Дифференциация звуков и букв "З-Ж"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Тема: «Дифференциация звуков З-Ж, буквы З-Ж. Слог. Слово.»
Цель: Различение звуков «з - ж» и букв з - ж.
Программные задачи.
Образовательная:
- Закрепление правильного произношения звуков Ж-З;
- Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза;
- Закрепление умения делить слова на слоги,
- Составление слов из разрезной азбуки;
- Составление предложений и схем к ним;
- Активизация словаря детей.
Развивающая:
- Развитие умения отгадывать загадки;
- Развитие координации речи с движением;
- Совершенствование психофизических функций: внимания, мышления, памяти.
- Развитие зрительного восприятия.
Воспитательная:
- Воспитание у детей речевого, слухового и зрительного внимания.
- Самоконтроль за плавностью речи.
Методы и приемы:
Практические:
Дидактические игры «Мяч по кругу я катаю», «Отгадай и назови, букву в слове напиши », «Большой - маленький», «Раздели на слоги», «Два прихлопа – три притопа», «Доскажи словечко», « Звук в словах замени, слово новое назови», «Буквы перепутались»
Наглядные:
Рассматривание буквы, картинок.
Словесные:
беседа, рассуждения, стихотворения о буквах и жуке.
Материалы и оборудование:
Картинки с изображением животных: жираф, зебра, коза, козлята, ёж, морж, газели, шимпанзе; жук, еж; индивидуальные зеркала, карточки для игр, карандаши, разрезные буквы. Кукла Буратино, письмо с заданиями для детей и призами; карточки с изображением букв Ж, З; кружки для звукового анализа (синего, красного и зелёного цвета); предметные картинки: зонт, коза, замок, жук, дождик, жаба, зубр; схемы предложений ; 3 загона и буквы из разрезной азбуки, мяч, маски медвежат, клубок ниток.
Ход ООД:
- Орг. Момент
Ребята, у нас сегодня необычное занятие: несколько заданий мы выполним в детском саду, а затем сходим с вами в зоопарк.
Раздаётся стук в дверь, учитель-логопед приглашает героя (куклу) зайти на занятие.
-Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Кто это?
(дети отвечают - это Буратино)
-Здравствуй, Буратино, наши дети сегодня пришли учиться, хочешь с ними?
- Конечно, ребята, у меня есть задания, с которыми я не смог справиться! Я только ещё учусь, а вы много уже знаете и умеете! Помогите мне, пожалуйста!
- Итак, первое задание Буратино: «Отгадай и назови, букву в слове напиши»
-Ребята, конечно же мы поможем!
Но сначала давайте разомнём наши руки. В этом нам помогут мячики су-джок.
Упражнение 1. (массаж пальцев рук мячиками су-джок)
Мяч по кругу я катаю,
Назад - вперёд его гоняю!
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки.
Каждым пальчиком прижму
И другой рукой начну.
Я сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка!
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук!
Упражнение 2. игра «Отгадай и назови, букву в слове напиши»
Вот и первое задание Буратино:
-На слова вы посмотрите,
Верно букву допишите.
(работа у доски).
Слова: …адина, …онт, …ук, …амок, ...аба, …акат.
2. Сообщение темы занятия.
Ребята, какие буквы вы вставили? Верно. Сегодня мы будем различать звуки и буквы З-Ж в словах.
3.Артикуляционная гимнастика
-Ребята, ответьте, какие органы артикуляции нам помогают произносить слова?
- Губы, зубы и язык.
-Верно, мы с вами и с Буратино отправимся в зоопарк и там сделаем зарядку для язычка и губ, чтобы все звуки говорить красиво и правильно. А помогут нам животные.
Проводится артикуляционная зарядка с использованием индивидуальных зеркал:
- Чередование «Улыбка» - «Хоботок» - « Двери открываются»
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
- «Зайчик»
Губку верхнюю поджав,
Замер зайчик, зубки сжав.
- «Обезьянка»
На нижнюю губку положен язык –
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
- «Змейка»
А у змейки язычок
Узок, тонок, как сучок.
Ходит он назад - вперёд,
Как же он не устаёт?
4. Основная часть.
Упражнение 3. Характеристика звуков Ж и З
- Мы с вами сделали гимнастику, и я предлагаю вам отправиться по зоопарку дальше.
Отгадаете загадки и узнаете, кого мы сейчас с вами увидим.
Есть одна игра для вас:
Я прочту стихи сейчас,
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно добавляйте.
Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждёт.
— Пусть меня найдут ребята,
Ну-ка, кто меня найдёт?
Он ходит голову задрав,
Не потому что важный граф,
А потому что он …. (жираф)
Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъёмный.
Только этот кран живой
С настоящей головой.
Тот из вас будет прав,
Кто ответит мне …(жираф)
- С какого звука начинается это слово? (Со звука [Ж])
- Что вы знаете об этом звуке?
(Звук [Ж] –согласный, звонкий, всегда твёрдый)
- Как мы его произносим?
(Зубы сомкнуты, губы широкой «трубочкой», язык «чашечкой» поднят вверх, идёт тёплая воздушная струя, приложите руку, произнесите)
- На что похожа буква Ж?
Вспомните стихотворение.
