«Полевые цветы. Автоматизация звука [р] в словах, предложениях и тексте»
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа) на тему

Калугина Юлия Александровна

Цель:

- автоматизация правильного произношения поставленного звука [р] в словах, предложениях и тексте.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- совершенствовать навык составления и чтения слов;

- развивать длительный плавный речевой выдох и силу голоса при произнесении фразы;

- развивать умение связно и последовательно строить предложения;

- развивать навыки звукового анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие и представления;

- развивать зрительное ислуховое внимание;

- развивать артикуляционную, тонкую и общую моторики;

- развивать координацию движений.

Воспитательные:

- воспитывать внимание к своей речи и самоконтроль;

- воспитывать усидчивость на занятии;

- воспитывать интерес к знаниям;

- воспитывать навыки активности и инициативности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение  детский сад № 95

Красногвардейского района города Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительных групп на тему: «Полевые цветы. Автоматизация звука [р] в словах, предложениях и тексте»с использованием современные образовательные технологии:

- игровые (дидактические игры);

- здоровье сберегающие (пальчиковая и дыхательная гимнастики, физкультминутка);

- личностно-ориентированные;

- метод наглядного моделирования;

- компьютерные (проектор с экраном).

Цель:

- автоматизация правильного произношения поставленного звука [р] в словах, предложениях и тексте.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- совершенствовать навык составления и чтения слов;

- развивать длительный плавный речевой выдох и силу голоса при произнесении фразы;

- развивать умение связно и последовательно строить предложения;

- развивать навыки звукового анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие и представления;

- развивать зрительное ислуховое внимание;

- развивать артикуляционную, тонкую и общую моторики;

- развивать координацию движений.

Воспитательные:

- воспитывать внимание к своей речи и самоконтроль;

- воспитывать усидчивость на занятии;

- воспитывать интерес к знаниям;

- воспитывать навыки активности и инициативности.

Составила учитель-логопед

Калугина Юлия

Александровна

Санкт-Петербург

2015г.

Предварительная работа.

1.Проведена беседа о полевых цветах.

2.Рассматривание картинок полевых цветов.

3. Заучивание стихотворений о полевых цветах и заучивание загадок

      4. Раскрашивание цветов.

5. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р].

6. Отработка нижнедиафрагмального дыхания (физиологического и  

речевого).

  1. Постановка звука [р].
  2. Автоматизация звука[р] в слогах, словах, словосочетаниях, чистоговорках, предложениях, скороговорках и тексте.

Оборудование:

  1. Проектор с экраном;
  2. Картинки с полевыми цветами;
  3. Ковралин (тропинки);
  4. Корзинка;
  5. Коробочки;
  6. Сундучок;
  7. Конфеты;
  8. Лепестки ромашки (белые);
  9. Серединка ромашки (желтая);
  10.  3 мольберта;
  11.  Стихи и загадки про цветы;
  12.  Карточки со словами (скороговорки со звуком [р]);
  13.  Сюжетные картинки;
  14.  Рассказ Л. Толстой «Ворона и рак»;
  15.  Зеленые, красные, синие – круглые магниты (для схемы слова);
  16.  Технические средства;
  17. Конверты с заданиями;
  18.  Картинки со звуком [р].

Ход непрерывной образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите на экран. Сегодня мы с вами попали в чудесную сказку. В какую сказку? Назовите.

Правильно, «Белоснежка и семь гномов». Я буду Белоснежкой, а вы Гномиками.

Гномики, я получила письмо от своей мачехи.

(Логопед открывает конверт и зачитывает письмо)

«Собери лепестки ромашки среди других цветов, к которым проложена длинная извилистая тропинка».

Так что же мы будем делать? Поможете мне выполнить задание, которое придумала мачеха?

II.Основная часть.

  1. Уточнение артикуляционного уклада звука [р].

Гномики, так лепестки какого цветка нам надо собрать? Посмотрите на экран.

(на экране изображение ромашки)

Отправляемся искать первый лепесток ромашки. Посмотрите, какой у нас на поляне с цветами расположен лабиринт из длинной тропинки.

Гномики, а куда мы пойдем? Что вы видите? Открывайте коробочку и доставайте из нее содержимое. Как вы думаете, что это такое? Правильно, задание от мачехи.

Задание:

«Ромашка, к каким цветам относится: луговым, комнатным или садовым?

Какой первый звук вы слышите в слове «ромашка»?

