«Зима. Признаки зимы. Составление рассказа по мнемотаблице».
план-конспект занятия по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
в подготовительной логопедической группе
Тема: «Зима. Признаки зимы. Составление рассказа по мнемотаблице».
Автор: учитель-логопед Буйвалова Н.Н
Цели:
-учить детей составлять описательный рассказ на тему «Зима» с опорой на мнемотаблицу.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Зима», называть признаки зимы;
-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу;
- формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания;
- закреплять правильное употребление в речи относительных прилагательных;
- продолжать учить составлять предложения о зиме с опорой на схемы-картинки;
- продолжать учить делить слова на слоги; проводить звуковой анализ слова; находить заданный звук.
коррекционно-развиваюшие:
-развивать длительный плавный выдох, зрительное внимание, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением;
- фонематический слух, восприятие;
-общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимические мышцы лица.
коррекционно-воспитательные:
- расширять у детей представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: мнемотаблица «Времена года»; карточки-символы с признаками зимы; снежинки по одной каждому; снежки из ваты со словами, корзинка, прищепки для звукового анализа слов, индивидуальные зеркала.
Предварительная работа:
1.Слушание музыки.
2.Чтение рассказов о зиме.
3.Заучивание стихотворений .
Ход занятия:
- Организационный момент.
Логопед : У нас сегодня праздник. Посмотрите сколько гостей. Давайте поздороваемся. (Дети здороваются, называя своё имя.)
Логопед: Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.
«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила».
О каком времени года эта загадка?
Дети: О зиме.
Логопед: Правильно. А вы любите зиму? (Да). Вот и к нам пришла зима, а как же называются зимние месяцы?
Дети: Декабрь, Январь, Февраль.
Логопед: Зимой часто идет снег. Как называется это явление?
Дети: Снегопад.
Логопед: Откуда падает снег? (С неба). Поднимите голову наверх, кажется, пошел снег. (массаж лица)
2.Артикуляционная гимнастика «Зима» (с опорой на зрительное восприятие с помощью зеркала)
Логопед: Зима, ребята, бывает морозная и суровая. Поэтому, чтобы не замерзнуть, давайте разомнём наши язычки.
Мы во двор гулять ходили, Язычком снежок ловили И в снегу валялись смело – Потом горлышко болело. Строгий доктор приезжал Нам лекарства назначал. | Движения языка влево - вправо. Широкий язык высовывается изо рта, затем поднимается вверх в виде чашечки, утягивается в рот. Круговые движения языка («вкусное варенье). Рот широко открыт. Поцокать кончиком языка Открыли и закрыли рот. |
3. Дыхательная гимнастика «Вьюга»
- Зима пришла к нам не одна. Захватила она с собой подругу- снежную вьюгу. (муз. Сопровождение «Завывание вьюги»).
Как можно по-другому назвать вьюгу? (метель, буран, сильный ветер со снегом) Сейчас мы с вами изобразим, как воет вьюгу. Вы будете петь звук У то громко то тихо, в зависимости от того, буду я поднимать руку вверх, или опускать вниз. Вот так вьюга у нас разгулялась!
4. Составление предложений по схеме-картинке.
Логопед: Посмотрите, сколько снежинок прилетело. Какие они красивые, блестящие, резные. А снежинки необычные, на них картинки. Возьмите по одной и скажите, что нарисовано на вашей снежинке. ( Дети поочередно составляют предложения по картинке).
Логопед хвалит детей и приглашает на коврик для пальчиковой гимнастики.
5.Пальчиковая гимнастика «Снежинки».
Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)
Но где же снежинки? (На вопрос сжать кулаки,
В ладошке вода. На ответ- разжать)
Куда же исчезли снежинки? Куда? (На первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи (мелкие потряхивания расслабленными
Как видно, ладошки мои горячи. ладошками)
6.Разгадывание ребуса.
Логопед: Ребята, пока мы играли, посмотрите, кто к нам пришел. Зайка принес с собой корзинку, но чтобы отгадать что в ней лежит, нужно разгадать ребус. По первому звуку нарисованных картинок нужно составить новое слово. ( Дети составляют слово по первым звукам)
Логопед: правильно, это снежок. Вот что принес нам Зайчик, (заяц раздаёт по одному снежку)
7. Звуковой анализ слова.
Логопед: Ребята, давайте поможем Зайчику прочитать слова, которые написаны на снежках, и составить к ним схему. Займите места за столами.
(дети читают и составляют звуковые схемы слов)
8. Деление слова на слоги.
Логопед: Молодцы, справились с заданием, а теперь предлагаю поиграть с нашим гостем, но прежде нужно сложить снежки в корзинку, чтобы они не растаяли. Сначала кладут снежки те дети, в слове у которых один слог, потом, у кого в слове два слога, и затем кладут у кого в слове три слога.
(Дети выполняют задание и выходят на физминутку)
9. Физминутка « Наконец пришла зима»
«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
Зима:
Знаю, вы меня все ждали
Шубы, шапки одевали.
Я волшебною иголкой
На ковре рисую елки,
Заметаю их снежком
Вся земля как белый дом.
Логопед: Здравствуй зима! Хорошо, что ты пришла, мы как раз про тебя говорили. Хочешь послушать? (Да)
10. Составление рассказа по мнемотаблице.
Зима: Молодцы! Как правильно обо мне сказали. Я к вам не с пустыми руками пришла, а гостинцы принесла. (угощает детей и взрослых)
Ну, что ж, ребята, досвидания, мне идти пора. И зайчика заберу с собой в лес.
11.Итог занятия
Логопед: Вот какая удивительная у нас зима! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. На прощание я хочу подарить вам снежинки. Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям о зиме, прекрасном времени года, ее приметах. (Прощаются с гостями)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Зима. Признаки зимы. «На дворе мороз и ветер»"
Данная публикация представляет собой конспект занятия тифлопедагога для детей старшего дошкольного возраста. Целью занятий является формирование и расширение у детей с нарушением зрения знаний о ...
ООД Коммуникативная деятельность. Развитие речи(составление рассказа по мнемотаблицам) Тема: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пришла весна…»»
Данный конспект по развитию речи с использованием мнемотаблиц, для детей среднего возраста....
"Зима" признаки зимы в стихах.
Закрепить знание детей о зиме, зимних явлениях природы. Уточнить знания детей о зимних природных явлениях. Развитие эмоционального восприятия посредством стихов....
Составление рассказа по мнемотаблице (картотека мнемотаблиц с текстами рассказов)
Как работать над составлением связного рассказа• Ребенку дается чистый, шестиклеточный бланк-мнемотаблица.• В ходе занятия малыш выбирает определенный предмет, рассказ о котором он составляе...
Календарно - тематическое планирование. Декабрь. Темы: "Зимующие птицы", "Зимняя одежда", "Зима. Признаки зимы", "Новый год".
ДекабрьТема месяца: Новый год.Цели: привлечение детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Содействие возникновению чувства удовлетворения от участ...
«Зима. Признаки зимы. Составление рассказа по мнемотаблице».
laquo;Зима. Признаки зимы. Составление рассказа по мнемотаблице»....
Планирование по теме "Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы" в подготовительной группе.
Планирование по теме "Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы"...