Звук Л.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
конспект занятия по формированию фонематического слуха в старшей группе с детьмис ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_l.docx | 62.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук [л]
Конспект образовательной игровой ситуации по формированию фонетико-фонематических представлений по теме: «Звук [л]» в старшей группе.
Цель: формирование знаний о фонетических и
фонематических свойствах звука Л.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух и слуховое восприятие, мелкую моторику, внимание, память, логическое мышление;
развивать ориентировку в пространстве;
способствовать развитию навыков конструирования у детей;
Коррекционно-образовательные:
формировать умение последовательно и грамотно давать характеристику звука;
автоматизировать чёткое произнесение звука [л] в слогах, словах и предложениях;
учить грамматически правильно строить предложение;
закреплять умение делить слова на слоги, определять количество звуков в слове;
закреплять навыки работы с загадками;
закрепить в речи детей употребление многозначных слов;
Коррекционно-воспитательные: воспитывать активность
к образовательному процессу.
Оборудование: дидактическая игра «Подбери слово», предметные картинки на звук, предметные картинки многозначных слов (лук, лапа, ласты, иголка).
Ход:
1. Мотивация:
(На доске карточки с силуэтами ласточки, лопаты, лося, лампочки)
- Дети, кто-то пришел к нам и не хочет показываться. Давайте посмотрим на эти силуэты и попробуем отгадать – кто это?
Дети называют: ласточка, лопата, лось, лампочка.
- С какого звука они начинаются?
- Правильно со звука [л].
2. Сообщение темы занятия
- Как вы думаете, о каком звуке мы будем говорить сегодня на занятии?
3. Работа по теме занятия
а) Характеристика звука
- Произнесем звук [л].
- Рассмотрим положение органов артикуляции (губы в улыбке, между зубами небольшая щель, кончик языка упирается в верхние зубы).
- Дадим характеристику звуку. У вас на столах карточки, отберите нужные и выложите схему характеристики. (синяя карточка и карточка с колокольчиком).
- Кто расскажет всё секреты про этот звук?
- Рассказы детей.
б) Упражнения на развитие фонематического слуха.
- Сколько раз я хлопну, столько раз … произнесёт слог «ла».
е) Игра «Подбери слово»
(У детей схемы слов из 3-4 звуков, на доске картинки, в названии которых есть звук [л], состоящие из 3-4 звуков)
- Внимательно посмотрите на схему, найдите на доске, подходящую картинку.
- … какое слово ты подобрал?
- Объясни, как ты подбирал слово к своей схеме?
ж) Работа со схемами:
- Выложите своё слово.
- Будьте внимательны!
- Обратите внимание на осанку.
(Дети выкладывают каждый своё слово)
- Сколько слогов в твоём слове?
- Как ты узнал?
- Назови первый, второй.
- Назови слово по звукам.
- Назови по порядку гласные звуки.
4. Физминутка.
- Немного отдохнём.
(Дети выходят на ковёр и играют с мячом)
- Наступила весна. Яркое солнышко светит к нам в окошко! Давайте подберём слова, какое солнышко весной. Но в этих словах обязательно должен быть звук [л]. (Желтое, ласковое, улыбчивое, лучистое).
- Небо весной какое? (голубое)
- Облака весной какие? (белое)
5. Работа по теме занятия (продолжение)
Игра «Кроссворд», осложненная и определением многозначных слов.
- У вас на столах карточки с таким же кроссвордом. Мы будем вместе отгадывать слова кроссворда, и находить соответствующие картинки.
-Готовы?
- Итак, отгадываем первое слово:
Скинули с Егорушки
Золотые перышки —
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.
Заставит плакать
всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а... (лук)
- Как вы думаете, что это?
- Как вы догадались?
- Есть ли другие предметы, которые обозначаются этим словом?
