Е.В. Мазанова Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) на тему
Е.В Мазанова Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mazanova_ev_obsledovanie_rechi_detey_5-6_let_s_onr.docx | 145.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В. Мазанова Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР
РЕЧЕВАЯ КАРТА для проведения обследования в старшей группе ДОУ
Фамилия, имя ребёнка _________________________________________________________________________
Дата рождения, возраст ________________________________________________________________________
Адрес, № телефона ___________________________________________________________________________
Неорганизованный, организованный (ДОУ № ________________________)
__________________________________________________________________________
Дата поступления в логопедическую группу (дата, № протокола ПМПК, от какого числа) _______________
Заключение ГПМПК __________________________________________________________________________
Заключения специалистов:
отоларинголог __________________________________________________________________________
окулист ________________________________________________________________________________
невролог _______________________________________________________________________________
сведения о семье (ФИО, место работы):
мать ___________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
отец __________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Жалобы родителей ___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Оказывалась ли логопедическая помощь ребёнку (где, сколько, её результативность) ___________________
____________________________________________________________________________________________
Блок 1
АНАМНЕЗ
- Наследственные заболевания:
• выявлено ___________________________________________________________________________
• не выявлено
- От какой беременности ребёнок __________________________________________________________
- Возраст матери при рождении ___________________________________________________________
- Характер беременности:
• токсикоз 1, 2 половины
• повышенное давление
• соматические заболевания (острые, хронические) _________________________________________
• инфекционные заболевания (краснуха, грипп, токсоплазмоз, вирусные инфекции, нейроинфекции и др.) ________________________________________________________________________________
• травмы _____________________________________________________________________________
• явления угрозы выкидыша _____________________________________________________________
• несовместимость крови матери и плода
• анемия
• гипоксия
• приём лекарственных препаратов _______________________________________________________
• приём алкоголя, наркотиков, курение
• радиация, вибрация
• психотравмы ________________________________________________________________________
• профессиональные вредности __________________________________________________________
• операционные вмешательства __________________________________________________________
• общий наркоз
- Роды
• срочные
• досрочные (7мес., 8 мес.)
• переношенность
• кесарево сечение
• естественные
• стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) _______________________________
• быстрые, стремительные
• обезвоженные
• асфиксия (белая, синяя) _______________________________________________________________
• другие осложнения ___________________________________________________________________
- Крик (был, нет, как скоро, характер) ______________________________________________________
- Вес при рождении __________________ Рост __________
- Вскармливание:
• грудное • искусственное • смешанное
когда принесли кормить ________________________________________________________________
как взял грудь:
• активно • отказ • с помощью
как сосал:
• активно
• засыпал во время кормления
• быстро утомлялся
• наблюдались ли срыгивания, поперхивания
- Выписка из роддома на ________________ день.
- Дополнительное пребывание в роддоме, причины ___________________________________________
______________________________________________________________________________________
- Раннее моторное развитие:
держит голову с _____ мес.
сиди с _________ мес.
ходит с _______мес.
- Перенесённые заболевания (инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре)
до 1 года _____________________________________________________________________________
после 1 года __________________________________________________________________________
- Раннее речевое развитие:
гуление ________________ лепет _____________________
первые слова (какие) ___________________________________________________________________
фразовая речь _________________________________________________________________________
прерывалось ли речевое развитие, почему _________________________________________________
______________________________________________________________________________________
- Социально-психологические факторы:
• педагогическая запущенность __________________________________________________________