Скажите, что происходит с губами и языком, когда произносим звук [р]?

Что вы можете сказать об этом звуке, какой он?

Правильно! Молодцы! Достаньте из дна коробочки лепесток и отдайте мне.

  1. Называние слов со звуком [р].

Гномики, а куда же мы с вами дальше отправимся? Отгадайте загадку.

(Логопед загадывает загадку про одуванчики.)

Посмотрите, на экран.

(на экране букет цветов из одуванчиков)

Правильно! Значит, мы отправимся к букету из одуванчиков. Открывайте коробочку, там очередное задание.

Задание:

«Назовите любые слова со звуком [р]».

Молодцы! Доставайте очередной лепесток.

  1. Определение места звука [р] в слове.

Гномики, а куда же мы с вами дальше отправимся? Отгадайте загадку.

(Логопед загадывает загадку про василек.)

Посмотрите, на экран.

(на экране букет цветов из васильков)

Правильно! Значит, мы отправимся к букету из васильков. Открывайте коробочку, там очередное задание.

Задание:

«Возьмите каждый по картинке, назовите, что на ней изображено и определите место звука [р] в слове».

(Картинки: руль, роза, корова, барабан, топор, веер, рыба, самовар, ковер, помидор.)

Все правильно! Доставайте лепесток.

  1. Придумывание предложений с заданным словом.

Гномики, а куда же мы с вами дальше отправимся? Отгадайте загадку.

(Логопед загадывает загадку про незабудки.)

Посмотрите, на экран.

(на экране букет цветов из незабудок)

Правильно! Значит, мы отправимся к букету из незабудок. Открывайте коробочку, там задание от мачехи.

Задание:

«На экране будет появляться картинка, в названии которой есть звук [р], вам надо назвать, что изображено и придумать с этим словом предложение.»

Картинки: трава, забор, ведро, радио, рак, гора, горох, шары, помидор, арбуз.

Какие вы молодцы! Все знаете!

  1. Физкультминутка.

Ну, а теперь давайте немного отдохнем и сделаем зарядку.

На лужайке поутру, мы затеяли игру.

Ты – ромашка, я – вьюнок.

Становитесь в наш венок.

1, 2, 3, 4, раздвигайте круг пошире.

Будем в солнышко играть.

Мы – веселые лучи,

Мы - резвы и горячи.

1, 2, 3, 4, раздвигайте круг пошире.

1,2 – вперед нагнуться! 3,4 – быстрей чуть!

Приподняться, подтянуться,

Глубоко потом вздохнуть.

1,2 – назад прогнуться,

Не сгибать колен ничуть.

1,2,3,4, взмах руками, ноги шире!

Молодцы!

Ой, гномики, посмотрите, что это у вас под ногами лежит. Видно мы очень хорошо сделали зарядку и заслужили лепесток. Забираем его себе!

  1. Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Гномики, а куда же мы с вами дальше отправимся? Отгадайте загадку.

(Логопед загадывает загадку про колокольчики.)

Посмотрите, на экран.

(на экране букет цветов из колокольчиков)

Правильно! Значит, мы отправимся к букету из колокольчиков. Открывайте коробочку.

Задание:

«Послушайте рассказ, расставьте сюжетные картинки по порядку, озаглавьте рассказ и с помощью сюжетных картинок перескажите его»

(Логопед читает рассказ)

Рассказ: «Ворона и рак»

Вы мои умнички! Отлично справились с заданием! Давайте мне лепесток.

  1. Составление схемы слова «ромашка».

Гномики, а куда же мы с вами дальше отправимся? Отгадайте загадку.

(Логопед загадывает загадку про лютики.)

Посмотрите, на экран.

(на экране букет цветов из лютиков)

Правильно! Значит, мы отправимся к букету из лютиков. Открывайте коробочку и доставайте конверт с заданием.

Задание:

«Составьте схему слова «ромашка».

(это слово заранее написано на мольберте)

Молодцы! Все правильно! А теперь подайте мне лепесток ромашки из коробочки.

  1. Составление слова из букв.

Гномики, посмотрите, тропинка закончилась, а что нам надо сделать с лепестками, чтобы получилась полноценная ромашка? Правильно, их надо соединить с желтенькой серединкой, но у нас ее нет. В этом нам и помогут лепестки.

Посмотрите, на обратной стороне каждого лепестка есть буквы, из которых нужно выложить тропинку, но так, чтобы получилось слово.

Молодцы! Давайте пройдемся по красивой тропинке, и появляется желтенькая серединка ромашки.

