Е.В. Мазанова Обследование речи детей 4-5 лет с ОНР
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа) на тему
Е.В. Мазанова Обследование речи детей 4-5 лет с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mazanova_ev_obsledovanie_rechi_detey_4-5_let_s_onr.docx | 134.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В. Мазанова Обследование речи детей 4-5 лет с ОНР
РЕЧЕВАЯ КАРТА для проведения обследования в средней группе ДОУ
Фамилия, имя ребёнка _________________________________________________________________________
Дата рождения, возраст ________________________________________________________________________
Адрес, № телефона ___________________________________________________________________________
Неорганизованный, организованный (ДОУ № ________________________)
__________________________________________________________________________
Дата поступления в логопедическую группу (дата, № протокола ПМПК, от какого числа) _______________
Заключение ГПМПК __________________________________________________________________________
Заключения специалистов:
отоларинголог __________________________________________________________________________
окулист ________________________________________________________________________________
невролог _______________________________________________________________________________
сведения о семье (ФИО, место работы):
мать ___________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
отец __________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Жалобы родителей ___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Оказывалась ли логопедическая помощь ребёнку (где, сколько, её результативность) ___________________
____________________________________________________________________________________________
Блок 1
АНАМНЕЗ
- Наследственные заболевания:
• выявлено ___________________________________________________________________________
• не выявлено
- От какой беременности ребёнок __________________________________________________________
- Возраст матери при рождении ___________________________________________________________
- Характер беременности:
• токсикоз 1, 2 половины
• повышенное давление
• соматические заболевания (острые, хронические) _________________________________________
• инфекционные заболевания (краснуха, грипп, токсоплазмоз, вирусные инфекции, нейроинфекции и др.) ________________________________________________________________________________
• травмы _____________________________________________________________________________
• явления угрозы выкидыша _____________________________________________________________
• несовместимость крови матери и плода
• анемия
• гипоксия
• приём лекарственных препаратов _______________________________________________________
• приём алкоголя, наркотиков, курение
• радиация, вибрация
• психотравмы ________________________________________________________________________
• профессиональные вредности __________________________________________________________
• операционные вмешательства __________________________________________________________
• общий наркоз
- Роды
• срочные
• досрочные (7мес., 8 мес.)
• переношенность
• кесарево сечение
• естественные
• стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) _______________________________
• быстрые, стремительные
• обезвоженные
• асфиксия (белая, синяя) _______________________________________________________________
• другие осложнения ___________________________________________________________________
- Крик (был, нет, как скоро, характер) ______________________________________________________
- Вес при рождении __________________ Рост __________
- Вскармливание:
• грудное • искусственное • смешанное
когда принесли кормить ________________________________________________________________
как взял грудь:
• активно • отказ • с помощью
как сосал:
• активно
• засыпал во время кормления
• быстро утомлялся
• наблюдались ли срыгивания, поперхивания
- Выписка из роддома на ________________ день.
- Дополнительное пребывание в роддоме, причины ___________________________________________
______________________________________________________________________________________
- Раннее моторное развитие:
держит голову с _____ мес.
сиди с _________ мес.
ходит с _______мес.