• гипоопека/гиперопека _________________________________________________________________
на каком языке разговаривают в семье ____________________________________________________
речевая среда:
• норма
• имеются нарушения речи (есть ли в семье больные с наследственной патологией, с речевой патологией, двуязычие в семье и др.) ______________________________________________________
______________________________________________________________________________________
социальные условия:
• материально обеспечены
• материально мало обеспечены _________________________________________________________
Вывод. В анамнезе:
• преобладают вредоносные факторы биологического характера;
• преобладают вредоносные факторы социально-психологического характера;
• выражены вредоносные факторы биологического и социально-психологического характера.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Блок 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
- Общие данные, полученные из наблюдения за ребёнком в процессе общения
Критерий | НГ | КГ |
Легко вступает в контакт | ||
Спокойный | ||
Конфликтный: задирист, нападает на товарищей, отнимает игрушки | ||
Добрый, ласковый | ||
Аккуратный | ||
Работоспособный |
Индивидуальные особенности:
начало года __________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
конец года ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
- Характер игровой деятельности
Критерий | НГ | КГ |
Адекватное использование игрушки | ||
Организует игру творчески | ||
Длительная игра одним предметом, наличие любимой игрушки | ||
Сопровождение игры речью | ||
Обращение к взрослому за помощью | ||
Обучаемость |
- Состояние психофизических процессов
Особенности внимания
Критерий | НГ | КГ |
Устойчивость | ||
Переключаемость | ||
Распределяемость | ||
Рассеянность |
Особенности памяти
Пробы | Критерий оценки | |||||||
Скорость запоминания | Объём запоминания | Точность восприятия | Точность воспроизведения | |||||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | |
Запомни и назови картинки | ||||||||
Запомни и назови слова |
Особенности мышления
Критерий | НГ | КГ |
Выделение «четвёртого лишнего» | ||
Классификация | ||
Понимание инструкции | ||
Возьми карандаш и встань со стула (двухступенчатая) | ||
Достань линейку и подойди к столу (двухступенчатая) | ||
Похлопай в ладоши, подойди ко мне, сядь на стульчик (трёхступенчатая) | ||
Понимание смысла предложений | ||
В лесу слышатся голоса птиц. Кто поёт в лесу? | ||
Петя идёт за Сашей. Кто идёт первым? | ||
Володя пришёл домой с братом. Кто пришёл домой? | ||
Катя бежит за Наташей. Кто бежит быстрее? | ||
Петя ударил Васю. Кому было больно? | ||
Я пошёл в гости после того, как убрал свои игрушки. Что было раньше? | ||
Витя сломал карандаш, который ему подарила Оля. Что было раньше? | ||
Симультанный гнозис (понимание переносного смысла) | ||
Понимание нелепицы | ||
Понимание смысла картинки, сложенной ребёнком из четырёх частей |
- Особенности зрительного восприятия и внимания
Проба | Соотносит | Показывает | Называет | |||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | |
Цвет | ||||||
белый | ||||||
чёрный | ||||||
красный | ||||||
синий | ||||||
жёлтый | ||||||
зелёный | ||||||
оранжевый | ||||||
коричневый | ||||||
фиолетовый | ||||||
розовый | ||||||
серый | ||||||
голубой | ||||||
Форма (назвать форму, сгруппировать предметы по форме) | ||||||
круг | ||||||
овал | ||||||
квадрат | ||||||
треугольник | ||||||
прямоугольник | ||||||
Величина (разложить предметы) | ||||||
от меньшего к большему | ||||||
от большего к меньшему |
- Зрительно-пространственный гнозис и праксис
Проба | НГ | КГ |
Ориентировка в собственном теле: показать | ||
правую / левую руку | ||
правую / левую ногу | ||
правый / левый глаз | ||
правое / левое ухо | ||
Ориентировка в пространстве: показать, что находится | ||
впереди (перед тобой / перед предметом) | ||
сзади (за тобой / за предметом) | ||
слева (от тебя / от предмета) | ||
справа (от тебя / от предмета) | ||
вверху (над тобой / над предметом) | ||
внизу (под тобой / под предметом) | ||
Складывание разрезных картинок | ||
из 3-х частей | ||
из 4-х частей | ||
Складывание фигур из 4-х – 8-ми палочек | ||
По образцу логопеда | ||
По опорной картинке |
- Слуховое внимание и понимание инструкций
Проба | НГ | КГ |
Послушай и скажи, какая игрушка звучала? | ||
Рожок | ||
Барабан | ||
Погремушка | ||
Послушай и определи, где звучала игрушка? | ||
Место 1 | ||
Место 2 | ||
Место 3 |
- Динамический праксис
Проба | НГ | КГ |
Воспроизведение простого ритма (I-I; I-II; II-I; II-I-I; I-I-II; I-III) | ||
Воспроизведение сложного ритма (III-II; I-II-II; I-III-I; III-I-I) | ||
«Кулак – ребро – ладонь» |
- Временные представления
Проба | НГ | КГ |
Части суток (утро, день, вечер, ночь) | ||
Дни недели и их последовательность | ||
Времена года и их последовательность |
Вывод:
• психические функции в норме
• нарушение психических функций __________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Блок 3
ИССЛЕДОВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ
- Характеристика дыхания
Критерий | НГ | КГ |
Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.) | ||
Объём речевого дыхания (нормальный, недостаточный) | ||
Частота речевого дыхания (в норме, учащённое, замедленное) | ||
Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное) |
- Характеристика голоса
Критерий | НГ | КГ |
Громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) | ||
Тембр (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.) | ||
Атак голоса (мягкая, твёрдая) | ||
Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности) |
- Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)
Критерий | НГ | КГ |
Темп (нормальный, быстрый, медленный) | ||
Ритм (нормальный, аритмия) | ||
Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки) | ||
Употребление основных видов интонаций (повествовательной, побудительной, вопросительной) | ||
Интонационная выразительность (норма, выразительная, маловыразительная, невыразительная) | ||
Дикция (нечёткая, смазанная) |
При заикании. Формы судорог:
• тонические
• клонические
• тоно-клонические
• клоно-тонические
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Вывод:
• дыхательная и голосовая функции в норме
• нарушение дыхательной и голосовой функций _______________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Блок 4
ИССЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
- Губы
• норма | • укороченная верхняя губа |
• толстые/тонкие | • отвисшая нижняя губа |
• губы не выражены | • расщелина |
• шрамы ______________________________ |
Подвижность:
начало года __________________________________________________________________________
конец года ___________________________________________________________________________
Сглаженность носогубных складок:
начало года __________________________________________________________________________
конец года ___________________________________________________________________________
- Зубы
• норма | • мелкие/крупные |
• вне челюстной дуги | • отсутствие зубов |
• широкие промежутки между зубами | |
• требуется коррекция зубочелюстной системы _________________________________________ |
- Прикус
• норма | • прогнатия |
• прогения | • ложная прогнатия |
• ложная прогения | • передний |
• открытый | |
• боковой открытый (двусторонний, левосторонний, правосторонний) ______________________ | |
• прямой | |
• глубокий | |
• перекрестный |
- Твёрдое нёбо
• норма | • высокое | • узкое |
• плоское | • широкое | • куполообразное |
• готическое | • расщелина | • субмукозная щель |
______________________________________________________________________________________
- Мягкое нёбо
• норма | • укороченное |
• раздвоенное | • расщелина |
• отклоняется вправо/влево | • не сокращается |
• отсутствие маленького язычка |
______________________________________________________________________________________
- Язык
• норма | • массивный | • маленький |
• узкий | • длинный | • короткий |
• «географический» | ||
кончик языка: | ||
• раздвоенный | • не выражен | |
подъязычная связка: | ||
• укороченная | • массивная | • двойная |
• тройная | • не выражена |
______________________________________________________________________________________
Блок 5
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИ
- Состояние общей моторики
Пробы | НГ | КГ |
Попрыгать на правой ноге | ||
Попрыгать на левой ноге | ||
Попрыгать попеременно на левой / правой ноге |
Отметить следующие особенности движений ребёнка:
• сила ____________________________________________________________________________ |
• точность _________________________________________________________________________ |
• объём ___________________________________________________________________________ |
• координированность_______________________________________________________________ |
• переключамость___________________________________________________________________ |
Вывод:
• общая моторика в норме
• нарушение моторики (моторная напряжённость, скованность движений, нескоординированность движений и др.) __________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Состояние мелкой моторики
Пробы | НГ | КГ |
Расстёгивание, застёгивание пуговиц | ||
Шнуровка | ||
Завязывание узла / бантика | ||
Рисование | ||
«Пальчики здороваются» (правая рука, левая рука, обе руки одновременно) | ||
«Кулак – ребро» (правая рука, левая рука, обе руки одновременно) |
Отметить следующие особенности движений ребёнка:
• ловкость_________________________________________________________________________ |
• точность _________________________________________________________________________ |
• скорость_________________________________________________________________________ |
• координированность_______________________________________________________________ |
Вывод:
• мелкая моторика в норме
• нарушение мелкой моторики ______________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Состояние мимической мускулатуры
Пробы | НГ | КГ |
Изолированно закрыть один глаз; поморгать | Синкинезии | |
• наблюдаются • отсутствуют | • наблюдаются • отсутствуют | |
Поднять брови вверх («удивиться») | Выполняет: | |
• равномерно • неравномерно | • равномерно • неравномерно | |
