Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями в развитии речи
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Морозова Ольга Борисовна

Представленный материал позволяет разнообразить коррекционно-развивающую работу с детьми-логопатами повсем разделам развития речию. Материал может быть использован как логопедами, так и воспитателями групп компенсирующей направленности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей  работе с детьми с нарушениями в развитии речи»

Учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/с № 83

  Ольга Борисовна Морозова

г. Калининград

2024г.

Термин «сказкотерапия» всегда интересен для педагогов и логопедов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Сказкотерапия обращается к детскому началу, присутствующем в каждом человеке.

Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:

• развивать познавательные способности детей, умения устанавливать простые причинно-следственные связи, показывать и адекватно оценивать модели поведения в различных жизненных ситуациях;

• развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;

• помогать усваивать социальные нормы взаимоотношений в обществе;

• помогать разрешать личностные проблемы ребёнка опосредованным путём, показывать успешные модели взаимодействия с окружающим миром.

Используя в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи элементы сказкотерапии, я обязательно учитываю следующие особенности:

• речевой статус детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью);

• недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; отсутствие стремления к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);

• специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).

Считаю нужным отметить, что выше перечисленные особенности детей вносят свою специфику в совместную деятельность учителя-логопеда с элементами сказкотерапии. Поэтому мне хотелось бы отметить особенности выбора сказки:

• используются простые, хорошо знакомые ребенку сказки, например «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»;

• сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;

• возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком;

• отбор языковых средств доступных всем детям группы.

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. 

На «сказочных» занятиях дети учатся:

- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;

-формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;

-развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;

- активизировать и обогащать словарный запас детей;

- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;

- развивать интонационную выразительность и силу голоса;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;

- укреплять артикуляционный аппарат. 

Далее  приведу   пример некоторых игр и упражнений, которые применяются в  совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

 Для активизации познавательных способностей детей:

используются игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на  различные модели восприятия.

Игра: « Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).        

Ставится цель: развития сенсорных представлений, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

Цель, которая озвучивается  для детей: принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей.

Дети  выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.  

Игра: «Домики  для друзей - животных» (по сказке «Теремок»)

Цель: развивать сенсомоторную координацию, конструктивный праксис.

Цель, которая озвучивается  для детей: нужно построить новые яркие домики  для всех, кто жил в теремке.

Каждый ребёнок «строит» свой домик  из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.

Для развития общих речевых навыков:

 Используем следующие упражнениядля развития силы голоса:

Игра по сказке «Заюшкина избушка».

Цель: учить повышать и понижать силу голоса.

Цель, которая озвучивается  для детей: зайчик расстроился и  потерялся в зимнем лесу, помогите ему.

«Лиса и петух». «Лиса с петушком вошла в темный лес. Как громко кричит петушок? (дети демонстрируют), а теперь лиса зашла за высокие горы, как сейчас звучит голос петушка?». Лиса идет через горы и поет песенку: «СА-СА-СА-СА»: дети поют, меняя высоту голоса: поднимаясь в гору, повышают тон голоса, спускаясь – понижают тон.

Для постановки речевого дыхания предлагаем

Игра: «Произнеси фразы» (по сказке: «Репка»).

Цель: работать над длительностью речевого выдоха.

Цель, которая озвучивается  для детей:  посадим репку, скажем слова:

 «Пусть будет репка большая, крепкая», «Пусть репка будет вкусная, сладкая».

Также используются игры и упражнения  по развитию силы и длительности ротового выдоха, дифференциацию носового и ротового дыхания.

Игра: «Катится колобок по дорожке», упр.: «Пыхтит мишка».

Слуховое внимание. 

Игры: «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу: «Зо клю», «Кот, ли и пе» и т.д.),  

«Михаил Иванович сердится» (топни, если услышишь ошибки),

«Угадай, кто идет», «Узнай нас».

Цель: развитие слухового внимания.

Цель, которая озвучивается  для детей: «Расколдуй сказку»: «Жарозко»  -   «Морозко»,  «Оле-Огурцое» - «Оле-Лукойе», «Красная Тапочка» - «Красная Шапочка», «Серебряный замочек» - «Золотой ключик», «Кепка» - «Репка»,  «Коробок» - «Колобок».

Развитие лексико-грамматических категорий.

Игра: « Кого встретил в лесу колобок».

Цель: тренировать употребление родительного падежа  существительных, формировать простую фразу.

Цель, которая озвучивается  для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем  их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).

Игра: « Где прячется Маша? »  (по сказке: «Маша и медведь»).

Цель: развивать правильное употребление  (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.

Цель, которая озвучивается  для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под  стулом, на печке, под кроватью).

Игра: «Только ласковые слова»

Цель: образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.  

