Е.В. Мазанова Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа) на тему

Рекун Елена Викторовна

Е.В. Мазанова Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mazanova_ev_obsledovanie_rechi_detey_6-7_let_s_onr.docx145.32 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Мазанова Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР

РЕЧЕВАЯ КАРТА для проведения обследования в подготовительной к школе группе ДОУ

Фамилия, имя ребёнка _________________________________________________________________________

Дата рождения, возраст ________________________________________________________________________

Адрес, № телефона ___________________________________________________________________________

Неорганизованный, организованный (ДОУ № ________________________)

__________________________________________________________________________

Дата поступления в логопедическую группу (дата, № протокола ПМПК, от какого числа) _______________

Заключение ГПМПК __________________________________________________________________________

Заключения специалистов:

отоларинголог __________________________________________________________________________

окулист ________________________________________________________________________________

невролог _______________________________________________________________________________

сведения о семье (ФИО, место работы):

мать ___________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

отец __________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Жалобы родителей ___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Оказывалась ли логопедическая помощь ребёнку (где, сколько, её результативность) ___________________

____________________________________________________________________________________________

Блок 1

АНАМНЕЗ

  1. Наследственные заболевания:

 выявлено ___________________________________________________________________________

 не выявлено

  1. От какой беременности ребёнок __________________________________________________________
  2. Возраст матери при рождении ___________________________________________________________
  3. Характер беременности:

 токсикоз 1, 2 половины

 повышенное давление

 соматические заболевания (острые, хронические) _________________________________________

 инфекционные заболевания (краснуха, грипп, токсоплазмоз, вирусные инфекции, нейроинфекции и др.) ________________________________________________________________________________

 травмы _____________________________________________________________________________

 явления угрозы выкидыша _____________________________________________________________

 несовместимость крови матери и плода

 анемия

 гипоксия

 приём лекарственных препаратов _______________________________________________________

 приём алкоголя, наркотиков, курение

 радиация, вибрация

 психотравмы ________________________________________________________________________

 профессиональные вредности __________________________________________________________

 операционные вмешательства __________________________________________________________

 общий наркоз

  1. Роды

 срочные

 досрочные (7мес., 8 мес.)

 переношенность

 кесарево сечение

 естественные

 стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) _______________________________

 быстрые, стремительные

 обезвоженные

 асфиксия (белая, синяя) _______________________________________________________________

 другие осложнения ___________________________________________________________________

  1. Крик (был, нет, как скоро, характер) ______________________________________________________
  2. Вес при рождении __________________ Рост __________
  3. Вскармливание:

 грудное  искусственное  смешанное

когда принесли кормить ________________________________________________________________

как взял грудь:

 активно  отказ  с помощью

как сосал:

 активно

 засыпал во время кормления

 быстро утомлялся

 наблюдались ли срыгивания, поперхивания

  1. Выписка из роддома на ________________ день.
  2. Дополнительное пребывание в роддоме, причины ___________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Раннее моторное развитие:

держит голову с _____ мес.

сиди с _________ мес.

ходит с _______мес.

  1. Перенесённые заболевания (инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре)

до 1 года _____________________________________________________________________________

после 1 года __________________________________________________________________________

  1. Раннее речевое развитие:

гуление ________________ лепет _____________________

первые слова (какие) ___________________________________________________________________

фразовая речь _________________________________________________________________________

прерывалось ли речевое развитие, почему _________________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Социально-психологические факторы:

 педагогическая запущенность __________________________________________________________

 гипоопека/гиперопека _________________________________________________________________

на каком языке разговаривают в семье ____________________________________________________

речевая среда:

 норма

 имеются нарушения речи (есть ли в семье больные с наследственной патологией, с речевой патологией, двуязычие в семье и др.) ______________________________________________________

______________________________________________________________________________________

социальные условия:

 материально обеспечены

 материально мало обеспечены _________________________________________________________

Вывод. В анамнезе:

 преобладают вредоносные факторы биологического характера;

 преобладают вредоносные факторы социально-психологического характера;

 выражены вредоносные факторы биологического и социально-психологического характера.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Блок 2

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

  1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребёнком в процессе общения

Критерий

НГ

КГ

Легко вступает в контакт

Спокойный

Конфликтный: задирист, нападает на товарищей, отнимает игрушки

Добрый, ласковый

Аккуратный

Работоспособный

Индивидуальные особенности:

начало года __________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

конец года ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

  1. Характер игровой деятельности

Критерий

НГ

КГ

Адекватное использование игрушки

Организует игру творчески

Длительная игра одним предметом, наличие любимой игрушки

Сопровождение игры речью

Обращение к взрослому за помощью

Обучаемость

  1. Состояние психофизических процессов

Особенности внимания

Критерий

НГ

КГ

Устойчивость

Переключаемость

Распределяемость

Рассеянность

Особенности памяти

Пробы
(8-9 картинок и 8-9 слов)

