Речевое развитие детей: использование ТРИЗ в коррекционной развивающей работе.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность. Логичным и закономерным представляется соединить  основные направления развития дошкольника: игру, продуктивные виды деятельности и оперирование знаковыми системами (их использование в собственной деятельности).

Такой подход очень эффективен для развития речи, внимания и памяти.

        Знаково-символическая система (модели),  выступает как эффективное вспомогательное средство в усвоении языковой системы и усиливает коррекционно-развивающее воздействие, так как это:

позволяет ребенку использовать все каналы восприятия (зрительные, слуховые, кинестетические);

создает условия для более прочного усвоения информации;

способствует развитию наглядно-образного и логического мышления;

способствует развитию творческой и познавательной активности дошкольников;

развивает способность мысленно-практического экспериментирования;

создает ситуацию успеха в деятельности;

расширяет поле готовности детей дошкольного возраста к обучению в начальной школе.

       Знаково-символическая система довольно широко используется в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ – автор Г.А. Альтшуллер, 1946г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_i_triz.docx314.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                     Агафонова Л.Т., воспитатель                                    

                                                                                                   ГБДОУ детский сад № 75 Приморского района

                                                                   Санкт - Петербурга

                            Речевое развитие детей: использование ТРИЗ в          

                                       коррекционной  развивающей работе.

         Согласно «теории деятельности» А.Н. Леонтьева, основной движущей силой развития является активность самого ребенка, реализуемая в различных видах деятельности. Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность. Логичным и закономерным представляется соединить  основные направления развития дошкольника: игру, продуктивные виды деятельности и оперирование знаковыми системами (их использование в собственной деятельности).

Такой подход очень эффективен для развития речи, внимания и памяти.

        Знаково-символическая система (модели),  выступает как эффективное вспомогательное средство в усвоении языковой системы и усиливает коррекционно-развивающее воздействие, так как это:

позволяет ребенку использовать все каналы восприятия (зрительные, слуховые, кинестетические);

создает условия для более прочного усвоения информации;

способствует развитию наглядно-образного и логического мышления;

способствует развитию творческой и познавательной активности дошкольников;

развивает способность мысленно-практического экспериментирования;

создает ситуацию успеха в деятельности;

расширяет поле готовности детей дошкольного возраста к обучению в начальной школе.

       Знаково-символическая система довольно широко используется в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ – автор Г.А. Альтшуллер, 1946г.) и общей теории сильного мышления (ОТСМ – автор Н.И. Хоменко, 1994 г.) для детей дошкольного возраста.

Приемы «ТРИЗ», направленные на развитие речевой деятельности

                                         Работа с загадкой

           В дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.

Совершенствование речи детей: развитие связной речи, речевого творчества, выразительности речи - главные направления в работе по развитию речи дошкольников во всех современных образовательных вариативных программах. Для эффективного развития речи детей необходимо создать творческую, радостную, богатую приемами атмосферу речевой деятельности. В полной мере этому отвечает работа с загадкой: «Путешествие в страну загадок». Помощниками в успешной работе с загадкой являются предварительно организованные речевые игры.

  1. Город простых загадок.

Цель: развивать у детей умение видеть «похожесть» друг на друга самых разнообразных предметов, объектов, явлений, способствовать развитию наблюдательности и умению познавать многоплановую сущность окружающей действительности. Игры и упражнения:

«Подбор прилагательных»; «Что бывает?»;  «Цепочка слов».

  1. Город пяти чувств (Осязание, обоняние, зрение, слух, вкус).  Материалы и пособия:

Сенсорный центр: коробочки или баночки с остро пахнущими невредными веществами (чай, кофе, травы пряные, цедра и т.д.); трубочки парные с разным наполнителем (найди пару по звучанию, найди трубочки, звучащую громче или тише); подбор звучащих предметов (колокольчик, дудочка, барабан, бубен и т.д.); тактильные дощечки; чудесный мешочек, волшебный пенёчек, черный ящик и т.д.

