Индивидуальный маршрут
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Система коррекционно- развивающей работы с ребёнком с диагнозом ОНР I-II уровень, моторная алалия, ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ind._marshrut_ryabchinskiy_kostya.docx | 46.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: ст.воспитатель_______ Агаева А.В. Согласовано: Ф.И.О. родителя___________________ | Утверждаю: заведующий МБДОУ № 322 Мухаматгалеева К.А.____________________ |
Индивидуальный маршрут развития
(старшая группа)
Рябчинский Константин Артёмович
Разработан:
Учитель-логопед:______________________
Педагог-психолог:______________________
Учитель-дефектолог:___________________
Воспитатели группы:___________________
___________________
Особенности ребенка
Рябчинский Константин Артёмович
Дата рождения: 28.09.2011г.
Заключение РПМПК – ОНР I ур., моторная алалия, уровень познавательного развития ниже возрастной нормы.
Заключение невролога – энцефалопатия ишимически – гипоксического генеза, лёгкий гидроцефальный синдром, с-м гиперактивности, ЗПРР, тяжёлая дизартрия.
Сходящееся косоглазие с 2-х сторон, мягкое нёбо подвисает, глоточный и нёбный рефлексы высокие, гиперсаливация, язык в тонусе, симптомы ПЦН. Вальгус к/суставов, плосковальгусные стопы, сухие рефлексы с рук и ног повышены.
Ребенок посещает ДОУ с 4 лет и 11месяцев.
Контакт со взрослыми устанавливает достаточно легко, с детьми группы контакты неустойчивые. Адаптация к детскому коллективу проходила достаточно легко, сейчас мальчику в детском саду нравится.
Познавательный интерес – неустойчивый, нужно постоянно удерживать внимание, менять виды деятельности.
Речь недостаточно понятна окружающим. Активный словарь состоит из обиходно-бытовых существительных и глаголов.
Звукопроизношение ребенка характеризуется смазанностью, невозможностью произнесения многих звуков.
Подвижность органов артикуляционного аппарата неустойчивая, артикуляционные движения воспроизводит не в полном объеме. Испытывает трудности в переключении с одного движения на другое.
Крупная моторика развита недостаточно. Навыки имитации снижены, повторение движений руками, ногами, головой характеризуется недостаточной точностью и амплитудой. Движения в прыжках, беге, лазании, отбивании мяча отличаются скованностью.
Мелкая моторика требует развития, испытывает некоторые трудности в овладении приемами рисования, лепки, аппликации. Не может самостоятельно приступить к выполнению работы, ждет дополнительных инструкций. Наклеивает на лист геометрические фигуры с помощью взрослого, иногда пытается сам приклеить.
Интеллектуальные умения: соотносит простые вкладыши (круг, квадрат, треугольник), цвета соотносит неустойчиво. Находит по слуху пары музыкальных инструментов. Парные картинки соотносит. Понимает слова, обозначающие реальные предметы, понимает названия предметов, изображенных на картинке. Показывает и узнает отдельные фрукты, овощи, мебель, обувь, людей разных профессий. Показывает движениями, кто как передвигается (птица летит, рыба плывет, черепаха ползет, заяц прыгает). Классификацию не проводит. Пирамидку, разрезные картинки из 4-5 частей собирает.
У ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, лексико-грамматического строя, отмечается бедность словаря, имеются нарушения слоговой структуры, связная речь не развита.
На музыкальных занятиях поёт и делает движения только по показу взрослого, участвует в играх, любит играть на музыкальных инструментах, слабо развито чувство ритма, с заданиями на импровизацию не справляется. На занятия идет с желанием. Понимает словесные инструкции. Концентрация и устойчивость внимания недостаточные. Быстро устает, часто отвлекается. Навыки самостоятельности недостаточны – необходима организующая, направляющая, обучающая помощь взрослого.