Критерий оценки

Скорость запоминания

Объём запоминания

Точность восприятия

Точность воспроизведения

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

Запомни и назови картинки

Запомни и назови слова

Особенности мышления

Критерий

НГ

КГ

Выделение «четвёртого лишнего»

Классификация

Понимание инструкции

Возьми карандаш и встань со стула (двухступенчатая)

Достань линейку и подойди к столу (двухступенчатая)

Похлопай в ладоши, подойди ко мне, сядь на стульчик (трёхступенчатая)

Понимание смысла предложений

Кошка гонится за мышкой. Кто убегает?

В парке слышаться голоса детей. Кто разговаривает в парке?

Машенька пришла в домик медведей. Кто гость?

Катя бежит за Наташей. Кто бежит быстрее?

Бабушке Оля помогает нести сумку. Кто помощник?

Миша сломал машинку, которую ему подарила бабушка. Что было раньше?

Яша пошёл гулять после того, как сделал уроки. Что было раньше?

Симультанный гнозис (понимание переносного смысла)

Понимание нелепицы

Понимание смысла картинки, сложенной ребёнком из четырёх частей

  1. Особенности зрительного восприятия и внимания

Проба

Соотносит

Показывает

Называет

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

Цвет

белый

чёрный

красный

синий

жёлтый

зелёный

оранжевый

коричневый

фиолетовый

розовый

серый

голубой

Форма (назвать форму, сгруппировать предметы по форме)

круг

овал

квадрат

треугольник

прямоугольник

Величина (разложить предметы)

от меньшего к большему

от большего к меньшему

  1. Зрительно-пространственный гнозис и праксис

Проба

НГ

КГ

Ориентировка в собственном теле: показать

правую / левую руку

правую / левую ногу

правый / левый глаз

правое / левое ухо

Ориентировка в пространстве: показать, что находится

впереди (перед тобой / перед предметом)

сзади (за тобой / за предметом)

слева (от тебя / от предмета)

справа (от тебя / от предмета)

вверху (над тобой / над предметом)

внизу (под тобой / под предметом)

Складывание разрезных картинок

из 4-х частей

из 6-х частей

Складывание фигур из 4-х – 8-ми палочек

По образцу логопеда

По опорной картинке

  1. Слуховое внимание и понимание инструкций

Проба

НГ

КГ

Послушай и скажи, какая игрушка звучала?

Рожок

Барабан

Погремушка

Послушай и определи, где звучала игрушка?

Место 1

Место 2

Место 3

  1. Динамический праксис

Проба

НГ

КГ

Воспроизведение простых и сложных ритмов (I-II; II-I; II-I-I; I-III; I-II-II; I-III-I)

Воспроизведение тихих и громких ударов (а-А, А-а А-а-а, а-А-а)

«Кулак – ребро – ладонь»

  1. Временные представления

Проба

НГ

КГ

Части суток (утро, день, вечер, ночь)

Дни недели и их последовательность

Времена года и их последовательность

Вывод:

 психические функции в норме

 нарушение психических функций __________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________


Блок 3

ИССЛЕДОВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ

  1. Характеристика дыхания

Критерий

НГ

КГ

Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.)

Объём речевого дыхания (нормальный, недостаточный)

Частота речевого дыхания (в норме, учащённое, замедленное)

Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное)

  1. Характеристика голоса

Критерий

НГ

КГ

Громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий)

Тембр (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.)

Атак голоса (мягкая, твёрдая)

Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности)

  1. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)

Критерий

НГ

КГ

Темп (нормальный, быстрый, медленный)

Ритм (нормальный, аритмия)

Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки)

Употребление основных видов интонаций (повествовательной, побудительной, вопросительной)

Интонационная выразительность (норма, выразительная, маловыразительная, невыразительная)

Дикция (нечёткая, смазанная)

При заикании. Формы судорог:

 тонические

 клонические

 тоно-клонические

 клоно-тонические

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Вывод:

 дыхательная и голосовая функции в норме

 нарушение дыхательной и голосовой функций _______________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________


Блок 4

ИССЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

  1. Губы

 норма

 укороченная верхняя губа

 толстые/тонкие

 отвисшая нижняя губа

 губы не выражены

 расщелина

 шрамы ______________________________

Подвижность:

начало года __________________________________________________________________________

конец года ___________________________________________________________________________

Сглаженность носогубных складок:

начало года __________________________________________________________________________

конец года ___________________________________________________________________________

