речевая карта
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Федоренко Ольга Олеговна

речевая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_kart1.docx35.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             РЕЧЕВАЯ КАРТА

Фамилия, имя ребенка________________________________________________________

Дата рождения_______________________________________________________________

Домашний адрес_____________________________________________________________

Данные о родителях___________________________________________________________

____________________________________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________        

Анамнез

Течение беременности и родов матери_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Постнатальное развитие:______________________________________________________

вес при рождении__________ рост__________________ резус-фактор__________________

вскармливание_________________________________ выписка из роддома на ____ день___

Раннее психическое развитие:__________________________________________________

Головку держит с ______, первый зуб_____ сидит с _________ стоит с ______ ходит _____

Перенесенные заболевания, травмы_______________________________________________

Речевой анамнез: ______________________________________________________________

гуление: ______ лепет____________ первые слова ____________ фразы________________

речевая среда______ паузы ________ слух _______ отношение  к своей речи____________

Общее звучание речи:

Дыхание: норма верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное

Речевой выдох: норма, укороченный

Темп: норма, замедленный, ускоренный

Ритм: норма, дисритмия

Паузация: правильность расстановки пауз в речевом потоке

Голос: норма, дисфония, слабый, громкий, крикливый, с носовым оттенком

Строение и подвижность артикуляционного аппарата

упражнения

4 года

5 лет

6 лет

Мимика:

Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; наморщить нос, надуть щеки

Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; надуть щеки, втянуть щеки; наморщить нос

Закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза; нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть правую щеку, левую щеку

Губы: оскал

Улыбка-трубочка

Вибрация-тпру

Губы: толстые, тонкие, дефекты слева, справа, расщелина, шрамы

Носогубные складки:

Зубы: норма, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют

Прикус: норма, прогнатия, прогения, открытый передний, боковой, перекрестный

Твердое небо: высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель

Мягкое небо: норма, влево-вправо девиация, укороченное, раздвоенное, отсутствие

Язык: норма, массивный, маленький, географический, с укороченной подъязычной связкой

Язык: широкий 5 сек.

Узкий: 5 сек.

Узкий: влево-вправо

Широкий: вверх-вниз

Цоканье

Саливация

Тонус: норма, вялый, гипертонус. Темп: нормальный, замедленный, быстрый

Переключаемость: нормальная, замедленная, замены, синкинезии, гиперкинез, тремор, девиация языка влево-вправо

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование состояния моторной сферы

упражнения

4 года

5лет

6 лет

1. Состояние общей моторики:

Попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, поймать мяч

Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку

Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть снее

2. Состояние ручной моторики

- кинестетическая основа движений

Сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом – на левой руке

Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой, обеих рук

Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указ. Палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом – на левой

- кинетическая основа движений

Поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, а потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот

«Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой

«Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой, левой рукой

- навыки работы с карандашом:

Умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги

Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека

Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека

- манипуляции с предметами

Умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую, из одной емкости в другую

Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнуровки

Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование состояния импрессивной речи

упражнения

4 года

5 лет

6 лет

1. Пассивный словарь

- понимание существительных

Показать на картинках игрушки, одежда, обувь, посуда

Показать: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы

Показать: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт

- понимание действий

Девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует

Птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет

Строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, покупатель покупает

- понимание признаков

Большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круглый торт, квадратный торт

Круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье

Прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом

2. Понимание различных форм словоизменения

- дифференциация ед. и мн. числа существительных

Дом - дома, кот-коты, кукла, куклы, груша -груши, ведро -ведра

Глаз – глаза, стул – стулья, лист – листья, окно - окна

Рукав – рукава, пень – пни, гнездо – гнезда, перо – перья, ухо - уши

- понимание предложно-падежных конструкций с предлогами

В, на, у

В, на, у, под, за, по

В, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под

- понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных

Стол – столик, машина – машинка, ведро – ведерочко

Нос – носочек, чашка – чашечка, окно - окошечко

Нож – ножик, рукавица – рукавичка, одеяло - одеяльце

 - дифференци

ация форм ед. и мн. числа глаголов

Кошка сидит – кошки сидят, слон идет – слоны идут

Птица летит – птицы летят, машина едет – машины едут

Мальчик читает – мальчики читают, девочка ест – девочки едят

3.Понимание отдельных предложений и связной речи

- понимание предложений

Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика

Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.

Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.

- понимание текста

Сказка «Репка»

Сказка «Колобок»

Сказка «Теремок»

4. Состояние фонематического восприятия

- дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении

Кот – кит, дом – дым, уточка – удочка, киска – миска

Мышка – мишка, почка – бочка, катушка – кадушка, корка - горка

Мышка – мошка, пашня – башня, сова – софа, крот - грот

дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении

Коса – коза, мишка – миска, кочка – кошка, малина – Марина

Речка – редька, цвет – свет, челка – щелка, рейка - лейка

Лук – люк, марка – майка, ель – гель, плач - плащ

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование состояния экспрессивной речи

упражнения

4 года

5 лет

6 лет

1. Активный словарь

имена существительные

Назвать по 4-5 имен сущ. по предложенным логопедом темам:

Игрушки, посуда, одежда, обувь

Мебель, овощи, фрукты, птицы

Ягоды, насекомые, животные, транспорт

Назвать части тела и части предметов

Ноги, руки, голова, глаза, уши; спинка стула, сиденье стула, ножки стула, кузов машины, колеса машины

Нос, рот, шея, живот, грудь; рукав, воротник, пуговица, кабина машины, руль

Локоть, ладонь, затылок, висок; манжета, петля для пуговицы, фары, мотор

Назвать одним словом предметы и объекты, изображенные на картинке

Мяч, кукла, машинка; рубашка, платье, шорты; тапки, туфли, ботинки

Стол, стул, шкаф; огурец, помидор, морковь; яблоко, банан, апельсин; воробей, голубь, сова

Клубника, смородина, черника; муха, комар, бабочка; кошка, собака, корова; самолет, автобус, машина;

Подобрать антонимы

Друг, горе, легкий, давать, добро, горячий, длинный, поднимать

глаголы

Что делает мальчик?

Что делает девочка?

Что делают дети? Что делает птица? Что делают рыбки? Что делают машины?

Как передвигаются птицы? Как передвигаются рыбы? Как передвигается  лягушка? Как передвигается человек? Кошка мяукает. А собака что делает? А как подает  голос корова? А как подает голос петух?

Ворона каркает. А как подает голос кукушка? А как подает голос волк? А как подает голос лошадь? А как подает голос овца? Врач лечит. А что делает учитель? А что делает продавец, маляр, швея?

Имена прилагательные

- назвать цвета

Красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный

Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, черный

Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, белый, черный, серый, коричневый

- назвать форму

Мяч какой? Платок какой?

Солнце какое? Печенье какое? Косынка какая? Огурец какой?

Руль какой? Окно какое? Флажок какой? Слива какая? Одеяло какое?

2. Состояние грамматического строя речи

- употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа

Стол – столы, кот, дом, кукла, рука, окно

Рот – рты, лев, река, ухо, кольцо

Глаз, лист, стул, дерево, пень, воробей

- употребление имен существительных в косвенных падежах

Что есть у мальчика? Чего нет у мальчика? Кому мальчик дает мяч? Что ты видишь на картинке? Чем рисует девочка? О ком думает кошка?

-образование сущ. мн.числа в родительном падеже («Много чего?»)

Шаров, ключей, берез, ложек, окон

Карандашей, листьев, книг, вилок, ведер

- согласование прилагательных с существительными ед. числа

Красный мяч, синяя шапка, желтое ведро

Оранжевый апельсин, голубая бабочка, белое блюдце

Фиолетовый колокольчик, серая ворона, розовое платье

- употребление предложно-падежных конструкций

Где стоит ваза? Где лежат фрукты? У кого мячик?

Где сидит снегирь? Где стоит машина? У кого кукла? Где стоит коза? Где едет машина?

