Е.В. Мазанова Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа) по теме
Е.В. Мазанова Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mazanova_ev_obsledovanie_rechi_detey_3-4_let_s_zrr.docx | 114.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В. Мазанова Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР
РЕЧЕВАЯ КАРТА для проведения обследования во 2-й младшей группе ДОУ
Фамилия, имя ребёнка _________________________________________________________________________
Дата рождения, возраст ________________________________________________________________________
Адрес, № телефона ___________________________________________________________________________
Неорганизованный, организованный (ДОУ № ________________________)
__________________________________________________________________________
Дата поступления в логопедическую группу (дата, № протокола ПМПК, от какого числа) _______________
Заключение ГПМПК __________________________________________________________________________
Заключения специалистов:
отоларинголог __________________________________________________________________________
окулист ________________________________________________________________________________
невролог _______________________________________________________________________________
сведения о семье (ФИО, место работы):
мать ___________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
отец __________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Жалобы родителей ___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Оказывалась ли логопедическая помощь ребёнку (где, сколько, её результативность) ___________________
____________________________________________________________________________________________
Блок 1
АНАМНЕЗ
- Наследственные заболевания:
• выявлено ___________________________________________________________________________
• не выявлено
- От какой беременности ребёнок __________________________________________________________
- Возраст матери при рождении ___________________________________________________________
- Характер беременности:
• токсикоз 1, 2 половины
• повышенное давление
• соматические заболевания (острые, хронические) _________________________________________
• инфекционные заболевания (краснуха, грипп, токсоплазмоз, вирусные инфекции, нейроинфекции и др.) ________________________________________________________________________________
• травмы _____________________________________________________________________________
• явления угрозы выкидыша _____________________________________________________________
• несовместимость крови матери и плода
• анемия
• гипоксия
• приём лекарственных препаратов _______________________________________________________
• приём алкоголя, наркотиков, курение
• радиация, вибрация
• психотравмы ________________________________________________________________________
• профессиональные вредности __________________________________________________________
• операционные вмешательства __________________________________________________________
• общий наркоз
- Роды
• срочные
• досрочные (7мес., 8 мес.)
• переношенность
• кесарево сечение
• естественные
• стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) _______________________________
• быстрые, стремительные
• обезвоженные
• асфиксия (белая, синяя) _______________________________________________________________
• другие осложнения ___________________________________________________________________
- Крик (был, нет, как скоро, характер) ______________________________________________________
- Вес при рождении __________________ Рост __________
- Вскармливание:
• грудное • искусственное • смешанное
когда принесли кормить ________________________________________________________________
как взял грудь:
• активно • отказ • с помощью
как сосал:
• активно
• засыпал во время кормления
• быстро утомлялся
• наблюдались ли срыгивания, поперхивания
- Выписка из роддома на ________________ день.
- Дополнительное пребывание в роддоме, причины ___________________________________________
______________________________________________________________________________________
- Раннее моторное развитие:
держит голову с _____ мес.
сиди с _________ мес.
ходит с _______мес.
