Долгосрочный проект по развитию связной речи дошкольников с ТНР
проект по логопедии (старшая группа) на тему
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности, готовности к школьному обучению.
Именно составление творческого рассказа способствует объединению имеющегося у ребёнка опыта, навыков, но в новой ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_-_pisateli.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4
607067, Нижегородская обл. г. Выкса ул. Лазо зд. № 79
контакты: тел: 8(831)77-6-78-40, 8(831)77-6-78-26 e-mail: mbdou2012@yandex.ru
Согласовано: Утверждено:
старший воспитатель Заведующий
Удачина Е.А._______ Лукашова А.В.________
Авторская разработка
проекта
«Мы - писатели»
Разработал: учитель-логопед
I кв.категории
Фунтова С.Ш.
Городской округ город Выкса, 2018
СОДЕРЖАНИЕ.
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
2. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ И ВОСТРЕБОВАННОСТИ
ПРОЕКТА
3. МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
4. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
5. ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ПРОЕКТА (перспективы)
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Руководитель проекта | Фунтова С.Ш. |
Название проекта | Мы - писатели |
Цели и задачи проекта | Цель проекта - формирование навыков творческого рассказывания старших дошкольников с ТНР методом сочинения авторских сказок Задачи проекта:
|
Адресность проекта | Проект направлен в помощь воспитателям и родителям детей, посещающих логопедический пункт в вопросах развития связной речи. |
На решение какой проблемы направлен проект | Развитие связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР, ФФНр с лексико- грамматическим недоразвитием, заиканием) |
Направление проекта | Коррекционно-развивающий, творческий |
Участники проекта | Дети, посещаюшие логопедический пункт ДОУ, их родители. |
Предполагаемые сроки реализации проекта | Октябрь 2017г. – апрель 2018г. |
2. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ И ВОСТРЕБОВАННОСТИ
ПРОЕКТА
Известный ученый А. Эйнштейн сказал: «Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила… Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».
Я тоже считаю, что нам нужно давать детям больше возможности для проявления своих возможностей, способностей. Тогда дети с удовольствием включаются в деятельность, сами не замечая, как они учатся, развиваются.
Все трудности в обучении у детей с ТНР так или иначе связаны с речью. Иногда они выражаются в трудности понимания говорящего, но чаще всего связаны с неумением ребёнка в силу тех или иных причин выразить собственные мысли. Не смотря на то, что логопедический пункт посещают дети с различными логопедическими заключениями, нарушение развития связной речи выражено у всех.
Развитие связной речи подразумевает развитие всех компонентов языковой системы. Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи. Таким образом, обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности, готовности к школьному обучению.
Именно составление творческого рассказа способствует объединению имеющегося у ребёнка опыта, навыков, но в новой ситуации. Таким образом, ребёнок одновременно поставлен в ситуацию успеха, когда он независимо от уровня актуального развития может самостоятельно составить рассказ, пусть примитивный, но свой. В то же время это стимулирует его к поиску новых слов, форм, высказываний. Так же, сам того не понимая, придумывая сказку, рассказ, ребёнок делится с нами своими переживаниями, трудностями, что позволяет нам в ещё большей мере оказать ему помощь.
3. МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Первый и второй этапы – подготовительные, реализовывались воспитателем, родителями в допроектный период (по рекомендациям логопеда)
1 этап. Знакомство детей со сказками, небольшими рассказами (чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций).
Во время чтения несколько завязок одного произведения помогают детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев.
Во время беседы предлагают следующие задания:
- упражнения на развитие словаря детей;
- придумывание новых названий для известных сказок;
- постановка проблемного вопроса поискового характера: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?»;
- задания на развитие умения дошкольников описывать внешний облик и характер персонажей;
- упражнения на формирование умения рассказывать о месте и времени, где разворачивается сюжет.
2 этап. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественным произведениям через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.
Третий и четвёртый этап – основные, реализуются логопедом при непосредственной помощи воспитателя и родителей.
3 этап. Упражнения на развитие внимания, воображения, движения. Игровые упражнения “Интервью у сказочного героя”, “Беседа чудесных друзей”, «Что было бы, если бы», «Придумаем другое окончание», «Как лучше сказать» , «Сказка наоборот», «Слова-помощники, слова-опоры».
Использование методов ТРИЗ технологии: «Каталога», «Типовое фантазирование», «Морфологический анализ».
Уточнение знаний:
- о структуре текста (начало, середина, конец; сказка – зачин, основное действие, развязка),
- о вариантах соединения фраз (цепная связь – местоимения, синонимическая замена, лексический повтор; параллельная связь),
- о теме, основной мысли, заглавии.
4 этап. Сочинение сказок: интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй.
4. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы | Вид деятельности |
1 этап - подготовительный |
|
| |
| |
2 этап - основной | Уточнение знаний о структуре текста, способах соединения фраз, значении темы, основной мысли, заголовка. |
| |
| |
Индивидуальное сочинение сказки, «запечатывание», рассказывание сказки. | |
3 этап - заключительный |
|
5. ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ПРОЕКТА (перспективы)
- Продолжение реализации идей проекта с детьми логопедического пункта последующих годов обучения.
- Разработка рекомендаций для воспитателей массовых групп по использованию метода сочинения авторских сказок для формирования навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста.
Проект является открытым, вариативным для изменений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»
Мы стремимся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, её объём и характер становятся главным показателем успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, труд...
Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....
Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи»
Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с ОНР» реализовывался на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Олененок» № 291 города Казани с...
Проект по познавательно-речевому развитию «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»
Данный проект предназначен для работы педагогв, если в группе у детей недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут рассказать литературное произведение....
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...
Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...
Проект по речевому развитию «Карты Проппа - как средство развития связной речи дошкольников».
laquo;Пусть герои сказок дарят нам тепло,Пусть добро навеки побеждает зло»....