Е.В. Мазанова Обследование речи детей 4-5 лет с ОНР
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа) на тему

Рекун Елена Викторовна

Е.В. Мазанова Обследование речи детей 4-5 лет с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mazanova_ev_obsledovanie_rechi_detey_4-5_let_s_onr.docx134.78 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Мазанова Обследование речи детей 4-5 лет с ОНР

РЕЧЕВАЯ КАРТА для проведения обследования в средней группе ДОУ

Фамилия, имя ребёнка _________________________________________________________________________

Дата рождения, возраст ________________________________________________________________________

Адрес, № телефона ___________________________________________________________________________

Неорганизованный, организованный (ДОУ № ________________________)

__________________________________________________________________________

Дата поступления в логопедическую группу (дата, № протокола ПМПК, от какого числа) _______________

Заключение ГПМПК __________________________________________________________________________

Заключения специалистов:

отоларинголог __________________________________________________________________________

окулист ________________________________________________________________________________

невролог _______________________________________________________________________________

сведения о семье (ФИО, место работы):

мать ___________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

отец __________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Жалобы родителей ___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Оказывалась ли логопедическая помощь ребёнку (где, сколько, её результативность) ___________________

____________________________________________________________________________________________

Блок 1

АНАМНЕЗ

  1. Наследственные заболевания:

 выявлено ___________________________________________________________________________

 не выявлено

  1. От какой беременности ребёнок __________________________________________________________
  2. Возраст матери при рождении ___________________________________________________________
  3. Характер беременности:

 токсикоз 1, 2 половины

 повышенное давление

 соматические заболевания (острые, хронические) _________________________________________

 инфекционные заболевания (краснуха, грипп, токсоплазмоз, вирусные инфекции, нейроинфекции и др.) ________________________________________________________________________________

 травмы _____________________________________________________________________________

 явления угрозы выкидыша _____________________________________________________________

 несовместимость крови матери и плода

 анемия

 гипоксия

 приём лекарственных препаратов _______________________________________________________

 приём алкоголя, наркотиков, курение

 радиация, вибрация

 психотравмы ________________________________________________________________________

 профессиональные вредности __________________________________________________________

 операционные вмешательства __________________________________________________________

 общий наркоз

  1. Роды

 срочные

 досрочные (7мес., 8 мес.)

 переношенность

 кесарево сечение

 естественные

 стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) _______________________________

 быстрые, стремительные

 обезвоженные

 асфиксия (белая, синяя) _______________________________________________________________

 другие осложнения ___________________________________________________________________

  1. Крик (был, нет, как скоро, характер) ______________________________________________________
  2. Вес при рождении __________________ Рост __________
  3. Вскармливание:

 грудное  искусственное  смешанное

когда принесли кормить ________________________________________________________________

как взял грудь:

 активно  отказ  с помощью

как сосал:

 активно

 засыпал во время кормления

 быстро утомлялся

 наблюдались ли срыгивания, поперхивания

  1. Выписка из роддома на ________________ день.
  2. Дополнительное пребывание в роддоме, причины ___________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Раннее моторное развитие:

держит голову с _____ мес.

сиди с _________ мес.

ходит с _______мес.

  1. Перенесённые заболевания (инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре)

до 1 года _____________________________________________________________________________

после 1 года __________________________________________________________________________

  1. Раннее речевое развитие:

гуление ________________ лепет _____________________

первые слова (какие) ___________________________________________________________________

фразовая речь _________________________________________________________________________

прерывалось ли речевое развитие, почему _________________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Социально-психологические факторы:

 педагогическая запущенность __________________________________________________________

 гипоопека/гиперопека _________________________________________________________________

на каком языке разговаривают в семье ____________________________________________________

речевая среда:

 норма

 имеются нарушения речи (есть ли в семье больные с наследственной патологией, с речевой патологией, двуязычие в семье и др.) ______________________________________________________

______________________________________________________________________________________

социальные условия:

 материально обеспечены

 материально мало обеспечены _________________________________________________________