(Лук – оружие для стрельбы)
(Логопед вывешивает картинки лука – овоща и лука - оружия)
- Следующее слово
Есть у кошки, нет у папы,
У папы руки, у кошки … (Лапы)
- Есть ли другие предметы, которые обозначаются этим словом?
(Пушистая еловая ветка называется «лапа»).
- Отгадываем третье слово по горизонтали:
- Как называются передние лапы у таких животных, как тюлень, морской котик, морж? (Ласты)
- Что ещё можно назвать ластами? (Приспособление для плавания)
- Молодцы!
- Отгадываем последнее слово:
Маленькая колючка
Весь мир одевает. (Иголка)
- Как вы думаете, что это?
- Как вы догадались?
- Есть ли другие предметы, которые обозначаются этим словом?
(у ежа, у ели)
6. Работа над предложением
- Кто справился с предыдущим заданием, придумайте предложение с одним из слов кроссворда. Постарайтесь употребить слова в различном значении.
- Какое предложение придумал …?
- Сколько слов в твоём предложении?
7. Рефлексия:
- С каким звуком познакомились?
- Какие задания выполняли?
ОТЗЫВ
на образовательную игровую ситуацию с элементами формирования лексико-грамматических средств языка
по теме «Лето»
для детей подготовительной группы,
проведенную учителем-логопедом
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида вида №10 г. Апшеронска
Циркуновой Ниной Ивановной
Место проведения: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №10
Дата проведения: « 04 »сентября 20 17г.
№ | Вопрос | да | не знаю | нет |
1 | Соответствуют ли содержание, методы и приемы возрасту детей? | |||
2 | Заметили ли Вы какие-либо методические ошибки в организации и проведении мероприятия? | |||
3 | Сумел ли педагог заинтересовать группу детей выбранным содержанием и видом деятельности (мотивация)? | |||
4 | Оригинальны ли (на Ваш взгляд) организация и выбор содержания деятельности (креативность)? | |||
5 | Использовал ли педагог характерные речевые формулы в соответствии с ФГОС ДО? | |||
6 | Поддерживался ли интерес детей в течение всей деятельности? | |||
7 | Сумел ли педагог организовать целенаправленную, содержательную, бесконфликтную деятельность детей? | |||
8 | Поддерживалась ли активность и инициативность детей? | |||
9 | Подведен ли итог деятельности (детская рефлексия, дифференцированная похвала)? | |||
10 | Соответствует ли (на Ваш взгляд) общая культура (поведение, речь, внешний вид) педагога содержанию деятельности? | |||
11 | Укажите современные образовательные технологии, которые педагог применил в своей деятельности |
ФИО, должность, место работы______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
ОТЗЫВ
на образовательную игровую ситуацию с элементами формирования фонетико-фонематических представлений
по теме «Звук и буква А»
для детей подготовительной группы,
проведенную учителем-логопедом
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида вида №10 г. Апшеронска
Циркуновой Ниной Ивановной
Место проведения: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №10
Дата проведения: « 28 »сентября 2017г.
№ | Вопрос | да | не знаю | нет |
1 | Соответствуют ли содержание, методы и приемы возрасту детей? | |||
2 | Заметили ли Вы какие-либо методические ошибки в организации и проведении мероприятия? | |||
3 | Сумел ли педагог заинтересовать группу детей выбранным содержанием и видом деятельности (мотивация)? | |||
4 | Оригинальны ли (на Ваш взгляд) организация и выбор содержания деятельности (креативность)? | |||
5 | Использовал ли педагог характерные речевые формулы в соответствии с ФГОС ДО? | |||
6 | Поддерживался ли интерес детей в течение всей деятельности? | |||
7 | Сумел ли педагог организовать целенаправленную, содержательную, бесконфликтную деятельность детей? | |||
8 | Поддерживалась ли активность и инициативность детей? | |||
9 | Подведен ли итог деятельности (детская рефлексия, дифференцированная похвала)? | |||
10 | Соответствует ли (на Ваш взгляд) общая культура (поведение, речь, внешний вид) педагога содержанию деятельности? | |||
11 | Укажите современные образовательные технологии, которые педагог применил в своей деятельности |
ФИО, должность, место работы______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Конспект фронтального логопедического занятия
Тема: «Звук и буква А»
Цели:
-Развитие фонематического восприятия.