  1. Зубы

 норма

 мелкие/крупные

 вне челюстной дуги

 отсутствие зубов

 широкие промежутки между зубами

 требуется коррекция зубочелюстной системы _________________________________________

  1. Прикус

 норма

 прогнатия

 прогения

 ложная прогнатия

 ложная прогения

 передний

 открытый

 боковой открытый (двусторонний, левосторонний, правосторонний) ______________________

 прямой

 глубокий

 перекрестный

  1. Твёрдое нёбо

 норма

 высокое

 узкое

 плоское

 широкое

 куполообразное

 готическое

 расщелина

 субмукозная щель

______________________________________________________________________________________

  1. Мягкое нёбо

 норма

 укороченное

 раздвоенное

 расщелина

 отклоняется вправо/влево

 не сокращается

 отсутствие маленького язычка

______________________________________________________________________________________

  1. Язык

 норма

 массивный

 маленький

 узкий

 длинный

 короткий

 «географический»

кончик языка:

 раздвоенный

 не выражен

подъязычная связка:

 укороченная

 массивная

 двойная

 тройная

 не выражена

______________________________________________________________________________________


Блок 5

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИ

  1. Состояние общей моторики

Пробы

НГ

КГ

Попрыгать на правой ноге

Попрыгать на левой ноге

Попрыгать попеременно на левой / правой ноге

Отметить следующие особенности движений ребёнка:

 сила ____________________________________________________________________________

 точность _________________________________________________________________________

 объём ___________________________________________________________________________

 координированность_______________________________________________________________

 переключамость___________________________________________________________________

Вывод:

 общая моторика в норме

 нарушение моторики (моторная напряжённость, скованность движений, нескоординированность движений и др.) __________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Состояние мелкой моторики

Пробы

НГ

КГ

Расстёгивание, застёгивание пуговиц

Шнуровка

Завязывание узла / бантика

Рисование простых предметов: круг, домик, дорожка (правой и левой рукой, обеими руками одновременно)

«Замок»

«Кулак – ладошка» (правая рука, левая рука, обе руки одновременно)

Отметить следующие особенности движений ребёнка:

 ловкость_________________________________________________________________________

 точность _________________________________________________________________________

 скорость_________________________________________________________________________

 координированность_______________________________________________________________

Вывод:

 мелкая моторика в норме

 нарушение мелкой моторики ______________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Состояние мимической мускулатуры

Пробы

НГ

КГ

Изолированно закрыть один глаз; поморгать

Синкинезии

 наблюдаются

 отсутствуют

 наблюдаются

 отсутствуют

Поднять брови вверх («удивиться»)

Выполняет:

 равномерно

 неравномерно

 равномерно

 неравномерно

Нахмурить брови («рассердиться»)

 симметрично

 синхронно

 симметрично

 синхронно

Надуть щёки («толстячок»)

 симметрично

 симметрично

Втянуть щёки («худышка»)

 симметрично

 симметрично

«Оскал» – «Хоботок»

Сглаженность носогубных складок

 наблюдается

 не наблюдается

 наблюдается

 не наблюдается

  1. Состояние артикуляционной моторики

Пробы

НГ

КГ

Пробы

НГ

КГ

«Улыбка»

«Маятник»

«Трубочка»

«Грибок»

«Лопаточка»

«Лошадка»

«Иголочка»

«Забор»

«Индюшка»

«Маляр»

«Дятел»

«Качели»

«Вкусное варенье»

«Лопаточка» – «Иголочка»

«Улыбка» – «Трубочка»

При выполнении артикуляционных заданий наблюдается:

 гиперемия

 цианоз

 быстрая утомляемость

 синкинезии

 тремор ________________________________________________________________________

 повышенная саливация ___________________________________________________________

 пониженная саливация ___________________________________________________________

Вывод:

 мимическая и артикуляционная моторика в норме

 нарушение моторики ____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________


Блок 6

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

2,5 балла

– проба выполнена верно.

1 балл

– проба выполнена с ошибками (ошибочное произношение звука в одной или нескольких позициях).

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 100 баллов.

  1. Состояние звукопроизношения (21 проба)

Пробы

НГ

КГ

1

[с]: Собака ест мясо.

2

,]: Сима и Сеня весело смеялись.

3

[з]: У Зои заболели зубы.

4

,]: У Зины зимой зябнет нос.

5

[ц]: Курица с цыплятами около колодца.

6

[ш]: У Маши новая шуба и шапка.

7

[ж]: Жук жужжит.

8

[ч]: Девочки и мальчики скачут как мячики.

9

[щ]: Щёткой чищу я щенка.

10

[р]: У Раи на руке рана.

11

,]: Рита с Риммой варят рис.

12

[л]: Лампа упала со стола.

