Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ .
статья по логопедии по теме
В материале описаны технологии по сбережению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, которые логопед применяет в коррекционном и образовательном процессе в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx | 30.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий в работе
учителя- логопеда ДОУ .
Одним из ведущих приоритетных направлений деятельности нашего ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей.
Система логопедической оздоровительной работы в нашем ДОУ предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов.
На занятиях я использую следующие методы:
пальчиковую гимнастику;
артикуляционную гимнастику;
дыхательную гимнастику;
развитие мимических мышц;
самомассаж лица;
физкультминутки;
гимнастику для глаз;
песочную терапию
Пальчиковая гимнастика
Развивает мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений. Совершенствуется мелкая и речевая моторика, стимулируется речевое развития.
Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:
пальчиковые игры с мелкими предметами; пальчиковые игры со стихами;
пальчиковая гимнастика; самомассаж кистей и пальцев рук с использованием "сухого бассейна", шипованных мячиков Су- Джок.
Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета. Самое щадящее, комфортное обучение детей - это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в нашем случае стимулирует речь детей. Надо видеть восторженные глаза моих воспитанников, когда они надевают на пальчик фигурку животного и начинают играть свою роль, говорить! Причем, с удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д.
Артикуляционная гимнастика
Большое внимание я уделяю артикуляционной гимнастике - выработке правильных, полноценных движений, определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.
Дыхательная гимнастика
Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. Так как дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса, я провожу различные дыхательные упражнения, которые помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Развитие мимических мышц
Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, это способствует развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развивается подвижность мышц губ и щек. Дети учатся показывать такие эмоциональные состояния, как:
- боль, гнев, страх,
- радость, удивление,
- сомнение, подозрительность, печаль и т.д.
На занятиях с детьми, страдающими нарушениями речи, я использую наглядный материал: картинки – схемы с изображением лиц людей и животных, испытывающих разные эмоциональные состояния.
Самомассаж лица
Это массаж , выполняемый самим ребенком. Обучая детей самомассажу, я показываю каждый прием на себе и комментируею его. Движения проводятся под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку происходит стимуляция кинестетических ощущений мышц и в определенной степени нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Физкультминутки
При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия я обязательно включаю физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.
Виды физкультминуток применяемые мной в образовательной деятельности:
1. Оздоровительно- гигиенические физкультминутки: их можно выполнять как стоя, так и сидя; расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, "поболтать ножками".
2. Подражательные физкультминутки: зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
3. Двигательно-речевые физкультминутки: дети коллективно читают небольшие веселые стихи ( в соответствии с лексической темой) и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.
Гимнастика для глаз
Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз. Гимнастика для глаз снимает статическое напряжение с мышц глаз, способствовует развитию зрительно-моторной координации, укреплению глазных мышц ,снятию напряжения, предупреждает утомление, оказывает общее оздоровление зрительного аппарата. Используется в непосредственно-образовательной деятельности после интенсивной зрительной нагрузки.
Песочная терапия (манко- терапия). Использую на индивидуальных занятиях. Вместо песка , у меня в контейнере крупа –манка.
Манка развивает творческие способности, воображение и фантазию малыша. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Мои наблюдения и опыт показывают, что игра с манкой позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка. Также манка способствует развитию тактильных ощущений, что очень важно для плохоговорящих детей ,это влияет на положительную динамику в развитии речи, произвольного внимания и памяти.
На своих занятиях я стараюсь использовать все здоровьесберегающие технологии, которые способствуют укреплению здоровья детей, вызывают положительный эмоциональный настрой. Ведь дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. А правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации
В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в своей практике, я с уверенностью могу сказать, что у ребёнка: повышается обучаемость, улучшается внимание, восприятие; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; снижается уровень заболеваемости; повышается работоспособность, выносливость; развиваются психические процессы; улучшается зрение; развивается общая и мелкая моторики; повышается речевая активность; увеличивается уровень социальной адаптации.
Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в своей практической деятельности, могу сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"
Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"...
Логопедия. Статья. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми.
Вопрос использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя- логопеда стоит достаточно остро. В настоящее время применение ИТ в коррекционной работе с детьми позволяет...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"
Применение в работе учителя-логопеда Одной из методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...
Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"
Выступление об актуальности использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...
Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"
Статья по логопедии по теме:"Игровая технология в работе учителя-логопеда"...
Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».
В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей через метод песочной терапии. Метод позволяет в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...
Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...