Формирование звукопроизношения
материал по логопедии на тему

Волкова Анфиса Павловна

Технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zvukoproiznosheniya.docx202.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28 «Ласточка»

Технология формирования у детей

правильного произношения

D:\Наши фото\Анфиса\логопедические\фото\CIMG1891.JPG

Содержание

Введение                                                                                                     3

  1. Краткие сведения о развитии речи ребёнка                             4
  2. Нарушения звукопроизношения                                               5
  3. Обследование звукопроизношения                                           6
  4. Исправление нарушений звукопроизношения                         7
  5. Профилактика нарушений речи                                               10

Заключение                                                                                              12

Введение

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.
        Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением. У старшего дошкольника недостатки речи физиологически не оправданы. Наблюдения показывают, что у большинства старших дошкольников и школьников 1- х классов, обладающих недочетами речи, нет не каких серьезных нарушений, у этих детей выработалась привычка нечистой речи, связанная и с неправильным воспитанием.
        Большое внимание проблеме развития речи уделял Л. С. Выготский. Идеи Выготского продолжают разрабатываться многими психологами, его учениками и последователями (Л. М. Леонтьевым, А. В. Запорожцем,

Д. Б. Эльконеным). Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д. Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения.
        Развитие звукопроизношения – это в первую очередь воспитание внимания к звуковой стороне речи. Формируя произношение звуков, педагог учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, уметь удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять ошибки. Все эти задачи решаются в первую очередь путем осознания собственного произношения, отработки четкой артикуляции отдельных звуков.
        Вопросами развития правильного звукопроизношения в дошкольном возрасте занимались многие отечественные ученые, среди них можно отметить А.Н. Гвоздева, И.Е. Тихееву, А.В. Миртова, А.М. Бородич,

 М.Ф. Фомичева и др.

Вся работа по формированию у детей правильной речи подчинена главной задаче — подготовке к успешному обучению в школе и успех в этой работе может быть достигнут при тесном контакте педагогов, родителей и логопеда.

Цель:

Преодоление и предупреждение речевых нарушений.

Задачи:

  1. Определение причин и характера речевых нарушений.
  2.  Разработка эффективных способов предупреждения и коррекции.

Краткие сведения о развитии речи ребенка

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается речь внутренняя (речь - «думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.

 Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к четырем-пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук является смысловой единицей — фонемой лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей.

Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств — слух, зрение, обоняние, осязание — были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Развитие речи начинается у ребенка с трех месяцев, с периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, т. е. формируется импрессивная речь. К девяти-десяти месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году словарь обычно достигает 10—12. Уже на втором году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся для него средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь.

К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250—300 слов. В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это простые фразы из двух-трех слов, постепенно, к трем годам, они усложняются. Активный словарь достигает 800—1000 слов. Речь становится для ребенка полноценным средством общения. К пяти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500—3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к четырем-пяти годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения. К шести годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный по объему активный словарь и практически овладевает грамматическим строем речи.

Основной принцип формирования правильного произношения - последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка.

Систематические, последовательные занятия по отработке всех, звуков, а также по дифференциации звуков одновременно готовят детей к обучению грамоте. В процессе этих занятий у ребенка вырабатываются и кинестетические ощущения (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата), что помогает ему овладеть правильной артикуляцией звуков.

Наиболее частыми дефектами речи, встречающимися у воспитанников дошкольных учреждений общего типа, являются нарушения звукопроизношения.

Нарушения звукопроизношения. Общая характеристика нарушений звукопроизношения.

У детей дошкольного возраста обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с’з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л', р, р', j), заднеязычные (к, к', г, г', х, х').

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков.

В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

  1. Искаженное произношение звука.
  2. Отсутствие звука в речи ребенка.
  3. Замена одного звука другим.

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Подобные нарушения называются фонетическими.

Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем. Подобные нарушения называются фонематическими.

Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой — искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

Знание форм нарушения звуков помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях звукопроизношения большое внимание уделяется развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики. При фонематических нарушениях основной акцент делается на развитии речевого слуха и, как одного из его компонентов, фонематического слуха.

Нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы:

фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмы, а фонематические — парасигматизмы;

фонетические нарушения звуков л и л' называются ламбдацизмы, а фонематические — параламбдацизмы;

фонетические нарушения звуков р и р' называются ротацизмы, а фонематические — параротацизмы;

фонематические нарушения звука j называются йотацизмы, а фонематические — парайотацизмы;

фонетические нарушения заднеязычных звуков называются каппацизмы, а фонематические — паракаппацизмы.