- Перенесённые заболевания (инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре)
до 1 года _____________________________________________________________________________
после 1 года __________________________________________________________________________
- Раннее речевое развитие:
гуление ________________ лепет _____________________
первые слова (какие) ___________________________________________________________________
фразовая речь _________________________________________________________________________
прерывалось ли речевое развитие, почему _________________________________________________
______________________________________________________________________________________
- Социально-психологические факторы:
• педагогическая запущенность __________________________________________________________
• гипоопека/гиперопека _________________________________________________________________
на каком языке разговаривают в семье ____________________________________________________
речевая среда:
• норма
• имеются нарушения речи (есть ли в семье больные с наследственной патологией, с речевой патологией, двуязычие в семье и др.) ______________________________________________________
______________________________________________________________________________________
социальные условия:
• материально обеспечены
• материально мало обеспечены _________________________________________________________
Вывод. В анамнезе:
• преобладают вредоносные факторы биологического характера;
• преобладают вредоносные факторы социально-психологического характера;
• выражены вредоносные факторы биологического и социально-психологического характера.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Блок 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
- Общие данные, полученные из наблюдения за ребёнком в процессе общения
Критерий | НГ | КГ |
Легко вступает в контакт | ||
Спокойный | ||
Конфликтный: задирист, нападает на товарищей, отнимает игрушки | ||
Добрый, ласковый | ||
Аккуратный | ||
Работоспособный |
Индивидуальные особенности:
начало года __________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
конец года ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
- Характер игровой деятельности
Критерий | НГ | КГ |
Адекватное использование игрушки | ||
Организует игру творчески | ||
Длительная игра одним предметом, наличие любимой игрушки | ||
Сопровождение игры речью | ||
Обращение к взрослому за помощью | ||
Обучаемость |
- Состояние психофизических процессов
Критерий | НГ | КГ | |
Особенности внимания | Устойчивость | ||
Переключаемость | |||
Распределяемость | |||
Рассеянность | |||
Особенности памяти | Скорость запоминания | ||
Объём запоминания | |||
Точность восприятия | |||
Точность воспроизведения | |||
Особенности мышления. Умение выделять существенное в сюжетной картинке (логическое мышление) |
- Особенности зрительного восприятия
Проба | соотносит | показывает | называет | |||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | |
Цвет | ||||||
белый | ||||||
чёрный | ||||||
красный | ||||||
жёлтый | ||||||
зелёный | ||||||
синий | ||||||
розовый | ||||||
голубой | ||||||
Форма (подобрать картинку по образцу) | ||||||
круг | ||||||
овал | ||||||
квадрат | ||||||
треугольник |
- Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
Проба | НГ | КГ |
Ориентировка в пространстве: показать | ||
правую / левую руку | ||
правую / левую ногу | ||
Складывание разрезных картинок | ||
из 2-х частей | ||
из 3-х частей | ||
Складывание фигур из палочек по образцу (4-7 палочек) |
- Слуховое внимание и понимание инструкций
Проба | НГ | КГ |
«Покажи, какая игрушка звучала?» | ||
«Мяч дай мне, а куклу возьми себе» | ||
«Покачай куклу, покатай машинку» |
- Счет
Проба | НГ | КГ |
Прямой | ||
Обратный |
Вывод:
• психические функции в норме
• нарушение психических функций __________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Блок 3
ИССЛЕДОВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ
- Характеристика дыхания
Критерий | НГ | КГ |
Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.) | ||
Объём речевого дыхания (нормальный, недостаточный) | ||
Частота речевого дыхания (в норме, учащённое, замедленное) | ||
Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное) |
- Характеристика голоса
Критерий | НГ | КГ |
Громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) | ||
Тембр (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.) | ||
Атак голоса (мягкая, твёрдая) | ||
Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности) |
- Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)
Критерий | НГ | КГ |
Темп (нормальный, быстрый, медленный) | ||
Ритм (нормальный, аритмия) | ||
Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки) | ||
Употребление основных видов интонаций (повествовательной, побудительной, вопросительной) | ||
Интонационная выразительность (норма, выразительная, маловыразительная, невыразительная) | ||
Дикция (нечёткая, смазанная) |
При заикании. Формы судорог:
• тонические
• клонические
• тоно-клонические
• клоно-тонические
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Вывод:
• дыхательная и голосовая функции в норме
• нарушение дыхательной и голосовой функций _______________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Блок 4
СОСТОЯНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
(восприятие и понимание речи)
- Выполнение инструкций
Инструкция | НГ | КГ |
Дай мне кубик, а рыбку возьми себе | ||
Покажи ручку карандашом | ||
Покажи линейкой кубик | ||
Положи карандаш рядом с кубиком, а машинку – рядом с пирамидкой | ||
Возьми игрушку, подойди к двери, топни правой ногой два раза |
- Узнавание предметов по назначению
Инструкция | НГ | КГ |
Что ты наденешь зимой на голову, когда пойдёшь гулять? | ||
Если руки замерзнут, что наденешь? | ||
Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? | ||
Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? | ||
Чем ты будешь резать бумагу? | ||
Что возьмёшь с собой на улицу, если будет дождь? |
- Выполнение инструкций на понимание предлогов
Инструкция | НГ | КГ |
Положи кубик в коробку | ||
Положи кубик на коробку | ||
Положи кубик под коробку | ||
Положи кубик за коробку | ||
Вытащи кубик из коробки |
- Различение форм единственного и множественного числа имен существительных
Инструкция | НГ | КГ |
Покажи, где шар, шары | ||
Покажи, где груб, грибу | ||
Покажи, где кукла, куклы | ||
Покажи, где яблоко, яблоки | ||
Покажи, где стул, стулья |
Вывод:
• импрессивная речь в норме
• нарушение импрессивной речи ____________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Блок 5
ИССЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
- Губы
• норма | • укороченная верхняя губа |
• толстые/тонкие | • отвисшая нижняя губа |
• губы не выражены | • расщелина |
• шрамы ______________________________ |
Подвижность:
начало года __________________________________________________________________________
конец года ___________________________________________________________________________
Сглаженность носогубных складок:
начало года __________________________________________________________________________
конец года ___________________________________________________________________________
- Зубы
• норма | • мелкие/крупные |
• вне челюстной дуги | • отсутствие зубов |
• широкие промежутки между зубами | |
• требуется коррекция зубочелюстной системы _________________________________________ |
- Прикус
• норма | • прогнатия |
• прогения | • ложная прогнатия |
• ложная прогения | • передний |
• открытый | |
• боковой открытый (двусторонний, левосторонний, правосторонний) ______________________ | |
• прямой | |
• глубокий | |
• перекрестный |
- Твёрдое нёбо
• норма | • высокое | • узкое |
• плоское | • широкое | • куполообразное |
• готическое | • расщелина | • субмукозная щель |
______________________________________________________________________________________
- Мягкое нёбо
• норма | • укороченное |
• раздвоенное | • расщелина |
• отклоняется вправо/влево | • не сокращается |
• отсутствие маленького язычка |
______________________________________________________________________________________
- Язык
• норма | • массивный | • маленький |
• узкий | • длинный | • короткий |
• «географический» | ||
кончик языка: | ||
• раздвоенный | • не выражен | |
подъязычная связка: | ||
• укороченная | • массивная | • двойная |
• тройная | • не выражена |
______________________________________________________________________________________
Блок 6
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИ
- Состояние общей моторики
Пробы | НГ | КГ |
Пройти по прямой линии-дорожке | ||
Попрыгать на двух ногах, двигаясь вперёд | ||
Попрыгать попеременно на левой / правой ноге | ||
Ударить ладонью по мячу | ||
Бросить мяч и поймать |
Отметить следующие особенности движений ребёнка:
• сила ____________________________________________________________________________ |
• точность _________________________________________________________________________ |
• объём ___________________________________________________________________________ |
• координированность_______________________________________________________________ |
• переключамость___________________________________________________________________ |
Вывод:
• общая моторика в норме