Нахмурить брови («рассердиться») | • симметрично • синхронно | • симметрично • синхронно |
Надуть щёки («толстячок») | • симметрично | • симметрично |
Втянуть щёки («худышка») | • симметрично | • симметрично |
«Оскал» – «Хоботок» | Сглаженность носогубных складок | |
• наблюдается • не наблюдается | • наблюдается • не наблюдается |
- Состояние артикуляционной моторики
Пробы | НГ | КГ | Пробы | НГ | КГ |
«Улыбка» | «Маятник» | ||||
«Трубочка» | «Грибок» | ||||
«Лопаточка» | «Лошадка» | ||||
«Иголочка» | «Забор» | ||||
«Индюшка» | «Маляр» | ||||
«Дятел» | «Качели» | ||||
«Вкусное варенье» | «Лопаточка» – «Иголочка» | ||||
«Улыбка» – «Трубочка» |
При выполнении артикуляционных заданий наблюдается:
• гиперемия
• цианоз
• быстрая утомляемость
• синкинезии
• тремор ________________________________________________________________________
• повышенная саливация ___________________________________________________________
• пониженная саливация ___________________________________________________________
Вывод:
• мимическая и артикуляционная моторика в норме
• нарушение моторики ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Блок 6
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
3 балла | – проба выполнена верно. |
1 балл | – проба выполнена с ошибками (ошибочное произношение звука в одной или нескольких позициях). |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 60 баллов. |
- Состояние звукопроизношения (20 проб)
№ | Звук (звуки) | Изоли- | В | В | Во | Баллов | |||||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | [с]: собака, маска, нос | ||||||||||
2 | [с,]: сено, василёк, высь | ||||||||||
3 | [з]: замок, зонт, Незнайка | ||||||||||
4 | [з,]: Зина, зебра, газета | ||||||||||
5 | [ц]: цапля, овца, палец | ||||||||||
6 | [ш]: шашки, ошейник, вишня | ||||||||||
7 | [ж]: живот, жук, лыжи | ||||||||||
8 | [ч]: печенье, свеча, мяч | ||||||||||
9 | [щ]: щит, щенок, площадь | ||||||||||
10 | [р]: рак, ворона, топор | ||||||||||
11 | [р,]: репа, карета, царь | ||||||||||
12 | [л]: лампа, молоко, пол | ||||||||||
13 | [л,]: лето, колесо, соль | ||||||||||
14 | [j]: Егор, лейка, друзья | ||||||||||
15 | [д]: дом, года, сандалии | ||||||||||
16 | [д,]: дядя, неделя, понедельник | ||||||||||
17 | [г]: гора, ноги, грядка, виноград | ||||||||||
18 | [г,]: Гена, гитара, ноги | ||||||||||
19 | [к]: кот, собака, бак, куртка, скрипка, шкаф | ||||||||||
20 | [к,]: кино, ракета, рыбаки | ||||||||||
Итог |
- Дифференциация звуков (10 проб)
4 балла | – проба выполнена верно. |
2 балл | – проба выполнена с ошибками. |
0 баллов | – неверное выполнение пробы либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 40 баллов. |
№ | Звук (звуки) | Изоли- | В | Во | Баллов | ||||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | [б] – [п]: победа, подбежал, прабабушка | ||||||||
2 | [в] – [ф]: вафли, фиолетовый, фарфоровый | ||||||||
3 | [г] – [к]: годик, кегли, котик, годовой | ||||||||
4 | [д] – [т]: тортик, дождик, тогда | ||||||||
5 | [ж] – [ш]: шар, жар, шажок | ||||||||
6 | [з] – [с]: засыпать, заслонка | ||||||||
7 | [с] – [ш]: сушить, шустрый | ||||||||
8 | [з] – [ж]: зажигалка, жезл | ||||||||
9 | [ч] – [щ]: чаща, чудовище | ||||||||
10 | [л] – [р]: кролик, Ролан, Карлсон, Клара | ||||||||
Итог |
Вывод:
• звукопроизношение в норме
• нарушение звукопроизношения ___________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Баллов за блок (максимум – 100):
НГ – | + | = | ||||||
КГ – | + | = |
Блок 7
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
- Воспроизведение слов (10 проб)
2 балла | – проба выполнена верно. |
1 балл | – проба выполнена с помощью логопеда. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 20 баллов. |
№ | Пробы | НГ | КГ |
1 | милиционер | ||
2 | мотоцикл | ||
3 | магнитофон | ||
4 | велосипед | ||
5 | паутина | ||
6 | квадрат | ||
7 | кнопки | ||
8 | автобус | ||
9 | молоток | ||
10 | калитка | ||
Итог |
- Воспроизведение предложений (4 пробы)
2 балла | – проба выполнена верно. |
1 балл | – проба выполнена с помощью логопеда (или самостоятельно с 3-5 ошибками). |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 8 баллов. |
№ | Пробы | НГ | КГ |
1 | Ребята слепили снеговика. | ||
2 | Милиционер едет на мотоцикле. | ||
3 | Часовщик чинит часики. | ||
4 | Водопроводчик чинит водопровод. | ||
Итог |
- Деление слов на слоги (15 проб)
2 балла | – проба выполнена верно. |
1 балл | – проба выполнена с помощью логопеда. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 30 баллов. |
Хлопнуть в ладоши на каждый слог.
№ | Пробы | НГ | КГ | № | Пробы | НГ | КГ |
1 | каша | 9 | крот | ||||
2 | малина | 10 | крошка | ||||
3 | кошка | 11 | мак | ||||
4 | стакан | 12 | кровать | ||||
5 | носок | 13 | коляска | ||||
6 | танк | 14 | скамейка | ||||
7 | черепаха | 15 | городок | ||||
8 | страница | Итог |
- Определение количества слогов в слове (6 проб)
2 балла | – проба выполнена верно. |
1 балл | – проба выполнена с помощью логопеда. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 12 баллов. |
Показать столько пальцев, сколько слогов в слове.