Игры и упражнения: «Кто (что) делает?»; «Догадайся на ощупь»; «Определи, что звучало»;

«Что так пахнет?»; «Определи на вкус».

3.Город похожестей и непохожестей.

Цель: способствовать обогащению словарного запаса детей; развивать наблюдательность, внимание; формировать умение словесно оформлять результаты сравнения. Игры и упражнения:

«Сравнение»; «Что общего?»; «На что похоже?»;  «Ресурсный анализ».

               4.Город сказочных частей

1) Улица разобранных предметов. Игры и упражнения:

«Что в чем?»; «Дробление»; «Что от чего?»

2) Улица похожих частей.

По предъявленной части (младший возраст) или по названному слову, обозначающему часть предмета (старший дошкольный возраст) ребенок называет предметы, у которых есть такие же части.

Пример: колесо - машина, телега, велосипед, прялка, шасси самолета и т.д. Крыло - птица, самолет, машина, бабочка и т.д.

3) Улица «Неоконченных картин» Игры и упражнение:

«Угадай-ка»; «Буквы и цифры»; «Волшебные картинки»; «Дорисуй».

4)  Улица «Молчаливых загадок»

Игры и упражнения: «Подарки»; «Что в чем?»; «Кто что делает»; «Немое кино».

                 5. Город «Загадочных мест». Материал: системный оператор. Игра:

«Кем (чем) был?»; «Кем (чем) будет?».

Придумывание загадок основывается на системном мышлении.

                  6. Город «Загадочных дел».

Еще К.И. Чуковский заметил способность детей давать названия предметам по их основной функции:

вазелин - мазелин (потому что им мажут), рубанок - строганок (потому что им строгают), лопатка - копатка, сухарики - кусарики.

На этом и основывается прием придумывания загадок в городе «Загадочных дел». Предварительно с детьми можно поиграть в игру «Замещение».

Ход игры

Взрослый показывает детям предметную картинку (живое существо, явление, предмет) и спрашивает: «Что он делает? Как его можно назвать по-другому?»

Например: собака лает, кусает, охраняет, значит, она - «кусалка», «лаялка», «охранялка». Интересной и полезной будет игра «Подбор объектов к действию», один из вариантов игры «Разные слова».

               7. Город «Противоречий»

Цель: определить, какой объект может иметь только одно из противоречивых свойств, а может иметь сразу оба этих свойства.

Предварительно с детьми можно поиграть в нахождение антонимов или в настольно- печатную игру «Противоположности».

              Довольно хорошо речевые игры представлены в популярном пособие для родителей и педагогов «Речь и общение», автор  Белобрыкина О.А.

Приемы работы с загадкой

1. Город простых загадок.

Цель: способствовать обогащению словарного запаса; развивать наблюдательность, внимание; формировать умение словесно оформлять результаты сравнения.

Какой?

Что такое же?

Круглый Резиновый Разноцветный Большой

Луна Сапоги Радуга Тыква

Круглый, как луна; резиновый, как сапоги; разноцветный, как радуга; большой, как тыква.

(Мяч)

  1. Город пяти чувств

Цель: совершенствовать обследовательские действия детей.

Материал и пособия для обследования:

коробка с предметами - посмотреть;

коробка со звучащими предметами - глаза завязаны, руками трогать нельзя, а только на слух;

чудесный (мешочек, коробка, черный ящик, пенек и т.д.) - догадаться на ощупь - осязание;

обоняние (остропахнущие предметы) - глаза завязаны (перед этой серией загадок нужно поговорить с детьми, зачем нужен нос);

вкус (овощи, фрукты, соль, сахар)

  1. Город похожестей и непохожестей.

Цель: развивать у детей умение видеть «похожесть» самых разнообразных предметов, объектов, явлений; способствовать развитию наблюдательности и умению познавать многоплановую сущность окружающей среды.

Загадки на сравнение любых двух объектов, например;

речка и лужа

На что похоже

Чем отличаются

Больше в длину

Лужа

Вода течет

Водится рыба

Можно купаться

мяч и арбуз

На что похоже

Чем отличаются

Арбуз

Несъедобный

Клубок

Не разматывается

Луна

Не светит

Загадка: Как арбуз, но несъедобный. Как клубок, но не разматывается.  Как луна, но не светит.

