Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ
презентация по логопедии на тему
Презентация по использованию здоровьесберегающих технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация на тему "Здоровьесберегающие технологии" | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Забота о здоровье — это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы » В. А. Сухомлинский
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни . Актуальность:
Обеспечить дошкольнику высокий уровень здоровья , вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья. Цель здоровьесберегающих технологий
- принцип «Не навреди! »; - принцип сознательности и активности; - принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса; - принцип систематичности и последовательности ; - принцип доступности и индивидуальности; - принцип всестороннего и гармоничного развития личности ; - принцип системного чередования нагрузок и отдыха; - принцип постепенно наращивания оздоровительных воздействий; - принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:
-нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата; -нарушение дыхания и голосообразования; - нарушение общей и мелкой моторики ; -расторможенность и заторможенность мышечного напряжения; - повышенная утомляемость ; -заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости); - нарушение темпоритмической организации движений. Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЛОГОПЕДАМИ : артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика; - упражнения, направленные на профилактику нарушений зрения; развитие мелкой моторики ; физминутки ; логоритмические занятия ; - массаж и самомассаж; - кинезиологические упражнения; - элементы музыкотерапии, сказкотерапии , аромотерапии , су- джок терапии - Арт терапия.
Артикуляционная гимнастика Регулярное выполнение поможет : - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость ); улучшить подвижность артикуляционных органов; - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк ; -уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Дыхательная гимнастика способствует развитию и укреплению грудной клетки направлена на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания необходима для дальнейшей работы по коррекции звукопроизношения .
Зрительная гимнастика используется : - для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз; -для укрепления мышц глаз; - для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).
Развитие мелкой моторики п овышает эффективность коррекционной работы с детьми-логопатами, так как степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребёнка.
Оздоровительные паузы – физминутки направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
Логоритмика - это система двигательных упражнений с произнесением конкретного речевого материала. Массаж и самомассаж: Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике: массаж и самомассаж лицевых мышц; массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; плантарный массаж (массаж стоп); аурикулярный массаж (массаж ушных раковин); - массаж язычной мускулатуры .
Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний . Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии - целостное развитие личности ребенка.
АРОМАТЕРАПИЯ: Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Эфирные масла базилика, кориандра, кожуры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта тонизируют, а фитокомпозиции из базилика, майорана, кориандра, розмарина, мяты создают ароматы, прекрасно успокаивающих перевозбужденную нервную систему. Такие фитокомпозиции можно использовать в работе с гиперактивными детьми.Ароматотерапию применяют в сочетании с музыкотерапией . Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
Су- Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому, наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, в логопедических целях Су- Джок терапия активизирует развитие речи ребенка.
«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок- мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.
« Лучшая игрушка для детей- кучка песка!» К.Д. Ушинский Дидактические игры в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста посредством песочного стола-планшета»
Песок издавна является самым волнующим детское воображение материалом, но дидактические игры в песочнице «проникают» в образовательный процесс весьма робко. Совершенно очевидно, что в современном мире довольно остро назрел вопрос о совершенствовании дидактических приёмов работы с подрастающим поколением детей.
Достоинства и преимущества дидактических игр с использованием песочного планшета: Мотив для получения знаний Интерес и нестандартные ощущения Решение педагогических и коррекционных задач Диагностика символов, мотивов и игровых предметов
Песок идеально подходит для формирования перцептивных ощущений, сенсорного воспитания, развития мелкой моторики. Разработанные и апробированные в практике работы с детьми дидактические игры с использованием песочного планшета направлены на развитие всех компонентов речевой системы и психических процессов.
Для организации занятий на световых столах вам потребуется : Световой планшет/ стол - в зависимости от помещения ( если оборудование стоит стационарно, то можно иметь световые столы, если должно убираться после занятий, то лучше приобретать планшеты/поддоны)
Кварцевый песок (можно иметь несколько вариантов цветного песка для арт-терапии)
Дополнительные компоненты: Бусины, аквариумные камешки, пуговицы, кусочки ткани,маленкие ракушки фигурки людей, животных.
Шаблоны для заполнения обведения по контуру.
Этапы работы: Подготовительный ( ритуал входа) Основная часть Заключительный этап (ритуал выхода)
Подготовительный этап Цель : Определить правила поведения в песочнице; (контролировать и регулировать рамки поведения, взаимоотношения детей может сказочный персонаж ).