№ | Пробы | НГ | КГ | № | Пробы | НГ | КГ |
1 | кит | 4 | мост | ||||
2 | самовар | 5 | жираф | ||||
3 | верблюд | 6 | собака | ||||
Итог |
- Слоговой синтез (3 пробы)
10 баллов | – проба выполнена верно (самостоятельно подбирает 3-4 слова). |
5 баллов | – проба выполнена частично (подбирает 1-2 слова или частично ошибается в выборе слов). |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 30 баллов. |
Вспомнить и назвать слова, состоящие из:
№ | Пробы | НГ | КГ |
1 | одного слога | ||
2 | двух слогов | ||
3 | трёх слогов | ||
Итог |
Вывод:
• слоговая структура речи в норме
• нарушение слоговой структуры речи _______________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Баллов за блок (максимум – 100):
НГ – | + | + | + | + | = | ||||||
КГ – | + | + | + | + | = |
Блок 8
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
- Исследование сформированности фонематического слуха
- Показ картинок с заданным звуком _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
- Восприятие заданного звука в словах, в слогах, изолированно (хлопни в ладоши, если услышишь звук …) ______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
- Воспроизведение на слух рядов звуков, слогов, слов (22 пробы)
2 балла | – проба выполнена верно. |
1 балл | – проба выполнена с помощью логопеда. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 44 баллов. |
№ | Пробы | НГ | КГ | № | Пробы | НГ | КГ |
Ряды гласных звуков | |||||||
1 | А, Э, О | 3 | А, Э, О, У | ||||
2 | У, И, О | 4 | У. И, О. Э | ||||
Ряды слогов | |||||||
5 | на-на | 9 | па-ба | ||||
6 | ба-на | 10 | са-ша | ||||
7 | па-ба-па | 11 | па-па-ба-па | ||||
8 | та-да-та | 12 | ма-ма-мя-ма | ||||
Слова, ряды слов | |||||||
13 | снег | 18 | кошка | ||||
14 | мостик | 19 | простокваша | ||||
15 | хлеб | 20 | помидоры | ||||
16 | капуста | 21 | скворец | ||||
17 | кот, год, кот | 22 | том, дом, ком | ||||
Итог |
- Исследование сформированности фонематического восприятия
(10 проб)
- Называние / показ предметов (по картинкам)
В активе: | |
2 балла | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предмет): | |
1 балл | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 12 баллов. |
№ | Пробы (назови; покажи) | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | мышка – мишка | ||||
2 | трава – дрова | ||||
3 | бочка – точка | ||||
4 | рак – лак | ||||
5 | крыша – крыса | ||||
6 | ложки – рожки | ||||
Итог |
- Повтор пары слов.
2 балла | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 8 баллов. |
№ | Пробы | НГ | КГ |
1 | цветик – светик | ||
2 | уточка – удочка | ||
3 | том – дом | ||
4 | почка - бочка | ||
Итог |
- Исследование возможности фонематического анализа (28 проб)
1 балл | – проба выполнена верно. |
0,5 балла | – проба выполнена с помощью логопеда. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 28 баллов. |
- Выделение первого звука в словах
№ | Пробы | НГ | КГ | № | Пробы | НГ | КГ |
Гласный звук | |||||||
1 | аист | 4 | утка | ||||
2 | игры | 5 | осы | ||||
3 | эхо | 6 | Оля | ||||
Согласный звук | |||||||
7 | танк | 12 | коза | ||||
8 | санки | 13 | мышь | ||||
9 | ваза | 14 | дым | ||||
10 | рак | 15 | зуб | ||||
11 | воробей | 16 | нос | ||||
Итог |
- Выделение последнего звука в словах
№ | Пробы | НГ | КГ | № | Пробы | НГ | КГ |
Гласный звук | |||||||
1 | пила | 4 | кенгуру | ||||
2 | грибы | 5 | усы | ||||
3 | кольцо | 6 | очки | ||||
Согласный звук | |||||||
7 | кот | 10 | нос | ||||
8 | жук | 11 | суп | ||||
9 | дом | 12 | пух | ||||
Итог |
- Исследование возможности синтеза слов из звуков (4 пробы)
2 балла | – проба выполнена верно. |
1 балл | – проба выполнена с помощью логопеда. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 8 баллов. |
№ | Пробы | НГ | КГ |
1 | К, О, Т | ||
2 | О, С, А | ||
3 | В, А, Т, А | ||
4 | У, Т, К, А | ||
Итог |
Вывод:
• фонематический слух в норме
• нарушение фонематического слуха ________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Баллов за блок (максимум – 100):
НГ – | + | + | + | + | + | = | |||||||||
КГ – | + | + | + | + | + | = |
Блок 9
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
- Словарь существительных (активный и пассивный)
В активе: | |
1 балл | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предмет): | |
0,5 баллов | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 32 балла. |
- Части тела и лица (на себе или на кукле; 12 проб).
