Конспект НОД по формированию грамматического строя речи. Тема: Согласование местоимений МОЙ, МОЯ с существительными
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Обучение согласованию местоимений «мой», «моя» с именем существительным в роде. Закрепление практических навыков согласования местоимений с существительными. Подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью и по заданному обобщению учить исправлять ошибки в согласовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_moy_moya.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по формированию грамматического строя речи.
Тема: Согласование местоимений МОЙ, МОЯ с существительными.
Задачи.
Коррекционно-образовательные. Обучение согласованию местоимений «мой», «моя» с именем существительным в роде. Закрепление практических навыков согласования местоимений с существительными. Подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью и по заданному обобщению учить исправлять ошибки в согласовании.
Коррекционно-развивающие. Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, общей моторики.
Коррекционно-воспитательные. формирование групповой сплоченности, положительной учебной мотивации.
Оборудование: «Чудесный мешочек», игрушки, шарф, шапка, картинка мальчика, картинный материал к игре «Найди свою картинку», игрушка Незнайка, игрушки из «Киндера-сюрприза», портфель, ручка, карандаш, линейка, тетрадь, пенал, книга, фломастер, две коробки.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Игра «Чудесный мешочек»
У детей в руках игрушки, которые они достали из чудесного мешочка.
Л.: Сядет тот, у кого МОЙ зайчик, МОЙ мяч, моя пирамидка и т.д.
- Основная часть.
Логопед, показывая детям шапку и шарф, которые принадлежат одному
из ребят, спрашивает:
- Ребята, чей это шарф? (Ответ ребенка: «Мой шарф».)
- А чья это шапка? (Ответ того же ребенка: «Моя шапка».)
Логопед объясняет, что и шапка, и шарф принадлежат одному ребенку, но он по-разному сказал про них: мой шарф и моя шапка. Затем просит детей правильно и четко сказать со словами мой или моя про ту одежду, которую он покажет. Подходит к детям и указывает на майку, носок, рубашку, юбку. Дети четко, с нажимом произносят: «Мой носок», «Моя кофта» и т. п.
Логопед выставляет на наборное полотно картинку с изображением мальчика и говорит, что зовут его редким именем Глеб. Логопед читает стихотворение:
Глеб к игрушкам побежал,
Все их в кучу он собрал:
- Мой медведь, моя машина,
Мячик мой, мой Буратино!
Никому я их не дам!
- Ну сиди, играй в них сам!
Затем уточняется, про какие игрушки Глеб говорил мой, про какие моя?
Логопед привлекает внимание детей к предметам на столе, накрытым салфеткой, поднимает ее, открывая кучу игрушек, и спрашивает: «Может быть такую кучу игрушек собрал Глеб в детском саду? Так про какие игрушки Глеб скажет мой, а про какие моя?»
Логопед просит детей помочь ему разложить игрушки на две коробки: в одну те, про которые можно сказать моя, а в другую те, про которые можно сказать мой. Дети произносят словосочетания, выделяя голосом местоимения.
Игра «Найди свою картинку»
У каждого ребенка по две картинки мужского и женского рода.
Л. Ребята, у меня есть много картинок. Я каждому дам две картинки. Вы на них внимательно посмотрите и запомните.
Раздаются картинки.
Л. Запомнили картинки? А сейчас я у вас их соберу, перемешаю и буду показывать по одной картинке. А вы скажите, чья это картинка.
Игра «Незнайкины ошибки»
Стук в дверь.
Л. Ребята, коже к нам пришел?
Логопед достает куклу Незнайки.
Незнайка. Здравствуйте, ребята. (Сердитым голосом).
Л. Наш Незнайка чем-то не доволен.
Незнайка стучит по столу рукой и «говорит»
Незнайка. Этот стол теперь моя,
И хозяин тоже я!
Логопед свободной рукой гладит Незнайку по голове и уже своим голосом говорит: «Успокойся, Незнайка! Ребята, кто исправит Незнайкину ошибку?» Дети произносят правильное словосочетание. Затем логопед говорит Незнайке:
Этот стол и твой и мой,
И сидим тут мы с тобой!
Незнайка. Мой кроватка, мой подушка,
Спальня мой и мой игрушка!
Дети по просьбе логопеда исправляют и эти ошибки. Логопед, обращаясь к Незнайке, говорит:
И кроватка там твоя, и подушка там твоя,
И твои под этой спинкой наволочка и простынка,
Только спальня не твоя, спальня общая!
Л. Незнайка не расстраивайся, лучше поиграй с нами.
Динамическая пауза.
Мой мячик весело скачет | движения, имитирующие постукивания рукой по мячу |
Моя машина едет на вершину | имитация вращения руля |
Мой мишка совсем малышка | приседание |
Моя кошка поспит немножко | наклон головы набок, руки под щеку
|
Л. Незнайка вырос и собирается в школу. И он хочет дать поиграть свои игрушки вам.
Раздаются игрушки из «Киндера-сюрприза»
Логопед спрашивает. «Чья бабочка?», «Чей шарик?» и т.д.
Л. Ребята, поможем Незнайке собраться в школу. У Незнайке есть портфель, ручка, карандаш, линейка, тетрадь, пенал, книга. Помогите Незнайке сложить портфель. Незнайка начнет, а вы должны догадаться, о чем он говорит.
Логопед от имени Незнайки по очереди обращается к детям, произнося фразы типа: «Где мой ...», «Где моя ...» и ждет, чтобы дети закончили фразу. Правильно названные картинки выставляются на наборное полотно. Дети еще раз произносят словосочетания «моя ручка», «мой карандаш».
Игра «Жадина»
Логопед задает вопрос: «Чья синяя футболка?», Чей белый носок?» и т.д. Дети отвечают на поставленный вопрос: Мой белый носок и т.д.
- Итог занятия.
Оценка работы каждого ребенка на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Тема: Два брата ИК, ЕК.
Практическое использование слов с ласкательным и увеличительным значением: ИК, ИЩ....
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Тема: практическое употребление предлогов под, из-под.
Закрепить знание детей о значении предлогов ИЗ-ПОД, ПОД. Упражнять в правильном употреблении предлогов в речи. Упражнять детей в составлении предложений с данными предлогами. Уточнить пространственное...
Занятие по формированию грамматического строя речи дошкольников. Тема: Согласование местоимений мой, моя с существительными.
Занятие по формированию грамматического строя речи дошкольников.Тема: Согласование местоимений мой, моя с существительными....
конспект занятия по развитию грамматического строя речи тема: "Образование относительных прилагательных от имён существительных"
Тема: Образование относительных прилагательных от имён существительных.Цель: Развитие речи ребёнка, обогащение обиходного словаря относительными прилагательными.Задачи: 1. Учить образовывать и употреб...
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи. Тема: «Зимующие птицы»
Данный материал помогает расширить у детей представление о зимующих птицах, их строении, понятии «зимующие птицы»....
Флеш-игра для развития грамматического строя речи на согласование существительных с прилагательными "Милашки-модняшки".
Речевой и наглядный материал подобран в соответствии с темой «Одежда, головные уборы, обувь».Возраст детей: презентация предназначена для дошкольников 5 - 7 лет (старшая и подготовительная...
Логопедическое занятие Формирование лексико-грамматического строя речи Тема. Дательный падеж существительных единственного числа. «Домашние животные»
Представлен конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. В рамках изучения лексичекой темы "Домашние животные" дети осваивают форму дат...