Путешествие по городу"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким по содержанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_nash_gorod_18.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Звёздочка» г. Смоленска
Конспект интегрированного занятия
по развитию речи и музыке
"Путешествие по городу"
Подготовили:
учитель-логопед Якене И.Н.
музыкальный руководитель Шишковская Р.М.
2017 -2018 уч.г.
В начале занятия звучит гимн городу Смоленску.
Муз.рук: Здравствуйте ребята! Ребята, вы обратили внимание, что у нас в зале присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними. У нас сегодня необычное занятие. Я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие по нашему замечательному городу. Смоленский край принадлежит к числу самых древнейших обитаемых земель, ему исполнилось 1154 года.
Логопед: Не было тогда каменных кирпичных домов, не было хороших широких дорог, не было автомобилей, поездов, самолетов. Главными дорогами были реки. По рекам плавали на лодках, переезжали из города в город, перевозили товары для продажи, закупали себе другие.
Ребята, как назывались наши предки? Какое слово и какое дело дало название нашему городу?
Реб: От слова «Смола» появилось название Смоленск.
Реб: Наши предки назывались Кривичи.
Реб: Густые хвойные леса окружали тогда наш город. Люди обдирали смолу со стволов деревьев, затем варили её.
Реб: Смола шла на смоление лодок для придания прочности, что бы лодки не пропускали воду и не гнили.
Реб: Также смола продавалась и обменивалась на другой товар, в другие города.
Логопед:Заезжие купцы приплывали в Смоленск за смолой, медом, воском, оружием. Дома кривичей были построены из толстых еловых и сосновых бревен.
Муз.рук: А как называется река на которой стоит наш город?
Дети: Днепр.
Муз.рук: Днепр был в те времена глубоким и широким, по нему ходили большие лодки и малые.
А ну-ка раз, два, три – корабликами будем мы!
У нас есть кораблики, которые мы сами соорудили на одном из наших занятий. Возьмите их и мы отправляемся в плавание.
Музыкально-ритмическое упражнение «Корабли» муз.Абу-Сатулиной
Логопед: Стоп. Впереди серьёзное препятствие. Преодолевайте препятствие и проговаривайте
Скороговорка
«Корабли лавировали, лавировали, да не выловировали»
Муз.рук: Молодцы, ребята! Мы выяснили, почему наш город носит название Смоленск. А как ещё называют наш город.
Реб: Город - ключ, город – воин. Город – щит, хранит покой всей России.
Муз.рук: И это правда, ведь наш город расположен на западе Руси и защищал её западные рубежи, всегда первым принимал удары врага. И именно для этого была и построена знаменитая Смоленская крепостная стена. Возглавил строительство крепостной стены Федор Конь. Строительство было очень трудным, она была построена за шесть лет.И строили её рабочие со всей Руси. Стена получилась широкая по ней можно ехать в повозке запряженной тройкой лошадей.
Реб: Что бы враги дорогу к нам забыли,
Что б город-ключ, не отдавать в полон,
Наш град стеной могучей окружили,
Держись, Смоленск, ты всей Руси заслон.
(Н.Толбатова)
Логопед: Нашу Крепостную стену назвали Ожерельем всея Руси. А рассмотреть её, полюбоваться и увидеть её целиком, мы сможем только с высоты птичьего полёта. Угадайте, на чём мы поднимемся над городом?
Стрекоза гудит большая, полетать вас приглашает!
Кресла мягкие для вас и пилоты – высший класс! (вертолёт)
Логопед: Отгадали. Молодцы. Отправляемся в полёт.
Упражнение двигательное « Вертолёт» -
Вот готовится в полет (Вертят перед собой руками)
Винтокрылый вертолет.
Ни разгона, ни разбега (Крутят медленно головой)
Раскрутили винт - и в небо (Вертят над головой руками- «фонарики»)
На экране появляется слайд «Крепостная стена»
Муз.рук: : Вот так выглядит наша Крепостная стена с высоты птичьего полёта. А кто из вас, ребята расскажет, как выглядела раньше Смоленская крепость.
Реб: Смоленская крепость имела протяжённость 6,5 километров. В состав крепости входило 38 разных башен. Сегодня осталось всего 17 башен.
Логопед: проводит игру «Угадай название башни». Определите о какой башне крепостной стены идет речь.
Глаза, холм, птица (Башня Орел) слайд.
Эта башня самая величественная из всех башен стоит высоко на холме.
Природа, веселье, подземелье (Башня Веселуха) слайд.
Эта башня расположена на лоне красивой природы, она веселила глаз, парни и девушки водили возле нее хороводы, под ней были прорыты подземные ходы во все стороны.
Пастбище, скот, копыта (Башня Копытинская) слайд.
Через ее ворота на пастбище выгоняли скот. Слышался стук копыт. Находится в сквере имени Пушкина А.С.
Сигнал, бубен, враг (Башня Бублейка) слайд.
С нее подавали сигналы о приближении врага, били в бубны и барабаны. Находится рядом с Копытинской башней.
Дон, казак, стрелец (Башня Донец). Находится в сквере Памяти героев, возле вечного огня. Служила местом расположения донских казаков.
Мощь, гром, круговой обстрел (Башня Громовая). Сейчас в ней находится музей «Смоленск-щит России», Она выдвинута из стены, что бы вести круговой обстрел.
Муз.рук: Теперь я предлагаю проехать по современным улицам нашего города,занимайте места в автобусах.