№ | Пробы (назови; покажи) | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | голова | ||||
2 | рука | ||||
3 | нога | ||||
4 | туловище | ||||
5 | живот | ||||
6 | глаз | ||||
7 | ухо | ||||
8 | рот | ||||
9 | нос | ||||
10 | щека | ||||
11 | лоб | ||||
12 | подбородок | ||||
Итог |
- Обобщающие понятия (12 проб).
№ | Пробы (назови; покажи) | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | Вилка, ложка, чашка, тарелка | ||||
2 | Юбка, платье, брюки, рубашка | ||||
3 | Мама, папа, бабушка, дедушка | ||||
4 | Лук, свёкла, морковь, помидор | ||||
5 | Яблоко, груша, апельсин, слива | ||||
6 | Диван, шкаф, стол, кровать | ||||
7 | Коза, кошка, заяц, медведь | ||||
8 | Кукла, машинка, мяч, мишка | ||||
9 | Берёза, ель, дуб, клён | ||||
10 | Автобус, троллейбус, самолёт, поезд | ||||
11 | Ворона, сова, петух, ласточка | ||||
12 | Бабочка, комар, муха, пчела | ||||
Итог |
- Называние частей предметов (по картинкам; 3 пробы).
№ | Пробы (назови; покажи) | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | Чайник (дно, носик, ручка, крышка) | ||||
2 | Стул (сиденье, спинка, ножки) | ||||
3 | Машина (кабина, кузов, руль, колесо) | ||||
Итог |
- Называние детёнышей животных (5 проб).
№ | Пробы (назови; покажи детёныша) | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | зайца | ||||
2 | волка | ||||
3 | кошки | ||||
4 | лисы | ||||
5 | медведя | ||||
Итог |
- Словарь глаголов (активный и пассивный)
В активе: | |
1 балл | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать глагол): | |
0,5 баллов | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 25 баллов. |
- Подбор глаголов к существительным (11 проб).
№ | Пробы | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
Назови, что делает; покажи того, кто … | |||||
1 | мама | ||||
2 | собака | ||||
3 | птица | ||||
Назови, как передвигается; покажи того, кто … | |||||
4 | самолёт / летает | ||||
5 | человек / ходит, бегает | ||||
6 | черепаха / ползает | ||||
Назови, кто что делает; покажи того/то, кто/что …. | |||||
7 | доктор / лечит людей | ||||
8 | учитель / учит детей | ||||
9 | продавец / продаёт | ||||
10 | повар / готовит еду (варит) | ||||
11 | водитель / водит машину | ||||
Итог |
- Называние глаголов, обозначающих звукоподражания (7 проб).
№ | Пробы (скажи, как подаёт голос …; покажи того, кто …) | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | петух / кукарекает | ||||
2 | ворона / каркает | ||||
3 | воробей / чирикает | ||||
4 | кошка / мяукает | ||||
5 | мышка / пищит | ||||
6 | корова / мычит | ||||
7 | лошадь / ржёт | ||||
Итог |
- Называние глаголов-антонимов (4 пробы).
№ | Пробы (скажи наоборот; покажи того, кто …) | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | поднимать / опускать | ||||
2 | покупать / продавать | ||||
3 | давать / брать | ||||
4 | бежать / стоять | ||||
Итог |
- Дифференциация видо-временных форм глагола (3 пробы).
№ | Пробы (скажи, кто; покажи, кто …) | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | рисует / нарисовал | ||||
2 | покупает / купил | ||||
3 | ест / съела | ||||
Итог |
- Словарь прилагательных (активный и пассивный)
- Определение признаков предметов по картинкам (19 проб).