-Развитие пространственной ориентации.
Задачи:
Социально - коммуникативное развитие:
- Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
- Формирование позитивных установок к различным видам труда;
Познавательное развитие:
-Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- Формирование познавательных действий;
- Формирование представлений о профессиях людей;
Речевое развитие:
- Обогащение активного словаря;
- Развитие связной речи;
- Формирование звуковой стороны речи.
Оборудование: предметные картинки на звук, символы гласных звуков.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! К нам сегодня в гости пришла девочка Аня. Она хочет с вами познакомиться. Давайте представимся. Скажите Ане, как вас зовут, и присаживайтесь на свои места.
Дети называют свои имена и садятся.
Логопед: Аня живет в городе Звукове. Это необычный город. Населяют его разные звуки. Аня привезла с собой путеводитель по городу. Он называется Азбука. Посмотрие, а вот и автобус подъехал. Сейчас мы вместе с Аней отправимся на экскурсию в город звуков и познакомимся с его удивительными жителями.
2.Основная часть.
Дети садятся в импровизированный автобус из стульчиков и путешествие начинается.
Логопед: Ребята, скажите, какой первый звук вы слышите в имени нашей гостьи?
Дети: А.
Логопед: Правильно, а вот и первая остановка «Аллея сказок» На ней мы и познакомимся с самым первым жителем города Звукова.
Логопед читает сказку Т.В. Александрова «Живые звуки»
Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда — очень громко: «А, А, А».
Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню:
- А_А_ А_А_ А_А_А_.
Бывали времена, когда звук А играл на барабане:
- ААааа, ААааа.
А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:
Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса
Логопед: Ребята, вот мы и познакомились с первым жителем, старожилом города Звукова. Вам понравилась сказка?
О каком она звуке?
Что любил делать звук А?
Как любил петь звук А?
Логопед: Давайте расскажем, как он произноситься.
Характеистика звука:
-ротик широко открыт
-язычок спокойно лежит во рту
-горлышко работает
А –гласный, потому что его можно петь, воздух свободно выходит через рот. Он любит красный цвет.
Логопед: Следующая остановка «Фруктовый сад» .
Макет дерева, на нем прикреплены изображения фруктов: арбуз, абрикос, апельсин, ананас, айва, киви, лимон
Логопед: Посмотрите, ребята, попугай Ара сидит на ветке дерева и грустит. Давайте спросим, почему он грустит?
Дети задают вопрос.
Логопед: Он говорит, что ему нужно сварить варенье из фруктов. Но прежде чем он сможет их собрать, нужно отгадать загадки и выбрать только те фрукты, которые начинаются на звук А. Поможем Аре?
Дети: Поможем!
Логопед:
Загадки-складки
Почему мы не стрекозы?
С веток ели б … (абрикоса).
Алый цвет, медовый вкус
Съел до корки я … (арбуз).
С виду он , как рыжий мяч
Только он не мчится вскачь.
В нем полезный витамин,
Это спелый … (апельсин).
В шкурке желтой
Кислый он
Называется … (лимон).
Отгадать не очень просто
- Вот такой я фруктик знаю
- Речь идет не о кокосе,
Не о груше, не о сливе,
- Птица есть еще такая,
Называют так же - ... (киви).
Дети отгадывают загадки и складывают картинки в корзиночку.
Логопед: Ребята, мы помогли Аре собрать фрукты, а теперь скажите, какие фрукты Ара не возьмет?
Дети: Лимон и киви!
Логопед: Почему?
Дети: там нет звука А.
Логопед: Расскажите, каких фруктов много выросло в саду?