- Перенесённые заболевания (инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре)
до 1 года _____________________________________________________________________________
после 1 года __________________________________________________________________________
- Раннее речевое развитие:
гуление ________________ лепет _____________________
первые слова (какие) ___________________________________________________________________
фразовая речь _________________________________________________________________________
прерывалось ли речевое развитие, почему _________________________________________________
______________________________________________________________________________________
- Социально-психологические факторы:
• педагогическая запущенность __________________________________________________________
• гипоопека/гиперопека _________________________________________________________________
на каком языке разговаривают в семье ____________________________________________________
речевая среда:
• норма
• имеются нарушения речи (есть ли в семье больные с наследственной патологией, с речевой патологией, двуязычие в семье и др.) ______________________________________________________
______________________________________________________________________________________
социальные условия:
• материально обеспечены
• материально мало обеспечены _________________________________________________________
Вывод. В анамнезе:
• преобладают вредоносные факторы биологического характера;
• преобладают вредоносные факторы социально-психологического характера;
• выражены вредоносные факторы биологического и социально-психологического характера.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Блок 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
- Общие данные, полученные из наблюдения за ребёнком в процессе общения
Критерий | НГ | КГ |
Легко вступает в контакт | ||
Спокойный | ||
Конфликтный: задирист, нападает на товарищей, отнимает игрушки | ||
Добрый, ласковый | ||
Аккуратный |
Индивидуальные особенности:
начало года __________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
конец года ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
- Характер игровой деятельности
Критерий | НГ | КГ |
Адекватное использование игрушки | ||
Организует игру творчески | ||
Длительная игра одним предметом, наличие любимой игрушки | ||
Сопровождение игры речью | ||
Обращение к взрослому за помощью | ||
Обучаемость |
- Состояние психофизических процессов
Критерий | НГ | КГ | |
Особенности внимания | Устойчивость | ||
Переключаемость | |||
Распределяемость | |||
Рассеянность | |||
Особенности памяти | Скорость запоминания | ||
Объём запоминания | |||
Точность восприятия | |||
Точность воспроизведения | |||
Особенности мышления. Умение выделять существенное в сюжетной картинке (логическое мышление) |
- Особенности зрительного восприятия
Проба | соотносит | показывает | называет | |||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | |
Величина | ||||||
большой | ||||||
маленький | ||||||
Цвет | ||||||
красный | ||||||
синий | ||||||
жёлтый | ||||||
зелёный | ||||||
чёрный | ||||||
белый | ||||||
Форма (подобрать картинку по образцу) | ||||||
квадрат | ||||||
круг | ||||||
треугольник |
- Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
Проба | НГ | КГ |
Ориентировка в пространстве | ||
вверху – внизу | ||
впереди – сзади | ||
Складывание разрезных картинок | ||
из 2-х частей | ||
из 3-х частей | ||
Складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки) |
- Слуховое внимание и понимание инструкций
Проба | НГ | КГ |
«Дай куклу» | ||
«Покорми куклу» | ||
«Посади куклу» | ||
«Возьми мячик» | ||
«Дай мячик кукле» | ||
«Возьми мячик и покатай его» | ||
«Дай мне куклу, а кубик возьми себе» |
Вывод:
• психические функции в норме
• нарушение психических функций __________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Блок 3
ИССЛЕДОВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ
- Характеристика дыхания
Критерий | НГ | КГ |
Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.) | ||
Объём речевого дыхания (нормальный, недостаточный) | ||
Частота речевого дыхания (в норме, учащённое, замедленное) | ||
Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное) |
- Характеристика голоса
Критерий | НГ | КГ |
Громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) | ||
Тембр (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.) | ||
Атак голоса (мягкая, твёрдая) | ||
Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности) |
- Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)
Критерий | НГ | КГ |
Темп (нормальный, быстрый, медленный) | ||
Ритм (нормальный, аритмия) | ||
Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки) | ||
Употребление основных видов интонаций (повествовательной, побудительной, вопросительной) |
Вывод:
• дыхательная и голосовая функции в норме
• нарушение дыхательной и голосовой функций _______________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Блок 4
ИССЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
- Губы
• норма | • укороченная верхняя губа |
• толстые/тонкие | • отвисшая нижняя губа |
• губы не выражены | • расщелина |
• шрамы ______________________________ |