В активе: | |
1 балл | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предмет): | |
0,5 баллов | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 19 баллов. |
Тема | № | Пробы (назови; покажи) | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | |||
Цвет | 1 | яблоко / красное | ||||
2 | солнце / жёлтое | |||||
3 | лист / зелёный | |||||
4 | клубок / синий | |||||
5 | апельсин / оранжевый | |||||
6 | роза / розовая | |||||
7 | кошка / серая | |||||
8 | платье / голубое | |||||
Форма | 9 | крыша / треугольник | ||||
10 | книга / прямоугольник | |||||
11 | мяч / шар, круг | |||||
12 | картина / квадрат | |||||
13 | слива / овал | |||||
Вкус | 14 | лимон / кислый | ||||
15 | сахар / сладкий | |||||
16 | лук / горький | |||||
Мате- | 17 | стол / деревянный | ||||
18 | мяч / резиновый | |||||
19 | ручка / пластмассовая | |||||
Итог |
- Подбор антонимов (4 пробы)
1 балл | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 4 балла. |
№ | Пробы (скажи наоборот) | НГ | КГ |
1 | злой | ||
2 | весёлый | ||
3 | широкий | ||
4 | высокий | ||
Итог |
- Образование притяжательных прилагательных (6 проб)
2 балла | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 12 балла. |
№ | Пробы (чья мордочка?) | НГ | КГ |
1 | волчья | ||
2 | лисья | ||
3 | медвежья | ||
4 | заячья | ||
5 | собачья | ||
6 | беличья | ||
Итог |
- Подбор прилагательных к существительному (по картинке, 3 пробы)
В активе: | |
2 балла | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать прилагательное): | |
1 балл | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | –8 баллов. |
№ | Пробы | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | весна | ||||
2 | яблоко | ||||
3 | шарф | ||||
4 | сапоги | ||||
Итог |
Вывод:
• словарь в норме
• нарушение словаря ______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Баллов за блок (максимум – 100):
НГ – | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | = | |||||||||||||
КГ – | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | = |
Блок 10
ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
- Словоизменение и словообразование (25 проб)
В активе: | |
2 балла | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать прилагательное): | |
1 балл | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | –50 баллов. |
- Понимание формы числа существительных (5 проб).
№ | Пробы | НГ | КГ |
1 | стол – столы | ||
2 | ухо – уши | ||
3 | вагон - вагоны | ||
4 | кот – коты | ||
5 | лист - листья | ||
Итог |
- Употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного и родительного падежа (6 проб).
№ | Пробы | Именительный падеж | Родительный падеж | ||
1 | стол | НГ | КГ | НГ | КГ |
2 | ключ | ||||
3 | книга | ||||
4 | стул | ||||
5 | кукла | ||||
6 | карандаш | ||||
Итог |
- Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (5 проб)
4 балла | – проба выполнена верно. |
2 балла | – проба выполнена с помощью логопеда. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | – 36 баллов. |
№ | Пробы (назови; покажи) | Актив | Пассив | ||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | столик | ||||
2 | мячик | ||||
3 | кроватка | ||||
4 | куколка | ||||
5 | ложечка | ||||
Итог |
- Использование в речи предложно-падежных конструкций (5 проб)
№ | Пробы (скажи, где птичка?) | НГ | КГ |
1 | в гнезде | ||
2 | на ветке | ||
3 | под деревом | ||
4 | над деревом | ||
5 | около гнезда | ||
Итог |
- Дифференциация предлогов (4 пробы)
№ | Пробы (покажи, где …) | НГ | КГ |
1 | над – под | ||
2 | в – из | ||
3 | к – от | ||
4 | на – с | ||
Итог |
- Согласование (12 проб)
- Согласование прилагательных с существительными (3 пробы).
5 баллов | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | –15 баллов. |
№ | Пробы (назови картинки) | НГ | КГ |
1 | жёлтая майка, жёлтое яблоко, жёлтый шар | ||
2 | синий автобус, синее полотенце, синяя сумка | ||
3 | красная роза, красный флаг, красное кресло | ||
Итог |
- Согласование глаголов с существительными (4 пробы).
№ | Пробы | НГ | КГ |
Согласование в числе (назови, что делает предмет) | |||
1 | цветок растёт / цветы растут | ||
2 | бабочка летает / бабочки летают | ||
Согласование в роде (покажи, кто что сделал) | |||
3 | Саша взял / Саша взяла | ||
4 | Саша пришёл / Саша пришла | ||
Итог |
- Согласование числительных с существительными (5 проб).
3 балла | – проба выполнена верно. |
0 баллов | – неверное выполнение либо отказ от выполнения. |
Максимум | –15 баллов. |
№ | Пробы (посчитай предметы) | 1 | 2 | 5 | |||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | стол | ||||||
2 | ключ | ||||||
3 | книга | ||||||
4 | стул | ||||||
5 | кукла | ||||||
Итог |
Вывод:
• грамматический строй речи в норме
• грамматический строй речи нарушен _______________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Баллов за блок (максимум – 100):
НГ – | + | + | + | + | + | + | = | ||||||||
КГ – | + | + | + | + | + | + | = |
Блок 11
ИССЛЕДОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ
- Беседа
- Как тебя зовут? _________________________________________________________________
- Сколько тебе лет? _______________________________________________________________
- Где ты живёшь? _________________________________________________________________
- С кем ты живёшь? _______________________________________________________________
- Как зовут маму (папу)? ___________________________________________________________
- Какие у тебя есть игрушки? _______________________________________________________
- Что ты делал сегодня утром по порядку? ____________________________________________
_______________________________________________________________________________
- Ты сюда пришёл или приехал? ____________________________________________________
- На чём можно ехать? _____________________________________________________________
- Ты был в зоопарке (цирке)? Кого ты нам видел? ______________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
- Куда ты ездил летом? Что ты нам видел? ____________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
- Какое сейчас время года? Как ты догадался? _________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
- Пересказ прослушанного рассказа
Цирк
В воскресенье я ходил с родителями в цирк. На арене выступали дрессированные лошадки. Весёлый клоун пускал мыльные пузыри. Обезьяна ходила по канату. Мне очень понравилось представление. Когда мы пришли домой. Я рассказал об этом своему другу.
