Речевое развитие детей: использование ТРИЗ в коррекционной развивающей работе.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность. Логичным и закономерным представляется соединить основные направления развития дошкольника: игру, продуктивные виды деятельности и оперирование знаковыми системами (их использование в собственной деятельности).
Такой подход очень эффективен для развития речи, внимания и памяти.
Знаково-символическая система (модели), выступает как эффективное вспомогательное средство в усвоении языковой системы и усиливает коррекционно-развивающее воздействие, так как это:
позволяет ребенку использовать все каналы восприятия (зрительные, слуховые, кинестетические);
создает условия для более прочного усвоения информации;
способствует развитию наглядно-образного и логического мышления;
способствует развитию творческой и познавательной активности дошкольников;
развивает способность мысленно-практического экспериментирования;
создает ситуацию успеха в деятельности;
расширяет поле готовности детей дошкольного возраста к обучению в начальной школе.
Знаково-символическая система довольно широко используется в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ – автор Г.А. Альтшуллер, 1946г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_detey_i_triz.docx | 314.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Агафонова Л.Т., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 75 Приморского района
Санкт - Петербурга
Речевое развитие детей: использование ТРИЗ в
коррекционной развивающей работе.
Согласно «теории деятельности» А.Н. Леонтьева, основной движущей силой развития является активность самого ребенка, реализуемая в различных видах деятельности. Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность. Логичным и закономерным представляется соединить основные направления развития дошкольника: игру, продуктивные виды деятельности и оперирование знаковыми системами (их использование в собственной деятельности).
Такой подход очень эффективен для развития речи, внимания и памяти.
Знаково-символическая система (модели), выступает как эффективное вспомогательное средство в усвоении языковой системы и усиливает коррекционно-развивающее воздействие, так как это:
позволяет ребенку использовать все каналы восприятия (зрительные, слуховые, кинестетические);
создает условия для более прочного усвоения информации;
способствует развитию наглядно-образного и логического мышления;
способствует развитию творческой и познавательной активности дошкольников;
развивает способность мысленно-практического экспериментирования;
создает ситуацию успеха в деятельности;
расширяет поле готовности детей дошкольного возраста к обучению в начальной школе.
Знаково-символическая система довольно широко используется в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ – автор Г.А. Альтшуллер, 1946г.) и общей теории сильного мышления (ОТСМ – автор Н.И. Хоменко, 1994 г.) для детей дошкольного возраста.
Приемы «ТРИЗ», направленные на развитие речевой деятельности
Работа с загадкой
В дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.
Совершенствование речи детей: развитие связной речи, речевого творчества, выразительности речи - главные направления в работе по развитию речи дошкольников во всех современных образовательных вариативных программах. Для эффективного развития речи детей необходимо создать творческую, радостную, богатую приемами атмосферу речевой деятельности. В полной мере этому отвечает работа с загадкой: «Путешествие в страну загадок». Помощниками в успешной работе с загадкой являются предварительно организованные речевые игры.
- Город простых загадок.
Цель: развивать у детей умение видеть «похожесть» друг на друга самых разнообразных предметов, объектов, явлений, способствовать развитию наблюдательности и умению познавать многоплановую сущность окружающей действительности. Игры и упражнения:
«Подбор прилагательных»; «Что бывает?»; «Цепочка слов».
- Город пяти чувств (Осязание, обоняние, зрение, слух, вкус). Материалы и пособия:
Сенсорный центр: коробочки или баночки с остро пахнущими невредными веществами (чай, кофе, травы пряные, цедра и т.д.); трубочки парные с разным наполнителем (найди пару по звучанию, найди трубочки, звучащую громче или тише); подбор звучащих предметов (колокольчик, дудочка, барабан, бубен и т.д.); тактильные дощечки; чудесный мешочек, волшебный пенёчек, черный ящик и т.д.
Игры и упражнения: «Кто (что) делает?»; «Догадайся на ощупь»; «Определи, что звучало»;
«Что так пахнет?»; «Определи на вкус».
