Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников.
картотека по логопедии (подготовительная группа) на тему
Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry-zadaniya.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников.
Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.
Понимание грамматической конструкции предложений.
“Наташа пошла гулять после того, как полила цветы”.- Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?
“Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас”. – Кто старше? (Саша).
Узнавание предметов по заданным признакам.
Назови предмет, про который можно сказать:
желтый, продолговатый, кислый;
продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.
Какой предмет обладает следующими признаками:
пушистый, ходит, мяукает;
гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.
Кто или что может быть:
высоким или низким;
холодным или горячим;
твердым или жидким;
узким или широким.
Какому времени года соответствует следующее описание:
"День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда".
Сравнение двух или более предметов.
- Чем похожи эти слова:
- кошка, книга, крыша;
- число, весло, кресло;
Сравнение двух или более предметов.
- Назовите общие признаки:
- яблока и арбуза;
- кошки и собаки;
- стола и стула;
- ели и сосны;
- голубя и дятла;
- ромашки и гвоздики.
Сравнение двух или более предметов.
- Чем отличается:
- ручка от карандаша;
- рассказ от стихотворения;
- сани от телеги;
- осень от весны;
- дерево от кустарника;
- лиственное дерево от хвойного дерева.
Подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую картинку из второго ряда. По каждой получившейся паре составить предложение.
В первом и втором ряду по 5 картинок:
удочка | цветок | ключ | топор | отвертка |
ваза | дрова | замок | рыба |
|
К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка – часы; колесо - ?
Стрелка – это часть часов, значит к слову “колесо” можно подобрать слово “машина”, потому что колесо – часть машины.
колесо – круг, ковер - ?
белка – дупло, медведь - ?
магазин – продавец, больница - ?
день – обед, вечер - ?
охотник – ружье, рыбак - ?
слово – буква, дом - ?
лес – деревья, поле - ?
палец – кольцо, ухо - ?
море – капля, толпа - ?
цветок – бутон, листок - ?
Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.
ночник, торшер, свеча;
слива, яблоко, персик;
брюки, шорты, юбка;
корова, лошадь, лев;
елка, береза, сосна;
картофель, морковь, огурец;
петух, гусь, воробей;
коза, свинья, корова.
Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима.
- покупать –
- открывать –
- помнить –
- встречать –
- толстый –
- мелкий –
- полный –
- знаменитый –
- голодный –
- брать –
К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение.
Пример: умный друг – глупый враг.
тихий плач –
радостная встреча –
вспомнить радость –
светлый верх –
темное прошлое –
слабый мороз -
Логические задачи:
- Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
- На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
- Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?
- Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?
- На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
- Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?
- Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?
Наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации.
по рисунку
- по изложенному в стихотворении:
Сел воробушек на дом,
Провалилась крыша.
Под березою с котом
Пляшут польку мыши.
Рыбка с мостика нырнула,
Вскрикнула и утонула.
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала,
Возле речки, ну дела,
Серого обогнала!
Сидела кошка в птичьей клетке,
А птичка съесть ее хотела,
Но кошка прыгнула на ветку
И, прочирикав, улетела.
Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.
- ваза хрустальная, а стакан легкий;
- зебра полосатая, а леопард злой;
- холодильник белый, а ковер мягкий;
- огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.
“Отвечай быстро”. Цель - упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.
Таблица, разделенная на 9 клеток.
В каждой клетке изображены птицы или животные: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором – оса, лиса, стрекоза; в третьем – волк, бабочка, снегирь.
Вопросы по таблице:
- Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?
- Сколько всего птиц в таблице? Назови их.
- Кого больше зверей или насекомых?
- На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?
- Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован?
- Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?
Игры и игровые упражнении дают педагогу и родителям возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников.
Игры и упражнения...
Игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания у дошкольников.
Картотека игр на развитие речевого дыхания...
Игры и упражнения, направленные на развитие компонентов речевой системы.
Различные игры, направленные на развитие моторики, дыхания и речи....
Рекомендации родителям на тему «Игры и упражнения, направленные на развитие навыков ориентировки в пространстве младших дошкольников с нарушением зрения"
Ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека. Особенно важно, чтобы дети могли использовать пространственную ориентировку на практике: передвигаться в указанном напр...
Консультация - практикум "Игры и упражнения, направленные на развитие интеллектуальных способностей дошкольников"
Развитие интеллектуальных способностей ребёнка происходит, благодаря тренировке каждой из его составляющих: мышления; восприятия; внимания; памяти и воображения....
Мастер-класс "Речевые игры и упражнения, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста"
Цель : повышение профессионального мастерства в сфере речевого развития детей дошкольного возраста.Задачи:1. Повысить уровень компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей.2. Познак...
Мастер-класс для родителей на тему: "Игры и упражнения направленные на развитие речевого дыхания"
Познакомить родителей с понятием "речевое дыхание". Ознакомится с играми - упражнениями на речевое дыхание, развивать умение применять и использовать их в дальнейшей работе. Узнать, ка...