Вывод. В анамнезе:

 преобладают вредоносные факторы биологического характера;

 преобладают вредоносные факторы социально-психологического характера;

 выражены вредоносные факторы биологического и социально-психологического характера.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Блок 2

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

  1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребёнком в процессе общения

Критерий

НГ

КГ

Легко вступает в контакт

Спокойный

Конфликтный: задирист, нападает на товарищей, отнимает игрушки

Добрый, ласковый

Аккуратный

Работоспособный

Индивидуальные особенности:

начало года __________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

конец года ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

  1. Характер игровой деятельности

Критерий

НГ

КГ

Адекватное использование игрушки

Организует игру творчески

Длительная игра одним предметом, наличие любимой игрушки

Сопровождение игры речью

Обращение к взрослому за помощью

Обучаемость

  1. Состояние психофизических процессов

Критерий

НГ

КГ

Особенности внимания

Устойчивость

Переключаемость

Распределяемость

Рассеянность

Особенности памяти

Скорость запоминания

Объём запоминания

Точность восприятия

Точность воспроизведения

Особенности мышления. Умение выделять существенное в сюжетной картинке (логическое мышление)

  1. Особенности зрительного восприятия

Проба

соотносит

показывает

называет

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

Цвет

белый

чёрный

красный

жёлтый

зелёный

синий

розовый

голубой

Форма (подобрать картинку по образцу)

круг

овал

квадрат

треугольник

  1. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса

Проба

НГ

КГ

Ориентировка в пространстве: показать

правую / левую руку

правую / левую ногу

Складывание разрезных картинок

из 2-х частей

из 3-х частей

Складывание фигур из палочек по образцу (4-7 палочек)

  1. Слуховое внимание и понимание инструкций

Проба

НГ

КГ

«Покажи, какая игрушка звучала?»

«Мяч дай мне, а куклу возьми себе»

«Покачай куклу, покатай машинку»

  1. Счет

Проба

НГ

КГ

Прямой

Обратный

Вывод:

 психические функции в норме

 нарушение психических функций __________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________


Блок 3

ИССЛЕДОВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ

  1. Характеристика дыхания

Критерий

НГ

КГ

Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.)

Объём речевого дыхания (нормальный, недостаточный)

Частота речевого дыхания (в норме, учащённое, замедленное)

Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное)

  1. Характеристика голоса

Критерий

НГ

КГ

Громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий)

Тембр (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.)

Атак голоса (мягкая, твёрдая)

Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности)

  1. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)

Критерий

НГ

КГ

Темп (нормальный, быстрый, медленный)

Ритм (нормальный, аритмия)

Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки)

Употребление основных видов интонаций (повествовательной, побудительной, вопросительной)

Интонационная выразительность (норма, выразительная, маловыразительная, невыразительная)

Дикция (нечёткая, смазанная)

При заикании. Формы судорог:

 тонические

 клонические

 тоно-клонические

 клоно-тонические

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Вывод:

 дыхательная и голосовая функции в норме

 нарушение дыхательной и голосовой функций _______________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________


Блок 4

СОСТОЯНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
(восприятие и понимание речи)

  1. Выполнение инструкций

Инструкция

НГ

КГ

Дай мне кубик, а рыбку возьми себе

Покажи ручку карандашом

Покажи линейкой кубик

Положи карандаш рядом с кубиком, а машинку – рядом с пирамидкой

Возьми игрушку, подойди к двери, топни правой ногой два раза

  1. Узнавание предметов по назначению

Инструкция

НГ

КГ

Что ты наденешь зимой на голову, когда пойдёшь гулять?

Если руки замерзнут, что наденешь?

Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?

Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу?

Чем ты будешь резать бумагу?

Что возьмёшь с собой на улицу, если будет дождь?