Подвижность:
начало года __________________________________________________________________________
конец года ___________________________________________________________________________
Сглаженность носогубных складок:
начало года __________________________________________________________________________
конец года ___________________________________________________________________________
- Зубы
• норма | • мелкие/крупные |
• вне челюстной дуги | • отсутствие зубов |
• широкие промежутки между зубами | |
• требуется коррекция зубочелюстной системы _________________________________________ |
- Прикус
• норма | • прогнатия |
• прогения | • ложная прогнатия |
• ложная прогения | • передний |
• открытый | |
• боковой открытый (двусторонний, левосторонний, правосторонний) ______________________ | |
• прямой | |
• глубокий | |
• перекрестный |
- Твёрдое нёбо
• норма | • высокое | • узкое |
• плоское | • широкое | • куполообразное |
• готическое | • расщелина | • субмукозная щель |
- Мягкое нёбо
• норма | • укороченное |
• раздвоенное | • расщелина |
• отклоняется вправо/влево | • не сокращается |
• отсутствие маленького язычка |
- Язык
• норма | • массивный | • маленький |
• узкий | • длинный | • короткий |
• «географический» | ||
кончик языка: | ||
• раздвоенный | • не выражен | |
подъязычная связка: | ||
• укороченная | • массивная | • двойная |
• тройная | • не выражена |
Блок 5
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИ
- Состояние общей моторики
Пробы | НГ | КГ |
Пробежать 3-4 раза между двумя линиями | ||
Перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу | ||
Пройти по положенному на пол шнуру | ||
Прыгнуть в длину с места | ||
Переложить предмет из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой) |
Подвижность:
• норма | • подвижный |
• малоподвижный | • чрезмерно подвижный |
Способность к переключению:
• имеется | • отсутствует |
Девиация
• вправо | • влево |
• удерживает позу | |
• не удерживает позу | |
• отмечается поиск позы |
Вывод:
• общая моторика в норме
• нарушение моторики (моторная напряжённость, скованность движений, нескоординированность движений и др.) __________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Состояние мелкой моторики
Пробы | НГ | КГ |
Расстёгивание, застёгивание пуговиц | ||
Умение держать карандаш | ||
Рисование горизонтальных и вертикальных линий | ||
Рисование круга | ||
Рисование тела человека | ||
Складывание крупной мозаики | ||
Упражнения гимнастики для пальчиков: «Зайка» | ||
«Колечко» | ||
«Замок» | ||
«Домик» | ||
«Стол» |
Вывод:
• мелкая моторика в норме
• нарушение мелкой моторики ______________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Состояние мимической мускулатуры
Пробы | НГ | КГ |
Поднять брови вверх («удивиться») | ||
Нахмурить брови («рассердиться») | ||
Прищурить глаза | ||
Надуть щёки («толстячок») | ||
Втянуть щёки («худышка») |
- Состояние артикуляционной моторики
Пробы | НГ | КГ |
Губы: «Улыбка» - «Трубочка» | ||
Язык: «Лопата» – «Иголочка» | ||
«Качели» | ||
«Маятник» | ||
Мягкое нёбо: широко открыть рот и зевнуть |
При выполнении артикуляционных заданий наблюдается:
• гиперемия
• цианоз
• быстрая утомляемость
• синкинезии
• тремор ________________________________________________________________________
• повышенная саливация ___________________________________________________________
• пониженная саливация ___________________________________________________________
Вывод:
• артикуляционная моторика в норме
• нарушение моторики ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Блок 6
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
- Воспроизведение звукоподражаний (9 проб)
2 балла | – проба выполнена верно. |
1 балл | – проба выполнена с помощью логопеда. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 18 баллов. |
№ | Пробы | НГ | КГ |
1 | Кукла плачет: а-а-а | ||
2 | Мышка пищит: пи-пи-пи | ||
3 | Заблудились в лесу: ау | ||
4 | Корова мычит: му-у | ||
5 | Собака лает: ав | ||
6 | Поезд гудит: у-у-у | ||
7 | Бабушка охает: о-о-о | ||
8 | Ребёнок плачет: уа | ||
9 | Кошка мяукает: мяу | ||
Итог |
Примечание: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Состояние звукопроизношения (26 проб)
№ | Звук (звуки) | Изолированно | В слогах | В словах | Во фразах | Баллов за пробу | |||||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | А | ||||||||||
2 | О | ||||||||||
3 | У | ||||||||||
4 | Ы | ||||||||||
5 | Э | ||||||||||
6 | С | ||||||||||
7 | СЬ | ||||||||||
8 | З | ||||||||||
9 | ЗЬ | ||||||||||
10 | Ц | ||||||||||
11 | Ш | ||||||||||
12 | Ж | ||||||||||
13 | Щ | ||||||||||
14 | Ч | ||||||||||
15 | Л | ||||||||||
16 | ЛЬ | ||||||||||
17 | Р | ||||||||||
18 | РЬ | ||||||||||
19 | Й | ||||||||||
20 | К | ||||||||||
21 | Х | ||||||||||
22 | Т | ||||||||||
23 | ТЬ | ||||||||||
24 | М | ||||||||||
25 | Н | ||||||||||
26 | Ф | ||||||||||
Итог |
Примечание. Физиологические нарушения звукопроизношения, соответствующие возрасту ребёнка, считаются нормой и при подсчёте баллов не учитываются. Нарушения, не адекватные возрастной норме (горловое [р], боковое, щёчное, межзубное произношение свистящих и шипящих, а также пропуск звуков), при подсчёте считаются ошибками.