13

,]: Лида и Лена гуляли на улице.

14

[jа]: Яша ел сладкие яблоки.

15

[jо]: Ёжик у ёлки наколол гриб на иголки.

16

[jу]: Юра играет в хоккей клюшкой.

17

[к], [к,]: Катя кладёт кубики в пакет.

18

[г], [г,]: Гена купил книги в магазине.

19

[х], [х,]: Тихон нюхает духи.

20

[д], [д,]: Дина будет доктором.

21

[т], [т,]: У кота пушистый хвостик.

Итог

Нарушения других звуков ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Дифференциация звуков во фразе(19 проб)

Пробы

НГ

КГ

1

[с] – [ш]: У Саши шесть стёклышек.

2

[з] – [ж]: У Зои жёлтый зонт.

3

[ш] – [ж]: У кошки лежат ложки в лукошке.

4

[с] – [з]: Соня отдала Зое зайку и сачок.

5

[ц] – [т,]: Тиме в окошко светило солнце.

6

[с] – [ц]: Лиса сцапала курицу.

7

,] – [ч]: У Сенечки семечки.

8

,] – [ч]: Надо чинить выключатель.

9

[ц] – [ч]: Чайка отличается от цапли.

10

[ч] – [щ]: Часовщик чинит часы.

11

[ч] – [ш]: Чебурашка пьёт из чашки.

12

[ш] – [щ]: У Миши Щукина хорошие товарищи.

13

,] – [щ]: У щуки усищи.

14

[р] – [л]: Клава рвала спелые груши.

15

[д] – [т], [д,] – [т,]: Дети гостили в деревне. Там собака Линда сторожила дом.

16

[к] – [х]: Катя на кухне.

17

[в] – [ф]: Фарфоровая ваза стоит в столовой на буфете.

18

[г] – [к]: У Кати Гагариной короткие косы.

19

[б] – [п]: Борин папа купил машину «Победа».

Итог

Нарушения других звуков ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Вывод:

 звукопроизношение в норме

 нарушение звукопроизношения ___________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Баллов за блок (максимум – 100):

НГ –

+

=

КГ –

+

=


Блок 7

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

  1. Называние предметов на картинках (5 проб)

2 балла

– проба выполнена верно.

1 балл

– проба выполнена с помощью логопеда (или самостоятельно с 1-2 ошибками).

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 10 баллов.

Пробы

НГ

КГ

1

дерево

2

аквариум

3

пылесос

4

велосипедист

5

экскаватор

Итог

  1. Воспроизведение слов (10 проб)

2 балла

– проба выполнена верно.

1 балл

– проба выполнена с помощью логопеда (или самостоятельно с 1-2 ошибками).

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 20 баллов.

Пробы

НГ

КГ

1

строительство

2

серпантин

3

часовщик

4

репетиция

5

сквозняк

6

дерево

7

аквариум

8

милиционер

9

мотоциклист

10

скатерть

Итог

  1. Воспроизведение предложений (4 пробы)

5 баллов

– проба выполнена верно.

2 балла

– проба выполнена с помощью логопеда (или самостоятельно с 3-5 ошибками).

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 20 баллов.

Пробы

НГ

КГ

1

Мама расчёсывает волосы перед зеркалом.

2

Регулировщик регулирует движение.

3

Водопроводчик чинит водопровод.

4

Чистильщик чистит обувь.

Итог

  1. Деление слов на слоги (4 пробы)

5 баллов

– проба выполнена верно.

2 балла

– проба выполнена с помощью логопеда (или самостоятельно с 1-2 ошибками).

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 20 баллов.

Пробы

НГ

КГ

Пробы

НГ

КГ

1

кит

3

виноград

2

вишня

4

смородина

Итог

  1. Слоговой синтез (3 пробы)

10 баллов

– проба выполнена верно (самостоятельно подбирает 3-4 слова).

5 баллов

– проба выполнена частично (подбирает 1-2 слова или частично ошибается в выборе слов).

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 30 баллов.

Вспомнить и назвать слова, состоящие из:

Пробы

НГ

КГ

1

одного слога

2

двух слогов

3

трёх слогов

Итог

Вывод:

 состояние слоговой структуры в норме

 состояние слоговой структуры нарушено ___________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Баллов за блок (максимум – 100):

НГ –

+

+

+

+

=

КГ –

+

+

+

+

=


Блок 8

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

  1. Исследование сформированности фонематического слуха
  1. Показ картинок с заданным звуком _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Восприятие заданного звука в словах, в слогах, изолированно (хлопни в ладоши, если услышишь звук …) ______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Воспроизведение на слух рядов слогов (10 пробы)

2 балла

– проба выполнена верно.

