Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями в развитии речи
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Представленный материал позволяет разнообразить коррекционно-развивающую работу с детьми-логопатами повсем разделам развития речию. Материал может быть использован как логопедами, так и воспитателями групп компенсирующей направленности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями в развитии речи»
Учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/с № 83
Ольга Борисовна Морозова
г. Калининград
2024г.
Термин «сказкотерапия» всегда интересен для педагогов и логопедов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Сказкотерапия обращается к детскому началу, присутствующем в каждом человеке.
Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:
• развивать познавательные способности детей, умения устанавливать простые причинно-следственные связи, показывать и адекватно оценивать модели поведения в различных жизненных ситуациях;
• развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
• помогать усваивать социальные нормы взаимоотношений в обществе;
• помогать разрешать личностные проблемы ребёнка опосредованным путём, показывать успешные модели взаимодействия с окружающим миром.
Используя в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи элементы сказкотерапии, я обязательно учитываю следующие особенности:
• речевой статус детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью);
• недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; отсутствие стремления к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);
• специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).
Считаю нужным отметить, что выше перечисленные особенности детей вносят свою специфику в совместную деятельность учителя-логопеда с элементами сказкотерапии. Поэтому мне хотелось бы отметить особенности выбора сказки:
• используются простые, хорошо знакомые ребенку сказки, например «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»;
• сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;
• возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком;
• отбор языковых средств доступных всем детям группы.
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
На «сказочных» занятиях дети учатся:
- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;
-формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;
-развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;
- активизировать и обогащать словарный запас детей;
- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;
- развивать интонационную выразительность и силу голоса;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;
- укреплять артикуляционный аппарат.
Далее приведу пример некоторых игр и упражнений, которые применяются в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.
Для активизации познавательных способностей детей:
используются игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия.
Игра: « Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).
Ставится цель: развития сенсорных представлений, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.
Цель, которая озвучивается для детей: принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей.
Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.
Игра: «Домики для друзей - животных» (по сказке «Теремок»)
Цель: развивать сенсомоторную координацию, конструктивный праксис.
Цель, которая озвучивается для детей: нужно построить новые яркие домики для всех, кто жил в теремке.
Каждый ребёнок «строит» свой домик из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.
Для развития общих речевых навыков:
Используем следующие упражнениядля развития силы голоса:
Игра по сказке «Заюшкина избушка».
Цель: учить повышать и понижать силу голоса.
Цель, которая озвучивается для детей: зайчик расстроился и потерялся в зимнем лесу, помогите ему.
«Лиса и петух». «Лиса с петушком вошла в темный лес. Как громко кричит петушок? (дети демонстрируют), а теперь лиса зашла за высокие горы, как сейчас звучит голос петушка?». Лиса идет через горы и поет песенку: «СА-СА-СА-СА»: дети поют, меняя высоту голоса: поднимаясь в гору, повышают тон голоса, спускаясь – понижают тон.
Для постановки речевого дыхания предлагаем
Игра: «Произнеси фразы» (по сказке: «Репка»).
Цель: работать над длительностью речевого выдоха.
Цель, которая озвучивается для детей: посадим репку, скажем слова:
«Пусть будет репка большая, крепкая», «Пусть репка будет вкусная, сладкая».
Также используются игры и упражнения по развитию силы и длительности ротового выдоха, дифференциацию носового и ротового дыхания.
Игра: «Катится колобок по дорожке», упр.: «Пыхтит мишка».
Слуховое внимание.
Игры: «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу: «Зо клю», «Кот, ли и пе» и т.д.),
«Михаил Иванович сердится» (топни, если услышишь ошибки),
«Угадай, кто идет», «Узнай нас».
Цель: развитие слухового внимания.
Цель, которая озвучивается для детей: «Расколдуй сказку»: «Жарозко» - «Морозко», «Оле-Огурцое» - «Оле-Лукойе», «Красная Тапочка» - «Красная Шапочка», «Серебряный замочек» - «Золотой ключик», «Кепка» - «Репка», «Коробок» - «Колобок».
Развитие лексико-грамматических категорий.
Игра: « Кого встретил в лесу колобок».
Цель: тренировать употребление родительного падежа существительных, формировать простую фразу.
Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).
Игра: « Где прячется Маша? » (по сказке: «Маша и медведь»).
Цель: развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.
Цель, которая озвучивается для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью).
Игра: «Только ласковые слова»
Цель: образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Цель, которая озвучивается для детей: назовите ласковые слова из сказок: рукавичка, репка, лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка и т.д.
Игра: «Длинные слова»
Цель: образование сложных слов.