Дети : Много ананасов, апельсинов, …
Логопед: Какие соки может приготовить Ара из этих фруктов?
Дети: Сок из апельсина - апельсиновый… .
Логопед: Молодцы, ребята! Ара благодарит вас за помощь! А мы отправляемся дальше! Следующая остановка «Спортивная»
3.Динамическая пауза.
Логопед: Смотрите, кто это стоит?
Дети: Аист!
Логопед: Давайте с ним поиграем!
Поднимите правую руку.
Поднимите левую руку.
Топните правой ногой.
Топните левой ногой.
Упражнение для развития координации речи с движением:
Аист
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногою,
Топай левою ногой,
Снова-правою ногой,
Снова-левою ногой.
После-правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой!
(И.Токмакова)
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Логопед: Следующая остановка «Аэропорт». Тут звуки летают.
Нужно поймать только звуки слоги и слова с А.
Логопед: А, О, У, А; АМ, ОМ, МА; АЭРОПОРТ, СЛОН, АЭРОПЛАН, ГРУЗОВИК, САМОЛЕТ, СТОЛ, АЭРОБУС.
Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук А.
Логопед: Следующая остановка «Детский сад»
Давайте вспомним имена детей, которые начинаются на А.
Дети: Аня, Артем, Андрей, Алина.
Логопед: Следующая остановка «Ателье»
Здесь звуки шьют себе одежду. Одежда для звука называется БУКВА. Буква нужны для того, чтобы звук можно было записать и прочитать.
Звук мы говорим и слышим.
А букву мы видим и пишем.
Посмотрите, как много здесь разных деталей . Тут есть палочки , короткие и длинные, круги и полукруги. Из этих деталей состоят буквы. Давайте я покажу, как выглядит буква, которая обозначает звук А.
Логопед показвает изображение буквы А.
Логопед: Из каких деталей сделана эта буква?
Дети: Из палочек.
Логопед: Сколько нужно палочек?
Дети: Три!
Логопед:
Сколько длинных палочек?
Сколько коротких?
Сложите эту букву из спичек.
Дети выкладывают буку из спичек.
Логопед: А теперь мы можем изобразить букву телом.
Совместно с детьми показывает букву телом.
Логопед : Давайте еще раз повторим, чем звук отличается от буквы.
Звук мы говорим и слышим.
А букву мы видим и пишем.
Буква-одежда для звука!
А живут буквы в Азбуке и нужны они для того, чтобы дети могли научиться читать и писать.
Логопед показывает детям первую страницу азбуки.
4.Итог занятия.
Логопед: Вот и подошла к кону наша экскурсия в город Звуков! Нам пора возвращаться.
С каким звуком мы сегодня познакомились?
5.Организаионный момент окончания занятия.
Логопед: Поблагодарим Аню за это интересное путешествие. Назовите слова, которые вы запомнили на звук А.
Дети: Автобус, апельсин, Ара,… .
Вам понравилось путешествие?
ОТЗЫВ
на образовательную игровую ситуацию с элементами формирования лексико-грамматических средств языка
по теме «Зимующие птицы»
для детей старшей группы группы,
проведенную учителем-логопедом
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида вида №10 г. Апшеронска
Циркуновой Ниной Ивановной
Место проведения: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №10
Дата проведения: « 13 »января 2017г.
