Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» в подготовительной группе компенсирующего видя для детей с ТНР
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Расширять и углублять представления о насекомых, закрепить с детьми обобщающее понятие “насекомые”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» в подготовительной группе компенсирующего видя для детей с ТНР
Цель: Расширять и углублять представления о насекомых, закрепить с детьми обобщающее понятие “насекомые”.
Задачи:
I.Коррекционно-образовательные:
- уточнить знаний о насекомых, их характерных признаках;
-совершенствовать грамматический строй речи (подбор качественных прилагательных к заданному существительному и образование относительных прилагательных, согласование числительных с существительными;
-упражнять в употребление предложно-падежных конструкций (согласование по родам, употребление предлогов «под», «над», «справа от», «слева от», «в»)
- совершенствовать навыки звукослогового анализа слов;
- формирование умения отвечать на вопросы полным предложением, грамотно выражать свои мысли;
II.Коррекционно-развивающие:
-развивать речевой слух, память, мышление;
- развивать зрительное внимание;
- развивать длительный плавный выдох;
-развивать артикуляционную и мелкую моторику;
III.Коррекционно-воспитательные:
- формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: пособие «Бабочка» для дыхания, набор мелких игрушек «Насекомые», плоскостные цветы с цифрами: 1,2,3,4, пособие «Цветочная поляна2, схема частей тела насекомых, смайлики для рефлексии.
Ход занятия
- Организационный момент.
Приветствие. (создание благожелательной атмосферы.
«Пусть утро будет ясным!»
- Природе скажем мы.
-Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
- Основная часть
- Сообщение темы занятия
Игра «Найди лишнее» (развивать речевой слух, память, мышление)
Корова, собака, коза, муха
Олень, тигр, жук, лиса
Голубь, синица, бабочка, дятел
Комар, акула, карась, кит
-Назовите все слова, которые были лишними /муха, жук, бабочка, комар
-Как одним словом их назвать /насекомые
-Правильно, насекомые. Предлагаю вам отправиться на «Планету насекомых»
-Раз, два, повернись на планете насекомых очутись
(звучит музыка – звуки насекомых)
-Послушайте, что это за звуки? (звуки насекомых)
-Выполним гимнастику для язычка «Насекомые»
- Артикуляционная гимнастика к занятию «Насекомые»
1. Упр. для щечных мышц «Гусеница»
«Гусеница хоть мала, листья – лучшая еда!
Она много листьев съела и, конечно, потолстела.
(Щечки «надули-сдули» - 5 раз)
2. Упр. для круговой мышцы рта и губ «Муха»
«Муха, муха-цокотуха – позолоченное брюхо.
Муха села на цветок – будет чистить хоботок».
(Упр. «Улыбочка-трубочка»- 8 раз)
3. Упр. для мышц кончика языка «Бабочка»
«Бабочка-красавица, над полянкой пляшет-
Крылышками машет»
(Упр. «Качели» - 8 раз)
4. Упр. для мышц языка «Шмель»
«Если на цветок шмель сел-
Значит, он нектар там ел.
А потом он всем сказал:
«Очень вкусный был нектар!»
(«Упр. «Вкусное варенье» - 5 раз)
5. Упр. на расслабление мышц губ «Жук»
«Он летит во весь опор
И жужжит его мотор….»
(Упр. «Бр-р-р»… губами»)
- Развитие дыхания
На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет расписные крылья.
Посмотрите, к нам прилетели маленькие гости – бабочки (Дети берут бабочек из корзинок).
- Наберите воздух через нос и медленно и плавно подуйте на бабочек, чтобы они закружились в воздухе.
Дети выполняют упражнение 3-4 раза.
-Посмотрите, сколько насекомых у нас на полянке, назовите их
- Пальчиковая гимнастика
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками)
Полосатая пчела, (На каждое насекомое загибают пальчик)
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делают колечки и подносят к глазам)
Приходили муравьи
И травинку принесли.
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками)
- Беседа о насекомых
Задумывались ли когда-нибудь, почему насекомые называются насекомыми, а не шестилапыми или двуногими? Попробуем разобраться с самого начала, почему насекомые так называются.
Представьте себе, это самая большая группа что живет на Земле. Насекомые — древние и загадочные обитатели нашей зеленой планеты. На земле великое множество насекомых. Возможно, на вопрос о том, почему насекомые называются насекомыми, поможет ответить изучение их внешнего вида:
Тело насекомых можно разделить на три части:
*голова: глаза, усики
*грудь
*брюшко
*6 конечностей (лапок или ножек)
На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать, насечка, насекомое»
Насекомые питаются пыльцой, нектаром, стеблями растений, листьями, соком свежих и подгнивших плодов и ягод, семенами, корой, древесиной, корешками. Из-за этого многие садоводы, цветоводы, огородники и фермеры считают их основными врагами борьбы за урожай. Кроме этого, среди них
встречается довольно большое число кровососущих: слепни, комары, мошки, клещи, оводы.
Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы.