У Кости отмечаются отдельные черты общей эмоционально волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Саморегуляция поведения развита недостаточно, но поддается организации. Поведение ребенка носит гиперактивный характер, имеются двигательная расторможенность и импульсивность.
Правую и левую руки показывает правильно, но в пространстве не ориентируется: не может определить, что справа, что слева по отношению к нему. Путает понятия: вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра.
Навыки конструктивного взаимодействия не сформированы: в коммуникацию с детьми не вступает. Учебное поведение сформировано недостаточно, может заниматься продуктивно непродолжительное время.
ЗУН не соответствуют возрасту.
Игровая деятельность – предметно - манипулятивная.
Воспитанием ребенка занимается в основном мама.
Особенности группы
В группе 20 человек. Дети дружелюбно относятся к мальчику, но в совместные игры его не вовлекают.
Цели и задачи
Цель: оказание комплексной помощи Рябчинскому Косте и максимальное развитие потенциала ребенка.
Задачи:
- Развитие учебного поведения.
- Развитие умения подражать вербально.
- Развитие мелкой моторики.
- Стимуляция развития самостоятельной речи.
- Развитие элементарных предметных ЗУН и интеллектуальных умений.
Содержание по предметным областям:
Область | Задача | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
Физическое воспитание: | Развитие умения передвигаться самостоятельно, ходьбе на полной стопе и бег по дорожке, по ограниченной поверхности (скамейке),строевых упражнений, держать в руках большой и маленький мяч, прыжкам на двух ногах, ползанье на четвереньках. Научить подбрасывать мяч и ловить его двумя руками, передавать мяч партнеру. | На предложенные задания реагирует частично. Ходьба и бег беспорядочные. Строевые упражнения выполняет с ошибками и не пытается их исправить. Расширились умения в прыжках на двух ногах. Хорошо держит большой и малый мяч. | Деятельност-ные пробы. |
Художественно-эстетическое | Развитие имитации на музыкальном материале, двигательную активность рук, Уметь узнавать муз. инструмент по звучанию, указывая рукой. Умение реагировать на музыку разного характера, стимулировать позитивное настроение, учить подражать подпеванию гласных. | Расширились умения имитации: хлопает, самостоятельно берет музыкальный инструмент, играет на нем, пропевает гласные звуки, отличает разные муз.произведения. | Пробы, участие в итоговом событии |
Речевое развитие | Запоминание названий игрушек, частей тела, членов семьи, одежды, посуды, мебели и др. Оречевление бытовых ситуаций. Понимание вопросов: КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? ГДЕ? Употребление слов пространственного расположения: здесь, там, простых предлогов. | Называет предметы -игрушки, части тела, близких людей и др.. Выражает просьбу фразой: Дай попить воды. Мама, на мяч. Употребляет трёхсоставные конструкции: Папа читает газету. Мама варит суп. Мальчик лепит машину. | Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни |
Познавательное развитие | Обучение умениям соотносить, конструировать по образцу, обучение навыкам элементарной классификации, формирование способа действий с учетом величины, умения собирать разрезные картинки из 5-6 частей. | Соотносит цвета, не менее 3 форм, раскладывает предметы на 2 группы Строит постройку из 2-3 элементов по образцу Собирает вкладыш из 3 частей. | Деятельност-ные пробы |
Мелкая моторика | Формирование умения рисовать элементарные элементы, приклеивать, лепить простые предметы из пластилина | Приклеивает, мажет клеем, лепит шар, колбаску из пластилина, рисует простые элементы с дозированной помощью взрослого по подражанию | Деятельност-ные пробы, анализ продуктов деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | Формирование умения работать за столом не менее чем 15 минут. | Работает за столом не менее 15 минут, удерживает внимание. | Наблюдение, фиксация времени |