№ | Вопрос | да | не знаю | нет |
1 | Соответствуют ли содержание, методы и приемы возрасту детей? | |||
2 | Заметили ли Вы какие-либо методические ошибки в организации и проведении мероприятия? | |||
3 | Сумел ли педагог заинтересовать группу детей выбранным содержанием и видом деятельности (мотивация)? | |||
4 | Оригинальны ли (на Ваш взгляд) организация и выбор содержания деятельности (креативность)? | |||
5 | Использовал ли педагог характерные речевые формулы в соответствии с ФГОС ДО? | |||
6 | Поддерживался ли интерес детей в течение всей деятельности? | |||
7 | Сумел ли педагог организовать целенаправленную, содержательную, бесконфликтную деятельность детей? | |||
8 | Поддерживалась ли активность и инициативность детей? | |||
9 | Подведен ли итог деятельности (детская рефлексия, дифференцированная похвала)? | |||
10 | Соответствует ли (на Ваш взгляд) общая культура (поведение, речь, внешний вид) педагога содержанию деятельности? | |||
11 | Укажите современные образовательные технологии, которые педагог применил в своей деятельности |
ФИО, должность, место работы______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
ОТЗЫВ
на образовательную игровую ситуацию с элементами формирования фонетико-фонематических представлений
по теме «Звуки Т - Ть»
для детей старшей группы группы,
проведенную учителем-логопедом
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида вида №10 г. Апшеронска
Циркуновой Ниной Ивановной
Место проведения: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №10
Дата проведения: « 14 »февраля 2017г.
№ | Вопрос | да | не знаю | нет |
1 | Соответствуют ли содержание, методы и приемы возрасту детей? | |||
2 | Заметили ли Вы какие-либо методические ошибки в организации и проведении мероприятия? | |||
3 | Сумел ли педагог заинтересовать группу детей выбранным содержанием и видом деятельности (мотивация)? | |||
4 | Оригинальны ли (на Ваш взгляд) организация и выбор содержания деятельности (креативность)? | |||
5 | Использовал ли педагог характерные речевые формулы в соответствии с ФГОС ДО? | |||
6 | Поддерживался ли интерес детей в течение всей деятельности? | |||
7 | Сумел ли педагог организовать целенаправленную, содержательную, бесконфликтную деятельность детей? | |||
8 | Поддерживалась ли активность и инициативность детей? | |||
9 | Подведен ли итог деятельности (детская рефлексия, дифференцированная похвала)? | |||
10 | Соответствует ли (на Ваш взгляд) общая культура (поведение, речь, внешний вид) педагога содержанию деятельности? | |||
11 | Укажите современные образовательные технологии, которые педагог применил в своей деятельности |
ФИО, должность, место работы______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Конспект образовательной игровой ситуации с элементами формирования лексико-грамматических средств языка
по теме «Наша Родина – Россия»
в старшей логопедической группе
Учитель – логопед
Циркунова Нина Ивановна
Цель: Формирование лексико-грамматического строя речи по теме.
Задачи:
Коррекционные: Формировать знания и словарь по теме.
Учить говорить фразами, логически и стилистически оформленными.
Формировать умение выделять главное в предложении.
Образовательные: Познакомить детей с государственной символикой: флаг и герб, их значением в современной жизни.
Уточнить и активизировать знания о России.
Воспитательные: Формировать уважительное отношение к государственным символам России.
Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну.
Предварительная работа: разучивание стихотворения «Родина моя», рассматривание географической карты России,
Оборудование: карта России, презентация: «Наша Родина - Россия».
иллюстрации с изображением герба и флага России, сюжетные картины о России.
Ход:
1.Организационный момент: Слушайте внимательно. Я буду называть слова, а некоторые назову громко. Попробуйте их запомнить.
- У меня есть Родина. Мою Родину зовут – Россия.
- Какие слова вы запомнили? (Родина, Россия).
- А хотите узнать, что такое Родина и Россия? Давайте узнаем вместе.
Просматривание презентации: «Наша Родина – Россия». Беседа:
2. Россия. Что же это такое? Россия-это наша Родина. Мы живем в России, значит мы – россияне. А много-много лет назад она называлась Русь. Русские. Отсюда и появилось название - русские. Наша страна очень огромная. Давайте посмотрим на карте, какая она большая. Если ехать на поезде, то понадобится семь дней и ночей, чтобы проехать всю нашу страну.
В нашей стране живет много людей других национальностей: татары, башкиры, чеченцы, адыгейцы, и другие. В нашей стране живут люди разных национальностей, поэтому она называется – многонациональной.