Игра «Автобусы»
Игра проводится по типу «Репка». Две команды. Первый игрок – водитель. В шести метрах от каждой команды флажки. По команде водители топающим шагом огибают свои флажки и возвращаются к своей команде, где к ним присоединяется за локти сзади следующие игроки, вместе повторяют путь и возвращаются за следующим. И так далее. Когда автобус полон, водитель подаёт сигнал свистком.
Я буду вашим экскурсоводом. Внимательно послушайте и скажите, о каких памятниках и памятных местах говорится в отрывках стихотворений?
1.Золотых куполов пятицветье,
Будто птица летит над землей,
Колокольными легкими звонами
Селит в души добро и покой. (В.Коробов)
Дети называют Успенский собор, который возведен в память о героической обороне Смоленска от польских войскСлайд.
2.Отлиты в бронзе, как живые,
На самом краешке скалы
Своё гнездо – гнездо России
Хранят смоленские орлы… (Р.Великонский)
Дети называют памятник и на экране появляетсяСлайд «Памятник воинам Отечественной войны» в борьбе с французами.
3. Он стоит в Смоленске у собора
И на запад пристально глядит,
Русь, готовься к новому отпору,
Над тобою снова меч висит. (В.Куневич)
Дети называют памятник полководцу Кутузову и на экране появляетсяСлайд.М.И. Кутузов был главнокомандующим в войне с французами. Дважды он был ранен в голову, лишился левого глаза.
4. Замученных людей я помню стон.
Пусть знают палачи, что нет святей закона,
Чем справедливого возмездия закон! (Н.Рыленков)
Дети называют памятники «Курган славы», «Скорбящая мать»в Реадовском парке. «Курган славы» - это символ боли и скорби смолян, потерявших своих близких в Великой отечественной войне с фашистской Германией, только в городе Смоленске погибло сто тысяч человек. Скорбящая мать оплакивает расстрелянных фашистами людей.
5. Ажурная ограда этого памятника выполнена в виде нот.
Дети называют памятник М.И.Глинке. На экране Слайд памятник гениальному композитору М.И.Глинке. Возле него 2 раза в день играет музыка.
Муз.рук: На нашем автобусе мы подъехали к детскому саду, теперь пройдем пешком и вспомним какие улицы и здания находятся недалеко от детского сада.
Логопед беседует с детьми.
Рассматриваем слайды пешей экскурсии «Рядом с детским садом» Дети рассказывают об увиденном: «Недалеко от детского сада находится….»
улица Николаева
Центрум
Бюст А.Николаеву
Проспект Гагарина. Памятник погибшим при выполнении задания полицейским
Бюст Ю.А.Гагарину
Кинотеатр «Современник»
Камерный театр
Средняя школа №26
Логопед: Нам просто необходимо,как землякам первого космонавта поиграть в игру.
Речедвигательное упражнение «Ракета»
Муз.рук: Лётчики готовы к полёту? Объявляем
Дети: Ждут нас быстрые ракеты для полёта на планеты.
На какую захотим, на такую полетим.
Но в игре один секрет – опоздавшим места нет!
Логопед: Хорошо поиграли. А сейчас присядем. Отдохнём и поговорим. Наш город окружен лесами.полями, озёрами. Красивый и живописный край. А олицетворением нашего русского края является деревце. Белоствольная, стройная, как русская красавица. Посмотрите, какая у нас березка и красивая и стройная, только нам надо помочь ей быстрее нарядиться. Кто хочет? Только секрет в том, что надо не просто листочек прикрепить. А ещё при этом сказать пословицу. Наибольшее количество смоленских пословиц посвящено труду, воспитанию подрастающего поколения. Характерной особенностью смоленских пословиц, является многогранное отражение в них чувства юмора.
Родной край – сердцу рай.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Родима – мать, чужбина – мачеха.
Нет в мире краше Родины нашей.
Дома и стены помогают.
Всякая птичка своё гнездо бережет.
Родину – мать, учись защищать.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Смелость города берёт.
Языком лопочи, а руками делай.
Правда кривду перетянет.
У неумехи руки болеть не будут.
Пахать – не руками махать.
Терпи, казак, атаманом будешь.
Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
Когда просим – глаза соколиные, когда отдаем – совиные.
На чужой стороне и жук - мясо.
Фома берет, Ерема ручается, а отдать, как получается.
(Владимир Николаевич Добровольский) «Смоленский этнографический сборник» 1890г.
Логопед: Много сказочных мест у России
Городов у России не счесть
Может, где то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Песня «Есть на свете город».
Дети хором: Я люблю Смоленск.
Загадка Смоленская для гостей.
Загадаю загадку, закину на грядку.
Пусть моя загадка до налетья лежит. (посев озимого зерна)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"
пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....
Конспект игры - путешествия « Путешествие по городу Лангепас» с использованием ИКТ для детей старшей (коррекционной) группы
Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №9 «Солнышко»...
Конспект ООД в подготовительной группе. «Путешествие по городам «Золотого кольца России» Город Ярославль».
Конспект занятия в подготовительной группе на тему:«Путешествие по городам «Золотого кольца России» Город Ярославль». (Познавательное, развитие речи, конструирование из бумаги)Цель: Расширить зна...
Развлечение ко Дню города: "Путешествие по городу Павлово на Оке"
Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников по теме: "Моя малая родина"...
Календарно-тематическое планирование Тема: Мой город. Путешествие по городу
Календарно-тематическое планирование Тема: Мой город. Путешествие по городу...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе: « Путешествие в город здоровья» и Краткий план образовательной ситуации на тему: «Путешествие в город здоровья»
Цель: формирование представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....
квест-игра «Путешествие в город пользы»- город где живут полезные продукты.
Квест- игра «Путешествие в город пользы»- город где живут полезные продукты....