1 балл

– проба выполнена с помощью логопеда.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 20 баллов.

Пробы

НГ

КГ

Пробы

НГ

КГ

са-ша-са

за-за-жа-за

ца-са-ца

ча-ча-ща-ча

ба-па-па

ка-га-га-ка

тя-ча-тя

па-пя-па-пя

ра-ла-ра

ря-ля-ря-ря

Итог

  1. Воспроизведение на слух рядов слов (5 проб)

2 балла

– проба выполнена верно.

1 балл

– проба выполнена с помощью логопеда.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 10 баллов.

Пробы

НГ

КГ

1

день – тень

2

мишка – миска

3

бочка – почка

4

кот – год – ход

5

том – дом – ком

Итог

  1. Воспроизведение на слух предложений (4 пробы)

5 баллов

– проба выполнена верно.

2 балла

– проба выполнена с помощью логопеда.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 20 баллов.

Пробы

НГ

КГ

1

Мама расчёсывает волосы перед зеркалом.

2

Регулировщик регулирует движение.

3

Водопроводчик чинит водопровод.

4

Чистильщик чистит обувь.

Итог

  1. Исследование фонематических представлений (5 проб)

4 балла

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 20 баллов.

Пробы

(назови слова, которые начинаются …)

НГ

КГ

1

со звука [а]

2

со звука [о]

3

со звука [у]

4

со звука [к]

5

со звука [с]

Итог

  1. Исследование возможности фонематического анализа (5 проб)

4 балла

– проба выполнена верно.

2 балла

– проба выполнена с помощью логопеда.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 20 баллов.

Пробы

(назови в словах все звуки по порядку)

НГ

КГ

1

мак

2

утка

3

кит

4

кошка

5

капуста

Итог

  1. Исследование возможности синтеза слов из звуков (5 проб)

2 балла

– проба выполнена верно.

1 балл

– проба выполнена с помощью логопеда.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 10 баллов.

Пробы

НГ

КГ

1

К, О, Т

2

О, С, А

3

В, А, Т, А

4

У, Т, К, А

5

К, А, П, О, Т

Итог

Вывод:

 фонематический слух в норме

 нарушение фонематического слуха ________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Баллов за блок (максимум – 100):

НГ –

+

+

+

+

+

=

КГ –

+

+

+

+

+

=


Блок 9

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ

  1. Словарь существительных (активный и пассивный)

1 балл

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 28 балла.

  1. Обобщающие понятия (10 проб).

Пробы

(назови одним словом)

НГ

КГ

1

Яблоко, груша, банан, апельсин

2

Олень, волк, барсук, белка

3

Берёза, дуб, осина, клён

4

Ручка, карандаш, тетрадь, портфель

5

Самолёт, такси, автобус, поезд

6

Скрипка, пианино, гитара, флейта

7

Тапочки, сапоги, туфли, босоножки

8

Шапка, кепка, шляпа, панамка

9

Пила, топор, молоток, ножницы

10

Щука, окунь, сом, лещ

Итог

  1. Словарь по лексическим темам (5 проб).

Пробы

(назови предметы, относящиеся к …)

НГ

КГ

1

мебели

2

инструментам

3

насекомым

4

обуви

5

грибам

Итог

  1. Называние частей предметов (по картинкам; 3 пробы).

Пробы

(назови части предмета)

НГ

КГ

1

Ботинок (подошва, каблук, шнурки, пятка, носок, язычок)

2

Диван (сиденье, спинка, ножки, подлокотники)

3

Машина (кабина, кузов, руль, колесо)

Итог

  1. Объяснение лексического значения слов (по картинкам;5 проб).

Пробы

(объясни, что это)

НГ

КГ

1

огород

2

вагон

3

эскалатор

4

поезд

5

холодильник

Итог

  1. Подбор существительны к прилагательным (5 проб).

Пробы

(про что можно сказать …)

НГ

КГ

1

увлекательное

2

хорошее

3

морозный

4

звонкая

5

холодное

Итог

  1. Словарь прилагательных (5 проб)

2 балла

– проба выполнена верно (самостоятельно подбирает 3-4 прилагательных).

1 балл

– проба выполнена частично (подбирает 1-2 слова или выполняет задание с помощью логопеда).

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 10 баллов.

Пробы

(скажи, какие …)

НГ

КГ

1

осень (какая?)

2

друзья (какие?)

3

вечер (какой?)

4

ведро (какое?)

5

карандаши (какие?)

Итог

  1. Словарь глаголов

1 балл

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 22 баллов.

  1. Называние глаголов к существительным (17 проб).