Где лежит мяч? Где летает бабочка? Откуда вылетает птичка? Откуда прыгает котенок?

- употребление числительных 2 и 5 с существительными

Два кота, пять коров, две машины, пять машин

Два мяча, пять мячей, две розы, пять роз, два окна, пять окон

Два пня, пять пней, два воробья, пять воробьев, две шали, пять шалей, два ведра, пять ведер

- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Стол – столик, чашка – чашечка, сумка – сумочка, ведро – ведерочко

Забор, носок, лента, окно

Палец, изба, крыльцо, кресло

- образование названий детенышей животных

У кошки – котенок, у лисы, у утки, у слонихи

У зайчихи, у волчицы, у белки, у козы

У медведицы, у бобрихи, у барсучихи, у собаки, у коровы

- образование относительных прилагательных

-

-

Стол из дерева (какой?) –деревянный, аквариум из стекла (какой?), крыша из кирпича (какая?), шапка из меха (какая?), носки из шерсти (какие?), сапоги из резины (какие?), крепость из снега (какая?), лопатка из металла (какая?), сок из яблок (какой?)

- образование притяжательных прилагательных

-

-

Очки бабушки (чьи?) – бабушкины, туфли мамы (чьи?), усы кошки (чьи?), хвост лисы (чей?), берлога медведя (чья?), гребень петуха (чей?)

- образование приставочных глаголов

-

-

«Что делает мальчик?»

- образование глаголов совершенного вида

Составить предложения по картинкам

3. Состояние связной речи

- пересказ текста из нескольких предложений

Котенок.

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

Рыбалка.

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Составление рассказа по серии картинок

4. Исследование фонетической стороны речи

- исследование звукослоговой структуры слов

Кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька

Самолет, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка. Сестренка развешивает простыни. В универсаме продают продукты. Парашютисты готовятся к прыжку.

Тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик. Виолончелист укладывает инструмент в футляр. Регулировщик руководит движением на перекрестке. У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

- состояние звукопроизношения

Гласные (а, у, о, и, э)

Согласные:

(б, п, м – мягкие;

в,ф – мягкие;

д,т,н – мягкие;

г,к,х – мягкие;

й;

с,з, ц – мягкие;

ш,ж;

ч,щ;

л – мягкая;

р - мягкая

Гласные (а,у,о,и, э)

Согласные:

(б, п, м – мягкие;

в,ф – мягкие;

д,т,н – мягкие;

г,к,х – мягкие;

й;

с,з, ц – мягкие;

ш,ж;

ч,щ;

л – мягкая;

р - мягкая

Гласные (а,у,о,и, э)

Согласные:

(б, п, м – мягкие;

в,ф – мягкие;

д,т,н – мягкие;

г,к,х – мягкие;

й;

с,з, ц – мягкие;

ш,ж;

ч,щ;

л – мягкая;

р - мягкая

5. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза

- повторение слогов с оппозиционными звуками

Ба-па, па-ба, га-ка, кА-га, да-та, та-да, ма-ба, ба-ма, ва-ка, кА-ва, ня-на, на-ня

Ба-па-ба, па-ба-па, да-та-да, та-да-та, га-ка-га, ка-га-ка, за-са-за, са-за-са, та-тя-та, тя-та-тя

Са-ша-са, ша-са-ша, жа-ша-жа, ша-жа-ша, са-ца-са, ца-са-ца, ча-тя-ча, тя-ча-тя, ла-ля-ла, ля-ла-ля

-выделение начального ударного из слов

-

Астра, арка, осень, озеро, улей, уши, иглы, искры

- выделение конечного согласного из слов

-

-

Кот, суп, лимон, сок, сом, мох

- выделение начального согласного из слов

-

-

Мост, банка, пол, тапки, дом, нос, вода, фартук, вода, кот, год, хлеб

- определение последовательности звуков в слове

-

-

Кот, дом, вата, дубы

- определение количества звуков в словах

-

-

Бык, вата, дом, банан

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.

Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической  группы....

"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина

В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...

Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....

Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)

Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....

Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте

Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...

Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)

Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...