  1. Город сказочных частей.

Цель: способствовать развитию памяти, внимания, мышления, речи.

По частям предмета дети называют сам предмет;

у какого предмета есть такие же части;

ленивый художник не дорисовал картину -дорисуй;

с помощью пантомимы изобрази предмет.

  1. Город загадочных мест.

Цель: способствовать развитию системного мышления.

Придумывание загадки основывается на рассматривании в разных временных отрезках надсистемы объекта. Например: система (объект) - горошек, надсистема:

стручок - настоящее

банка для консервирования - будущее.

Тогда загадка звучит так: В зеленом стручке родился, в прозрачной банке очутился.

(консервированный горошек).

Надсистема в разных временных отрезках переводится в зазеркальный мир образов. Например: На черном плаще разбросаны, в прозрачном зеркале озера отражаются (звезды)

  1. Город загадочных дел.

Цель: развивать способность детей давать названия предметам по их основной функции; развивать речевое творчество, наблюдательность, умение сравнивать.

Загадки основываются на функциях предмета.

Шторы – затемнялки. Лампочки – освещалки. Нож - размельчалка.

Что делает

Что такое же

Прыгает.  Катится

Заяц

Колобок

Загадка: Прыгает, как заяц,

Катится, как колобок. (Мяч)

  1. Город противоречий (тайн)

Цель: упражнять детей в умении наблюдать за объектом; определять, какой объект может иметь только одно из противоречивых свойств, а может иметь сразу оба этих свойства.

Что может быть только

Холодным

Горячим

И холодным, и горячим

Лед

Огонь

Сердце

Мороженое

Кипящая вода

Термос

Космос

Солнце

Утюг

Свеча

Когда все приемы придумывания загадок будут освоены, «Карта страны загадок» может превратиться в настольную игру .

                             Опорные сигналы «Дом Якубенко»

      Прием  опорные сигналы «Дом Якубенко» применяется для обучения детей составлению описательных рассказов. К работе по этой системе детей можно подвести через сказочные или фантастические образы (рисунок 1).

C:\Documents and Settings\Lubov.Agafonova\Мои документы\Работа с загадкой\2014_11_25\2014_11_27\IMG.jpg

                                                            Рисунок 1. Опорная таблица «Дом Якубенко».

       Перед вами дом, в котором живут инопланетяне. Они часто выглядывают из окон, но общаться друг с другом не могут, так как каждый из них рассказывает о чем-то одном. В окошко на крыше дома помещают объект, о котором нужно рассказать. Инопланетянин из квартиры № 1 рассказывает, к какому семейству относится рассматриваемый объект, называет его;

№ 2 — рассказывает о том, где живет, растет, где можно встретить; № 3 — рассказывает, из чего состоит объект (части тела);

№ 4 — указывает на размер, но, обязательно, уточняет, по сравнению с чем;

№ 5 — говорит о цвете;

№ 6 — говорит о форме;

№ 7 — о чувствах, ощущениях, признаках объекта;

№ 8 — о том, что необходимо объекту для жизни или нормальной эксплуатации;

№ 9 — говорит о пользе и вреде, о том, что хорошо и что плохо (о диалектике).

            Пример:  описание лисы.

Лиса — дикое животное.

Она живет в лесу, в норе.

У лисы есть туловище, голова с пастью, ушами, глазами, хвост, четыре лапы с когтями.

Лиса больше зайца, но меньше медведя.

Спина и хвост у лисы — рыжие, брюшко — светлое, носик — черный.

Мордочка у лисы вытянутая, острая, ушки — треугольные, хвост овальный и т.д.

Лиса — грациозная, ловкая, пушистая, мягкая.

Для жизни лисы необходим воздух, пища ( мясо, вода).

Лиса украшает наши леса, делает богаче животный мир наших лесов, ловит мышей, но лиса охотится за домашней птицей, за зайцами и т.д.

