Конспект логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях;
• закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- формировать умение образовывать множественное число имен существительных;
• упражнять в умении грамматически правильно произносить предложения.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать речевое дыхание;
- формировать длительную направленную воздушную струю;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать чёткость дикции, интонационную выразительность;
- развивать внимание, память, мышление.
- Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности;
- воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование: Игрушка «Собачка Соня», зеркала, массажер «Су-джок», мячик, картинки, мнемо-таблица, наклейки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Звук "С" | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Среднее образовательная школа № 8
Конспект логопедического занятия в старшей группе
«Автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях»
Подготовил и провел:
Учитель-логопед
Крылова Т.Б.
Балашиха 2023
Конспект логопедического занятия в старшей группе
«Автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях»
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях;
• закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- формировать умение образовывать множественное число имен существительных;
• упражнять в умении грамматически правильно произносить предложения.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать речевое дыхание;
- формировать длительную направленную воздушную струю;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать чёткость дикции, интонационную выразительность;
- развивать внимание, память, мышление.
- Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности;
- воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование: Игрушка «Собачка Соня», зеркала, массажер «Су-джок», мячик, картинки, мнемо-таблица, наклейки.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Логопед:
Вот звонок нам дал сигнал: поработать час настал.
Так что время не теряем и работать начинаем.
Сядем ровно, спину держим правильно, руки на коленях.
- Игры на развитие речевого дыхания, развитие силы выдоха, выработку правильного направления воздушной струи по средней линии языка.
- «Холодный ветер»
Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы. Поднести ко рту тыльную сторону ладони. Должна ощущаться резкая бьющая холодная струя.
- «Топор»
Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.
- «Воет буря»
Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка.
Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появляется шум, значит, воздушная струя направлена правильно.
- Фонетическая гимнастика.
- Упражнения по развитию высоты голоса.
Повышение и понижение голоса при произнесении звуков
«Укачивание», «Самолет».
- Артикуляционная гимнастика.
- «Улыбка» / «Трубочка»
Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.
Если наши губки улыбаются, посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой, значит, можем мы играть на дудочке.
- «Часики» / «Маятник»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Друг за другом, друг за другом ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи, как стрелки ходят, покажи.
- «Накажи непослушный язычок»
Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.
Язычок твой – озорник, он не слушает тебя.
Накажи его скорее: «Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
- «Блинчик»
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
Утром рано мы встаем, вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке тесто растекается…
Посмотри, какой красивый блинчик получается.
- «Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
Рот откройте, улыбнитесь, свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние, ведь они у нас не лишние.
- «Горка»
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Язычок за зубки опускается, его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается- вот какая горка получается!
- «Киска сердится»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Рассердилась наша киска: ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко- поцарапать может киска!
- Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Посмотрите ребята, кто к нам сегодня пришел! Кто это?
Дети: Это собачка.
Логопед: А как же зовут собачку? Не знаете? Я тоже не знаю. Давайте, спросим.
Логопед: Ее зовут Соня. Соня очень любит играть с мячом.
А сейчас мы покажем ей как вы умеете это делать.
Пальчиковая игра с массажером «су – джок».
Я мячом круги катаю, взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку. будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.
- Артикуляционный образ звука.
Логопед: Давай вспомним, какое положение занимают наши губы, зубы и язычок при произнесении звука «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.
- Произношение изолированного звука [С].
Логопед: Собачка Соня очень любит, когда дует прохладный ветерок. Подуйте, как ветерок С-С-С.
- Физкультминутка.
Логопед:
Давайте немного отдохнем. Мы подуем высоко: С-С-С
(встают на носочки, поднимают руки вверх)
Мы подуем низко: С-С-С (приседают)
Мы подуем далеко: С-С-С (выпрямляются, наклоняются вперед, вытянув руки)
Мы подуем близко: С-С-С (стоя прямо, руки подносят ко рту)
- Развитие фонематического восприятия.
Выделение на фоне слогов и слов звука [с] среди звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам.
Игра «Поймай звук»
Логопед: Ребята, давайте вместе с Соней поиграем в игру «Поймай звук».
Я буду произносить звуки (слоги, слова). Как только услышите звук [c],
поймайте его - хлопните в ладоши.
Ряд звуков: [с, ш, р, с, т, м, с, л, с, …],
Ряд слогов: ла, са, ры, вы, сы, мо, со, ру, …
Ряд простых слов: сок, дом, санки, сумка, кот, мак, сук, булка, сом и т.д.