Польза и вред от насекомых. Какие насекомые полезны? Пчела собирает мёд, бабочка опыляет цветы, божья коровка и муравей уничтожают вредных насекомых. Муравьи, комары, мухи, бабочки служат для животных и птиц кормом.
Какие насекомые приносят вред? В чём этот вред заключается?
Среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных (мухи, комары), поедают листья деревьев (гусеницы, тля);
Жалят, заражают опасными болезнями, уничтожают полезные растения, в полях, лесах, садах, огородах. Гусеницы, колорадские жуки, саранча уничтожают посевы. Комары, слепни, блохи кусают животных и птиц.
Где живут насекомые? Пчёлы в ульях (деревянный домик, который строит для них человек). Муравьи в муравейнике (самостоятельно строят дом). Осы в осиных гнёздах (гнездо похоже на шар). Шмели живут в земле, в норках.
- Физ.минутка «Гусеница».
Этот странный дом без окон (Дети стоят кругом, руки над головой в виде крыши)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (Поворачиваются
в правую сторону)
Дремлет гусеница в нём.
Спит без просыпа всю зиму. (Переворачиваются в левую сторону)
Но зима промчалась мимо - (Разводят руки в стороны, потягиваются).
Март, апрель, капель, весна (Медленно садятся.)
Просыпайся, соня - Сонюшка! (Медленно встают).
Под весенним ясным солнышком (потягиваются стоя.)
Гусенице не до сна. (Бегут по кругу, машут руками, как крылышками.)
Стала бабочкой она!
- Логопедические лексико-грамматические игры и упражнения
**Упражнение «Назови насекомых», **Дидактическое упражнение «Раздели слова на части»
- Ребята, смотрите, на планете насекомых есть поляна красивых цветов. Насекомые очень любят цветы. Посчитайте сколько слогов в названии ваших насекомых. Если в названии насекомого один слог, то прикрепите его к цветку с цифрой 1, если 2 слога, то к цветку с цифрой 2, если три слога, то к цветку с цифрой 3. (Дети определяют количество слогов и прикрепляют насекомых к цветкам).
(используем картинки и игрушки)
**Дидактическое упражнение «Посчитай насекомых» (согласование с числительными)
**Сейчас мы с вам, поиграем в игру «Жадные малыши» (употребление местоимений МОЙ, МОЯ). Дети отбираю игрушки по родам.
**Дидактическая игра «маленький-огромный»
Пчела – пчелище – пчёлка.
Муравей – муравьище – муравьишка.
Кузнечик – кузнечище – кузнечишка.
Жук – жучище – жучок
Таракан – тараканище - тараканчик и т. д.
Моя бабочка, мой шмель и т.д.
**Игра «Чей? Чья? Чьё?» (развитие навыков образования притяжательных прилагательных)
У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.
У пчелы? (пчелиные лапки, пчелиная голова)
У таракана? (тараканьи лапки, тараканья голова)
У комара? (комариные лапки, комариная голова)
У стрекозы? (стрекозьи лапки, стрекозья голова)
У осы? (осиные лапки, осиная голова)
У шмеля? (шмелиные лапки, шмелиная голова)
У комара писк - комариный
У пчелы мед - ...
У муравья лапка - ...
У шмеля жужжание - ...
У таракана усы - ...
У паука паутина - ...
**Дидактическое упражнение «Где спряталась бабочка?» (употребление предлогов)
- Итог занятия.
- Ребята, вы сегодня молодцы! Верно справились со всеми заданиями. Пора возвращаться с планеты насекомых!
-Раз, два, три, повернись
В детском саду очутись
Рефлексия
-Где мы с вами побывали?
-Что нового сегодня узнали? Что тебе больше всего понравилось на занятии?
- А теперь я предлагаю вам самим оценить сваю работу:
-если со всеми заданиями во время путешествия справились верно, посадите бабочку на клумбу;
-если испытывали затруднения – божью коровку
Вы молодцы, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"На цветочной полянке" Конспект интегрированного занятия по лексической теме "Насекомые" для подготовительной группы ДОУ
"На цветочной полянке" Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Насекомые»для подготовительной группы ДОУ ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1305785-1610911099.jpg)
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/26/picture-1249113-1706240187.jpg)
Конспект занятия по лексической теме "Посуда" в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Конспект занятия, подготовленный на защиту высшей квалиыикационной категории. ДЛя подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР 1,2)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/13/picture-218637-1642057578.jpg)
Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Овощи» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.
Цель:- Уточнить, закрепить и расширить знание детей по лексической теме «Овощи», активизировать словарь детей.Задачи:-развитие внимания, памяти, мышления.-активизация и актуализация словар...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/03/picture-1077462-1541240878.jpg)
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико–грамматических категорий по лексической теме «Насекомые» в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
Занятие по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/03/picture-1077462-1541240878.jpg)
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико–грамматических категорий по лексической теме «Насекомые» в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
Логопедичяеское занятие...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/23/picture-1121293-1595480870.jpg)
Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группе Цель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».
Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группеЦель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».Задачи:Коррекционно-о...