Занятие по подготовке детей к обучению грамоте.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Цель: вызвать у детей стойкий интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте.
Задачи: активизировать словарный запас детей в рамках темы “Осень. Осенний лес.”;
закрепить понятие “слово”
продолжить работу по формированию понятия “предложение”;
упражнять в умении составлять простые предложения, определять количество и место слова в предложении, составлять схемы по предложенным предложениям и самостоятельно составленным;
формировать умение делить слова на слоги.
Ход занятия:
Дети входят в группу
Воспитатель: Проходите ребята. Поздоровайтесь с гостями.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришёл Буратино. Мальвина сказала ему, что он не знает, что такое – «слово» и совсем не умеет составлять предложения. Я предлагаю вам помочь Буратино, пусть он сегодня останется у нас. Я думаю, что он узнает очень много нового.
Воспитатель сажает Буратино на полку лицом к детям
Воспитатель: А я приглашаю вас в осенний лес. Проходите, ребята, присаживайтесь.
Воспитатель: Вот мы и очутились в осеннем лесу.
Дети проходят к доске и садятся на стулья
- Ребята, что вы видите в осеннем лесу? (деревья, листья, тучи, небо…)
- Какой лес осенью? (разноцветный, нарядный…)
- Что делаю осенние листья (опадают, летят, кружатся…)
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно: деревья, листья, тучи, небо, летят, качаются, разноцветный, нарядный… (что вы сейчас назвали?).
Дети: слова.
Воспитатель: Правильно, вы сейчас назвали слова. Словами мы называем все то, что нас окружает, что мы чувствуем, что происходит вокруг нас.
Всему название дано - и зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нет.
И всё, что может видеть глаз – над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, - названо словами.
Воспитатель: Ребята, вы доказали, что знаете много слов, и мы сейчас поиграем в игру «Добавь нужное слово».
Воспитатель: Я буду называть слова, а вы подбирать нужное слово (фишки)
- Деревья (что делают?) качаются;
- Листья (что делают?) падают, кружатся, облетают;
- Лес (какой?) нарядный, разноцветный;
- Небо (какое?) хмурое, серое;
- Погода (какая?) дождливая, пасмурная, холодная.
(Когда дети называют слова, воспитатель ставит фишку на мольберт)
Воспитатель: Молодцы, как много слов вы подобрали! Воспитатель: Буратино теперь знает, что такое слово.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что можно составить из слов? (Предложение) Правильно: “Предложение состоит из слов. Мы учились каждое слово в предложении обозначать полоской.
Воспитатель: В лесу живет много разных зверей, и вот один из них (выставляю картинку, где нарисован медведь).
Воспитатель: Кто это? (Медведь) (Воспитатель ставит полоску, обозначающую слово на мольберт) Медведь какой? (Косолапый, лохматый, большой) А медведь что делает, когда злится? (Рычит).
Воспитатель: Сколько слов вы назвали? (Три)
Воспитатель: Что мы узнали о медведе? (Медведь косолапый рычит)
Воспитатель: Дружат эти слова между собой?
Воспитатель: Ребята, если слова дружат между собой и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение.
Воспитатель: Посмотрите, чего не хватает в этой схеме, чтобы получилось предложение?
(Вызываю 1 ребёнка, он дополняет схему вертикальной полоской и точкой)
Воспитатель:
- Зачем, Миша поставил вертикальную палочку, о чём она говорит?
- Почему в конце схемы стоит точка?
Если мысль закончил ты,
Записал на строчку,
Не забудь, в конце поставь
Кругленькую точку.
- Сколько слов в этом предложении?
- Какое первое слово в предложении? Второе? Третье?
Воспитатель: Теперь мы знаем, что для каждого предложения можно составить (что?)… схему. Каждое слово в предложении мы обозначаем (чем?)…полоской. Маленькая вертикальная полоска указывает, что это… начало предложения, а в конце предложения ставится… точка.
Воспитатель: Проходите за столы, и мы выполним следующее задание.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, еще один лесной житель появился в нашем лесу – кто это? (Белка) Послушайте слова, которые я вам скажу (грызть, белка, орешки). Какое предложение можно составить из этих слов.