- Исследование звуко-слоговой структуры слов (с 3-х лет; 15 проб)
2 балла | – проба выполнена верно. |
1 балл | – проба выполнена с ошибками. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 30 баллов. |
№ | Слова | Отражённо | По картинкам или в спонтанной речи | Баллов за пробу | |||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | вата | ||||||
2 | муха | ||||||
3 | собака | ||||||
4 | кубики | ||||||
5 | дом | ||||||
6 | мяч | ||||||
7 | петух | ||||||
8 | банан | ||||||
9 | утка | ||||||
10 | кофта | ||||||
11 | самолёт | ||||||
12 | телефон | ||||||
13 | бабочка | ||||||
14 | ботинки | ||||||
15 | пирамида | ||||||
Итог |
Вывод:
• звукопроизношение в норме
• нарушение звукопроизношения ___________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Баллов за блок (максимум – 100):
НГ – | + | + | = | |||||
КГ – | + | + | = |
Блок 7
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
- Показ предметов, называемых логопедом (по картинкам; 7 проб)
За каждую пару картинок: | |
10 баллов | – проба выполнена верно (правильный показ обеих картинок). |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 70 баллов. |
№ | Пробы | НГ | КГ |
1 | коса – коза | ||
2 | мышка – мишка | ||
3 | стол – стул | ||
4 | крыша – крыса | ||
5 | папа – баба | ||
6 | бочка – почка | ||
7 | бочка - точка | ||
Итог |
Примечание: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Выделение звука из ряда звуков (игра «Поймай звук»; 3 пробы)
За каждую строку: | |
10 баллов | – проба выполнена верно. |
5 баллов | – проба выполнена с помощью логопеда. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 30 баллов. |
№ | Пробы (хлопни, когда услышишь…) | НГ | КГ |
1 | собачку, когда она зарычит: Р-Р-Р | ||
2 | комарика, когда он зазвенит: З-З-З | ||
3 | пароходик, когда он загудит: У-У-У | ||
Итог |
Примечание: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Вывод:
• фонематический слух в норме
• нарушение фонематического слуха ________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Баллов за блок (максимум – 100):
НГ – | + | = | ||||
КГ – | + | = |
Блок 8
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ
- Словарь существительных (активный и пассивный)
- Словарь по лексическим темам (60 проб).
В активе: | |||||||
1 балл | – проба выполнена верно (предмет назван точно и правильно). | ||||||
0,5 баллов | – проба выполнена неточно (например, свинья – «хрюшка»). | ||||||
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения (существительное в активе отсутствует). | ||||||
В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предмет): | |||||||
0,5 баллов | – проба выполнена верно. | ||||||
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. | ||||||
Максимум | – 60 баллов. | ||||||
Тема | № | Пробы (назови; покажи) | Актив | Пассив | |||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||||
Игрушки | 1 | мишка | |||||
2 | мячик | ||||||
3 | кубики | ||||||
4 | машинка | ||||||
5 | кукла | ||||||
6 | зайка | ||||||
Посуда | 7 | тарелка | |||||
8 | ложка | ||||||
9 | вилка | ||||||
10 | нож | ||||||
11 | чайник | ||||||
Овощи | 12 | лук | |||||
13 | морковь | ||||||
14 | помидор | ||||||
15 | огурец | ||||||
Фрукты | 16 | яблоко | |||||
17 | груша | ||||||
18 | слива | ||||||
19 | банан | ||||||
20 | апельсин | ||||||
Домашние животные | 21 | кошка | |||||
22 | собака | ||||||
23 | корова | ||||||
24 | свинья | ||||||
25 | лошадь | ||||||
Дикие животные | 26 | заяц | |||||
27 | лиса | ||||||
28 | медведь | ||||||
29 | ёж | ||||||
30 | волк | ||||||
Части тела человека, животных | 31 | голова | |||||
32 | рука | ||||||
33 | нога | ||||||
34 | глаза | ||||||
35 | нос | ||||||
36 | ухо | ||||||
37 | лапа | ||||||
38 | хвост | ||||||
Дом. птицы | 39 | курица | |||||
40 | петух | ||||||
41 | гусь | ||||||
Одежда | 42 | юбка | |||||
43 | кофта | ||||||
44 | платье | ||||||
45 | носки | ||||||
46 | рубашка | ||||||
47 | брюки | ||||||
48 | куртка | ||||||
Мебель | 49 | диван | |||||
50 | кровать | ||||||
51 | стул | ||||||
52 | стол | ||||||
53 | шкаф | ||||||
Транспорт | 54 | машина | |||||
55 | автобус | ||||||
56 | поезд | ||||||
57 | самолёт | ||||||
58 | пароход | ||||||
Растения | 59 | дерево | |||||
60 | цветок | ||||||
Итог |
Примечание: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Обобщающие понятия (8 проб).