– У каждой страны есть свои отличительные знаки. Вы знаете их? (Флаг, герб.) Правильно, есть они и у России. (Выставляется изображение флага России.) Давайте рассмотрим флаг.
– Что означают цвета на флаге? Белый цвет означает мир и чистоту, синий – небо, верность и правду, красный-огонь и отвагу. Расположение полос на флаге символизировало строение земли, вверху расположен божественный мир, воплощенный в белом небесном свете, ниже – синий небосвод, а под ним – мир людей, красный цвет. Белый, синий и красный – цвета, которые издавно почитались на Руси.
Речевая игра: « Вставь нужное слово»
– Мы говорим синее… (море), белый… (свет), весна… (красна), красная… (девица), т.е. красивая.
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
– Для чего России и другим странам нужны флаги? ( выставляются иллюстрации.) Верно. Например, они помогают узнать, из какой страны прилетел самолет. На хвосте у него обязательно изображается флаг страны.
– Когда в море встречаются два корабля, флаг помогает узнать, какой стране он принадлежит.
– Во время спортивных соревнований по флагам мы можем определить, какие страны будут участвовать в них. Флаг страны изображен и на майках спортсменов. Во время награждения победителей над стадионом поднимается флаг страны победившего спортсмена. В этот торжественный момент соотечественники победителя испытывают гордость за свою родину.
Физкультминутка
Воспитатель показывает белую полоску бумаги – дети изображают березку, синюю полоску – «реки», бегут друг за другом змейкой, красную полоску – собираются в круг – «солнце».
– Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги и гербы. (Показывает изображение герба России.) Герб-это отличительный знак страны. Золотой двуглавый орел-эмблема или символ России. Вы знаете, где устанавливают государственный герб?
– Кто знает, как называется столица России?
– Столица России – город Москва.
– Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости, туристы, приезжающие из других государств, видят герб – двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе Российской Федерации. Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. Вы знаете что это такое? (Жезл-посох, обычно украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти, почетного положения.) В его левой лапе – держава (государство). (Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.) Над головой орла мы видим три короны. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают об историческом прошлом нашей родины.
Ф/м по стихотворению «Родина моя»
Я узнал, что у меня,
Есть огромная страна
И тропинка, и лесок
В поле каждый колосок.
Речка, небо голубое,
Это все мое, родное.
Все люблю на свете я,
Это – Родина моя!
– Крепко любили и любят свою Родину русские люди, они сложили о ней много песен и сказаний, храбро защищали ее от врагов.
– Дети, какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине, о ее защитниках?
Дети читают пословицы:
«За народное дело бейся смело»,
«Жить – Родине служить»,
«Родной край – сердцу рай»,
«Родину-мать учись защищать»,
«Москва – Родины украшенье, врагам устрашенье»…
– Молодцы, много пословиц знаете!
Итог.
Конспект НОД
по формированию фонетико-фонематических представлений
по теме «Звуки В - Вь»
в старшей группе
Цель:
Формирование умения сравнивать свойства звуков по твердости-мягкости.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Развивать слуховое внимание и память, фонематический слух.
Развивать артикуляционную и мелкую моторики.
Коррекционно-образовательные:
Формировать умение определять место звука в слове, определять количество звуков в словах по названиям картинок;
Упражнять в произнесении слогов и слов;
Формировать умение составлять предложения по картинкам, используя предлог В;
Формировать умение дифференцировать звуки «в – вь» в чистоговорках.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать взаимосотрудничесво.
Оборудование: картинки предметные и сюжетные для составления предложений с предлогом, картинки воробья и верблюда, «Человечки- звуки», схема — таблица для характеристики звука, наборы схем слова, мимические «Шарики».
Ход:
- Организационный момент.
К нам сегодня пришли шарики. Они не простые. Каждый из них хочет нам показать свое настроение. Давайте попробуем отгадать?