- Автоматизация звука [С] в слогах.
Логопед: Представляете, нашу Соню укусила оса. Теперь она с ней не дружит.
А мы с вами должны их помирить. Слоги все мы повторим, ссору эту победим.
СА-СА-СА, СА-СА-СА – укусила в нос оса.
СО-СО-СО, СО-СО-СО – стал мой нос, как колесо.
СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу.
СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы.
- Автоматизация звука [С] в словах.
Логопед: Собачка Соня принесла нам картинки. Давайте посмотрим и назовем что это. Следите за правильным произношением звука.
Ребенок: Сани, сапоги, сундук, сумка, собака, лиса, миска, колбаса.
Логопед: А теперь каждое слово назови ласково.
Ребенок: Саночки, сапожки, сундучок, сумочка, собачка, лисичка, мисочка, колбаска.
Логопед: Что случилось? Окружили осы собачку Соню. Сколько их?
Давайте посчитаем?
Дети: Одна оса, две осы, три осы, четыре осы, пять ос.
- Игра «Один - Много» с мячом.
Логопед: А теперь собачка Соня хочет поиграть с нами мячик в игру «Один – много». Поиграем? Я говорю один предмет, а вы - много.
мост - мосты - много мостов фикус - фикусы - много фикусов
куст - кусты - много кустов автобус - автобусы - много автобусов
аист - аисты - много аистов поднос - подносы - много подносов
хвост - хвосты - много хвостов стакан - стаканы - много стаканов
лист - листья - много листьев скамейка - скамейки - много скамеек
миска - миски - много мисок доска - доски - много досок
носок - носки - много носков сова - совы - много сов
каска - каски - много касок сын - сыновья - много сыновей
касса - кассы - много касс оса - осы - много ос
- Определение места звука в слове.
Логопед: Ребята, вот беда, собачка Соня не знает, где прячется звук [с].
Давайте поможем ей разобраться? (начало, середина или конец слова)
Слова: слон, сон, сова, оса, лиса, парус, автобус, нос.
- Автоматизация звука [С] в предложении.
Логопед: Посмотрите на картинку и скажи, что увидела собачка Соня. Отвечайте полным предложением. Собачка Соня увидела… (картинки со звуком [С])
Логопед: Ребята, какая картинка лишняя? Почему? (в ней нет звука [C])
- Автоматизация звука [С] в стихах с помощью мнемотехники.
Логопед: Ребята, а посмотрите-ка, что это нам несёт наша Соня? Кажется, она хочет нам рассказать про весну. Давайте вместе с Соней выучим стихотворение о весне.
По весне набухли почки и проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клёна – сколько носиков зелёных!
Логопед: Молодцы, ребята. Отлично получилось.
- Итог занятия.
Логопед: Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?
С кем мы сегодня играли? Как зовут собачку?
- Оценка речевой деятельности детей.
Логопед: Вы прекрасно сегодня занимались, правильно произносили звук [С].
Собачке Соне тоже понравилось, как вы с ней играли и выполняли разные задания.
За это она хочет поблагодарить тебя и подарить вам на память вот такие наклейки. Вы молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОДГРУППОВОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях
ЦЕЛИУточнить артикуляцию и изолированное произношение звука [р].Продолжать учить правильно произносить звук [р] в слогах, словах и предложениях.Упражнять в определении наличия звука [р] в словах...
Логопедическое занятие в старшей группе: «Автоматизация звука [Ш]» «Новые приключения Красной Шапочки»
Цели: а) образовательная: - формировать звуковую культуру речи...
Конспект индивидуального занятия в старшей группе "Автоматизация звука С в словах"
Презентация к занятию...
конспект индивидуального логопедического занятия "Волшебная страна шипения" автоматизация звука (ш) в слогах, словах, фразах
автоматизация звука (Ш) в слогах, словах, фразах...
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Дифференциация звуков С и Ш в словах»
Цель: Учить детей различать звуки С и Ш по акустическим и артикуляционным признакам.Упражнять в произнесении слов со звуками С и Ш различной трудности (в стечении с согласными, с наличием оппозиционны...
План – конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука Л с использованием элементов театрализованной деятельности»
Тема: Автоматизация звука [Л]Цель: Автоматизировать звук [Л] в словах, предложениях и связной речи.Задачи:- совершенствовать навыки проговаривания заученного текста, чистоговорок;- развивать фонематич...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»...