Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида
Высокогорского района Республики Татарстан
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
Красносельский детский
Сад «Тургай»
Комбинированного вида
_________Л.Ш. Губайдуллина
План самообразования на 2022-2023 учебный год
Тема: «Использование нейропсихологических технологий
при коррекции речевых нарушений»
Материал подготовила учитель-логопед:
Шакирова Гузель Альбертовна
пос. ж/д.ст. Высокая гора
2022-2023 учебный год
Цель: повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками посредством использования приёмов, методов и технологий нейропсихологии.
Задачи:
• повышение уровня профессиональной компетентности в организации эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми;
• внедрение приёмов и методов нейропсихологии в коррекционно-развивающий процесс учителя-логопеда;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды играми и пособиями по нейропсихологическим и телесно ориентированным техникам.
Направления самообразования:
Профессиональное:
1. Знакомиться с современными тенденциями в нейропсихологии.
2. Пройти курсы повышения квалификации.
3. Посещать вебинары разного уровня, участвовать в обмене опытом.
4. Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, педагоги, родители (законные представители)).
6. Внедрять в педагогический процесс современные нейропсихологические технологии.
7. Создать банк презентаций «Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в дошкольном возрасте по методу замещающего онтогенеза».
Психолого-педагогическое:
1. Совершенствовать свои знания в области нейропсихологии.
2. Знакомиться с новыми нейропсихологическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.
3. Изучать опыт коллег.
4. Принимать активное участие в работе специалистов ДОУ.
Ожидаемые результаты работы по теме самообразования:
1. Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования.
2. Подготовлен необходимый нейродиагностический инструментарий по возрастам.
3. Разработаны и реализованы нейропсихологические занятия с детьми от 6 до 7 лет.
4. Проведены открытые мероприятия.
5. Проведены мастер-классы.
6. Выпущены буклеты, памятки.
7. Разработан и практически реализован дидактический материал.
8. Имеются публикации на сайтах.
Источники самообразования:
специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
интернет-ресурсы;
медиа - информация на различных носителях;
семинары – практикумы, конференции, вебинары;
выставки;
курсы повышения квалификации.
План работы на 2022-2023 учебный год:
Месяц | Содержание работы по теме | Список литературы для самостоятельного изучения | Практическая деятельность по результатам изучения |
Сентябрь-май | Изучение литературы по данному направлению. Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата | 1. «Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста»: Учебное пособие / Под. ред. Л. С. Цветковой. – М., 2001. 2. «Основы нейропсихологии» Лурия А. Р. - М.,1973. «Психогимнастика» Чистякова М. И. - М.,1995. 3. Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили. – М. : 2001. – 272с. 4.Колганова В.С., Е.В. Пивоварова Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие 1 416с. 2020г. 5. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М. : ТЦ Сфера, 2003. | Разработка и утверждение рабочей программы учителя-логопеда на 2022-2023 учебный год. Подбор практического материала (система нейропсихологических упражнений для развития полушарий головного мозга) |
Практическая часть | |||
Октябрь Ноябрь | Применение нейроупражений в комплексе с дыхательными упражнениями. Совместная работа с учителем – логопедом. |
| Проведение открытого занятия на семинаре практикуме ДОУ на тему «Дыхательные упражнения как игровой метод оздоровления и развития дошкольников» |
Декабрь | Внедрение нейроупражнений в ежедневные утренние физические упражнения | Памятки и практические рекомендации для педагогов. | |
Январь | Использование комплекса нейроупражнений в групповых, а так же в подгрупповых занятиях. | «Нейропсихологичес-кие занятия с детьми» в 2ч. Ч1.Колганова В.С., Пивоварова Е.В. – М.: АЙРИС- пресс, 2016.- 416с. «Нейропсихологические занятия с детьми» в 2ч. Ч2.Колганова В.С., Пивоварова Е.В. – М.: АЙРИС- пресс, 2016.- 416с. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007.- 474с. | Проведение в групповых занятиях упражнения включающие в себя: дыхательные, глазодвигательные упражнения, растяжки и упражнения двигательного репертуара. |
Февраль | Разработка памятки по данному направлению. | . Нейропсихология. Игры и упражнения. Практическое пособие 112с. 2019г. | Памятки для родителей |
Март | Создание карт для дальнейшего использования в практической деятельности | Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. - М., МПСИ, 2001. | Разработка альбома артикуляционных упражнений |
Апрель | Разработка рекомендаций по данному направлению. | Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М. : ТЦ Сфера, 2003. | Создание картотеки |
Май | Подборка материалов к публичной презентации, публикации и в сети интернет. | «Нейропсихологические и психофизиологическое сопровождение обучения». Сиротюк А. Л. – М., 2003. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников»: Практическое пособие. Сиротюк А. Л. – М.: Аркти, 2008. -60с. Колганова В.С., Е.В. Пивоварова Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие 2 144с. 2020г. | Выступление на общем родительском собрании, педсовете ДОУ выставка методической литературы и игр |
В течении года | Распространение педагогического опыта | Выступления в педагогическом совете, семинаре-практикуме, проведение мастер-класса воспитателям, открытые занятия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование диалога в коррекции речевых нарушений дошкольников
Коррекция речевых нарушений детей средствами диалога легко и весело. Из опыта работы....
Использование куклотерапии для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Кукла в руках пациента – ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться.Кукла в руках психотерапевта отвлекает пациента от серьезности процесса и дает поговорить по душам. ...
Использование фольклора в коррекции речевых нарушений
И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха», которую в житейском обиходе принято считать простой забавой.На самом деле вся эта стихотворная «шумиха» незаме...
Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе
Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из важнейших задач обучения детей дошкольного возраста. Вместе с тем, работа по развитию речи — ...
Использование мнемотехники для коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ (мнемотаблицы)
Использование мнемотехникидля коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ.Проблемы речи детей дошкольного возраста с ОВЗ.v Бедность речи. Недостаточный словарный запас,v Односложная, состоящая ли...
Использование логосказок в коррекции речевых нарушений у детей с нарушениями ЦНС.
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников со сложными речевыми нарушениями. Дети, посещающие коррекционно-образовательное учреждение, имеют тяжелые нарушения речи, осложненные ММД (минималь...
Мастер-класс Тема: «Использование сказки в коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР «Приключения гусеницы»
Данное мероприятие учит детей делить слова на слоги; закреплять понятия, характеризующие звуки: твёрдый – мягкий согласный, гласный, умение различать звуки [с] – [з] на слух, в словах и пр...