Различают три уровня неправильного произношения звуков.

Первый уровень. Полное неумение произнести звук.

Второй уровень. Ребенок правильно произносит звук изолированно (а иногда даже может повторить его в отдельных простых словах), но искажает или пропускает во всех словах и во фразовой речи.

Третий уровень. Ребенок может правильно произносить звук изолированно, в словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другим, близким по артикуляции или звучанию, но тоже правильно произносимым изолированно.

Обследование звукопроизношения

Чтобы определить характер нарушения той или иной группы звуков (свистящих, шипящих и др.), надо четко знать разновидности сигматизмов и парасигматизмов, ламбдацизмов и параламбдацизмов и др., их отличия от нормы как по артикуляции, так и по звуч7анию.

Целесообразно придерживаться определенного порядка проверки, чтобы ничего не пропустить и собрать необходимый материал, на основе которого можно будет составить план работы по исправлению у ребенка недостатков звукопроизношения.  Все ошибки фиксируются в журнале обследования речи детей.

В первую очередь выявляю, какая группа (группы) звуков нарушена. Детям предлагаю повторить предложения, в которых также встречаются все группы звуков, например: Бабушка Женя сушила мокрое белье на веревке. Галин черный щенок резвится около дома. Если этого будет недостаточно для определения нарушений звуков, целесообразно воспользоваться картинкой. Описанные приемы помогают определить, простое или сложное нарушение у ребенка, выявить форму нарушения каждой группы звуков, а исходя из этого решить, какое это нарушение - фонетическое, фонематическое или фонетико-фонематическое, установить его вид (сигматизм, парасигматизм или др.).

Поскольку необходимо определить не только вид, но и разновидность нарушения, ребенку предлагается называть предметные картинки, при этом  внимание обращаю на то, какое положение занимают при этом органы артикуляционного аппарата. Точное определение нарушения звука помогает выбрать соответствующую методику работы.

Далее определяю уровень неправильного произношения звука. Чтобы выяснить, может ли ребенок правильно произнести изолированный звук, прошу ребёнка повторять этот звук за собой, используя различные игровые приемы. Затем даю предметные картинки, и он демонстрирует свое умение произносить этот звук в различных словах. А при повторении за фраз, насыщенных данным звуком, выявляется умение правильно употреблять его во фразовой речи.

В журнале обследования речи отмечаю результаты обследования (произнесение изолированного звука, в словах, во фразах), определяю уровень нарушения и делаю вывод о характере коррекционной работы (постановка звука, автоматизация или дифференциация со звуком-заменителем).

Так как фонематические дефекты звукопроизношения обусловлены нарушением фонематического слуха, необходимо проверить его состояние. Для этого определяется умение ребенка дифференцировать (различать) на слух следующие группы звуков: свистящие - шипящие (с - ш, з - ж, с' - щ, ц - ч), сонорные (л - р), звонкие - глухие (б - п, д - т, г - к), твердые - мягкие (т - т', д - д', н - я).

Так как фонетические нарушения звукопроизношения связаны в основном с нарушением речедвигательного анализатора, необходимо зафиксировать все отклонения в строении органов артикуляционного аппарата - челюстей, зубов, твердого нёба. Наиболее частыми дефектами челюстей и зубного ряда являются различные нарушения прикуса (соотношения верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях):

Отмечаются также и особенности в строении твердого нёба, так как от его формы будут зависеть движения и положения языка.

Далее диагностируется подвижность органов артикуляционного аппарата - умение ребенка выполнять основные движения, необходимые для произношения звуков родного языка. Сначала выясняется возможность осуществления каждого движения в отдельности, а потом переключения с одного движения на другое - противоположное первому. Таких пар движений шесть:

При выполнении ребенком этих движений оценивается их качество по следующим критериям:

Четкость, плавность, дифференцированность, точность, равномерность, устойчивость, переключаемость.

Итак, в ходе обследования все данные фиксируются в речевой карте. Анализ результатов обследования даёт возможность определить нарушение и наметить наиболее эффективный путь его коррекции.