Цель, которая озвучивается  для детей: назовите ласковые слова из сказок: рукавичка, репка, лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка  и т.д.

Игра: «Длинные слова»

Цель: образование сложных слов.

Цель, которая озвучивается  для детей: У Буратино длинный нос. Какой Буратино? (длинноносый); у оловянного солдатика одна нога. Какой  он? (одноногий), и т.д.

Игра: «Всё наоборот»

Цель: образование антонимов.  

Цель, которая озвучивается  для детей: по сказке «Баба Яга» (У дочки была добрая матушка, а мачеха  - наоборот- …(злая). Девочка была не глупа, а наоборот-…(умна), и т.д.).

Упражнение «Если  бы, да кабы…»

Цель: совершенствование умения составлять сложноподчиненные предложения, логически мыслить, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого.

Цель, которая озвучивается  для детей: вы должны закончить предложение: «Если бы я  был(а) кем-то (чем-то), то я бы…, потому что (чтобы)…».( «Если бы я был  бабой Ягой, то я был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все любили»).

Игра: «Хорошо – плохо».

Цель: развитие умения высказывать свое мнение о предмете, образе, явлении, поступке.  Учить логически строить свои высказывания, правильно задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.

Игра: «Слово-сказка».

Цель: формирование  умения сочинять сказку по одному слову.

 Слово пишется на доске вертикально. Каждую букву «расшифровываем»:

К-кот;

Н-нитки;

И-голка;

Г-горка;

А-аптека.

На основе этих пяти новых слов дети сочиняют сказку. Например: «Жил-был кот. Он очень любил играть с нитками. Однажды он увидел катушку с нитками, стал её катать по полу и уколол лапку. В катушке торчала иголка. Ему было очень больно. Кот загрустил, но вдруг он посмотрел в окно, увидел  горку и побежал на улицу. Кот весело скатился с нее  и попал прямо в аптеку. Там ему дали лекарство для лапки». Такие сказки дети любят сочинять коллективно, по кругу.

Игра «Сказки перепутались»

Цель:  развитие памяти, внимания и воображения.

 Детям предлагается взять имена героев из разных сказок и  сделать их героями одной сказки. Для составления коллажа из сказок используются картинки с изображением героев сказок. Придуманные сказки дети часто инсценируют в группе с помощью настольного театра. Декорации при этом сводятся к минимуму. Кукол можно водить молча, под рассказ ведущего, а можно  разыгрывать диалоги.

Развитие связной речи проходит поэтапно:

* договаривание отдельных слов во фразе;

* произнесение отдельных фраз сказочных героев;

* повторение, составление простых фраз;

* рассказывание сказки.

«Назови сказки, где есть дед, бабка…..»

«Из какой сказки фраза?»

«Назови сказку по предмету» (например, яблоко: «Гуси – лебеди»,  «Хаврошечка», «Белоснежка и семь гномов»)

«Отгадай сказку по отрывку»

«Расскажи сказку по слогам» ( По-дед-ре. Вы-ре-бо-пре-бо. Ста-де-ре-тя. Тя-потя-вы-не-мо. По-де-ба. И т.д.)

Выше  упоминалось о том, что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому  мы можем включать в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:

- сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу  имена герое в сказки),

- снятие  эмоционального напряжения (дети   представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, бросают мягкие мячики);

- формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь  передавать  их характер через движения, мимику).

Таким образом, использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учёта  возрастных и психологических особенностей детей с  нарушениями речи  дошкольного возраста и является одним из способов профилактики речевых расстройств.

Литература:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб., 2006.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.

3. Александрова О. Разыгрываем сказки. Дошкольное воспитание.

4. Большева Т.Е. Учимся по сказкам. СПб. «Детство Пресс»,2001.

5.Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в   психотерапии. М.: “Информационный центр психологической культуры”, 2000.

6.Лора Поляк. Театр сказок. СПб. «Детство Пресс»,2001.

7.Прохорова Е.В. Театрализованные игры для дошкольников. СПб.1995.

8.Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование координационной лестницы в комплексной работе с детьми с нарушениями развития речи»

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, координации движений. Дыхание у таких детей поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что...

"Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития"

Нетрадиционное рисование развивает мелкую моторику пальцев рук и тем самым оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга....

Семинар – практикум на тему: «Инновационные технологии в деятельности учителя – логопеда, как дополнительное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития».

Инновационные технологии в деятельности учителя – логопеда, как дополнительное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития. Цель: знакомить педагогов с ...

Презентация «Использование метода «Синквейн» в коррекционной работе с детьми с ТНР по развитию речи»

Опыт работы со старшими дошкольниками с ТНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями...

система работы по сказкатерапии «Использование сказкотерапии в коррекционнно-развивающей работе с детьми с нарушением речи»

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на...