           Пример:  «Ссора детей в детском саду» (явление)

Поведение детей.

В группе детского сада.

Из неприятных, обидных слов.

Ссора большая, в ней принимают участие несколько девочек и мальчиков.

Они все раскраснелись.

Злые взгляды, слова.

Обида, удовлетворение.

Для возникновения ссоры необходимы недоразумения, неправильное объяснение слов, поступков и т.д.

Хорошо — выяснили отношения. Плохо — повышенное давление, учащенный пульс, сердцебиение.

Начинать работу с символами можно уже с младшей группы (цвет, форма, размер).

                     Системный оператор.

        Творческое мышление — многогранно. Оно не замыкается на рассматриваемых объектах, т.е. человек мыслит в определенной системе, при этом он осуществляет анализ не только системы (объекта), но и подсистемы (частей, из которых состоит объект) и над- системы (более сложной системы, в которую входит рассматриваемая система), а также представляет явление в настоящем, будущем и прошедшем времени.

       Системный оператор — волшебный телевизор. Михаил Гафитулин написал стихотворение «Что-то», которое поможет быстрее запомнить значение окон системного оператора.

Если мы рассматриваем что-то (предмет),

Это что-то для чего-то (функции),  

Это что-то из чего-то (подсистема),

 Это что-то часть чего-то (надсистема),

 Чем-то было раньше что-то (прошлое),

Что-то будет с этим что-то (будущее),

Что-то это ты возьми, на экранах посмотри.

       Прежде, чем начать учить детей системному анализу, многократно потренируйтесь в составлении и заполнении схемы, попробуйте сами мыслить системно. Объекты для анализа выбирайте знакомые. Схему целесообразно заполнять не сразу, а постепенно, по мере изучения темы, затем обобщить знания, подвести детей к выводу. Заполняя экраны, желательно, особенно на первом этапе, пользоваться картинками: это соответствует возрастным особенностям мышления детей.

      Работу по формированию системного анализа можно проводить в различные режимные моменты и в разной форме: индивидуально, небольшими подгруппами. Пример:

Элеватор

Хлебороб, поле

Булочная

Зерно

Колосок

Хлеб

Оболочка, ядро

Стебель зерна, усики

Корка хлеба, мякиш

Скала, пещера, монастырь

Библиотека

 База данных

На стене - рисунки

Книга

Файлы

Обложка, листы

Биты

      Системный оператор размещен на видном месте, чтобы он привлекал внимание детей и побуждал их к дальнейшему творчеству.

       Технология ТРИЗ способствует успешному развитию речи через формирование самостоятельного творческого мышления, через создание для детей ситуации успеха.

     Литература.        

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1934.
  2. Белобрыкина О. «Речь и общение». Ярославль: Академия развития, 1998г.
  3. Гафитулин М.С. Уровни новизны: Методика оценки творческой деятельности и получение новизны. — Минск, 1994.
  4. Лелюх С.В., Сидорчук ТА., Хоменко Н.Н. Развитие мышления, воображения и речи дошкольников: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей. — Ульяновск, ИПК ПРО, 2003.
  5. Нестеренко А.А. Страна загадок. — Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского университета, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Познавательно-речевое развитие детей с ОВЗ посредством коррекционно-развивающей работы по моторике и расширению кругозора»

Тема «Познавательно-речевое развитие детей с ОВЗ посредством коррекционно-развивающей работы по моторике и расширению кругозора»...

"Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе "

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов ДОУ по теме самообразования....

«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...

Использование «Акваметода» в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия. Особ...

Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями в развитии речи

Представленный материал позволяет разнообразить коррекционно-развивающую работу с детьми-логопатами повсем разделам развития речию. Материал может быть использован как логопедами, так и воспитателями ...

Презентация : Использование «Акваметода» в коррекционно-развивающей работе с детьми со сложным дефектом развития.

Учитывая   такие особенности детей со сложным дефектом развития, как быстрая утомляемость, малая усидчивость, нестабильный эмоциональный фон, нарушение мелкой и общей моторики,  а так ж...