Основная часть: 1.Развитие мелкой моторики Действия с песком: Сжать-разжать, захватить в щепотку; Выложить по насыпанной дорожке камешки; Прикосновения к поверхности песка Ребром ладони нарисовать геометрические фигуры; Отыскать в песочнице предметы, определённый предмет; Рисование на песке: «Дорожки», «Заборчики», «Дожди», «Лесенки», «Следы» Работа с контурами и шаблонами;
Картотека Название игры Методика проведения «Дорожки» Начинаем с простых линий- «Дорожка к домику ёжика», затем переходим к ломаным линиям, прерывистым, различным по интенсивности и напряжённости «Заборчики» Рисуем «заборчики» вокруг заданного предмета, домика, героя. «Дожди» Отрабатываем рисование вертикальных линий «Лесенки» Учимся совмещать вертикальные и горизонтальные линии «Обведи по контуру» Обведение пальцем контура или шаблона-подготовка руки к письму.
2. Работа над фонетической стороной речи Автоматизация поставленных логопедом звуков Развитие фонематического слуха Дифференциация звуков
Картотека Название игры Методика проведения « Жужжалки » Двигаемся пальчиками по дорожкам и жужжим как пчёлки « Шипелки » Двигаемся пальчиками по дорожкам и шипим как змейки «Собери зоопарк» Нарисовать животных на заданный звук «Кто живёт в лесу» Нарисовать животных на заданный звук «Распредели по домикам животных» Изображаем на песочном столе два домика С и Ш- распределям фигурки животных , в названии которых заданные звуки.
Работа над лексической стороной речи Расширяем активизируем словарный запас Развитие когнитивных процессов (развитие операции классификации)
Картотека Название игры Методика проведения «Назови ласково» Пересыпаем песочек, называем его, употребляя уменьшительно-ласкательное значение «Угадай, что я делаю?» Обогащение словаря детей глагольной лексикой-пересыпаю, насыпаю, ровняю, стряхиваю, глажу и т.д.) «Магазин» Рисуем продукты, предлагаем покупателю. «Разложи по корзинкам» Рисуем корзину для фруктов, заполняем её, то же самое с овощами. «Давайте познакомимся!» Моделирование ситуации для объяснения значений новых слов
3. Работа над грамматической стороной речи Вырабатываем опыт показа значений приставок Активизируем понимание и употребление предлогов Песочный стол-стенд для создания ситуаций, выраженных предложением «Ёжик несёт яблоко» «Растёт ёлка»
Картотека Название игры Методика проведения «Повтори за мной» Ребёнок повторяет действия педагога, другого ребёнка по предложенной схеме, проговаривая свои движения: пересыпаю, засыпаю, подсыпаю, досыпаю. «Рисунки-паутинки» Следуя инструкции, ребёнок рисует фигуры- «В большом квадрате рисуем цветочек, на цветке бабочку» и т.д. «Составь предложение» Составление предложений по собственным рисункам, рисункам других детей»
4. Работа над фомированием фразовой речи Активизируем и обогащаем словарь Развиваем диалогоческую речь Формируем высказывания
Картотека Название игры Методика проведения «Рисуем сказку» Рисуем декорации к знакомой сказке-обыгрываем словесно, Рисуем героев сказки, которую читает педагог, рассказывает кто-то из детей. « Превращалки » Педагог составляет диалог между персонажами- , создаёт мотив для активного говорения и формирует ситуацию успеха.
Заключительный этап. Ритуал выхода Сказочный персонаж, который приглашал детей к игре, объявляет об окончании игры, напоминает о необходимости убрать «песочную страну», привести в первоначальный вид. Ритуал выхода необычайно важен благодарностью педагога от имени хозяина песочной страны.
ВЫВОД: Таким образом , здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе дают положительный результат: снижение уровня заболеваемости; 2 ) повышение работоспособности, выносливости ; 3 ) развитие психических процессов; 4 ) улучшение зрения; 5 ) формирование двигательных умений и навыков; 6 ) развитие общей и мелкой моторики; 7 ) повышение речевой активности.
Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда
Я применяю в работе здоровьесберегающие технологии, которые позволяют развивать речевое дыхание, крупную моторику, формировать произношение, фонематический слух....
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ»
1.1. Понятие «здоровьесберегающие технологии» и их принципы 1.2. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ 1.3. Организация здоровьесберегающей деятельности ло...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда
В статье представлен опыт по применению учителем-логопедом технологий здоровьесбережения в коррекционном процессе....
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с воспитанниками ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Всестороннее использование здоровьесберегающих технологий позволяет учителю-логопеду и воспитателям улучшить и усовершенствовать коррекционный процесс по развитию речи воспитанников, сдела...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ .
В материале описаны технологии по сбережению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, которые логопед применяет в коррекционном и образовательном процессе в ДОУ....
Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"
Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"...