Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда.
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда. | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
- Работа логопеда в системе оздоровления детей занимает немаловажное место.
- Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда – обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.
- В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие ,как здоровье. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы - создание такой коррекционно-образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.
В своей практической деятельности применяем следующие здоровьесберегающие технологии:
- Артикуляционная гимнастика
- Это неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы.
- Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо.
- Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
- Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
3 Дыхательная гимнастика
Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов.
4 Биоэнергопластика
Под этим красивым словом понимается сопряженная гимнастика для языка и кистей рук под сопровождение стихотворного текста или упражнения объединены в единый сюжет.
Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ, для детей, посещающих логопедические занятия. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у детей слуховое восприятие, внимание, память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.
5 Развитие общей моторики
- Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия.
- Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
- Таким образом, продуманный отдых в 1-2 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия.
6 Развитие мелкой моторики пальцев рук
- Развитие мелкой моторики пальцев рук- способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.
- Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занимает прочное место в наших занятиях с детьми.
7 Су-Джок терапия
- Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений ( массажные мячики, грецкие орехи, каштаны).
- Су-Джок терапия оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет.
8 Релаксация
- Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
- Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры.
- Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными и внимательными. Скованные и робкие дети приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
- Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
- Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
9 Психогимнастика
- Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в само расслаблении.
- Помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
10 Одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения является организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, музыкального работника т.д.) и родителей с целью создания эффективных условий для развития речи детей с применением инновационных и здоровьесберегающих технологий.
В результате использования приёмов здоровьесберегающих технологий в логопедической практике:
- Повышается уровень обучаемости, улучшается внимание
- Корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности снимается эмоциональное напряжение и тревожность
- Повышается речевая активность
- Формируются двигательные умения и навыки
- Формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда
Я применяю в работе здоровьесберегающие технологии, которые позволяют развивать речевое дыхание, крупную моторику, формировать произношение, фонематический слух....
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ»
1.1. Понятие «здоровьесберегающие технологии» и их принципы 1.2. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ 1.3. Организация здоровьесберегающей деятельности ло...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда
В статье представлен опыт по применению учителем-логопедом технологий здоровьесбережения в коррекционном процессе....
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с воспитанниками ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Всестороннее использование здоровьесберегающих технологий позволяет учителю-логопеду и воспитателям улучшить и усовершенствовать коррекционный процесс по развитию речи воспитанников, сдела...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ .
В материале описаны технологии по сбережению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, которые логопед применяет в коррекционном и образовательном процессе в ДОУ....
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ
Презентация по использованию здоровьесберегающих технологий...