходимые условия для плодотворного и конструктивного сотрудничества, а также контроля и мониторинга;
· - поддерживается культура сотрудничества и взаимодействия, предполагающая умение «отдавать» и «принимать»;
- успешное функционирование сети возможно при постоянной поддержке общих коммуникационных потоков по всем направлениям взаимодействия, в проведении встреч, семинаров и конференций.
Наше дошкольное учреждение тесно взаимодействует с социальными учреждениями города и села.
В течение последних трех лет мы активно взаимодействуем с дошкольной группой Филисовской средней школы.
Первая наша встреча состоялась на семинаре-практикуме «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста массовых групп ДОУ» в 2012 году. Следующим этапом нашей работы стало родительское собрание по «Организации питания детей дошкольного возраста». Мы пригласили родителей сельского детского сада приехать к нам на собрание и они откликнулись. На собрании была дегустация блюд которые готовятся в детском саду для детей, а родители принесли блюда, которые любят их дети и которые родители готовят для них. В рамках сетевого взаимодействия мы задействуем не только педагогов и родителей, но и детей. Организовав зимнюю спартакиаду мы пригласили принять в ней участие детей старшего возраста сельского сада. Наши дети были рады познакомиться с ровесниками из села. Получилась интересная спортивная игра. В ней участвовали три команды: команда выпускников нашего ДОУ, дети подготовительной к школе группы и дети сельского детского сада. Все эти мероприятия проходили на базе нашего дошкольного учреждения. А вот следующая встреча состоялась уже на базе Филисовской средней школы. Нас пригласили на праздник прилета птиц. Для детей было организовано развлечение, мастер-класс по росписи жаворонков, а на память нам подарили скворечник.
В 2013-2014 учебном году мы предложили нашу работу сделать более организованной. В течение года мы реализовывали два литературных проекта « Знакомство с творчеством С.Я.Маршака» для детей среднего дошкольного возраста и «Здравствуй, Пушкин!» для детей старшего дошкольного возраста.
Итогом реализации проекта стал семинар «ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ», который мы подготовили совместно. Педагоги и дети сельского детского сада стали участниками семинара. Педагоги рассказали о своей работе по теме проекта, а дети приняли участие в интеллектуальной игре «Вопрос на засыпку».
2014 год был годом Олимпиады. Мы так же не остались в стороне от этого события. В ДОУ были организованы Малые олимпийские игры. В них так же приняли участие дети и педагоги Филисовского детского сада. Они приняли участие в соревнованиях на лыжах, хоккее и в итоговой спортивной эстафете.
В 2014-2015 учебном году мы совместно реализовали проект «Никто не забыт, ничто не забыто». Была проведена большая работа в рамках сетевого взаимодействия:
- педагогический совет «Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через проектную деятельность»
- цикл занятий патриотической направленности,
- смотр строя и песни
- конкурсная программа «Папа, дедушка и я защитим страну всегда», где участвовали папы и дети. В конце встречи все угощались вкусной, солдатской кашей.
- Среди родителей был организован конкурс видеофильмов «Помнить, чтобы жизнь продолжалась»
- Конкурс чтецов «Хотят ли русские войны», который прошел в обоих учреждениях
- Организованы фото выставки «Они защищали нашу Родину»
- В рамках проекта состоялись встречи детей с ветеранами ВОВ.
- На базе Филисовской школы организован музей, который с удовольствием посетили наши дети.
- На базе дошкольной группы был организован праздник ко Дню Победы.
Итогом проекта стал семинар по теме «Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через проектную деятельность в рамках сетевого взаимодействия», на котором с отчетом по проделанной работе выступили педагоги обоих учреждений. В рамках семинара для детей была проведена, ставшая уже традиционной игра «Вопрос на засыпку», по теме проекта.
Мы продолжаем свою работу и в этом году. В настоящее время разрабатывается проект ««На пути к профессии, от малого к большому» Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление работы. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям.
Во время реализации проекта мы планируем не только проведение тематических занятий, сюжетно-ролевых игр и игр дидактических, а как говорится в «живую» познакомить детей с профессиями не только ближайшего окружения, такими как швея, продавец, водитель, врач и другие. А благодаря сетевому взаимодействию с сельским детским садом с профессиями доярки, механизатора, ветеринара. И мы надеемся на успешную реализацию проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая предметно - пространственная среда в рамках реализации ФГОС
Развивающая предметно - пространственная среда в рамках реализации ФГОС...
Семинар – практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»
Семинар – практикум«Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»Цель: формирование мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов, как способа интеграции образовате...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ГОРОД И СЕЛО» В РАМКАХ ПРОЕКТА «ГОРОД, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ» ГБОУ ШКОЛА №867 ДШП №1 СРЕДНЯЯ ГРУППА №3
Учить детей находить различия между городом и селом (в городе многоэтажные дома, в которых есть лифты, много широких ярко-освещённых в ночное время улиц, по которым движется разнообразный транспорт (а...
Модель (проект) организации и создания РППС в рамках реализации современных образовательных технологий в профессиональной деятельности педагогов ДОО
При создании целостной многофункциональной и трансформируемой среды, мы часто сталкиваемся с проблемой - не достаточно места для размещения нужного игрового материала. Поэтому, проектируя среду в груп...
Конспект дефектологического (логопедического) занятия с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках тематического контроля «Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации ФГОС»
Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах. Индивидуальное занятие в подготовительной к школе группе. Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах и словах с применением ...
Презентация "Модель методического сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогов в рамках реализации ФГОС ДО"
Изменившийся подход к системе дошкольного образования требует новых условий организации методической службы, а ориентация на подготовку «компетентного педагога» является тенден...
Создание благоприятных условий для реализации принципа индивидуализации ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО.
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собс...