В активе: | |
1 балл | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения (понятие в активе отсутствует). |
В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предмет): | |
0,5 баллов | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 8 баллов. |
№ | Пробы (назови; покажи) | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | Игрушки | ||||
2 | Мебель | ||||
3 | Посуда | ||||
4 | Одежда | ||||
5 | Фрукты | ||||
6 | Овощи | ||||
7 | Животные | ||||
8 | Птицы | ||||
Итог |
Примечание: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Узнавание предметов по назначению (по картинкам; 9 проб).
В активе: | |
1 балл | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения (понятие в активе отсутствует). |
В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предмет): | |
0,5 баллов | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 9 баллов. |
№ | Пробы (назови; покажи) | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | из чего мы пьём? | ||||
2 | чем кушаем? | ||||
3 | что мы кушаем? | ||||
4 | что мы надеваем? | ||||
5 | чем открываем дверь? | ||||
6 | чем можно играть? | ||||
7 | чем мы причёсываемся? | ||||
8 | чем копаем? | ||||
9 | на чём можно сидеть? | ||||
Итог |
Примечание: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Словарь глаголов (активный и пассивный)
- Называние действий по картинкам (11 проб).
В активе: | |
1 балл | – проба выполнена верно. |
0,5 баллов | – проба выполнена с помощью логопеда. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения (глагол в активе отсутствует). |
В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предмет): | |
0,5 баллов | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 11 баллов. |
№ | Пробы (назови; покажи) | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | стоит | ||||
2 | сидит | ||||
3 | лежит | ||||
4 | спит | ||||
5 | идёт | ||||
6 | бежит | ||||
7 | пьёт | ||||
8 | ест | ||||
9 | играет | ||||
10 | рисует | ||||
11 | плачет | ||||
Итог |
Примечание: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Называние действий по голосу (2 пробы).
В активе: | |
1 балл | – проба выполнена верно. |
0,5 баллов | – проба выполнена с помощью логопеда. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения (глагол в активе отсутствует). |
В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предмет): | |
0,5 баллов | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 2 балла. |
№ | Пробы (назови; покажи) | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | Кошка (мяу) | ||||
2 | Собака (гав / ав) | ||||
Итог |
- Словарь прилагательных (активный и пассивный, 10 проб)
В активе: | |||||||
1 балл | – проба выполнена верно. | ||||||
0,5 баллов | – проба выполнена с помощью логопеда. | ||||||
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения (прилагательное в активе отсутствует). | ||||||
В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предмет): | |||||||
0,5 баллов | – проба выполнена верно. | ||||||
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. | ||||||
Максимум | – 10 баллов. | ||||||
Тема | № | Пробы (назови; покажи) | Актив | Пассив | |||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||||
Размер | 1 | большой | |||||
2 | маленький | ||||||
Цвет | 3 | красный | |||||
4 | жёлтый | ||||||
5 | синий | ||||||
6 | зелёный | ||||||
Вкус | 7 | сладкий | |||||
8 | горький | ||||||
Ощущение | 9 | горячий | |||||
10 | холодный | ||||||
Итог |
Примечание: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Вывод:
• словарь в норме
• нарушение словаря ______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Баллов за блок (максимум – 100):
НГ – | + | + | + | + | + | = | ||||||||
КГ – | + | + | + | + | + | = |
Блок 9
ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
- Образование формы множественного числа существительных. Понимание категории числа существительных (10 проб)
В активе: | |||||||
2 балла | – проба выполнена верно. | ||||||
1 балл | – проба выполнена с помощью логопеда. | ||||||
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. | ||||||
В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предмет): | |||||||
1 балл | – проба выполнена верно (каждая пара картинок показана правильно). | ||||||