  1. Выполнение инструкций на понимание предлогов

Инструкция

НГ

КГ

Положи кубик в коробку

Положи кубик на коробку

Положи кубик под коробку

Положи кубик за коробку

Вытащи кубик из коробки

  1. Различение форм единственного и множественного числа имен существительных

Инструкция

НГ

КГ

Покажи, где шар, шары

Покажи, где груб, грибу

Покажи, где кукла, куклы

Покажи, где яблоко, яблоки

Покажи, где стул, стулья

Вывод:

 импрессивная речь в норме

 нарушение импрессивной речи ____________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________


Блок 5

ИССЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

  1. Губы

 норма

 укороченная верхняя губа

 толстые/тонкие

 отвисшая нижняя губа

 губы не выражены

 расщелина

 шрамы ______________________________

Подвижность:

начало года __________________________________________________________________________

конец года ___________________________________________________________________________

Сглаженность носогубных складок:

начало года __________________________________________________________________________

конец года ___________________________________________________________________________

  1. Зубы

 норма

 мелкие/крупные

 вне челюстной дуги

 отсутствие зубов

 широкие промежутки между зубами

 требуется коррекция зубочелюстной системы _________________________________________

  1. Прикус

 норма

 прогнатия

 прогения

 ложная прогнатия

 ложная прогения

 передний

 открытый

 боковой открытый (двусторонний, левосторонний, правосторонний) ______________________

 прямой

 глубокий

 перекрестный

  1. Твёрдое нёбо

 норма

 высокое

 узкое

 плоское

 широкое

 куполообразное

 готическое

 расщелина

 субмукозная щель

______________________________________________________________________________________

  1. Мягкое нёбо

 норма

 укороченное

 раздвоенное

 расщелина

 отклоняется вправо/влево

 не сокращается

 отсутствие маленького язычка

______________________________________________________________________________________

  1. Язык

 норма

 массивный

 маленький

 узкий

 длинный

 короткий

 «географический»

кончик языка:

 раздвоенный

 не выражен

подъязычная связка:

 укороченная

 массивная

 двойная

 тройная

 не выражена

______________________________________________________________________________________


Блок 6

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИ

  1. Состояние общей моторики

Пробы

НГ

КГ

Пройти по прямой линии-дорожке

Попрыгать на двух ногах, двигаясь вперёд

Попрыгать попеременно на левой / правой ноге

Ударить ладонью по мячу

Бросить мяч и поймать

Отметить следующие особенности движений ребёнка:

 сила ____________________________________________________________________________

 точность _________________________________________________________________________

 объём ___________________________________________________________________________

 координированность_______________________________________________________________

 переключамость___________________________________________________________________

Вывод:

 общая моторика в норме

 нарушение моторики (моторная напряжённость, скованность движений, нескоординированность движений и др.) __________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Состояние мелкой моторики

Пробы

НГ

КГ

Расстёгивание, застёгивание пуговиц

Шнуровка

Завязывание узла / бантика

Рисование

Отметить следующие особенности движений ребёнка:

 ловкость_________________________________________________________________________

 точность _________________________________________________________________________

 скорость_________________________________________________________________________

 координированность_______________________________________________________________

Вывод:

 мелкая моторика в норме

 нарушение мелкой моторики ______________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Состояние мимической мускулатуры

Пробы

НГ

КГ

Закрыть один глаз

Синкинезии

 наблюдаются

 отсутствуют

 наблюдаются

 отсутствуют

Поднять брови вверх («удивиться»)

Выполняет:

 равномерно

 неравномерно

 равномерно

 неравномерно

Нахмурить брови («рассердиться»)

Надуть щёки («толстячок»)

  1. Состояние артикуляционной моторики

Пробы

НГ

КГ

Губы: «Улыбка» - «Трубочка»

Язык:

«Лопата» – «Иголочка»

«Качели»

«Маятник»

Мягкое нёбо: широко открыть рот и зевнуть

При выполнении артикуляционных заданий наблюдается:

 гиперемия

 цианоз

 быстрая утомляемость

 синкинезии

 тремор ________________________________________________________________________

 повышенная саливация ___________________________________________________________

 пониженная саливация ___________________________________________________________

Вывод:

 мимическая и артикуляционная моторика в норме

 нарушение моторики ____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________


Блок 7

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

  1. Состояние звукопроизношения (30 проб)

2 балла

– проба выполнена верно.