Внимание, выложите схему этого предложения (Работа за столами).
Воспитатель:
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием!
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Живые слова» Какое предложение только что вы составили? (Белка грызет орешки) Воспитатель предлагает слова 3 детям, каждому своё слово. (Белка, грызет, орешки) Ребята, займите своё место в предложении. А сейчас повторим предложение. Даша скажет свое слово и даст руку Егору. Егор скажет свое слово и даст руку Саше. А Саша уже скажет свое слово.
Воспитатель: Вот так ребята можно подружить слова и они превратятся в предложение. Начало предложения, как обозначаем (вертикальной полоской). Правильно, поднимай Даша руку. А в конце предложения что ставим (точку). Правильно, чтобы слова не разбежались из предложения, запираем их на замочек - сжимай руку в кулачок, Саша, и поставим точку.
- А сейчас следующее живое предложение, слушайте слова! (Хитрая, заяц, догонять, лиса) Следующие 4 ребёнка составляют предложение, а воспитатель выставляет остальных лесных жителей.
- Ребята, посмотрите на наш чудесный лес. Я вам предлагаю составить свое предложение и выложить его схему.
- Послушайте, какое предложение составила Полина. Сколько слов в твоем предложении?
- Миша, а у тебя что получилось? Сколько слов в твоем предложении?
Воспитатель: Теперь ты знаешь, Буратино, что такое предложение! Наша речь состоит из предложений и слова в предложении дружат между собой.
Физминутка «Игра для вас»
А теперь игра для вас (встаньте около стульчиков)
В ней проверим мы сейчас
Ваше умение:
Различать слова и предложения.
Воспитатель: Если я скажу слово, вы хлопните в ладоши. Если я скажу предложение, вы потопаете.
Воспитатель: Наступила золотая осень. Дерево. Кружатся осенние листья. Желтеют. Нарядный. Звери делают запасы. Звери. Дует холодный ветер. Птицы улетают в теплые края (дети садятся).
Воспитатель: Ребята, теперь Буратино знает, что такое слово и предложение. Но учили его не только мы, но и лесные жители. Предлагаю покатать их на веселом паровозике (Выставляю вагончики). Но для того, чтобы животные правильно заняли свои места – нужно им помочь. Необходимо название животного разделить на слоги. (Миша, выходи, кому ты хочешь из лесных зверей помочь (лисе), раздели слово «лиса» на слоги)….. Даша, а ты кому хочешь помочь?.......
- Молодцы, Ребята, но я думаю, Буратино тоже хочет прокатиться, в каком вагоне он поедет? (Дети делят на слоги слово БУРАТИНО)
Воспитатель: Но прежде чем отправиться к Мальвине, Буратино просит вас помочь ему выполнить домашнее задание. Мальвина запутала все слова в предложении. Поможем Буратино? Слушайте внимательно!
- Орешки грызут белку.
- Деревья опадают с листьев.
- Рыжий заяц догоняет лису.
- Гриб наколол ежика на иголки.
- Молодцы, ребята, помогли Буратино. Он благодарит вас и дарит вам подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте "Новогодняя елочка для лесных зверюшек"
Интонационное выделение первого звука в слове, различение на слух твёрдых и мягких согласных звуков, называние слов с заданным звуком. Занятие проводится в игровой форме....
Конспект развивающего занятия по подготовке детей к обучению грамоте
Цель занятия:закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию; закреплять умение ориентироваться в слоговой структуре слова, умение составлять предл...
занятие по подготовке детей к обучению грамоте "Звук Ы"
Практический материал педагогам для использования в непосредственно-организованной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста....
Использование авторских стихов на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте.
На занятиях по подготовке детей к обучению грамоте мне помогают короткие стихи, которые я люблю сочинять. Занятия проходят живо, интересно и предложенный материал усваивается легко....
Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»
Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год подготовки детей к обучению грамоте....
Открытое занятие по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе "Ученый Кот в гостях у детей"
Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе «Ученый кот в гостях у детей»Данное занятие было разработано с целью закрепления имеющихся знаний у...
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...