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. | ||||||
Максимум | – 20 баллов. | ||||||
№ | Пробы (назови; покажи) | Актив | Пассив | ||||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||||
1 | ложка - ложки | ||||||
2 | вилка – вилки | ||||||
3 | чашка – чашки | ||||||
4 | рука – руки | ||||||
5 | кукла – куклы | ||||||
6 | мяч – мячи | ||||||
7 | стол – столы | ||||||
8 | гриб – грибы | ||||||
9 | кубик – кубики | ||||||
10 | глаз - глаза | ||||||
Итог |
Примечание: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Употребление существительных в форме единственного числа косвенных падежей (8 проб)
0,5 балла | – проба выполнена верно (оценивается каждая правильно образованная форма падежа; всего 12 баллов). | |||||||
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. | |||||||
В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предмет): | ||||||||
1 балл | – проба выполнена верно (каждая пара картинок показана правильно). | |||||||
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. | |||||||
Максимум | – 12 баллов. | |||||||
№ | Пробы | Родительный падеж (Чего/кого не стало?) | Винительный падеж (Кого/что видишь?) | Творительный падеж (Посылка с чем?) | ||||
1 | кукла | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | |
2 | собака | |||||||
3 | лопата | |||||||
4 | ложка | |||||||
5 | машина | |||||||
6 | стул | |||||||
7 | кот | |||||||
8 | дом | |||||||
Итог |
Примечание: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Согласование местоимений с существительными в роде (6 проб)
0,5 балла | – проба выполнена верно. | ||||
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. | ||||
Максимум | – 6 баллов. | ||||
№ | Пробы (про что скажешь…) | НГ | КГ | ||
1 | Мой | стульчик | |||
2 | мишка | ||||
3 | кубик | ||||
4 | Моя | кукла | |||
5 | машина | ||||
6 | шапка | ||||
Итог |
Примечание: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Согласование прилагательных с существительными в роде (8 проб)
1 балл | – проба выполнена верно (оценивается каждое правильно составленное словосочетание). | ||||
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. | ||||
Максимум | – 8 баллов. | ||||
№ | Пробы (какого цвета?) | НГ | КГ | ||
1 | Красный / красная | шарик | |||
2 | флажок | ||||
3 | машина | ||||
4 | сумка | ||||
5 | Синий / синяя | шарик | |||
6 | флажок | ||||
7 | машина | ||||
8 | сумка | ||||
Итог |
Примечание: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Употребление предлогов (4 пробы)
В активе: | |||||||
4 балла | – проба выполнена верно (предлог использован правильно). | ||||||
2 балла | – проба выполнена с помощью логопеда. | ||||||
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. | ||||||
В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предмет): | |||||||
2 балла | – проба выполнена верно (заменяет/опускает предлог в активе, но он есть в пассиве). | ||||||
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. | ||||||
Максимум | – 16 баллов. | ||||||
№ | Пробы (назови; покажи) | Актив | Пассив | ||||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||||
1 | в | ||||||
2 | из | ||||||
3 | на | ||||||
4 | под | ||||||
Итог |
Примечание: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Понимание существительных с уменьшительно-ласкательным значением (9 проб)
2 балла | – проба выполнена верно. |
1 балл | – проба выполнена с помощью логопеда. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 18 баллов. |
№ | Пробы (покажи, где…) | НГ | КГ |
1 | дом – домик | ||
2 | рот – ротик | ||
3 | стол – столик | ||
4 | мяч – мячик | ||
5 | ложка – ложечка | ||
6 | ёлка – ёлочка | ||
7 | кровать – кроватка | ||
8 | кукла – куколка | ||
9 | вилка - вилочка | ||
Итог |
Примечание: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
- Образование существительны с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением (10 проб)
2 балла | – проба выполнена верно (оценивается каждая правильно показанная пара картинок). |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 20 баллов. |
№ | Пробы | НГ | КГ |
1 | большой – дом, а маленький – … | ||
2 | большой – стол, а маленький – … | ||
3 | большой – нос, а маленький – … | ||
4 | большой – рот, а маленький – … | ||
5 | большой – мяч, а маленький – … | ||