1 балл

– проба выполнена с ошибками (ошибочное произношение звука в одной или нескольких позициях).

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 60 баллов.

Звук (звуки)

Изоли-
рованно

В
слогах

В
словах

Во
фразах

Баллов
за пробу

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

1

[с]: собака, маска, нос

2

,]: сено, василёк, высь

3

[з]: зайка, коза

4

,]: Зина, зебра

5

[ц]: цапля, овца, палец

6

[ш]: шуба, кошка, наш, шалаш

7

[ж]: жук, ножи

8

[ч]: чайка, очки, ночь

9

[щ]: щётка, Кощей, плащ

10

[р]: рыба, корова, топор

11

,]: репа, карета, царь

12

[л]: лак, молоко, пол

13

,]: Лена, клён, ноль

14

[jа]: яблоко, маяк

15

[jу]: юбка, каюта

16

[jэ]: ель, подъезд

17

[jо]: ёлка, подъём

18

[м]: майка, май, дом

19

,]: Мила, помидор, семь

20

[н]: ноты, заноза, сон

21

,]: няня, конь

22

[д]: дом, сандалии

23

,]: Дима, понедельник

24

[т]: том, ворота, кот

25

,]: тина, картина, гнать

26

[г]: года, вагон

27

,]: Гена, ноги

28

[к]: кот, локоть, замок

29

,]: кит, ракета

30

[х]: холод, поход, мех

Итог

  1. Дифференциация звуков (10 проб)

4 балла

– проба выполнена верно.

2 балл

– проба выполнена с ошибками.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 40 баллов.

Пары звуков

Изоли-
рованно

В
словах

Баллов
за пробу

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

1

[с] – [ш]: Саша, шоссе, сушки, шустрый

2

[з] – [ж]: зажечь, жизнь, зажигалка

3

[л] – [р]: Карл, Клара, кларнет

4

[ч] – [т,]: чинить, начинать, читать, червячок

5

[ч] – [щ]: чаща, щетинка, чистильщик

6

[ч] – [ш]: чашка, Чебурашка, чушка

7

[д] – [т], [д,] – [т,]: дата, дети, тетради

8

[в] – [ф]: вафли, вафельный

9

[б] – [б,]: прабабушка, Бобик

10

[г] – [к]: кочерга, коряга, горка

Итог

Вывод:

 звукопроизношение в норме

 нарушение звукопроизношения ___________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Баллов за блок (максимум – 100):

НГ –

+

=

КГ –

+

=


Блок 8

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

5 баллов

– проба выполнена верно.

2 балла

– проба выполнена с помощью логопеда.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 100 баллов.

  1. Воспроизведение слогов (3 пробы)

Пробы

(хлопни, когда услышишь…)

НГ

КГ

1

АП, УК, ОБ, ИМ, ЭН

2

ПА, КУ, БО, МИ, НЫ

3

СКА, БВЫ, ДНУ, ГНЫ

Итог

  1. Воспроизведение слов (15 проб)

Пробы

НГ

КГ

1

часы, лыжи

2

собака, кубики

3

мяч, сыр

4

утюг, петух

5

санки, юбка

6

книга, груша

7

чайник, портфель

8

арбуз, стакан, львёнок

9

самолёт, мотоцикл, огурец

10

конфета, тарелка, печенье

11

цыплёнок, карандаш, хоккеист

12

скамейка, клубника, гантели

13

стол, волк, слон

14

звезда, клюшка

15

телевизор, макароны, сковорода

Итог

  1. Воспроизведение предложений (2 пробы)

Пробы

НГ

КГ

1

Ваня катает машину.

2

Кошка сидит под столом.

Итог

Вывод:

 слоговая структура речи в норме

 нарушение слоговой структуры речи _______________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Баллов за блок (максимум – 100):

НГ –

+

+

=

КГ –

+

+

=


Блок 9

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

  1. Исследование сформированности фонематического слуха (23 пробы)

2 балла

– проба выполнена верно.