Цель, которая озвучивается для детей: У Буратино длинный нос. Какой Буратино? (длинноносый); у оловянного солдатика одна нога. Какой он? (одноногий), и т.д.
Игра: «Всё наоборот»
Цель: образование антонимов.
Цель, которая озвучивается для детей: по сказке «Баба Яга» (У дочки была добрая матушка, а мачеха - наоборот- …(злая). Девочка была не глупа, а наоборот-…(умна), и т.д.).
Упражнение «Если бы, да кабы…»
Цель: совершенствование умения составлять сложноподчиненные предложения, логически мыслить, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого.
Цель, которая озвучивается для детей: вы должны закончить предложение: «Если бы я был(а) кем-то (чем-то), то я бы…, потому что (чтобы)…».( «Если бы я был бабой Ягой, то я был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все любили»).
Игра: «Хорошо – плохо».
Цель: развитие умения высказывать свое мнение о предмете, образе, явлении, поступке. Учить логически строить свои высказывания, правильно задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.
Игра: «Слово-сказка».
Цель: формирование умения сочинять сказку по одному слову.
Слово пишется на доске вертикально. Каждую букву «расшифровываем»:
К-кот;
Н-нитки;
И-голка;
Г-горка;
А-аптека.
На основе этих пяти новых слов дети сочиняют сказку. Например: «Жил-был кот. Он очень любил играть с нитками. Однажды он увидел катушку с нитками, стал её катать по полу и уколол лапку. В катушке торчала иголка. Ему было очень больно. Кот загрустил, но вдруг он посмотрел в окно, увидел горку и побежал на улицу. Кот весело скатился с нее и попал прямо в аптеку. Там ему дали лекарство для лапки». Такие сказки дети любят сочинять коллективно, по кругу.
Игра «Сказки перепутались»
Цель: развитие памяти, внимания и воображения.
Детям предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки. Для составления коллажа из сказок используются картинки с изображением героев сказок. Придуманные сказки дети часто инсценируют в группе с помощью настольного театра. Декорации при этом сводятся к минимуму. Кукол можно водить молча, под рассказ ведущего, а можно разыгрывать диалоги.
Развитие связной речи проходит поэтапно:
* договаривание отдельных слов во фразе;
* произнесение отдельных фраз сказочных героев;
* повторение, составление простых фраз;
* рассказывание сказки.
«Назови сказки, где есть дед, бабка…..»
«Из какой сказки фраза?»
«Назови сказку по предмету» (например, яблоко: «Гуси – лебеди», «Хаврошечка», «Белоснежка и семь гномов»)
«Отгадай сказку по отрывку»
«Расскажи сказку по слогам» ( По-дед-ре. Вы-ре-бо-пре-бо. Ста-де-ре-тя. Тя-потя-вы-не-мо. По-де-ба. И т.д.)
Выше упоминалось о том, что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому мы можем включать в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:
- сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу имена герое в сказки),
- снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, бросают мягкие мячики);
- формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику).
Таким образом, использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учёта возрастных и психологических особенностей детей с нарушениями речи дошкольного возраста и является одним из способов профилактики речевых расстройств.
Литература:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб., 2006.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.
3. Александрова О. Разыгрываем сказки. Дошкольное воспитание.
4. Большева Т.Е. Учимся по сказкам. СПб. «Детство Пресс»,2001.
5.Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. М.: “Информационный центр психологической культуры”, 2000.
6.Лора Поляк. Театр сказок. СПб. «Детство Пресс»,2001.
7.Прохорова Е.В. Театрализованные игры для дошкольников. СПб.1995.
8.Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая разработка по теме "Использование новой технологии СИНКВЕЙН в работе с детьми детского сада по развитию речи.
Предназначин для формироания правильной речи дошкольников....
«Использование координационной лестницы в комплексной работе с детьми с нарушениями развития речи»
Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, координации движений. Дыхание у таких детей поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что...
"Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития"
Нетрадиционное рисование развивает мелкую моторику пальцев рук и тем самым оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга....
Семинар – практикум на тему: «Инновационные технологии в деятельности учителя – логопеда, как дополнительное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития».
Инновационные технологии в деятельности учителя – логопеда, как дополнительное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития. Цель: знакомить педагогов с ...
Презентация «Использование метода «Синквейн» в коррекционной работе с детьми с ТНР по развитию речи»
Опыт работы со старшими дошкольниками с ТНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями...
Консультация для воспитателей "Использование мнемотехники и мнемотаблицы в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"
Материал предназначен для работников ДОУ....
система работы по сказкатерапии «Использование сказкотерапии в коррекционнно-развивающей работе с детьми с нарушением речи»
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на...