Саморегуляция деятельности | Формирование самоконтроля, умения выполнить самостоятельно многократно отработанное действие | На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку. | Деятельност-ные пробы, наблюдение |
Игровая деятельность | Повторение игровых действий по образцу. Формирование интереса к сюжетно-ролевой игре | Элементарные попытки самостоятельной игры | Деятельност-ные пробы, наблюдение |
Система работы узких специалистов
Узкие специалис-ты | Области | Проблема | Пути решения | Ожидаемые результаты | Форма оценива ния |
Учитель-дефектолог | Позна ние | Восприятие цвета, формы, величины развито на низком уровне. Элементарные математические представления не соответствуют возрастным нормативам. Ориентировка в пространстве и времени сформирована на низком уровне. Ручная умелость, графические навыки требуют совершенства. | Развитие восприятия цвета, формы, величины в соответствии с программны-ми требованиями Формиров-ание и развитие элементарных математичес-ких представле-ний. Форм. -е временных представле-ний и пространст-венной ориентировки Совершенствование графических навыков и ручной умелости. | Узнаёт, соотносит и называет основные цвета, плоскостные и объёмные фигуры в соответст-вии с возрастными требования-ми, предметы по величине. Владеет количественными представле-ниями в пределах пяти. Владеет временным понятием (день-ночь). Различает пространст-венные направления относитель-но себя (верху - в низу). Графические навыки улучшились. | Заполнение диагности-ческого протокола, анализ продуктов деятельнос-ти. |
Учитель-логопед | Коррек-ция речевых наруше-ний | Речь носит бытовой характер. Глагольный словарь сформирован недостаточно. Прилагательные, характеризующие цвет, форму, величину практически не употребляет. Нарушения грамматического строя речи: согласование слов в предложении не устойчивы. Не образует существительные мн.ч. И.п. Словообразование недоступно. Понимает, но не использует в речи предлоги: на, в и другие. Нарушение звукопроизноше-ния носит полиморфный характер. Окончания слов чётко не проговаривает, может опускать слоги, звуки при стечении согласных. Речь недостаточно понятна, смазана. Понимает обращенную речь. Артикуляционные упражнения выполняет с ошибками, долго ищет позу. Фонематическое восприятие, а также навыки звукового анализа и синтеза не сформированы. Связная речь не сформирована. | Формировать способность использовать три знакомых слова в одном высказывании Корректиро-вать употребление ребенком местоимений. Различение количества предметов (один-много) Различение антонимов: большой-маленький, сладкий-кислый и др.. Употребление слов пространст-венного расположения: здесь, там. Различение ед. и множ. числа (дом - дома). Употребление повелительного наклонения глагола. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Уточнение артикуляции гласных звуков. Составление предложений с предлогами. | Константиннаучится: - составлять простые предложе-ния, состоящие из 3 слов с опорой на картинки с изображе-нием людей, животных, выполняю-щих какое-либо действие; - употреб-лять в речи местоиме-ния; - различать количество предметов, ед. и множ. число, антонимы; - употреб-лять повелитель-ное наклонение глагола+об-ращение; - выполнять весь комплекс артикуля-ционной гимнастики; - работать с прищепками, шнуровка-ми, нанизыва-нием бус; - петь гласные звуки; - с опорой на картинку составлять предложе-ния с простыми предлогами. | Создание ситуаций для применения в жизни. Наблюдение Деятельностные пробы. |
Педагог-психолог | I.Разви-тие психи-ческих функций II.Разви-тие коммуникативной деятель-ности | 1.Восприятие недостаточно развито 2.Внимание недостаточно развито 3.Память недостаточно развита 4.Мышление недостаточно развито 5. Саморегуляция недостаточно развита 6.Мелкая моторика недостаточно развита Взаимодействие с детьми | 1.Развитие восприятия: - продолжать развивать представле-ния о сенсорных эталонах; -развивать умение выделять наложенные и зашумленные изображения.