• нарушение моторики (моторная напряжённость, скованность движений, нескоординированность движений и др.) __________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Состояние мелкой моторики
Пробы | НГ | КГ |
Расстёгивание, застёгивание пуговиц | ||
Шнуровка | ||
Завязывание узла / бантика | ||
Рисование |
Отметить следующие особенности движений ребёнка:
• ловкость_________________________________________________________________________ |
• точность _________________________________________________________________________ |
• скорость_________________________________________________________________________ |
• координированность_______________________________________________________________ |
Вывод:
• мелкая моторика в норме
• нарушение мелкой моторики ______________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Состояние мимической мускулатуры
Пробы | НГ | КГ |
Закрыть один глаз | Синкинезии | |
• наблюдаются • отсутствуют | • наблюдаются • отсутствуют | |
Поднять брови вверх («удивиться») | Выполняет: | |
• равномерно • неравномерно | • равномерно • неравномерно | |
Нахмурить брови («рассердиться») | ||
Надуть щёки («толстячок») |
- Состояние артикуляционной моторики
Пробы | НГ | КГ |
Губы: «Улыбка» - «Трубочка» | ||
Язык: «Лопата» – «Иголочка» | ||
«Качели» | ||
«Маятник» | ||
Мягкое нёбо: широко открыть рот и зевнуть |
При выполнении артикуляционных заданий наблюдается:
• гиперемия
• цианоз
• быстрая утомляемость
• синкинезии
• тремор ________________________________________________________________________
• повышенная саливация ___________________________________________________________
• пониженная саливация ___________________________________________________________
Вывод:
• мимическая и артикуляционная моторика в норме
• нарушение моторики ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Блок 7
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
- Состояние звукопроизношения (30 проб)
2 балла | – проба выполнена верно. |
1 балл | – проба выполнена с ошибками (ошибочное произношение звука в одной или нескольких позициях). |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 60 баллов. |
№ | Звук (звуки) | Изоли- | В | В | Во | Баллов | |||||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | [с]: собака, маска, нос | ||||||||||
2 | [с,]: сено, василёк, высь | ||||||||||
3 | [з]: зайка, коза | ||||||||||
4 | [з,]: Зина, зебра | ||||||||||
5 | [ц]: цапля, овца, палец | ||||||||||
6 | [ш]: шуба, кошка, наш, шалаш | ||||||||||
7 | [ж]: жук, ножи | ||||||||||
8 | [ч]: чайка, очки, ночь | ||||||||||
9 | [щ]: щётка, Кощей, плащ | ||||||||||
10 | [р]: рыба, корова, топор | ||||||||||
11 | [р,]: репа, карета, царь | ||||||||||
12 | [л]: лак, молоко, пол | ||||||||||
13 | [л,]: Лена, клён, ноль | ||||||||||
14 | [jа]: яблоко, маяк | ||||||||||
15 | [jу]: юбка, каюта | ||||||||||
16 | [jэ]: ель, подъезд | ||||||||||
17 | [jо]: ёлка, подъём | ||||||||||
18 | [м]: майка, май, дом | ||||||||||
19 | [м,]: Мила, помидор, семь | ||||||||||
20 | [н]: ноты, заноза, сон | ||||||||||
21 | [н,]: няня, конь | ||||||||||
22 | [д]: дом, сандалии | ||||||||||
23 | [д,]: Дима, понедельник | ||||||||||
24 | [т]: том, ворота, кот | ||||||||||
25 | [т,]: тина, картина, гнать | ||||||||||
26 | [г]: года, вагон | ||||||||||
27 | [г,]: Гена, ноги | ||||||||||
28 | [к]: кот, локоть, замок | ||||||||||
29 | [к,]: кит, ракета | ||||||||||
30 | [х]: холод, поход, мех | ||||||||||
Итог |
- Дифференциация звуков (10 проб)
4 балла | – проба выполнена верно. |
2 балл | – проба выполнена с ошибками. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 40 баллов. |
№ | Пары звуков | Изоли- | В | Баллов | |||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | [с] – [ш]: Саша, шоссе, сушки, шустрый | ||||||
2 | [з] – [ж]: зажечь, жизнь, зажигалка | ||||||
3 | [л] – [р]: Карл, Клара, кларнет | ||||||
4 | [ч] – [т,]: чинить, начинать, читать, червячок | ||||||
5 | [ч] – [щ]: чаща, щетинка, чистильщик | ||||||
6 | [ч] – [ш]: чашка, Чебурашка, чушка | ||||||
7 | [д] – [т], [д,] – [т,]: дата, дети, тетради | ||||||
8 | [в] – [ф]: вафли, вафельный | ||||||
9 | [б] – [б,]: прабабушка, Бобик | ||||||
10 | [г] – [к]: кочерга, коряга, горка | ||||||
Итог |
Вывод:
• звукопроизношение в норме
• нарушение звукопроизношения ___________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Баллов за блок (максимум – 100):
НГ – | + | = | ||||||
КГ – | + | = |
Блок 8
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
5 баллов | – проба выполнена верно. |
2 балла | – проба выполнена с помощью логопеда. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 100 баллов. |
- Воспроизведение слогов (3 пробы)
№ | Пробы (хлопни, когда услышишь…) | НГ | КГ |
1 | АП, УК, ОБ, ИМ, ЭН | ||
2 | ПА, КУ, БО, МИ, НЫ | ||