3.Город похожестей и непохожестей.
Цель: способствовать обогащению словарного запаса детей; развивать наблюдательность, внимание; формировать умение словесно оформлять результаты сравнения. Игры и упражнения:
«Сравнение»; «Что общего?»; «На что похоже?»; «Ресурсный анализ».
4.Город сказочных частей
1) Улица разобранных предметов. Игры и упражнения:
«Что в чем?»; «Дробление»; «Что от чего?»
2) Улица похожих частей.
По предъявленной части (младший возраст) или по названному слову, обозначающему часть предмета (старший дошкольный возраст) ребенок называет предметы, у которых есть такие же части.
Пример: колесо - машина, телега, велосипед, прялка, шасси самолета и т.д. Крыло - птица, самолет, машина, бабочка и т.д.
3) Улица «Неоконченных картин» Игры и упражнение:
«Угадай-ка»; «Буквы и цифры»; «Волшебные картинки»; «Дорисуй».
4) Улица «Молчаливых загадок»
Игры и упражнения: «Подарки»; «Что в чем?»; «Кто что делает»; «Немое кино».
5. Город «Загадочных мест». Материал: системный оператор. Игра:
«Кем (чем) был?»; «Кем (чем) будет?».
Придумывание загадок основывается на системном мышлении.
6. Город «Загадочных дел».
Еще К.И. Чуковский заметил способность детей давать названия предметам по их основной функции:
вазелин - мазелин (потому что им мажут), рубанок - строганок (потому что им строгают), лопатка - копатка, сухарики - кусарики.
На этом и основывается прием придумывания загадок в городе «Загадочных дел». Предварительно с детьми можно поиграть в игру «Замещение».
Ход игры
Взрослый показывает детям предметную картинку (живое существо, явление, предмет) и спрашивает: «Что он делает? Как его можно назвать по-другому?»
Например: собака лает, кусает, охраняет, значит, она - «кусалка», «лаялка», «охранялка». Интересной и полезной будет игра «Подбор объектов к действию», один из вариантов игры «Разные слова».
7. Город «Противоречий»
Цель: определить, какой объект может иметь только одно из противоречивых свойств, а может иметь сразу оба этих свойства.
Предварительно с детьми можно поиграть в нахождение антонимов или в настольно- печатную игру «Противоположности».
Довольно хорошо речевые игры представлены в популярном пособие для родителей и педагогов «Речь и общение», автор Белобрыкина О.А.
Приемы работы с загадкой
1. Город простых загадок.
Цель: способствовать обогащению словарного запаса; развивать наблюдательность, внимание; формировать умение словесно оформлять результаты сравнения.
Какой? | Что такое же? |
Круглый Резиновый Разноцветный Большой | Луна Сапоги Радуга Тыква |
Круглый, как луна; резиновый, как сапоги; разноцветный, как радуга; большой, как тыква.
(Мяч)
- Город пяти чувств
Цель: совершенствовать обследовательские действия детей.
Материал и пособия для обследования:
коробка с предметами - посмотреть;
коробка со звучащими предметами - глаза завязаны, руками трогать нельзя, а только на слух;
чудесный (мешочек, коробка, черный ящик, пенек и т.д.) - догадаться на ощупь - осязание;
обоняние (остропахнущие предметы) - глаза завязаны (перед этой серией загадок нужно поговорить с детьми, зачем нужен нос);
вкус (овощи, фрукты, соль, сахар)
- Город похожестей и непохожестей.
Цель: развивать у детей умение видеть «похожесть» самых разнообразных предметов, объектов, явлений; способствовать развитию наблюдательности и умению познавать многоплановую сущность окружающей среды.
Загадки на сравнение любых двух объектов, например;
речка и лужа
На что похоже | Чем отличаются |
Больше в длину | |
Лужа | Вода течет |
Водится рыба | |
Можно купаться | |
мяч и арбуз | |
На что похоже | Чем отличаются |
Арбуз | Несъедобный |
Клубок | Не разматывается |
Луна | Не светит |
Загадка: Как арбуз, но несъедобный. Как клубок, но не разматывается. Как луна, но не светит.