- Посмотрите, какие они все разные и изобразите эмоцию (дети называют эмоциональное состояние: радость, огорчение, печаль, злость)
2. Послушайте загадки:
А) Загадки:
- Видели его не раз
Скачет в двух шагах от нас,
- Чик-чирик! Чик-чирик!
Кто к этой песне не привык?
Всю жизнь свою среди людей
Проводит смелый… (воробей)
- Какой звук первый?
- Да, правильно, «В».
- Зверь я горбатый,
Но нравлюсь ребятам (верблюд)
- Какой звук первый?
- Да, правильно, «Вь».
- Мы продолжим знакомиться со звуками: «В» и «Вь».
Б) Подбор символов (рассматриваем «Человечков» — их костюмы синего и зеленого цвета, на груди – колокольчики).
В) Характеристика звуков «в» и «вь» по схеме. «в» — согласный, звонкий, твердый. «вь» — согласный, звонкий, мягкий.
3. Упражнение в произнесении «в» и «вь» в слогах. Цепочка слогов: Ва – во – ву Вы – ва – во Во – ву – вы
4. Игры и упражнения на закрепление звуков «в» и «вь».
А) «Скажи наоборот». Ва – вя вы — ви Во – вё вэ – ве Ву – вю
Б) «Потерялся звук»
- Я беззвучно произнесу звук «в» и громко остальную часть слова, а вы целиком слово. …аза …аленки …олны …ышка …ыстрел …ата …арежки …оин …ыдра …ыставка …анна …аренье …олос …ырез …афли …олк …ышивка …ыход
5. Физминутка
«Ванька – встань-ка»
Ванька – встань-ка, наклоны туловища вправо – влево,
Ванька – встань-ка, руки на поясе
Наклоняйся, наклоняйся!
Будь послушен! руки к ушам и наклоны головы
Ой – ой – ой! Нам не справиться с тобой! приседание
6. Игра «Договори слово» (вместо слога ВА– полоска желтого цвета).
Ла (ва) Гри(ва) тра(ва) заба(ва) подош(ва) Сла (ва) клят(ва) со(ва) кана(ва) отра(ва) Па (ва) гла(ва) хал(ва) опра(ва) бот(ва) Сли (ва) дро(ва) тык(ва) крапи(ва)
Пальчиковая гимнастика «Цветок» (спокойная музыка).
Выглянуло солнышко! (кисти сжимаем – разжимаем)
Солнышко, свети – свети!
Зернышко, расти – расти! (ладошки вместе руки вверх)
Появляются листочки, (пальчики «здороваются» по очереди,
Распускаются цветочки! начиная с большого, кисти «распускаются»)
7. Работа с моделями слова «Найти место звука в слове» (по картинкам).
8. Игра на развитие слухового внимания и дифференциацию звуков «в – вь» – «Два капитана»:( использовать символы) Велосипед, волк, ванна, вилка, виноград, василек, вата, весы, витамин, ветка, вода, врач, воин, Вика, вишня, Валя, Вова.
9. Продолжать знакомство с «маленьким» словом – предлогом В
(по сюжетным картинкам).
- Посмотрите на картинки и составьте предложение с предлогом В.
Что в чем находится?
Нужно произнести предлог В внятно, громко, отдельно от других слов.
Вот у меня – Рыба плавает в воде.
- У Буратино в руке ключик.
- В песочнице лопатка и ведерко.
- В магазине продукты и игрушки.
- У снеговика в руке метла.
10. Итог занятия.
Конспект образовательной игровой ситуации по формированию фонетико-фонематических представлений
по теме «Звуки Т - Ть»
в старшей группе
Цели: Формирование фонетико-фонематических представлений.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
1.Научить детей правильно произносить звуки Т – ТЬ, дифференцировать их на слух и в произношении, познакомить детей с глухими согласными звуками.