- дифференциация звуков; - построение звукового ряда за педагогом. Тактильное восприятие: - формиро-вать умения различать различные текстуры: мягкие, твердые, гладкие, шершавые. 2.Развитие внимания: -развитие произвольности внимания, умения сосредотачи-ваться на одном задании в течение 5-7 минут; - формирова-ние умения работать за столом в течении 10-15 минут; -развитие умения находить такую же картинку (одинаковую); -развитие умения находить явные отличия (до 5-8 отличий). 3.Развитие памяти: -Развивать умение запоминать зрительно 5 несвязанных друг с другом предметов (изображений) с опорой на картинку/ без опоры на наглядность; -развитие умения выделять конкретное время года и подбирать к нему подходящие картинки-признаки; -развитие умения подбирать картинку по смыслу подходящую к короткому тексту (3-4 предложения). 4.Развитие мышления: -развитие умения собирать разрезные картинки из 4-5 простых деталей. - формирова-ние категорий (посуда, фрукты, овощи, одежда, обувь); -исключает лишнее изображение (простые картинки). 5.Развитие саморегуля-ции: -развитие умения выполнять самостоятельно многократно отработанное действие. 6.Развитие мелкой моторики: -развитие умения раскрашивать изображение, не заходя за его границы пальчиковыми красками и карандашом. - продолжать развивать умение нанизывать бусы на веревочку (без указания на принцип сборки, с указанием принципа сборки). | -находит основные цвета и их оттенки в окружаю-щем пространст-ве; -выделяет и называет зашумлен-ные и наложенные изображения - различает на слух сколько звуков было издано на инструменте -выкладыва-ет цифру, соответствующую количеству звуков; - повторяет за педагогом определен-ный звуковой ряд. - различает различные текстуры: мягкие, твердые, гладкие, шершавые. 2. Ребенок сосредотачивает внимание на одном задании в течение 5-7 минут; - ребенок работает за столом; - находит такую же картинку (одинаковую); - находит явные отличия (до 5-8 отличий). 3.Зрительно запоминает 5 несвязанных друг с другом предметов (изображений) с опорой на картинку/ без опоры на наглядность ; -выделяет конкретное время года и подбирает к нему подходящие картинки-признаки; - развитие умения подбирать картинку по смыслу подходящую к короткому тексту (3-4 предложе-ния). -развитие умения собирать разрезные картинки из 4-5 простых деталей. - знает предметы относящиеся к категории-ям: посуда, овощи, фрукты, одежда, обувь. -исключает лишнее изображение по категориям: посуда, овощи, фрукты, одежда. -применяет по назначению одежду, посуду, мебель (может одеть и покормить куклу и т.д.). 5. Выполня-ет самостоя-тельно многократно отработан-ное действие. 6.Умеет раскрашивать изображение не заходя за его границы. - умеет нанизывать бусы. | 1. Наблюде-ние Промежуто-чный мониторинг 2. Наблюде-ние. Промежуточ-ный мониторинг. 3. Промежуточный мониторинг по блоку. 4. Промежу-точный мониторинг по блоку. 5. Наблюде-ние. 6. Промежуточный мониторинг. 7. Итоговая диагностика. |
Инструктор по физической культуре | Физическое развитие | Задания и упражнения не могут быть выполнены, в связи с тем, что ребенок не может понять, как можно выполнять то или иное упражнение. | Упражнения и задания для занимающегося ребенка подбирать с постепенным усложнением. | Такой способ способству-ет усвоению определен-ных знаний, в которых поэтапно выполняется то или иное задание или упражнение. | Целевые ориентиры подлежат непосредст-венной оценке, в том числе педагогической диагностике (мониторин-гу). |
Музыкаль-ный руководи-тель | Худо-жественно-эстети-ческое разви-тие | На музыкальных занятиях поёт и делает движения только по показу взрослого, слабо развито чувство ритма, с заданиями на импровизацию не справляется. Концентрация и устойчивость внимания недостаточные. Быстро устает, часто отвлекается. Навыки самостоятельности недостаточны. | Развитие имитации на музыкальном материале, двигательную активность рук, Уметь узнавать муз. инструмент по звучанию, указывая рукой. Умение реагировать на музыку разного характера, стимулиро-вать позитивное настроение, учить подражать подпеванию гласных. | Расшири-лись умения имитации: хлопает, Самостоя-тельно берет музыкаль-ный инструмент, играет на нем. пропевает гласные звуки, отличает разные муз. произведе-ния. | Пробы, участие в итоговом событии |