Пробы

НГ

КГ

Назови, как передвигается…

1

лошадь (скачет, идёт…)

2

ворона (летает, прыгает…)

3

рыба (плавает)

4

человек (идёт, бежит)

5

черепаха (ползёт)

Назови, что делает…

6

почтальон (разносит письма)

7

парикмахер (стрижёт людей)

8

лётчик (управляет самолётом)

9

художник (рисует картины)

10

швея (шьёт одежду)

Назови, что делают…

11

лейкой (поливают)

12

лопатой (копают)

13

расчёской (расчёсываются0

14

красками (рисуют)

15

удочкой (ловят рыбу)

16

ножницами (режут)

17

иголкой (шьют)

Итог

  1. Называние глаголов, обозначающих звукоподражания (5 проб).

Пробы

(назови, как подаёт голос …)

НГ

КГ

1

утка (крякает)

2

петух (кукарекает)

3

гусь (гогочет)

4

лошадь (ржёт)

5

ворона (каркает)

Итог

  1. Словарь наречий (5 проб)

1 балл

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 10 баллов.

Пробы

(ответь на вопросы)

НГ

КГ

1

Как ползает черепаха?

2

Как скачет конь?

3

Когда дети идут в сад?

4

Когда ребята идут гулять?

5

Когда мы ложимся спать?

6

Как на улице летом?

7

Когда опадают листья на деревьях?

8

Когда появляются первые цветы?

9

Как на улице зимой?

10

Как крадётся лиса на охоте?

Итог

  1. Словарь антонимов (5 проб)

3 балла

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 15 баллов.

Пробы

(скажи наоборот)

НГ

КГ

1

день, весна, мороз

2

большой, низкий, широкий

3

сесть, говорить, ссориться

4

расстёгивать, входить, наливать

5

темно, далеко, быстро

Итог

  1. Словарь синонимов (5 проб)

3 балла

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 15 баллов.

Пробы

(скажи по-другому)

НГ

КГ

1

лётчик (пилот)

2

шофёр (водитель)

3

врач (доктор)

4

печальный (грустный)

5

хорошо (прекрасно, замечательно)

Итог

Вывод:

 словарь в норме

 нарушение словаря ______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Баллов за блок (максимум – 100):

НГ –

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

=

КГ –

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

=


Блок 10

ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

2 балла

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 100 балла.

  1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением (по картинкам; 8 проб)

Пробы

(сравни и назови предметы)

НГ

КГ

1

книга – книжечка

2

воробей – воробушек

3

стул – стульчик

4

ведро – ведёрко

5

хлеб – хлебушек

6

гриб – грибок

7

топор – топорик

8

белка – белочка

Итог

  1. Образование существительных при помощи суффикса –ниц- (4 пробы

Пробы

(образуй названия предметов, в которые кладут …)

НГ

КГ

1

песок (песочница)

2

конфеты (конфетница)

3

селёдку (селёдочница)

4

суп (супница)

Итог

  1. Образование названий детёнышей (по картинкам; 8 проб)

Пробы

НГ

КГ

Пробы

НГ

КГ

1

у зайца

5

у волка

2

у барсука

6

у кролика

3

у ежа

7

у медведя

4

у лося

8

у белки

Итог

  1. Образование названий профессий по действию (5 проб)

Пробы

(назови действия)

НГ

КГ

1

водит машину

2

учит детей

3

продаёт товары

4

водит трактор

5

воспитывает детей

Итог

  1. Образование сложных слов (4 пробы)

Пробы

(закончи фразу)

НГ

КГ

1

всасывает пыль – это … (пылесос)

2

листья падают – это … (листопад)

3

сам летает – это … (самолёт)

4

вода падает – это … (водопад)

Итог

  1. Образование относительных прилагательных (5 проб)

Пробы

НГ

КГ

1

скамейка из дерева

2

тетрадь из бумаги

3

сумка из кожи

4

шуба из меха

5

сок из моркови

Итог

  1. Образование притяжательных прилагательных (по картинкам; 5 проб

Пробы

(чья голова? чей хвост? чьё ухо?)

НГ

КГ

1

у лошади

2

у медведя

3

у льва

4

у тигра

5

у овцы

Итог

  1. Образование глаголов префиксальным способом (по картинкам; 5 проб)

Пробы

(назови действия)

НГ

КГ

1

наливает

2

переливает

3

выливает

4

подошёл

5

вышел

Итог

  1. Образование наречий от прилагательных (6 проб)

Пробы

НГ

КГ

1

далёкий (далеко)

2

высокий (высоко)

3

тихий (тихо)

4

быстрый (быстро)

5

правый (вправо / направо)

6

низкий (низко / вниз / снизу)

Итог

Вывод:

 навыки словообразования в норме

 навыки словообразования нарушены _______________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Баллов за блок (максимум – 100):

НГ –

+

+

+

+

+

+

+

+

=

КГ –

+

+

+

+

+

+

+

+

=


Блок 11

ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

  1. Образование формы множественного числа существительных (5 проб).