6 | большая – кошка, а маленькая – … | ||
7 | большая – ложка, а маленькая – … | ||
8 | большая – вилка, а маленькая – … | ||
9 | большая – кровать, а маленькая – … | ||
10 | большая – кукла, а маленькая – … | ||
Итог |
Примечание: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Вывод:
• грамматический строй речи в норме
• грамматический строй речи нарушен _______________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Баллов за блок (максимум – 100):
НГ – | + | + | + | + | + | + | + | = | |||||||||
КГ – | + | + | + | + | + | + | + | = |
Блок 10
ИССЛЕДОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ
0 баллов | – фраза отсутствует. |
25 баллов | – фраза (2 слова) только появилась |
50 баллов | – фраза (2 слова) появилась и активно используется. |
75 баллов | – появилась и активно используется 3-словная фраза. |
100 баллов | – появилась и активно используется 4-словная фраза. |
Максимум | – 100 баллов. |
В ходе беседы педагог задаёт ребёнку следующие вопросы:
– Как тебя зовут?
– Сколько тебе лет?
– С кем ты живёшь?
– Как зовут твоих маму и папу?
– Кто тебя приводит в детский сад?
– С кем ты играешь в детском саду?
– Какие твои любимые игрушки?
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Вывод:
• фразовая речь сформирована
• фразовая речь нарушена __________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Баллов за блок (максимум – 100):
НГ – | ||
КГ – |
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На начало года
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Рекомендации логопеда:
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Дата _______________ Подпись логопеда ___________________________
На конец года
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Рекомендации логопеда:
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Дата _______________ Подпись логопеда ___________________________
Дата _______________ Подпись родителей __________________________
Заведующий ДОУ ________________________________________________ (место печати)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. РАСЧЁТ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ
1 балл = 1% успешности
Фонетическая сторона речи (блок 6)
НГ – | КГ – |
Фонематический слух (блок 7)
НГ – | КГ – |
Словарь (блок 8)
НГ – | КГ – |
Грамматический строй (блок 9)
НГ – | КГ – |
Фразовая речь (блок 10)
НГ – | КГ – |
Фонетическая сторона речи (блок 6)
НГ – | КГ – |
Приложение 2. РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА
• норма | • значительное улучшение |
• улучшение | • без улучшений |
Фонетическая сторона речи | Фонематический слух | Словарный запас | |||
Сентябрь | Июнь | Сентябрь | Июнь | Сентябрь | Июнь |
Грамматический строй | Фразовая речь | Речевое развитие | |||
Сентябрь | Июнь | Сентябрь | Июнь | Сентябрь | Июнь |
Приложение 3. ГРАФИК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АЛЬБОМ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ.
Альбом предназначен для обследования речи у детей с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет по разделам речевой карты.Ниже представлена Часть 1: исследование неречевых психических функций....
Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня
Предлагаемые ниже задания предназначены для обследования речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в соответствии критериями. В отличие от общепринятых приемов обследования, направлен...
Е.В. Мазанова Обследование речи детей 4-5 лет с ОНР
Е.В. Мазанова Обследование речи детей 4-5 лет с ОНР...
Е.В. Мазанова Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР
Е.В Мазанова Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР...
Е.В. Мазанова Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР
Е.В. Мазанова Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР...
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...
Макет электронной формы для проведения обследования речи детей «Диагностика устной речи» для детей старшего дошкольного/начального школьного возраста (по адаптированной методике Т.А.Фотековой)
Обеспечение процессов диагностики развития речи является одним из основных направлений деятельности в работе учителя-логопеда.В общем случае в ходе процессов диагностики должно быть обеспечено решение...