Критерий смысловой целостности: | |
20 баллов | – пересказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья. |
10 баллов | – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих элементов. |
5 баллов | – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла либо пересказ не завершён. |
0 баллов | – отсутствие описания ситуации. |
Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: | |
20 баллов | – пересказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств. |
10 баллов | – пересказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичные поиски слов, неточность словоупотребления. |
5 баллов | – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств. |
0 баллов | – пересказ не составлен. |
Критерий самостоятельности выполнения заданий: | |
10 баллов | – самостоятельный пересказ после первого предъявления. |
7 баллов | – пересказ с минимальной помощью (1-2 вопроса). |
5 баллов | – правильный пересказ после повторного прочтения. |
1 баллов | – составление рассказа после повторного прочтения со стимулирующей помощью. |
0 баллов | – на может составить пересказ. |
Максимум | – 50 баллов. |
Сентябрь: _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Итог: | + | + | = |
Май: _________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Итог: | + | + | = |
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Критерий смысловой целостности: | |
20 баллов | – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья. |
10 баллов | – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих элементов. |
5 баллов | – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла либо рассказ не завершён. |
0 баллов | – отсутствие описания ситуации. |
Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: | |
20 баллов | – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств. |
10 баллов | – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичные поиски слов, неточность словоупотребления. |
5 баллов | – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств. |
0 баллов | – рассказ не оформлен. |
Критерий самостоятельности выполнения заданий: | |
10 баллов | – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ. |
5 баллов | – картинки разложены неверно, но, по ходу рассказа, самостоятельно исправлена ошибка и верно составлен рассказ. |
3 балла | – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно. |
1 балл | – раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью. |
0 баллов | – задание невозможно выполнить. |
Максимум | – 50 баллов. |
Сентябрь: _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Итог: | + | + | = |
Май: _________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Итог: | + | + | = |
Вывод:
• состояние фразовой речи в норме
• фразовая речь нарушена __________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Баллов за блок (максимум – 100):
НГ – | + | = | |||||
НГ – | + | = |
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На начало года
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Рекомендации логопеда:
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Дата _______________ Подпись логопеда ___________________________
На конец года
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Рекомендации логопеда:
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Дата _______________ Подпись логопеда ___________________________
Дата _______________ Подпись родителей __________________________
Заведующий ДОУ ________________________________________________ (место печати)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. РАСЧЁТ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ
1 балл = 1% успешности
Фонетическая сторона речи (блок 6)
НГ – | КГ – |
Слоговой анализ и синтез (блок 7)
НГ – | КГ – |
Фонематическое восприятие (блок 8)
НГ – | КГ – |
Словарь и навыки словообразования (блок 9)
НГ – | КГ – |
Грамматический строй речи (блок 10)
НГ – | КГ – |
Фразовая речь (блок 11)
НГ – | КГ – |
Приложение 2. РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА
• норма | • значительное улучшение |
• улучшение | • без улучшений |
Фонетическая сторона речи | Слоговой анализ и синтез | Фонематическое восприятие | |||
Сентябрь | Июнь | Сентябрь | Июнь | Сентябрь | Июнь |
Словарь и навыки словообразования | Грамматический строй | Фразовая речь | |||
Сентябрь | Июнь | Сентябрь | Июнь | Сентябрь | Июнь |
Приложение 3. ГРАФИК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АЛЬБОМ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ.
Альбом предназначен для обследования речи у детей с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет по разделам речевой карты.Ниже представлена Часть 1: исследование неречевых психических функций....
Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня
Предлагаемые ниже задания предназначены для обследования речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в соответствии критериями. В отличие от общепринятых приемов обследования, направлен...
Е.В. Мазанова Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР
Е.В. Мазанова Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР...
Е.В. Мазанова Обследование речи детей 4-5 лет с ОНР
Е.В. Мазанова Обследование речи детей 4-5 лет с ОНР...
Е.В. Мазанова Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР
Е.В. Мазанова Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР...
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...
Макет электронной формы для проведения обследования речи детей «Диагностика устной речи» для детей старшего дошкольного/начального школьного возраста (по адаптированной методике Т.А.Фотековой)
Обеспечение процессов диагностики развития речи является одним из основных направлений деятельности в работе учителя-логопеда.В общем случае в ходе процессов диагностики должно быть обеспечено решение...