Исправление нарушений звукопроизношения

Исправление звуков проводится поэтапно. Различают четыре основных этапа:

  1. Подготовительный;
  2.  Постановка звука;
  3. Автоматизация звука;
  4. Дифференциация.
Подготовительный этап

Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.

На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

 формирование точных движений органов артикуляционного аппарата,

 направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук,

фонематического слуха, отработка опорных звуков.

Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым движением, чтобы можно было контролировать его качество, а ребенок — ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия.

Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи. Для выработки направленной воздушной струи — не надувать щек, сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко», сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и др.) или дуть на лежащий на столе карандаш так, чтобы он покатился.

Одновременно с артикуляционной гимнастикой и упражнениями для выработки направленной воздушной струи отрабатывается мелкая моторика рук.

Одним из видов работы по развитию фонематического слуха, на данном этапе, является воспитание у ребенка умения улавливать разницу между правильным и искаженным звуками.

При замене ребенком одного звука другим проводят дифференциацию на слух нужного звука и его заменителя. Дидактическим материалом служат картинки-символы (символ — предмет или действие, служащее условным знаком какого-либо понятия. В данном случае картинка-символ является обозначением звука, с которым работают на этапах постановки, автоматизации, дифференциации звуков, а также при анализе слов).

Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков — сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно. Отработка опорных звуков предусматривает следующее: уточнение артикуляции звука и его правильного произношения в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях.

Таким образом, отрабатывая опорные звуки, мы уже на подготовительном

Постановка звука

Цель: добиться правильного звучания изолированного звука.

Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звука.

Различают три основных способа постановки звука:

Первый способ — по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль).

Второй способ — с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.

Третий способ — смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука.

При постановке звука должны одновременно работать все анализаторы: зрительный (ребенок видит предмет и положения органов артикуляционного аппарата), слуховой (слышит звук), двигательный (ощущает движения губ, языка), тактильный (ощущает воздушную струю, вибрацию голосовых связок). Все это дает возможность осознанно усвоить данный звук и соответствующую ему букву даже детям с тяжелыми нарушениями речи.

К следующему этапу — автоматизации звука перехожу только тогда, когда ребенок по требованию может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук.

Автоматизация звука

Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала

 в прямые слоги: са, сы, со, су,

 в обратные: ас, ыс, ос, ус,

 в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, ысы,

в слоги со стечением согласных: ста, спа, сма, сны, ско, сфу и т. п.

Автоматизация звука в словах — это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове — в начале, середине, конце — подбираю по 20—30 картинок. Принцип их подбора соответствует принципу подбора слогов.

 Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов. В каждом слове, входящем в предложение, находится автоматизируемый звук и отсутствуют неправильно произносимые ребенком звуки.

Некоторые дети уже после введения звука в потешки, стихотворения начинают правильно употреблять его в собственной речи. Другим же необходима автоматизация звука в рассказах. Из различных сборников подбираются небольшие по объему рассказы, насыщенные словами с нужным звуком.

Дифференциация звуков

Цель:  учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Для осуществления зрительного контроля перед ребенком стоит зеркало, с помощью которого он наблюдает разницу в артикуляции звуков.

Дифференциация изолированных звуков проводится с использованием картинок-символов.

Дифференциация звуков в слогах проводится с использованием игровых упражнений. Я говорю ребенку, что звоночки и жуки бывают разных размеров, поэтому они по-разному звенят (за..., зы..., зо..., зу...) и жужжат (жа..., жи..., жо..., жу...). Показываю на картинках разные звоночки и разных жуков, а ребенок произносит разные слоги, следя за правильным положением языка. Потом произношу разные слоги (за, жи, жо, зу, зо и др.), а ребенок показывает соответствующие картинки-символы.

Закончив дифференциацию в слогах по артикуляционным и акустическим признакам, перехожу к дифференциации звуков в словах.

При дифференциации по моторным признакам ребенок переворачивает одну картинку за другой (из общей стопки), называет, говорит, какой в ней звук (з или ж), затем кладет под соответствующую картинку-символ.

Затем называю слова, различающиеся одним дифференцируемым звуком.

После этого ребенку предлагаются картинки, в названиях которых имеются оба дифференцируемых звука.

При дифференциации звуков в предложениях с отработанными ранее словами совместно с ребенком составляем фразы, затем ребенок повторяет их. Далее сообща придумываем потешки, в которых используются дифференцируемые звуки и слова с этими звуками. Подбираются стихотворения, рассказы, насыщенные нужными звуками, которые ребенок заучивает, пересказывает.