3 | СКА, БВЫ, ДНУ, ГНЫ | ||
Итог |
- Воспроизведение слов (15 проб)
№ | Пробы | НГ | КГ |
1 | часы, лыжи | ||
2 | собака, кубики | ||
3 | мяч, сыр | ||
4 | утюг, петух | ||
5 | санки, юбка | ||
6 | книга, груша | ||
7 | чайник, портфель | ||
8 | арбуз, стакан, львёнок | ||
9 | самолёт, мотоцикл, огурец | ||
10 | конфета, тарелка, печенье | ||
11 | цыплёнок, карандаш, хоккеист | ||
12 | скамейка, клубника, гантели | ||
13 | стол, волк, слон | ||
14 | звезда, клюшка | ||
15 | телевизор, макароны, сковорода | ||
Итог |
- Воспроизведение предложений (2 пробы)
№ | Пробы | НГ | КГ |
1 | Ваня катает машину. | ||
2 | Кошка сидит под столом. | ||
Итог |
Вывод:
• слоговая структура речи в норме
• нарушение слоговой структуры речи _______________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Баллов за блок (максимум – 100):
НГ – | + | + | = | |||||
КГ – | + | + | = |
Блок 9
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
- Исследование сформированности фонематического слуха (23 пробы)
2 балла | – проба выполнена верно. |
1 балл | – проба выполнена с помощью логопеда. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 46 баллов. |
- Выделение звука из ряда звуков (игра «Поймай звук»)
№ | Пробы (хлопни в ладоши, когда услышишь звук | НГ | КГ |
1 | А | ||
2 | У | ||
3 | М | ||
Итог |
- Воспроизведение на слух рядов звуков, слогов, слов
№ | Пробы | НГ | КГ | № | Пробы | НГ | КГ |
Ряды гласных звуков | |||||||
1 | АЭО | 3 | АЭОУ | ||||
2 | УИО | 4 | УИОЭ | ||||
Пары слогов | |||||||
5 | па-ба | 10 | ба-ма | ||||
6 | па-на | 11 | та-на | ||||
7 | га-да | 12 | ка-га | ||||
8 | ва-та | 13 | мя-ма | ||||
9 | та-да | ||||||
Слова | |||||||
14 | Аня | 18 | лень | ||||
15 | рак | 19 | сын | ||||
16 | конь | 20 | рыба | ||||
17 | рука | ||||||
Итог |
- Исследование сформированности фонематического восприятия
(12 проб; максимум 24 балла)
- Называние / показ животных по звукоподражаниям (по картинкам)
В активе: | |
2 балла | – проба выполнена верно (предмет назван правильно и точно). |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предмет): | |
1 балл | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 3 баллов. |
№ | Пробы (назови; покажи) | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | му, мяу | ||||
2 | гав, иго-го | ||||
3 | ме, хрю | ||||
Итог |
- Показ предметов (по картинкам)
2 балла | – проба выполнена верно (правильный показ обеих картинок). |
1 балла | – проба выполнена с помощью логопеда. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
№ | Пробы | НГ | КГ |
1 | коза - коса | ||
2 | уточка – удочка | ||
3 | ложки – рожки | ||
4 | кит – кот | ||
5 | крыша – крыса | ||
6 | мак - лак | ||
Итог |
- Повтор пары слов
2 балла | – проба выполнена верно. |
1 балл | – проба выполнена с ошибками. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
№ | Пробы | НГ | КГ |
1 | папа – баба | ||
2 | том – дом | ||
3 | ток - кот | ||
Итог |
Примечание: _________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
- Исследование возможности фонематического анализа (15 проб)
2 балла | – проба выполнена верно. |
1 балл | – проба выполнена с помощью логопеда. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 30 баллов. |
- Выделение первого звука в словах
№ | Пробы | НГ | КГ | № | Пробы | НГ | КГ |
Гласный звук | |||||||
1 | аист | 3 | утка | ||||
2 | окна | 4 | Ира | ||||
Согласный звук | |||||||
5 | паук | 10 | танк | ||||
6 | машина | 11 | ноты | ||||
Итог |
- Называние звуков в слове по порядку
№ | Пробы | НГ | КГ | № | Пробы | НГ | КГ |
Гласный звук | |||||||
1 | кот | 5 | папа | ||||
2 | кит | 6 | ухо | ||||
3 | мак | 7 | окна | ||||
4 | мама | ||||||
Итог |
Вывод:
• фонематический слух в норме
• нарушение фонематического слуха ________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Баллов за блок (максимум – 100):
НГ – | + | + | + | + | + | + | = | ||||||||
КГ – | + | + | + | + | + | + | = |
Блок 10
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ
- Словарь существительных (активный и пассивный)
- Словарь по лексическим темам (12 проб).
3 балла | – проба выполнена полностью (самостоятельно и правильно названо 5 слов каждой группы). |
2 балла | – проба выполнена частично (самостоятельно и правильно названо 2-3 слова каждой группы). |
1 балл | – проба выполнена с помощью логопеда. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 36 баллов. |
№ | Пробы | НГ | КГ |
1 | животные | ||
2 | птицы | ||
3 | посуда | ||
4 | мебель | ||
5 | одежда | ||
6 | времена года | ||
7 | транспорт | ||
8 | головные уборы | ||
9 | обувь | ||
10 | фрукты | ||
11 | овощи | ||
12 | деревья | ||
Итог |
Примечание: _________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
- Обобщающие понятия (8 проб).