1 балл

– проба выполнена с помощью логопеда.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 46 баллов.

  1. Выделение звука из ряда звуков (игра «Поймай звук»)

Пробы

(хлопни в ладоши, когда услышишь звук

НГ

КГ

1

А

2

У

3

М

Итог

  1. Воспроизведение на слух рядов звуков, слогов, слов

Пробы

НГ

КГ

Пробы

НГ

КГ

Ряды гласных звуков

1

АЭО

3

АЭОУ

2

УИО

4

УИОЭ

Пары слогов

5

па-ба

10

ба-ма

6

па-на

11

та-на

7

га-да

12

ка-га

8

ва-та

13

мя-ма

9

та-да

Слова

14

Аня

18

лень

15

рак

19

сын

16

конь

20

рыба

17

рука

Итог

  1. Исследование сформированности фонематического восприятия
    (12 проб; максимум 24 балла)
  1. Называние / показ животных по звукоподражаниям (по картинкам)

В активе:

2 балла

– проба выполнена верно (предмет назван правильно и точно).

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предмет):

1 балл

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 3 баллов.

Пробы

(назови; покажи)

Актив

Пассив

НГ

КГ

НГ

КГ

1

му, мяу

2

гав, иго-го

3

ме, хрю

Итог

  1. Показ предметов (по картинкам)

2 балла

– проба выполнена верно (правильный показ обеих картинок).

1 балла

– проба выполнена с помощью логопеда.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Пробы

НГ

КГ

1

коза - коса

2

уточка – удочка

3

ложки – рожки

4

кит – кот

5

крыша – крыса

6

мак - лак

Итог

  1. Повтор пары слов

2 балла

– проба выполнена верно.

1 балл

– проба выполнена с ошибками.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Пробы

НГ

КГ

1

папа – баба

2

том – дом

3

ток - кот

Итог

Примечание: _________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Исследование возможности фонематического анализа (15 проб)

2 балла

– проба выполнена верно.

1 балл

– проба выполнена с помощью логопеда.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 30 баллов.

  1. Выделение первого звука в словах

Пробы

НГ

КГ

Пробы

НГ

КГ

Гласный звук

1

аист

3

утка

2

окна

4

Ира

Согласный звук

5

паук

10

танк

6

машина

11

ноты

Итог

  1. Называние звуков в слове по порядку

Пробы

НГ

КГ

Пробы

НГ

КГ

Гласный звук

1

кот

5

папа

2

кит

6

ухо

3

мак

7

окна

4

мама

Итог

Вывод:

 фонематический слух в норме

 нарушение фонематического слуха ________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Баллов за блок (максимум – 100):

НГ –

+

+

+

+

+

+

=

КГ –

+

+

+

+

+

+

=


Блок 10

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ

  1. Словарь существительных (активный и пассивный)
  1. Словарь по лексическим темам (12 проб).

3 балла

– проба выполнена полностью (самостоятельно и правильно названо 5 слов каждой группы).

2 балла

– проба выполнена частично (самостоятельно и правильно названо 2-3 слова каждой группы).

1 балл

– проба выполнена с помощью логопеда.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 36 баллов.

Пробы

НГ

КГ

1

животные

2

птицы

3

посуда

4

мебель

5

одежда

6

времена года

7

транспорт

8

головные уборы

9

обувь

10

фрукты

11

овощи

12

деревья

Итог

Примечание: _________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Обобщающие понятия (8 проб).

В активе:

1 балл

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения (понятие в активе отсутствует).

В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предмет):

0,5 баллов

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 8 баллов.

Пробы

(назови; покажи)

Актив

Пассив

НГ

КГ

НГ

КГ

1

Кукла, мячик, пирамида, машина

2

Нож, ложка, кастрюля, тарелка

3

Юбка, платье, рубашка, шорты

4

Шкаф, кровать, стул, стол

5

Кот, собака, корова, овца

6

Лук, морковь, капуста, огурец

7

Медведь, заяц, белка, ёж

8

Сова, ворона, гусь, курица

Итог

Примечание: ___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Называние частей предметов (по картинкам; 3 пробы).