Коррекционно-развивающие:
2.Учить анализировать и сравнивать слова Том, Тим.
3.Продолжать формировать умение определять место звука в слове.
4.Закреплять умение составлять слоговую схему слов и схему предложения.
Коррекционно-воспитательная:
5.Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого.
Оборудование: предметные картинки, цветные карточки для анализа слов и предложений (демонстрационные и индивидуальные), зеркала, пособие «Домики для звуков» (авторское), символы звуков.
Ход занятия:
1.Поисковая деятельность: дети встали за стульчики.
Логопед: Мы уже познакомились с двумя звуками Т,ТЬ
Измените слово так, чтобы вместо звука Т в нём появился ТЬ:
Кот – котик, рот – ротик, лист – листик, винт – винтик, бинт – бинтик, бант – бантик, зонт – зонтик, куст – кустик, мост – мостик, салат – салатик, жакет – жакетик, пакет – пакетик, крот – кротик, плот – плотик.
Игра «Угадай-ка»:
Логопед: Вот стоит дом, отгадайте, кто в нём. (кот Том и котёнок Тим): (загадка) Усище, хвостище, а моется всех чище (кот). А маленький? (котик, котёнок)
2.Введение в тему занятия. Логопед: с какими звуками мы называли слова?
- Т и ТЬ.
- Сегодня мы сравним эти звуки.
3.Сравнение и характеристика двух звуков: согласные, глухие. Т – твёрдый, ТЬ – мягкий, обозначаем разным цветом. В домики (синий и зелёный) поселили звуковые аналогии («стучит молот: Т-Т-Т», «стучит маленький молоточек ТЬ-ТЬ-ТЬ»).
4.Раздадим подарки Тому и Тиму: у детей на столах картинки, со звуком Т – Тому, ТЬ – Тиму.
Определение места звука (Т или ТЬ) в слове (используются карточки «Начало, середина, конец слова», а также синие и зелёные квадратики).
Дети вкладывают свою картинку в соответствующий домик (зелёный или синий), определяя место звука Т (или ТЬ) в слове.
5.Выкладывание схемы слов Тим и Том – игра «Подпишем домики», анализ схемы (количество звуков, гласных и согласных, их последовательность, количество слогов).
- Чем схемы похожи и чем отличаются?
Дети замечают, что в слове «Том» первый звук твёрдый согласный (Т), а в слове «Тим» - мягкий согласный (ТЬ).
6.Динамическая пауза.
Координация речи с движением
Руки вверх мы поднимаем –
Раз примерно целых пять.
А подняв, не забываем
Опускать их вниз опять.
Поворачиваем тело
Так – направо, так – налево.
Логопед: Какие слова со звуками Т, ТЬ услышали?
Дети отвечают (пять, опускать, опять, тело, так).
Игра «Мы будем говорить чётко и внятно, чтобы всё стало понятно», «доскажи словечко»: закончи слово слогом ТА или ТЯ: лопа…, Ви…, Нас…, конфе…, моне…, Ка…, Ми…, газе…, пала…, Кос…,воро…, котле…, Ники…, сви… .
7.Анализ предложения (задание от Тима в конверте, он прислал свои фотографии, попросил придумать предложение)
– игра «Живое предложение»:
Котёнок играет клубками.
Котёнок лежит на траве.
Дети берут символы слов предложения («предмет», «действие», «маленькое слово» - предлог) и встают в порядке расположения слов в предложении, затем по очереди проговаривают его.
Когда сели на места – составили схему предложения.
8.Слоговой анализ слов (на доске схемы (домики с разным количеством окошек) и картинки, названия которых включают звуки Т и ТЬ, детям нужно подобрать слово к схеме): самолёт, топор, зонт (задание от Тома).
9.Составление схемы слова из букв ТИМ,ТОМ (подпишем домики для кота и котёнка).
10.Итог занятия: рефлексия: что вам понравилось, что было особенно интересно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]
Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...