В активе: | |
1 балл | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения (понятие в активе отсутствует). |
В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предмет): | |
0,5 баллов | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 8 баллов. |
№ | Пробы (назови; покажи) | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | Кукла, мячик, пирамида, машина | ||||
2 | Нож, ложка, кастрюля, тарелка | ||||
3 | Юбка, платье, рубашка, шорты | ||||
4 | Шкаф, кровать, стул, стол | ||||
5 | Кот, собака, корова, овца | ||||
6 | Лук, морковь, капуста, огурец | ||||
7 | Медведь, заяц, белка, ёж | ||||
8 | Сова, ворона, гусь, курица | ||||
Итог |
Примечание: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Называние частей предметов (по картинкам; 3 пробы).
В активе: | |
1 балл | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предмет): | |
0,5 баллов | – проба выполнена верно (оценивается верный показ называемых логопедом частей предмета). |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 3 балла. |
№ | Пробы (назови; покажи части) | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | Кукла | ||||
2 | Чайник | ||||
3 | Стул | ||||
Итог |
- Называние детёнышей животных (по картинкам;43 пробы).
В активе: | |
1 балл | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения (понятие в активе отсутствует). |
В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предмет): | |
0,5 баллов | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 4 балла. |
№ | Пробы (назови; покажи детёныша) | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | утки | ||||
2 | кошки | ||||
3 | гуся | ||||
4 | лисы | ||||
Итог |
- Называние одушевлённых и неодушевлённых предметов (15 проб).
1 балл | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 15 баллов. |
№ | Пробы | НГ | КГ | № | Пробы | НГ | КГ |
1 | груша | 9 | диван | ||||
2 | кастрюля | 10 | слива | ||||
3 | корова | 11 | черепаха | ||||
4 | корабль | 12 | аквариум | ||||
5 | шарф | 13 | памятник | ||||
6 | репа | 14 | ножницы | ||||
7 | халат | 15 | слон | ||||
8 | яйцо | ||||||
Итог |
Примечание: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Словарь глаголов (активный и пассивный)
В активе: | |
1 балл | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения (глагол в активе отсутствует). |
В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать действие): | |
0,5 баллов | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 19 баллов. |
- Называние действий по картинкам (9 проб).
№ | Пробы (назови; покажи) | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | идёт | ||||
2 | играет | ||||
3 | поёт | ||||
4 | танцует | ||||
5 | катается | ||||
6 | бежит | ||||
7 | рисует | ||||
8 | поливает | ||||
9 | моет | ||||
Итог |
Примечание: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Называние глаголов к существительным (5 проб).
№ | Пробы (назови, что делает; покажи того, кто …) | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | лошадь | ||||
2 | дятел | ||||
3 | самолёт | ||||
4 | мальчик | ||||
5 | девочка | ||||
Итог |
- Называние глаголов, обозначающих звукоподражания (5 проб).
№ | Пробы (назови, как подаёт голос…; покажи того, кто …) | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | петух / кукарекает | ||||
2 | ворона / каркает | ||||
3 | воробей / чирикает | ||||
4 | кошка / мяукает | ||||
5 | мышка / пищит | ||||
Итог |
Примечание: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Словарь прилагательных (активный и пассивный)
- Определение цвета / формы предметов по картинкам (8 проб).