- Город сказочных частей.
Цель: способствовать развитию памяти, внимания, мышления, речи.
По частям предмета дети называют сам предмет;
у какого предмета есть такие же части;
ленивый художник не дорисовал картину -дорисуй;
с помощью пантомимы изобрази предмет.
- Город загадочных мест.
Цель: способствовать развитию системного мышления.
Придумывание загадки основывается на рассматривании в разных временных отрезках надсистемы объекта. Например: система (объект) - горошек, надсистема:
стручок - настоящее
банка для консервирования - будущее.
Тогда загадка звучит так: В зеленом стручке родился, в прозрачной банке очутился.
(консервированный горошек).
Надсистема в разных временных отрезках переводится в зазеркальный мир образов. Например: На черном плаще разбросаны, в прозрачном зеркале озера отражаются (звезды)
- Город загадочных дел.
Цель: развивать способность детей давать названия предметам по их основной функции; развивать речевое творчество, наблюдательность, умение сравнивать.
Загадки основываются на функциях предмета.
Шторы – затемнялки. Лампочки – освещалки. Нож - размельчалка.
Что делает | Что такое же |
Прыгает. Катится | Заяц Колобок |
Загадка: Прыгает, как заяц,
Катится, как колобок. (Мяч)
- Город противоречий (тайн)
Цель: упражнять детей в умении наблюдать за объектом; определять, какой объект может иметь только одно из противоречивых свойств, а может иметь сразу оба этих свойства.
Что может быть только
Холодным | Горячим | И холодным, и горячим |
Лед | Огонь | Сердце |
Мороженое | Кипящая вода | Термос |
Космос | Солнце | Утюг |
Свеча |
Когда все приемы придумывания загадок будут освоены, «Карта страны загадок» может превратиться в настольную игру .
Опорные сигналы «Дом Якубенко»
Прием опорные сигналы «Дом Якубенко» применяется для обучения детей составлению описательных рассказов. К работе по этой системе детей можно подвести через сказочные или фантастические образы (рисунок 1).
Рисунок 1. Опорная таблица «Дом Якубенко».
Перед вами дом, в котором живут инопланетяне. Они часто выглядывают из окон, но общаться друг с другом не могут, так как каждый из них рассказывает о чем-то одном. В окошко на крыше дома помещают объект, о котором нужно рассказать. Инопланетянин из квартиры № 1 рассказывает, к какому семейству относится рассматриваемый объект, называет его;
№ 2 — рассказывает о том, где живет, растет, где можно встретить; № 3 — рассказывает, из чего состоит объект (части тела);
№ 4 — указывает на размер, но, обязательно, уточняет, по сравнению с чем;
№ 5 — говорит о цвете;
№ 6 — говорит о форме;
№ 7 — о чувствах, ощущениях, признаках объекта;
№ 8 — о том, что необходимо объекту для жизни или нормальной эксплуатации;
№ 9 — говорит о пользе и вреде, о том, что хорошо и что плохо (о диалектике).
Пример: описание лисы.
Лиса — дикое животное.
Она живет в лесу, в норе.
У лисы есть туловище, голова с пастью, ушами, глазами, хвост, четыре лапы с когтями.
Лиса больше зайца, но меньше медведя.
Спина и хвост у лисы — рыжие, брюшко — светлое, носик — черный.
Мордочка у лисы вытянутая, острая, ушки — треугольные, хвост овальный и т.д.
Лиса — грациозная, ловкая, пушистая, мягкая.
Для жизни лисы необходим воздух, пища ( мясо, вода).
Лиса украшает наши леса, делает богаче животный мир наших лесов, ловит мышей, но лиса охотится за домашней птицей, за зайцами и т.д.
Пример: «Ссора детей в детском саду» (явление)
Поведение детей.
В группе детского сада.
Из неприятных, обидных слов.
Ссора большая, в ней принимают участие несколько девочек и мальчиков.
Они все раскраснелись.