2 балла

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 10 баллов.

Пробы (назови много)

НГ

КГ

1

ухо (уши)

2

утёнок (утята)

3

стул (стулья)

4

ведро (вёдра)

5

книга (книги)

Итог

  1. Использование существительных в форме единственного числа в беспредложных конструкциях (по картинкам; 5 проб).

2 балла

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 10 баллов.

Пробы (что происходит на картинке?)

НГ

КГ

1

Мама варит суп.

2

Кошка ловит мышку.

3

Папа копает лопатой грядку.

4

Девочка угощает морковкой лошадку.

5

Мальчик накачивает насосом шину велосипеда.

Итог

  1. Использование в речи предложно-падежных конструкций (по картинкам; 10 проб)

1 балл

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 10 баллов.

Пробы

НГ

КГ

1

Куда идут девочки?

Где лежит торт?

2

Откуда выйдут девочки?

Откуда возьмём торт?

3

Где висит одежда?

Где стоят книги?

4

Откуда снимем пальто?

Откуда возьмём книги?

5

Куда прячутся ребята?

Где сидит ученик?

6

Откуда выбегут ребята?

Откуда встанет ученик?

7

Где сидит ёжик?

Где лежит лекарство?

8

Откуда вылезет ёжик?

Откуда возьмём лекарство?

9

Где летает змей?

Где сияет радуга?

10

Где находится волк?

Где стоит заяц?

Итог

  1. Использование форм косвенного падежа (5 проб)

2 балла

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 10 баллов.

Пробы

НГ

КГ

1

Кого ты видел в зоопарке?

2

Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?

3

К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка?

4

Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? За чем мы ходим в лес?

5

На чём катаются дети?

Итог

  1. Понимание семантики падежных окончаний (с предметами и по картинкам; 5 проб)

2 балла

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 10 баллов.

Пробы

НГ

КГ

1

Покажи ручкой картинку.

2

Покажи фломастером ручку.

3

Где лиса ловит мышку, а где мышка ловит лису?

4

Где мальчик везёт снеговика, а где снеговик везёт мальчика?

5

Где мама кормит сына, а где сын кормит маму?

Итог

  1. Согласование прилагательных с существительными (5 проб)

1 балл

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 5 баллов.

Пробы

НГ

КГ

1

портрет краси…

2

стаканчик бумаж…

3

улыбка приветли…

4

дни тёпл…

5

окно гряз…

Итог

  1. Согласование числительных с существительными (5 проб)

1 балл

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 5 баллов.

Пробы

(посчитай предметы)

1

2

3

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

1

дом

2

окно

3

ведро

4

дерево

5

кукла

Итог

  1. Изменение глаголов по числам и временам (5 проб)

2 балла

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 10 баллов.

Пробы

НГ

КГ

Форма числа

1

Кот лежит, а коты …

2

Самолёт летит, а самолёты …

Форма времени (Девочка играет.)

3

Что делала девочка?

4

Что делает девочка?

5

Что будет делать девочка?

Итог

  1. Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида (5 проб)

2 балла

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 10 баллов.

Пробы (скажи, что сделал?)

НГ

КГ

1

поливал (полил)

2

собирал (собрал)

3

мыла (вымыла)

4

вытирал (вытер)

5

шёл (пришёл, ушёл, вышел)

Итог

  1. Образование возвратных глаголов (5 проб)

2 балла

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 10 баллов.

Пробы (скажи по образцу)

НГ

КГ

1

одевает (одевается)

2

вытирает (вытирается)

3

моет (моется)

4

причёсывает (причёсывается)

5

обувает (обувается)

Итог

  1. Дифференциация предлогов (10 проб)

1 балл

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 10 баллов.

Пробы

НГ

КГ

1

под – над

2

на – над

3

с – со

4

в – на

5

от – к

6

в – из

7

из - под

8

из – за

9

из – под – из-под

10

из – за – из-за

Итог

Вывод:

 грамматический строй речи в норме

 грамматический строй речи нарушен _______________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Баллов за блок (максимум – 100):

НГ –

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

=

КГ –

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

=


Блок 12

ИССЛЕДОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ

  1. Беседа
  • Как тебя зовут? _________________________________________________________________
  • Сколько тебе лет? _______________________________________________________________
  • Где ты живёшь? _________________________________________________________________
  • С кем ты живёшь? _______________________________________________________________
  • Как зовут маму (папу)? ___________________________________________________________
  • Какие у тебя есть игрушки? _______________________________________________________
  • Что ты делал сегодня утром по порядку? ____________________________________________

_______________________________________________________________________________

  • Ты сюда пришёл или приехал? ____________________________________________________
  • На чём можно ехать? _____________________________________________________________
  • Ты был в зоопарке (цирке)? Кого ты нам видел? ______________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  • Куда ты ездил летом? Что ты нам видел? ____________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  • Какое сейчас время года? Как ты догадался? _________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Пересказ прослушанного рассказа

Горошины

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Критерий смысловой целостности:

20 баллов

– пересказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья.