Рекомендации к организации работы с Рябчинским Константином:
- создание благоприятных для развития речи ребенка условий,
- связь работы над речью с предметно-практической и игровой деятельностью Кости,
- строгая дозировка занятий,
- использование в работе над речью возможно большего числа анализаторов: двигательного, слухового, зрительного, осязательного,
- индивидуальный подход к ребенку,
- создание ситуаций, когда Константин должен общаться с другими детьми в группе,
- действия на основе образца (конструирование, лепка, рисование, аппликация),
- музыкальная (разучивание коротких попевок, учить водить хоровод),
- одновременная работа над всеми компонентами речевой системы: фонематические процессы, звуко-буквенный анализ и синтез слов, лексико-грамматическая сторона речи.
За счет чего достигаем результатов?
- обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к более сложному
- многократное повторение
- стимулирование речи
- игровая деятельность
Условия реализации индивидуального маршрута
1.Режим посещения – полный день
2. Сопровождение узких специалистов:
- Дефектолога
- Психолога
- Учителя-логопеда
Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме
График индивидуальных занятий
Специалист | График |
дефектолог | (подгрупповое занятие) 1 раз/нед. Понедельник 9.30 |
психолог | Форма занятий: индивидуальная; Четверг 11.30-11.55 |
учитель-логопед | Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница - 5 раз в неделю. |
3. Условия реализации индивидуального маршрута на групповых занятиях:
- адаптация содержания по типу упрощения
-активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале
-при проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи для Рябчинского Константина.
-многократное повторение материала
-использование специальных методических комплексов, которые облегчают овладение навыками (Новикова-Иванцова Т.Н. «От слова к фразе», Шишкина Н.А. «Мои первые слова»)
-размеренный темп занятий
-визуальная поддержка инструкций.
Срок реализации маршрута - 8 месяцев.
Пересмотр маршрута – май 2018г.
Работа с родителями
Целевая группа | Задача | Форма |
Мама Рябчинского Константина |
| Индивидуальное консультирование по реализации индивидуального маршрута в домашних условиях |
Организация оценки индивидуального развития ребенка:
Мониторинг осуществляется в форме наблюдений педагога за ребенком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Диагностика проводится через:
- Наблюдение
- Беседа
- Анализ продуктов деятельности
- Деятельностные пробы
Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут профессиональной деятельности воспитателя в условиях ДОУ компенсирующего вида
В работе представлен индивидуальный маршрут профессиональной деятельности воспитателя в условиях ДОУ компенсирующего вида как вариант методического сопровождения педагога....
Индивидуальный маршрут
Вариант индивидуального маршрута для детей логопедических групп...
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...
Совмещенный индивидуальный маршрут и индивидуальная программа для ребенка с нарушениями в развитии на год.
Шаблон индивидуального маршрута и индивидуальной программы для ребенка с ОВЗ, позволяет планомерно планировать и осуществлять работу по сопровождению детей с особенностями в развитии....
. Результаты освоения разработанных учителем-дефектологом индивидуальных программ (индивидуальных маршрутов).
Результат освоения программы...
Индивидуальный маршрут педагога Сафроновой Елены Геннадьевны по теме саморазвития "Инновационный подход к развивающей предметноо - пространственной среде группы". Отчёт по индивидуальному маршруту воспитателя по данной теме.
Я разработала индивидуальный маршрут по теме саморазвития «Инновационный подход к развивающей предметно – пространственной среде группы». Начала раб...