Злые взгляды, слова.
Обида, удовлетворение.
Для возникновения ссоры необходимы недоразумения, неправильное объяснение слов, поступков и т.д.
Хорошо — выяснили отношения. Плохо — повышенное давление, учащенный пульс, сердцебиение.
Начинать работу с символами можно уже с младшей группы (цвет, форма, размер).
Системный оператор.
Творческое мышление — многогранно. Оно не замыкается на рассматриваемых объектах, т.е. человек мыслит в определенной системе, при этом он осуществляет анализ не только системы (объекта), но и подсистемы (частей, из которых состоит объект) и над- системы (более сложной системы, в которую входит рассматриваемая система), а также представляет явление в настоящем, будущем и прошедшем времени.
Системный оператор — волшебный телевизор. Михаил Гафитулин написал стихотворение «Что-то», которое поможет быстрее запомнить значение окон системного оператора.
Если мы рассматриваем что-то (предмет),
Это что-то для чего-то (функции),
Это что-то из чего-то (подсистема),
Это что-то часть чего-то (надсистема),
Чем-то было раньше что-то (прошлое),
Что-то будет с этим что-то (будущее),
Что-то это ты возьми, на экранах посмотри.
Прежде, чем начать учить детей системному анализу, многократно потренируйтесь в составлении и заполнении схемы, попробуйте сами мыслить системно. Объекты для анализа выбирайте знакомые. Схему целесообразно заполнять не сразу, а постепенно, по мере изучения темы, затем обобщить знания, подвести детей к выводу. Заполняя экраны, желательно, особенно на первом этапе, пользоваться картинками: это соответствует возрастным особенностям мышления детей.
Работу по формированию системного анализа можно проводить в различные режимные моменты и в разной форме: индивидуально, небольшими подгруппами. Пример:
Элеватор | Хлебороб, поле | Булочная |
Зерно | Колосок | Хлеб |
Оболочка, ядро | Стебель зерна, усики | Корка хлеба, мякиш |
Скала, пещера, монастырь | Библиотека | База данных |
На стене - рисунки | Книга | Файлы |
Обложка, листы | Биты |
Системный оператор размещен на видном месте, чтобы он привлекал внимание детей и побуждал их к дальнейшему творчеству.
Технология ТРИЗ способствует успешному развитию речи через формирование самостоятельного творческого мышления, через создание для детей ситуации успеха.
Литература.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1934.
- Белобрыкина О. «Речь и общение». Ярославль: Академия развития, 1998г.
- Гафитулин М.С. Уровни новизны: Методика оценки творческой деятельности и получение новизны. — Минск, 1994.
- Лелюх С.В., Сидорчук ТА., Хоменко Н.Н. Развитие мышления, воображения и речи дошкольников: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей. — Ульяновск, ИПК ПРО, 2003.
- Нестеренко А.А. Страна загадок. — Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского университета, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ» на региональном семинаре для педагогов по теме: «Использование сказок в коррекционно-развивающей работе с детьми» на базе МБДОУ Д/с №37 «Сказка"
В данном выступлении описан опыт работы по использованию сказкотерапии для детей с ОВЗ....
Тема «Познавательно-речевое развитие детей с ОВЗ посредством коррекционно-развивающей работы по моторике и расширению кругозора»
Тема «Познавательно-речевое развитие детей с ОВЗ посредством коррекционно-развивающей работы по моторике и расширению кругозора»...
"Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе "
Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов ДОУ по теме самообразования....
«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...
Использование «Акваметода» в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия. Особ...
Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями в развитии речи
Представленный материал позволяет разнообразить коррекционно-развивающую работу с детьми-логопатами повсем разделам развития речию. Материал может быть использован как логопедами, так и воспитателями ...
Презентация : Использование «Акваметода» в коррекционно-развивающей работе с детьми со сложным дефектом развития.
Учитывая такие особенности детей со сложным дефектом развития, как быстрая утомляемость, малая усидчивость, нестабильный эмоциональный фон, нарушение мелкой и общей моторики, а так ж...