Основной формой работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, иногда с подгруппами (2—3 ребенка). Продолжительность занятия колеблется от 15 до 30 мин в зависимости от возраста детей, вида и уровня нарушения звукопроизношения, индивидуальных особенностей дошкольников.

Надо учитывать, что абсолютно одинаковых занятий не бывает, так как и дефекты речи у детей, и их личностные качества различны. Поэтому при одном и том же содержании (упражнения для артикуляционной гимнастики, слова для автоматизации и т. д.) методы и приемы работы разные.

Профилактика нарушений речи.

Не все дошкольники могут самостоятельно освоить правильное произношение отдельных звуков русского языка, а взрослые не всегда улавливают на слух искаженное произношение того или иного звука или не придают ему особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки сами собой исправятся.

Некоторые воспитатели не любят вызывать ребенка, страдающего недостатками произношения, для рассказывания перед всей группой. А товарищи нередко смеются над его неправильной речью. В таких случаях ребенок может постепенно обособиться от сверстников, что еще больше задержит развитие его речи и отрицательно повлияет на характер: появятся раздражительность, замкнутость, обидчивость. Некоторые дети становятся шалунами, выискивая, чем бы заняться, пока все остальные читают или рассказывают.

Порою дети с неправильным произношением многих звуков несколько отстают в умственном развитии, так как малопонятная речь мешает контактам ребенка с окружающими, формированию фразовой речи, а следовательно, сказывается и на логическом мышлении.

Неправильное произношение приносит ребенку много огорчений и трудностей в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Недостатки устной речи очень часто влияют на письменную речь. Ребенок плохо справляется со звуковым анализом слов, часто вместо одной буквы употребляет другую, пишет так, как говорит.

Чтобы не пропустить различные недостатки речи, а также предупредить их появление, проводится систематическая работа по формированию правильного произношения у детей. Работа по формированию правильного произношения состоит из следующих разделов:

обследование детей;

развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);

занятия с детьми по усвоению фонетической системы родного языка (последовательная работа над гласными и согласными звуками, воспитание умения различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам, развитие мелодико-интонационной стороны речи).

Эти разделы работы одновременно способствуют формированию словаря и уточнению слоговой структуры слова, развитию фразовой речи и воспитанию грамматических навыков.

Заключение

В процессе непосредственной работы с детьми я использую материал по выявлению недостатков звукопроизношения и осуществлению индивидуального подхода к детям, имеющим различные нарушения речи, а также разработки занятий, конкретные рекомендации по исправлению звуков, стихи, потешки, рассказы для закрепления звуков в речи.

В основу работы по формированию звукопроизношения положена последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка. Последовательно отрабатывая четкое произношение всех гласных и согласных звуков, добиваюсь постепенного усвоения ребенком фонематической системы языка.
        Систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков, а также по дифференциации звуков одновременно готовят детей к обучению грамоте. В процессе этих занятий у ребенка вырабатываются кинестетические ощущения (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата), что помогает ему овладеть правильной артикуляцией звуков.

Артикуляционная гимнастика, игры, упражнения для мелкой и общей моторики, развитие воздушной струи вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения, делают речь детей более выразительной, яркой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения в старшей логопедической группе для детей с ОНР Составила учитель-логопед Абросимова Тамара Владимировна

Совершенствовать умение звукового анализа и синтеза,Автоматизировать звуки "С-З",Учить взаимодействовать детей друг с другом....

Роль игры в формировании звукопроизношения ребенка. (методический пробег для воспитателей)

Понятие «речь» очень обширно. Каждый из ее важнейших компонентов – звукопроизношение, лексический  запас, грамматический с...

Занятие по формированию звукопроизношения. Тема "Звуки Л,Ль"

Большинство детей, зачисляемых ПМПК для коррекционного обучения, страдают стертой дизартрией. Она характеризуется тем, что часто ее выявляют в процессе обучения, поставленные звуки с трудом автоматизи...

формирование звукопроизношения

Содержание Введение……………………………………………………………………………2Глава 1   Теоретические основы формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста1.1....

Процесс формирования звукопроизношения у детей.

Роль семьи в развитие речи детей. Этапы последовательного формирования и становления звуков у ребенка дошкольного возраста. Рекомендации для родителей....