В активе: | |
1 балл | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения (прилагательное в активе отсутствует). |
В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предмет): | |
0,5 баллов | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 15 баллов. |
Тема | № | Пробы (назови; покажи) | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | |||
Цвет | 1 | кошка | ||||
2 | платье | |||||
3 | мяч | |||||
4 | ботинки | |||||
Форма | 5 | мяч | ||||
6 | книга | |||||
7 | пирамидка | |||||
8 | мандарин | |||||
Итог |
Примечание: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Подбор антонимов (7 проб)
№ | Пробы | НГ | КГ |
1 | Эти руки чистые, а эти … | ||
2 | Этот мальчик добрый, а этот … | ||
3 | Зимой день холодный, а летом … | ||
4 | Эта собака чёрная, а эта … | ||
5 | Этот дом высокий, а этот… | ||
6 | Этот зонт мокрый, а этот … | ||
7 | Конфета сладкая, а лекарство … | ||
Итог |
Вывод:
• словарь в норме
• нарушение словаря ______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Баллов за блок (максимум – 100):
НГ – | + | + | + | + | + | + | + | + | + | = | |||||||||||
КГ – | + | + | + | + | + | + | + | + | + | = |
Блок 11
ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
- Образование формы множественного числа существительных. Понимание категории числа существительных (15 проб)
2 балла | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 32 балла. |
№ | Пробы | НГ | КГ |
1 | стол – столы | ||
2 | кукла – куклы | ||
3 | ухо – уши | ||
4 | слон – слоны | ||
5 | рукав – рукава | ||
6 | глаз – глаза | ||
7 | лист – листья | ||
8 | стул – стулья | ||
9 | сон – сны | ||
10 | лев – львы | ||
11 | рот – рты | ||
12 | окно – окна | ||
13 | дерево – деревья | ||
14 | ведро – вёдра | ||
15 | пень – пни | ||
16 | день – дни | ||
Итог |
Примечание: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Употребление существительных с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением (9 проб)
4 балла | – проба выполнена верно. |
2 балла | – проба выполнена с помощью логопеда. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 36 баллов. |
№ | Пробы | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | дом – домик | ||||
2 | стол – столик | ||||
3 | заяц – зайчик | ||||
4 | кровать – кроватка | ||||
5 | ёлка – ёлочка | ||||
6 | миска – мисочка | ||||
7 | кукла – куколка | ||||
8 | зонт – зонтик | ||||
9 | кофта - кофточка | ||||
Итог |
- Употребление существительных в форме единственного числа косвенных падежей (5 проб)
4 балла | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 20 баллов. |
№ | Пробы (ответь на вопросы) | НГ | КГ |
1 | Родительный падеж. Чего много в лесу? | ||
2 | Дательный падеж. К кому ты любишь ходить в гости? | ||
3 | Винительный падеж. Кого ты видел в зоопарке? | ||
4 | Творительный падеж. Чем ты смотришь? | ||
5 | Предложный падеж. На чём дети катаются зимой? | ||
Итог |
Примечание: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Употребление предлогов с существительными в форме единственного числа (4 пробы)
В активе: | |
2 балла | – проба выполнена верно (предлог использован правильно). |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предлог): | |
1 балл | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 12 баллов. |
№ | Пробы | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | Где сидит кошка? (В.) | ||||
2 | Где сидит кошка? (На.) | ||||
3 | Где стоит кошка? (Под.) | ||||
4 | Откуда спрыгивает кошка? (С.) | ||||
5 | Где сидит кошка? (За.) | ||||
6 | Откуда вылезла кошка? (Из.) | ||||
Итог |
Примечание: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Вывод:
• грамматический строй речи в норме
• грамматический строй речи нарушен _______________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Баллов за блок (максимум – 100):
НГ – | + | + | + | = | |||||
КГ – | + | + | + | = |
Блок 12
ИССЛЕДОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ
- Беседа
- Как тебя зовут? _________________________________________________________________
- Сколько тебе лет? _______________________________________________________________
- Где ты живёшь? _________________________________________________________________
- С кем ты живёшь? _______________________________________________________________
- Как зовут маму (папу)? ___________________________________________________________
- Какие у тебя есть игрушки? _______________________________________________________
- Что ты делал сегодня утром по порядку? ____________________________________________
_______________________________________________________________________________
- Ты сюда пришёл или приехал? ____________________________________________________
- На чём можно ехать? _____________________________________________________________
- Ты был в зоопарке (цирке)? Кого ты нам видел? ______________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
- Куда ты ездил летом? Что ты нам видел? ____________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
- Какое сейчас время года? Как ты догадался? _________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
- Называние происходящего на картинке (5 проб)
5 баллов | – проба выполнена верно. |
2 балла | – проба выполнена с помощью логопеда |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 25 баллов. |
№ | Пробы | НГ | КГ |
1 | Мама купает малыша. | ||
2 | Дедушка читает газету. | ||
3 | Мама одевает ребёнка. | ||
4 | Мальчик играет в кубики. | ||
5 | Дети катаются на санках. | ||
Итог |
- Составление описательного рассказа (3 пробы)
10 баллов | – пользуется разными видами прилагательных, использует их без помощи логопеда; не отмечается аграмматизмов; сравнивая предметы, ребёнок использует в речи прилагательные-антонимы; рассказывая, составляет предложения с однородными определениями. |
5 баллов | – пользуется одним видом прилагательных; использует в речи предложения с однородными определениями; с помощью наводящих вопросов подбирает антонимичные прилагательные. |
1 балл | – составляет предложения не более чем с одним определением; в рассказе присутствуют прилагательные «бытового уровня» (цвет, форма, величина); рассказ примитивен. |
0 баллов | – ребёнок не справился с заданием даже при наличии помощи: перечисляет отдельные признаки предмета, рассказа нет. |
Максимум | – 30 баллов. |
- По предмету (рассмотреть предмет и рассказать о нём).