В активе:

1 балл

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предмет):

0,5 баллов

– проба выполнена верно (оценивается верный показ называемых логопедом частей предмета).

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 3 балла.

Пробы

(назови; покажи части)

Актив

Пассив

НГ

КГ

НГ

КГ

1

Кукла

2

Чайник

3

Стул

Итог

  1. Называние детёнышей животных (по картинкам;43 пробы).

В активе:

1 балл

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения (понятие в активе отсутствует).

В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предмет):

0,5 баллов

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 4 балла.

Пробы

(назови; покажи детёныша)

Актив

Пассив

НГ

КГ

НГ

КГ

1

утки

2

кошки

3

гуся

4

лисы

Итог

  1. Называние одушевлённых и неодушевлённых предметов (15 проб).

1 балл

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 15 баллов.

Пробы

НГ

КГ

Пробы

НГ

КГ

1

груша

9

диван

2

кастрюля

10

слива

3

корова

11

черепаха

4

корабль

12

аквариум

5

шарф

13

памятник

6

репа

14

ножницы

7

халат

15

слон

8

яйцо

Итог

Примечание: ___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Словарь глаголов (активный и пассивный)

В активе:

1 балл

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения (глагол в активе отсутствует).

В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать действие):

0,5 баллов

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 19 баллов.

  1. Называние действий по картинкам (9 проб).

Пробы

(назови; покажи)

Актив

Пассив

НГ

КГ

НГ

КГ

1

идёт

2

играет

3

поёт

4

танцует

5

катается

6

бежит

7

рисует

8

поливает

9

моет

Итог

Примечание: ___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Называние глаголов к существительным (5 проб).

Пробы

(назови, что делает; покажи того, кто …)

Актив

Пассив

НГ

КГ

НГ

КГ

1

лошадь

2

дятел

3

самолёт

4

мальчик

5

девочка

Итог

  1. Называние глаголов, обозначающих звукоподражания (5 проб).

Пробы

(назови, как подаёт голос…; покажи того, кто …)

Актив

Пассив

НГ

КГ

НГ

КГ

1

петух / кукарекает

2

ворона / каркает

3

воробей / чирикает

4

кошка / мяукает

5

мышка / пищит

Итог

Примечание: ___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Словарь прилагательных (активный и пассивный)
  1. Определение цвета / формы предметов по картинкам (8 проб).

В активе:

1 балл

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения (прилагательное в активе отсутствует).

В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предмет):

0,5 баллов

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 15 баллов.

Тема

Пробы

(назови; покажи)

Актив

Пассив

НГ

КГ

НГ

КГ

Цвет

1

кошка

2

платье

3

мяч

4

ботинки

Форма

5

мяч

6

книга

7

пирамидка

8

мандарин

Итог

Примечание: ___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Подбор антонимов (7 проб)

Пробы

НГ

КГ

1

Эти руки чистые, а эти …

2

Этот мальчик добрый, а этот …

3

Зимой день холодный, а летом …

4

Эта собака чёрная, а эта …

5

Этот дом высокий, а этот…

6

Этот зонт мокрый, а этот …

7

Конфета сладкая, а лекарство …

Итог

Вывод:

 словарь в норме

 нарушение словаря ______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Баллов за блок (максимум – 100):

НГ –

+

+

+

+

+

+

+

+

+

=

КГ –

+

+

+

+

+

+

+

+

+

=


Блок 11

ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

  1. Образование формы множественного числа существительных. Понимание категории числа существительных (15 проб)

2 балла

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 32 балла.

Пробы

НГ

КГ

1

стол – столы

2

кукла – куклы

3

ухо – уши

4

слон – слоны

5

рукав – рукава

6

глаз – глаза

7

лист – листья

8

стул – стулья

9

сон – сны

10

лев – львы

11

рот – рты

12

окно – окна

13

дерево – деревья

14

ведро – вёдра

15

пень – пни

16

день – дни

Итог

Примечание: ___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Употребление существительных с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением (9 проб)

4 балла

– проба выполнена верно.