10 баллов

– допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих элементов.

5 баллов

– выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла либо пересказ не завершён.

0 баллов

– отсутствие описания ситуации.

Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

20 баллов

– пересказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.

10 баллов

– пересказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичные поиски слов, неточность словоупотребления.

5 баллов

– наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств.

0 баллов

– пересказ не составлен.

Критерий самостоятельности выполнения заданий:

10 баллов

– самостоятельный пересказ после первого предъявления.

7 баллов

– пересказ с минимальной помощью (1-2 вопроса).

5 баллов

– правильный пересказ после повторного прочтения.

1 баллов

– составление рассказа после повторного прочтения со стимулирующей помощью.

0 баллов

– на может составить пересказ.

Максимум

– 50 баллов.

Сентябрь: _____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Итог:

+

+

=

Май: _________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Итог:

+

+

=

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Критерий смысловой целостности:

20 баллов

– рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья.

10 баллов

– допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих элементов.

5 баллов

– выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла либо рассказ не завершён.

0 баллов

– отсутствие описания ситуации.

Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

20 баллов

– рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.

10 баллов

– рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичные поиски слов, неточность словоупотребления.

5 баллов

– наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств.

0 баллов

– рассказ не оформлен.

Критерий самостоятельности выполнения заданий:

10 баллов

– самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ.

5 баллов

– картинки разложены неверно, но, по ходу рассказа, самостоятельно исправлена ошибка и верно составлен рассказ.

3 балла

– картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно.

1 балл

– раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью.

0 баллов

– не может выполнить задание.

Максимум

– 50 баллов.

Сентябрь: _____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Итог:

+

+

=

Май: _________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Итог:

+

+

=

Вывод:

 фразовая речь в норме

 фразовая речь нарушена __________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Баллов за блок (максимум – 100):

НГ –

+

=

НГ –

+

=


ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На начало года

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Рекомендации логопеда:

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Дата _______________ Подпись логопеда ___________________________

На конец года

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Рекомендации логопеда:

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Дата _______________ Подпись логопеда ___________________________

Дата _______________ Подпись родителей __________________________

Заведующий ДОУ ________________________________________________ (место печати)


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. РАСЧЁТ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ

1 балл = 1% успешности

Фонетическая сторона речи (блок 6)

НГ –

КГ –

Слоговой анализ и синтез (блок 7)

НГ –

КГ –

Фонематическое восприятие (блок 8)

НГ –

КГ –

Словарь (блок 9)

НГ –

КГ –

Навыки словообразования (блок 10)

НГ –

КГ –

Грамматический строй речи (блок 11)

НГ –

КГ –

Фразовая речь (блок 12)

НГ –

КГ –

Приложение 2. РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА

 норма

 значительное улучшение

 улучшение

 без улучшений

Фонетическая сторона речи

Слоговой анализ и синтез

Фонематическое восприятие

Сентябрь

Июнь

Сентябрь

Июнь

Сентябрь

Июнь

Словарь и навыки словообразования

Грамматический строй

Фразовая речь

Сентябрь

Июнь

Сентябрь

Июнь

Сентябрь

Июнь


Приложение 3. ГРАФИК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АЛЬБОМ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ.

Альбом предназначен для обследования речи у детей с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет по разделам речевой карты.Ниже представлена Часть 1: исследование неречевых психических функций....

Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня

Предлагаемые ниже задания предназначены для обсле­дования речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в соответствии кри­териями. В отличие от общепринятых приемов обследо­вания, направлен...

Е.В. Мазанова Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР

Е.В. Мазанова Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР...

Е.В. Мазанова Обследование речи детей 4-5 лет с ОНР

Е.В. Мазанова Обследование речи детей 4-5 лет с ОНР...

Е.В. Мазанова Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР

Е.В Мазанова Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Макет электронной формы для проведения обследования речи детей «Диагностика устной речи» для детей старшего дошкольного/начального школьного возраста (по адаптированной методике Т.А.Фотековой)

Обеспечение процессов диагностики развития речи является одним из основных направлений деятельности в работе учителя-логопеда.В общем случае в ходе процессов диагностики должно быть обеспечено решение...