№ | Пробы | НГ | КГ |
1 | Мяч / кукла |
Сентябрь: _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Май: _________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
- По картинке (рассказать о предмете на картинке).
№ | Пробы | НГ | КГ |
1 | Собака / зонтик / ведёрко |
Сентябрь: _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Май: _________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
- Описание предмета на основе представлений о нём (представить себе предмет и рассказать о нём).
№ | Пробы | НГ | КГ |
1 | Пирамидка / кошка |
Сентябрь: _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Май: _________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
- Пересказ прослушанного рассказа
Ёжик
Миша и Коля ходили в лес. Там они увидели ёжика. Мальчики положили ежа в шапку и принесли домой. Друзья напоили зверька молоком. Потом Коля отнёс ёжика обратно в лес.
Критерий смысловой целостности: | |
15 баллов | – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья. |
10 баллов | – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих элементов. |
5 баллов | – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла либо рассказ не завершён. |
0 баллов | – отсутствие описания ситуации. |
Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: | |
15 баллов | – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств. |
10 баллов | – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичные поиски слов, неточность словоупотребления. |
5 баллов | – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств. |
0 баллов | – рассказ не оформлен. |
Критерий самостоятельности выполнения заданий: | |
15 баллов | – самостоятельный пересказ после первого предъявления. |
10 баллов | – пересказ с минимальной помощью (1-2 вопроса). |
7 баллов | – правильный пересказ после повторного прочтения. |
5 баллов | – составление рассказа после повторного прочтения со стимулирующей помощью. |
0 баллов | – задание невозможно выполнить. |
Максимум | – 45 баллов. |
Сентябрь: _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Итог: | + | + | = |
Май: _________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Итог: | + | + | = |
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Вывод:
• состояние фразовой речи в норме
• фразовая речь нарушена __________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Баллов за блок (максимум – 100):
НГ – | + | + | = | ||||
НГ – | + | + | = |
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На начало года
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Рекомендации логопеда:
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Дата _______________ Подпись логопеда ___________________________
На конец года
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Рекомендации логопеда:
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Дата _______________ Подпись логопеда ___________________________
Дата _______________ Подпись родителей __________________________
Заведующий ДОУ ________________________________________________ (место печати)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. РАСЧЁТ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ
1 балл = 1% успешности
Фонетическая сторона речи (блок 7)
НГ – | КГ – |
Слоговой анализ и синтез (блок 8)
НГ – | КГ – |
Фонематическое восприятие (блок 9)
НГ – | КГ – |
Словарь (блок 10)
НГ – | КГ – |
Грамматический строй речи (блок 11)
НГ – | КГ – |
Фразовая речь (блок 12)
НГ – | КГ – |
Приложение 2. РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА
• норма | • значительное улучшение |
• улучшение | • без улучшений |
Фонетическая сторона речи | Фонематический слух | Словарный запас | |||
Сентябрь | Июнь | Сентябрь | Июнь | Сентябрь | Июнь |
Грамматический строй | Фразовая речь | Речевое развитие | |||
Сентябрь | Июнь | Сентябрь | Июнь | Сентябрь | Июнь |
Приложение 3. ГРАФИК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АЛЬБОМ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ.
Альбом предназначен для обследования речи у детей с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет по разделам речевой карты.Ниже представлена Часть 1: исследование неречевых психических функций....
Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня
Предлагаемые ниже задания предназначены для обследования речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в соответствии критериями. В отличие от общепринятых приемов обследования, направлен...
Е.В. Мазанова Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР
Е.В. Мазанова Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР...
Е.В. Мазанова Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР
Е.В Мазанова Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР...
Е.В. Мазанова Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР
Е.В. Мазанова Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР...
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...
Макет электронной формы для проведения обследования речи детей «Диагностика устной речи» для детей старшего дошкольного/начального школьного возраста (по адаптированной методике Т.А.Фотековой)
Обеспечение процессов диагностики развития речи является одним из основных направлений деятельности в работе учителя-логопеда.В общем случае в ходе процессов диагностики должно быть обеспечено решение...