ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИКТОГРАММ В СОСТАВЛЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ТЕКСТОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по логопедии на тему
Методика «Пиктограммы» была разработана в начале тридцатых годов Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной.и использовалась в психологических исследованиях.
В 60-70 годы применение данной методики расширилось.
Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму.
Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте.
- пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ,
посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце),
- пиктограммы «схемы предложения» – помогают определять количество слов.
Этот метод совершенствует речемыслительную деятельность, дети овладевает операциями анализа и синтеза.
- Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИКТОГРАММ В СОСТАВЛЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ТЕКСТОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ |
СТАТЬЯ |
Районное методическое объединение учителей-логопедов
Коломенского муниципального района
- Пиктограмма, как одно из средств развития связной речи у дошкольников
Пиктогра́мма (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Методика «Пиктограммы» была разработана в начале тридцатых годов Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной.и использовалась в психологических исследованиях.
В 60-70 годы применение данной методики расширилось.
Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму.
Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте.
- пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ,
посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце),
- пиктограммы «схемы предложения» – помогают определять количество слов.
Этот метод совершенствует речемыслительную деятельность, дети овладевает операциями анализа и синтеза.
- Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у
детей.
Методика способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т.д.). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.
- Использование пиктограмм при пересказе сказок
или небольших рассказов
Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это, в какой-то мере, отраженная речь с известной долей самостоятельности.
Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов деятельности на логопедических занятиях.
Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а затем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.
Этапы обучения:
1. Подготовка к пересказу (необходимо учитывать требования к литературному произведению):
- доступное и полноценное содержание;
- четкая композиция;
- небольшой размер;
- изложение на простом, но богатом языке;
- жанровое разнообразие.
Не следует пересказывать произведение, не исследовав его.
2. Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Оно предназначено для целостного эмоционального и художественного восприятие текста детьми.
3. При повторном чтении произведения акцент идет на запоминание с последующим пересказом. После этого прочтения необходимо побеседовать с детьми по содержанию, опираясь на наводящие вопросы. Вопросы должны быть тщательно подобраны и поставлены так, чтобы дети могли сделать анализ прочитанного произведения, осмыслить связи и сделать самостоятельные выводы.
Цель беседы – усвоение содержания произведения.
В этом помогут следующие приемы работы над текстом:
- рассматривание иллюстраций, картинок;
- выкладывание в последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке;
- выделение из текста фраз к каждой картинке;
- знакомство с пиктограммой, сличение пиктограмм с сюжетной картинкой, иллюстрацией;
- нахождение пиктограммы согласно тексту.
4. После третьего прочтения детям дают возможность пересказать текст, используя пиктограммы.
При использовании пиктограмм у детей формируются:
- умения замещать персонажей заместителями (моделью);
- передавать текст с опорой на предметное моделирование;
- умение составлять внутренний план действий;
- формируется речевое высказывание, умение делать умозаключения;
- развивается воображение для составления модели для самостоятельных рассказов.
3. Пиктограммы для пересказа русских народных сказок
Использование пиктограмм для пересказа очень помогает в работе с детьми с нарушением речи (а также с ОНР) т.к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений. А значит, чем больше каналов восприятия информации педагог может задействовать, тем лучше и быстрее дети смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей информации.
Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т.д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.
4. Игры с пиктограммами
- «Не зевай, нужную пиктограмму поднимай»
Логопед читает рассказ, ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту.
- «Продолжи рассказ»
Логопед раздает пиктограммы, читает рассказ, а ребенок продолжает, опираясь на пиктограмму.
- «Расставь правильно».
Логопед расставляет пиктограммы в произвольном порядке, читает рассказ.
Затем предлагает расставить пиктограммы, согласно тексту. В случае затруднений задает вопросы.
- «Составь свой рассказ»
ребенку предлагают пиктограммы, с помощью которых он самостоятельно составляет рассказ.
Пиктограмма сказки «Колобок»
Пиктограмма сказки
«Машенька и медведь»
Литература:
1. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
2. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.
3.Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.
4. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.
5. Лингвистический энциклопедический словарь (1990).
6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.// М., 1991.
7. Ельцова О.М. Методика обучению пересказу.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009, №№1, с.27-34.
8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детям дошкольного возраста.// М., Владос, 2003.
9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. //М., Просвещение,1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звука Ж в предложении и тексте
Презентация по автоматизации звука Ж в предложениях и тексте...
Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».
Конспект логопедического занятия "Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы. Цель: развиват...
Автоматизация шипящих звуков в словах, предложениях и тексте у детей с дислалией
Современные образовательные технологии:- игровые (дидактические игры);- здоровье сберегающие (физкультминутка, дыхательная гимнастика)- личностно-ориентированные;- метод наглядного моделирования...
«Полевые цветы. Автоматизация звука [р] в словах, предложениях и тексте»
Цель:- автоматизация правильного произношения поставленного звука [р] в словах, предложениях и тексте.ЗадачиКоррекционно-образовательные:- совершенствовать навык составления и чтения слов;- развивать ...
"Работа над фразой: Составление предложений из трёх слов. Четырёхсловные предложения с добавлением определения".
Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».Цель: сформировать навык составления предложений из трех слов, н...
Пособие для составления предложений и схем предложений по картинкам для детей 6-7 лет
Пособие для составления предложений и схем предложений по картинкам для детей 6-7 лет...
"Текст. Связь предложений в тексте. Дифференциация [с]-[ш]
Технологическая карта фронтального занятия для 7го класса ...
Комментарии
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, ПРИ
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, ПРИ СКАЧИВАНИИ МАТЕРИАЛА ПИКТОГРАММЫ К СКАЗКАМ ОТОБРАЖАЮТСЯ.