Консультация "Обогащение словаря дошкольника в процессе ознакомления с окружающим"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Материал содержит методы и приёмы работы с дошкольниками при формировании словарного запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация "Формирование словаря у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим" | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
“Формирование словаря у дошкоьников в процессе ознакомления с окружающим”.
Каждое слово именует определённое представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребёнка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее приобретённому представлению. Наблюдения и изучение живой действительности способствуют созданию образов и представлений, которые при правильном руководстве непременно сплетаются с соответствующим словом.
При занятиях с детьми для расширения лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Наглядным образом знакомится ребёнок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове.
Внешние восприятия, опыт, личные переживания ребёнка играют в развитии его первенствующую роль, значение же слова – второстепенное и вспомогательное. Важнейшим и совершеннейшим методом преподавания в первую пору детства является культура наблюдательности.
Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширять этот запас за счёт слова-представления, а не слова-звука.
Наблюдение есть основа всякого знания. К.Д. Ушинский говорил, что наглядности при обучении никак не отделить от обучения родному языку, что главную цель наглядного обучения составляет упражнение наблюдательности, логического мышления и развитие умения выражать свои выводы и наблюдения в словах.
Окружающая ребёнка действительность – предметы ежедневного обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа – доставляет обильный материал, который должен быть использован для расширения мира детских восприятий и обогащения их языка. Особенно ценным в интересах языка являются продукты творчества ребёнка. Ребёнок рисует, лепит, строит, мастерит, сооружает. Так он выражает свой внутренний мир, который он ещё бессилен передавать словом. И вся эта ценная работа пропадает даром в том смысле, если ею не пользуются для развития лингвистических данных.
Ясно, что педагог должен ориентировать детей в окружающей их обстановке и на восприятиях, поступающих из этой обстановки, развивать язык детей, должен сам быть знаком с обстановкой, в которой ему приходится работать, разобраться в её особенностях, оценить её значение применительно к интересам каждой возрастной группы. Только в таком случае он сумеет правильно использовать среду в интересах развития детей.
Педагоги должны позаботиться о том, чтобы пополнить группы, в которых живут дети, педагогически обоснованным вещественным содержанием. Необходимо создать уголки природы. Детям нужны игрушки, без которых меркнет радость детства. Нужны самые разнообразные пособия, материалы, орудия для игр и труда. Нужен специальный дидактический материал. Создавая необходимый для развития ребёнка вещественный мир необходимо по возможности не упустить из виду ни одного из чувств, ни одного из представлений, с которыми ему в данном возрасте надлежит познакомиться. Подбор предметов и пособий в группе как в количественном, так и в качественном отношении должен предусматривать интересы каждой индивидуальности, каждой возрастной группы.
Но детей надо не только снабжать предметами, но и располагать предметы так, чтобы пользование ими было легко, удобно и целесообразно.
Реализация программы по словарной работе осуществляется также через систему соответствующих занятий. Эта система складывается из занятий 3-х разновидностей:
- занятий, в которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности (экскурсии, демонстрация предметов и явлений, как в натуральном виде, так и на картинах);
- занятий, где словарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях (ознакомление с качествами, свойствами, особенностями);
- и занятий, решающих задачи словарной работы в процессе обобщений, формирования понятий.
Во всех этих видах занятий развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности
Отсюда вытекают общие требования к организации и методике проведения занятий:
- Единство развития словаря с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления).
- Целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей в процессе занятия.
- Наличие наглядности как основы для организации речевой и познавательной активности.
- Единство реализации всех задач словарной работы на каждом занятии.
Кроме специальных занятий закрепление и активизация словаря осуществляется и в процессе целого ряда словесных дидактических игр и упражнений. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринуждённо, с учётом возрастных интересов и возможностей.
Вот некоторые из видов таких упражнений.
- ПОДБОР ЭПИТЕТОВ К ПРЕДМЕТУ.
Называется предмет, допустим – собака. Какие бывают собаки? Большие, маленькие, грязные, домашние, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, весёлые, охотничьи, сторожевые, пожарные.
УЗНАВАНИЕ ПО ЭПИТЕТАМ ПРЕДМЕТА. Воспитатель предлагает детям отгадать, что это: зелёная, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая.
В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.
- ПОДБОР К ПРЕДМЕТУ ДЕЙСТВИЙ.
Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колёса вертит, освежает, тучи гоняет и т.д.
ПОДБОР К ДЕЙСТВИЯМ ПРЕДМЕТА. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает и т.д.
ПОДБОР ОБЪЕКТОВ К ДЕЙСТВИЮ. Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает?
- ВСТАВЛЕНИЕ ДЕТЬМИ ПРОПУЩЕННЫХ СЛОВ.
4. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Бабушка сидит. Бабушка сидит на диване. Бабушка сидит на диване и вяжет. И т.д.
- ДОБАВЛЕНИЕ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
Кошка взобралась на дерево – какое? – которое росло у дома.
Почему? – потому что увидела собаку.
Зачем? – чтобы спастись от собаки.
Когда? – когда увидела собаку.
6. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЦЕЛОГО. Называется предмет, определяются его составные части, например, дерево, ствол, ветки, сучья, листья, почки и т.п.
- СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОПРЕДЕЛЁННЫМ СЛОВОМ.
Даётся слово, дети должны составить предложение, включив в него это слово. С этим справляются и самые маленькие дети.
- СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ДАННЫМИ СЛОВАМИ. Например, дети, собака, испугаться.
9. ОТГАДЫВАНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК. Следует поощрять детей к придумыванию загадок Вначале это даётся с трудом даже старшим детям, словесное оформление их загадок нескладно, например: “Такое на что кладут, чтобы есть”, - означает тарелку. Но постепенно они научаются классифицировать предметы, правильно выражать свои мысли и придумывать загадки часто не хуже воспитателя.
- ЗАУЧИВАНИЕ И ПРОИЗНОШЕНИЕ СКОРОГОВОРОК.
Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребёнок не только понимает, но и активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые дети понимают, связывают с определёнными представлениями, но которые в речь его не входят. Новое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны его воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще. Воспитатель должен замечать новые слова и содействовать их переходу в активный словарь детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам (в работе с родителями) по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром.
Здесь вы можете посмотреть рекомендации педагогам (в работе с родителями) по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром. наряду со стандартными рекомендациями предлагается орг...
Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой
Развитие речи в онтогенезе, требования к речи ребенка 4-летнего возраста, рекомендации родителям, памятка родителям по развитию речи ребенка....
Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром Евдокимова Н.Е., воспитатель ДОУ «Улыбка», вторая квалификационная катего...
дипломный проект "Обогащение словаря дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых"
СодержаниеВведение ...
«Формирование словаря дошкольников в процессе ознакомления с окружающим»
В данной побликации рассматривается формирование словаря дошкольников, методы и приемы по обогощению словаря...
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...
Обобщение опыта по теме самообразования «Обогащение словаря детей в процессе ознакомление с окружающим миром»
Хорошая, развитая речь – это основа успешного обучения в школе. Одной из составляющих речи, является словарный запас, недоразвитие которого делает речь неполноценной, затрудняет речевое развитие...