2 балла

– проба выполнена с помощью логопеда.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 36 баллов.

Пробы

Актив

Пассив

НГ

КГ

НГ

КГ

1

дом – домик

2

стол – столик

3

заяц – зайчик

4

кровать – кроватка

5

ёлка – ёлочка

6

миска – мисочка

7

кукла – куколка

8

зонт – зонтик

9

кофта - кофточка

Итог

  1. Употребление существительных в форме единственного числа косвенных падежей (5 проб)

4 балла

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 20 баллов.

Пробы (ответь на вопросы)

НГ

КГ

1

Родительный падеж.

Чего много в лесу?
Откуда осенью падают листья?

2

Дательный падеж.

К кому ты любишь ходить в гости?

3

Винительный падеж.

Кого ты видел в зоопарке?

4

Творительный падеж.

Чем ты смотришь?
Чем ты слушаешь?
За чем мы ходим в лес?

5

Предложный падеж.

На чём дети катаются зимой?

Итог

Примечание: ___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Употребление предлогов с существительными в форме единственного числа (4 пробы)

В активе:

2 балла

– проба выполнена верно (предлог использован правильно).

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предлог):

1 балл

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 12 баллов.

Пробы 
(назови; покажи)

Актив

Пассив

НГ

КГ

НГ

КГ

1

Где сидит кошка? (В.)

2

Где сидит кошка? (На.)

3

Где стоит кошка? (Под.)

4

Откуда спрыгивает кошка? (С.)

5

Где сидит кошка? (За.)

6

Откуда вылезла кошка? (Из.)

Итог

Примечание: ___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Вывод:

 грамматический строй речи в норме

 грамматический строй речи нарушен _______________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Баллов за блок (максимум – 100):

НГ –

+

+

+

=

КГ –

+

+

+

=


Блок 12

ИССЛЕДОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ

  1. Беседа
  • Как тебя зовут? _________________________________________________________________
  • Сколько тебе лет? _______________________________________________________________
  • Где ты живёшь? _________________________________________________________________
  • С кем ты живёшь? _______________________________________________________________
  • Как зовут маму (папу)? ___________________________________________________________
  • Какие у тебя есть игрушки? _______________________________________________________
  • Что ты делал сегодня утром по порядку? ____________________________________________

_______________________________________________________________________________

  • Ты сюда пришёл или приехал? ____________________________________________________
  • На чём можно ехать? _____________________________________________________________
  • Ты был в зоопарке (цирке)? Кого ты нам видел? ______________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  • Куда ты ездил летом? Что ты нам видел? ____________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  • Какое сейчас время года? Как ты догадался? _________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Называние происходящего на картинке (5 проб)

5 баллов

– проба выполнена верно.

2 балла

– проба выполнена с помощью логопеда

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 25 баллов.

Пробы

НГ

КГ

1

Мама купает малыша.

2

Дедушка читает газету.

3

Мама одевает ребёнка.

4

Мальчик играет в кубики.

5

Дети катаются на санках.

Итог

  1. Составление описательного рассказа (3 пробы)

10 баллов

– пользуется разными видами прилагательных, использует их без помощи логопеда; не отмечается аграмматизмов; сравнивая предметы, ребёнок использует в речи прилагательные-антонимы; рассказывая, составляет предложения с однородными определениями.

5 баллов

– пользуется одним видом прилагательных; использует в речи предложения с однородными определениями; с помощью наводящих вопросов подбирает антонимичные прилагательные.

1 балл

– составляет предложения не более чем с одним определением; в рассказе присутствуют прилагательные «бытового уровня» (цвет, форма, величина); рассказ примитивен.

0 баллов

– ребёнок не справился с заданием даже при наличии помощи: перечисляет отдельные признаки предмета, рассказа нет.

Максимум

– 30 баллов.