А теперь соедините белые лепестки с желтой серединкой. Получается красивая ромашка!

Вы очень хорошо справились с заданием! Молодцы!

III.Итог занятия.

Гномики, так чем же вы сегодня занимались?

Спасибо, вам большое за помощь, одна бы я не справилась.

- Вам понравилось помогать Белоснежке?

- Какое для вас было легкое задание?

- А какое было сложное?

- Я пойду и отнесу мачехи ромашку. Чтобы вы хотели передать ей на словах или пожелать?

Хорошо все передам на словах

Вы молодцы! Отлично занимались! За это я вам приготовила конфеты, угощайтесь.

До свидания!

Дети здороваются.

Смотрят на экран и называют сказку.

Дети соглашаются.

Дети внимательно слушают логопеда.

Ребята отвечают.

Дети отвечают и смотрят на экран.

Дети смотрят на экран.

Дети отвечают на вопросы логопеда, берут коробку и достают конверт с заданием.

Дети отвечают на вопрос и говорят, где находится звук [р] в слове.

Ребята рассказывают артикуляционный уклад заданного звука и дают полную характеристику звука.

Дети из коробочки достают лепесток ромашки и отдают логопеду.

Дети отгадывают загадку и смотрят на экран.

Дети достают из коробки конверт с заданием.

Ребята называют разные слова со звуком [р] и достают со дна коробочки лепесток, отдают логопеду.

Дети отгадывают загадку и смотрят на экран.

Дети достают из коробки конверт с заданием.

Дети берут по очереди картинки, называют слова и определяют место звука в слове. (у каждого ребенка получилось по 2 картинки)

Дети из коробочки достают лепесток.

Дети отгадывают загадку и смотрят на экран.

Дети достают из коробки конверт с заданием.

Дети по очереди называют разные слова и придумывают предложения с этими словами. Каждый ребенок говорит по 2 предложения.

Дети достают из коробки лепесток ромашки.

Ребята соглашаются с отдыхом, и повторяю движения за логопедом.

Дети смотрят вниз и видят лепесток, поднимают, и отдают логопеду.

Дети отгадывают загадку и смотрят на экран.

Дети достают из коробки конверт с заданием.

Дети выполняют все задания, думают, вспоминают.

Дети достают из коробки лепесток ромашки.

Дети отгадывают загадку и смотрят на экран.

Дети достают из коробки конверт с заданием.

Ребята ставят ударение в слове. Составляют схему слова, объясняя каждый звук, какой он. Считают сколько букв и звуков в слове. Делят слова на слоги.

Дети размышляют, думают.

Ребята переворачивают лепестки и выкладывают из них слово «ромашка».

Дети идут по тропинке и выкладывают цветок.

Дети соединяют лепестки с серединкой.

Дети размышляют, вспоминают, думают и отвечают на вопросы логопеда. Говорят пожелания для мачехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная презентация "Автоматизация звука З в словах, предложениях "

Автоматизация звука З в словах, предложениях через использование лексико-грамматических упражнений...

Тема “Звук [ Л ]” (автоматизация звука в слогах, словах, предложениях)

·       Уточнять правильное произнесение звука в слогах, словах, предложениях.·       Упражнять в определении наличия и места звука  [Л...

Автоматизация звука «л» в словах, предложениях и связных текстах со стечением согласных

В конспекте занятия предлагаются упражнения по автоматизации звука "л"  со стечением согласных в словах, предложениях и связном тексте. Упражнения могут использоваться в работе с детьми старшего ...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ Р-РЬ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И ТЕКСТАХ

Данный методический  материал содержит предложения, скороговорки и тексты для автоматизации звуков Р-РЬ....

Конспект занятия по автоматизации твердого звука С в словах, предложениях, в тексте.

Конспект к презентации занятия по автоматизации звука С, предлагаются дидиактические игры с использованием ЭОР....

Тема “Звук [ Л ]” (автоматизация звука в слогах, словах, предложениях)

Уточнять правильное произнесение звука в слогах, словах, предложениях. ·       Упражнять в определении наличия и места звука  [Л] в словах. ·  ...

Структура индивидуального коррекционного занятия по теме: «Автоматизация звука [Щ] в словах, фразах и текстах».

Цель: закреплять навык автоматизации звука [щ] в словах и фразах. Задачи: Коррекционно-образовательные: - расширение и активизация словарного запаса; - уточнение и закрепление правильного произнош...