Буква Ж – жук на дорожке,
У жука четыре ножки.
Молодцы! Отгадайте другие загадки:
Хитрый след плести стараясь,
по сугробам прыгал … (заяц)
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это?... (Зайка)
- А какой первый звук в этих словах?
(Звук [З])
- Какой буквой обозначаем этот звук?
-Буквой З
Прочтите стихотворение об этой букве.
Буква «З» как змея,
Извивается она.
- Вспомните, что вы знаете о звуке [З]?
(Звук [З] – согласный, звонкий, твёрдый .)
Как мы его произносим?
(губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, идёт холодная струя воздуха, произнесём и проверим).
- Сравните звуки [Ж] и [ З]. Что общего? В чём разница?
Общее - согласные, звонкие.
Разница- в артикуляционном укладе;
звук Ж всегда твёрдый и непарный.
- По моей артикуляции догадайтесь, какой звук я хотела сказать.
Упражнение 4. Игра «Два прихлопа – три притопа»
Ход игры. Дети должны хлопнуть, услышав в названии картинки один из дифференцируемых звуков и топнуть, услышав другой.
На звук Ж - хлопаем. На звук З - топаем.
(усложнение для детей, педагог закрыл рот рукой, дети должны на слух определить звук)
Слоги :за, жа, жу, зы, жи, зу, зо, жо; слова: жадина, забор, железо, жакет,
завод, зонт, жезл, загадка.
Упражнение 5. Игра « Звук в словах замени, слово новое назови» (с использованием мяча)
За—жа,
жо—зо ,
зу—жу ,
жи—зы,
Зал – жал
луза – лужа
залей—жалей
везу—вяжу
роза- рожа
рожок – разок
наживать – называть…
Упражнение 6. «Буквы перепутались» .
Загадки, анализ слов, предложений, составление из букв слов.
-- Буратино приготовил вам и другие загадки:
После того, как дети назовут правильный ответ, педагог выставляет на наборное полотно картинки отгадок.
- Дает молоко нам, хотя не корова,
Шерстью своею делиться готова.
Она непоседа и егоза…
Как называем ее мы? (коза)
- Висит над крылечком,
Свернувшись колечком,
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (Замок)
- Себя он раскрывает.
Тебя он закрывает.
Только дождичек пройдет,
Сделает наоборот. (Зонт)
- Длинна, а не нитка
Зла, а не ведьма.
Черна, а не ворон. (Змея)
- В болоте живёт,
Мошек и комаров жуёт. (Жаба)
- Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле. (Дождик)
- Шесть ног без копыт,
Летит – жужжит,
Упадёт – землю роет. (Жук)
Логопед раздаёт детям наборы букв, из которых можно составить слова-отгадки.
-- Буквы этих слов перепутались. Догадайтесь, какое слово вам досталось. Составьте его.
Сделайте звуковой анализ своих слов.
- Придумайте предложения с этими словами и составьте схемы.
5. Физминутка.
А сейчас мы с вами продолжим прогулку по зоопарку! И посмотрим….(логопед показывает картинку, дети договаривают: …медвежат)
Мы немножко покружились,
В медвежат мы превратились.
Дети надевают маски (ободки) медвежат и имитируют их игру.
Медвежата
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили:
Вот так и вот так,
Еще эдак, еще так,
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали:
Вот так и вот так,
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили:
Вот так и вот так,
Они из речки воду пили,
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали
Вот так и вот так,
Дружно лапы поднимали.
Упражнение 7.Слого-звуко-буквенный анализ слов. Работа у доски.
- Пока вы делали зарядку, животные вышли из клеток и теперь свободно гуляют по зоопарку. Их срочно нужно вернуть на места.
- Угадайте, кто без присмотра бродит по зоопарку.
Логопед выставляет картинки животных, дети называют их.
- В его названии первый звук [Ж], последний – [Ф]. Кто это? (Жираф)
- Первый звук [З], а последний – [Р]. (Зубр)
- В названии этих животных есть такие буквы: Ё, Ж; М, О, Р, Ж.
- А здесь слоги перепутались: ШИМ-ЗЕ-ПАН; ЛЯ-ТА-КОЗ.
Упражнение 8 «Всех животных разыщи, в свой загон определи»
- Молодцы, вы всех животных отыскали. А теперь их нужно вернуть в загоны и клетки.
Перед вами 3 загона: маленький, средний и большой. Как назвать маленький? (Загончик). Средний? (Загон). Большой? (Загонище) .
Животных нужно распределить в эти загоны по количеству слогов. А кто вспомнит, что такое «слог»?
Итак, если в названии животного 1 слог – в загончик, 2 слога – в загон, 3 слога – в загонище.
Дети выполняют задание.
Упражнение 9. Игра на дифференциацию Ж и З.
"Клубочек"
Дети передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст:
"По дорожке (Имя ) шла/шёл,
Клубок ниточек нашла/нашёл,
ты слова на (заданный звук) скажи,
Нашу нитку не порви".
Ребенок, у которого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше.
6. Итог занятия.
- Молодцы! Я вами горжусь! Вы очень хорошо выполняли все задания, помогли Буратино.
Скажите, что вам понравилось делать больше всего? А что было самым трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...
Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...