  1. По предмету (рассмотреть предмет и рассказать о нём).

Пробы

НГ

КГ

1

Мяч / кукла

Сентябрь: _____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Май: _________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. По картинке (рассказать о предмете на картинке).

Пробы

НГ

КГ

1

Собака / зонтик / ведёрко

Сентябрь: _____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Май: _________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Описание предмета на основе представлений о нём (представить себе предмет и рассказать о нём).

Пробы

НГ

КГ

1

Пирамидка / кошка

Сентябрь: _____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Май: _________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Пересказ прослушанного рассказа

Ёжик

Миша и Коля ходили в лес. Там они увидели ёжика. Мальчики положили ежа в шапку и принесли домой. Друзья напоили зверька молоком. Потом Коля отнёс ёжика обратно в лес.

Критерий смысловой целостности:

15 баллов

– рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья.

10 баллов

– допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих элементов.

5 баллов

– выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла либо рассказ не завершён.

0 баллов

– отсутствие описания ситуации.

Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

15 баллов

– рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.

10 баллов

– рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичные поиски слов, неточность словоупотребления.

5 баллов

– наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств.

0 баллов

– рассказ не оформлен.

Критерий самостоятельности выполнения заданий:

15 баллов

– самостоятельный пересказ после первого предъявления.

10 баллов

– пересказ с минимальной помощью (1-2 вопроса).

7 баллов

– правильный пересказ после повторного прочтения.

5 баллов

– составление рассказа после повторного прочтения со стимулирующей помощью.

0 баллов

– задание невозможно выполнить.

Максимум

– 45 баллов.

Сентябрь: _____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Итог:

+

+

=

Май: _________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Итог:

+

+

=

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Вывод:

 состояние фразовой речи в норме

 фразовая речь нарушена __________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Баллов за блок (максимум – 100):

НГ –

+

+

=

НГ –

+

+

=


ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На начало года

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Рекомендации логопеда:

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Дата _______________ Подпись логопеда ___________________________

На конец года

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Рекомендации логопеда:

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Дата _______________ Подпись логопеда ___________________________

Дата _______________ Подпись родителей __________________________

Заведующий ДОУ ________________________________________________ (место печати)


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. РАСЧЁТ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ

1 балл = 1% успешности

Фонетическая сторона речи (блок 7)

НГ –

КГ –

Слоговой анализ и синтез (блок 8)

НГ –

КГ –

Фонематическое восприятие (блок 9)

НГ –

КГ –

Словарь (блок 10)

НГ –

КГ –

Грамматический строй речи (блок 11)

НГ –

КГ –

Фразовая речь (блок 12)

НГ –

КГ –

Приложение 2. РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА

 норма

 значительное улучшение

 улучшение

 без улучшений

Фонетическая сторона речи

Фонематический слух

Словарный запас

Сентябрь

Июнь

Сентябрь

Июнь

Сентябрь

Июнь

Грамматический строй

Фразовая речь

Речевое развитие

Сентябрь

Июнь

Сентябрь

Июнь

Сентябрь

Июнь

Приложение 3. ГРАФИК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АЛЬБОМ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ.

Альбом предназначен для обследования речи у детей с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет по разделам речевой карты.Ниже представлена Часть 1: исследование неречевых психических функций....

Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня

Предлагаемые ниже задания предназначены для обсле­дования речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в соответствии кри­териями. В отличие от общепринятых приемов обследо­вания, направлен...

Е.В. Мазанова Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР

Е.В. Мазанова Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР...

Е.В. Мазанова Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР

Е.В Мазанова Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР...

Е.В. Мазанова Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР

Е.В. Мазанова Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Макет электронной формы для проведения обследования речи детей «Диагностика устной речи» для детей старшего дошкольного/начального школьного возраста (по адаптированной методике Т.А.Фотековой)

Обеспечение процессов диагностики развития речи является одним из основных направлений деятельности в работе учителя-логопеда.В общем случае в ходе процессов диагностики должно быть обеспечено решение...