Занятие-детектив "Дело о пропавшей букве Р"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Дело о пропавшей букве Р. Следствие ведет сыщик Поймайкин». Занятие направлено на автоматизацию звука Р в словах, словосочетаниях и предложениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подгрупповое логопедическое занятие
«Дело о пропавшей букве Р. Следствие ведет сыщик Поймайкин»
Цель: автоматизация звука [Р] [Рь] в словах, словосочетаниях и предложениях на материале выбранной темы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять правильное произношение звуков [Р] [Рь] в словах, словосочетаниях и предложениях;
- уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
- упражнять в умении определять наличие или отсутствие звука в слове;
- закреплять зрительный образ буквы Р;
- закреплять навык чтения слов;
- закреплять умение делить слова на слоги;
- закреплять навык использования в речи притяжательных прилагательных;
- закреплять навык использования в речи существительных в винительном падеже.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и фонематическое восприятие, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением;
- развивать умение обосновывать свою мысль;
- развивать познавательный интерес, а через него такие психические процессы, как память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную установку на участие в занятии;
- формировать доброжелательность, инициативность, ответственность;
- формировать умение работать в команде и самостоятельно.
Оборудование: доска для занятий, костюм сыщика Поймайкина, изображения следов, фото подозреваемых, «фотороботы», картинки улик («Кто что потерял?»), набор предметов со звуком [Р] [Рь] и с другими звуками («Обыск»), компьютер, презентации, изображение пропавшей буквы Р, индивидуальные зеркала.
Раздаточный материал: разрезанные на слоги слова («Установи личность преступника»), слова с пропущенной буквой, разрезные картинки с изображением упражнений для артикуляционной гимнастики.
Предварительная работа: разучивание стишков для артикуляционной и пальчиковой гимнастики, словарная работа (преступление, улика, сыщик, расследование, подозреваемый, алиби, мотив, следственный эксперимент, фоторобот), работа с понятиями «слог», «слово», «звук».
Ход занятия:
I. Организационный момент
Постановка проблемы:
Поймайкин: - Алло, алло. Да, сыщик Поймайкин у телефона. Да, я уже на месте преступления, осматриваюсь. Естественно, я берусь за это дело.
- Так-так. Дело весьма запутанное, туманное, я бы сказал. И очень странное. Определенно мне нужны помощники. Но где же их взять?
Придумал! Мне помогут ребята, которые ходят в этот детский сад. Они здесь у себя все-все знают!
(выходят дети)
Экстренное сообщение:
Поймайкин: - Сегодня мне сообщили, что в вашем детском саду случилась очень неприятная история: ночью кто-то похитил из детского сада букву Р.
Необходимо срочно приступить к розыску буквы.
- А какими должны быть сыщики? А вы такие?
А вот мы это сейчас и проверим. Повторяйте-ка за мной.
II. Пальчиковая гимнастика
1) «Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули… (Тянем кисти в стороны.)
Покрутили… (Волнообразные движения.)
Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли! (Пальцы расцепились.)
2) «Помощники»
Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Поработали немного,
Но дадим им отдохнуть.
3) «Удивительно»
Наши пальцы сжались тесно.
Удивительно интересно! (Дети сжимают левую руку в кулак.)
Видно, им прохладно стало, (Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)
Их укроем одеялом. (Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)
4)«Прогулка»
Пошли пальчики гулять, (Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
А вторые догонять, (Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)
Третьи пальчики бегом, (Движения средних пальцев в быстром темпе.)
А четвертые пешком, (Медленные движения безымянных пальцев по столу.)
Пятый пальчик поскакал (Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)
И в конце пути упал. (Стук кулаками по поверхности стола.)
Поймайкин: Получается неплохо, продолжаем.
- Настоящий сыщик должен уметь правильно, красиво и четко говорить. И если вы хотите превратиться в настоящих сыщиков, то должны развивать свой язычок.
III. Артикуляционная гимнастика
Поймайкин: - У вас на столах лежат картинки, разрезанные на 4 части. Соберите картинку и узнаем, какое упражнение нам предстоит выполнить.
1) Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.
2) Язычка загнем края,
Делай так же, как и я.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий.
3) Белка щелкает орешки
Обстоятельно, без спешки.
Упираем язычок
Влево-вправо, на бочок
4) Я лошадка – серый бок (цок, цок),
Я копытцем постучу (цок, цок),
Если хочешь, прокачу (цок, цок).
5) На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка,
Шляпа на макушке.
6) Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
7) За верхнюю губку заложен язык –
Бульдог уступать никому не привык.
IV. Объявление темы занятия
Создание оперативной группы:
Поймайкин: - Я вижу, что вы уже готовы стать настоящими сыщиками. Назначаю вас оперативной группой по розыску пропавшей буквы.
Сегодня наше расследование будет посвящено поиску пропавшей буквы Р.
V. Постановка целей и задач занятия
Уточнение правильной артикуляции звука [Р]
Поймайкин: - Сегодняшнее расследование позволит нам не только отыскать пропавшую букву, но и научиться красиво и правильно произносить звук [Р], не забывать о нем.
А прежде чем мы приступим к расследованию, давайте вспомним, что необходимо, чтобы правильно произносить звук [Р].
VI. Подготовительная работа к основной части занятия
(Следственный эксперимент)
Работа с раздаточным материалом
Поймайкин: - Ребята, а как вы думаете, нужна ли буква Р или мы можем обойтись без нее? Давайте проведем следственный эксперимент.
У вас на столах лежат карточки со словами, в которых пропущена буква Р.
Прочитайте это слово сначала без буквы Р, а затем вставьте в пустой квадратик букву Р и прочитайте новое слово. Что получилось?
Какой вывод мы можем сделать?
Так, мы с вами убедились, что без буквы Р не обойтись. Пропадает одна буква и слово уже не получается.
- Приступаем к расследованию.
Отправимся на место происшествия.
А для того, чтобы нам не затоптать следы, место преступления огорожено ограничительной лентой.
Вы должны идти строго за мной. Рассчитайтесь по порядку и постройтесь в шеренгу.
Первый, второй, третий….
VII. Основная часть
Задание 1. Вперед по следу!
Д/и «Чьи следы?» (на употребление притяжательных прилагательных)
Поймайкин: - Первым делом, осмотрим место происшествия.
Самое главное в нашей работе – сбор улик.
Ребята, что вы видите такого на месте преступления, что могло бы помочь нам в расследовании? (дети замечают следы)
- Это следы. И сейчас мы узнаем, кому они принадлежат. У меня есть фотографии подозреваемых (достает из сумки), а вы совместите каждую фотографию с подходящим следом.
(Дети совмещают фото и след, называют чьи они: коровьи, вороньи, рысьи, воробьиные, барсучьи, кроличьи, бобриные, человечьи, сорочьи)
Работа с раздаточным материалом
Д/и «Установи личность преступника»
Поймайкин: - А чтобы лучше запомнить наших подозреваемых, самостоятельно составьте из слогов их имена. Слоги лежат у вас на столах.
Че-ло-век
Со-ро-ка
Во-ро-на
Во-ро-бей
Ко-ро-ва
Бо-бер
Кро-лик
Рысь
- А вот и наши подозреваемые.
(Фотографии всех подозреваемых размещаются на доске)
- Ребята, посмотрите внимательно на фотографии. Среди них есть и преступник. И мы скоро узнаем кто именно.
Задание 2. Камера наблюдения
Работа с презентацией. Д/и «Узнай целое по части» (на формирование целостного восприятия предмета, автоматизацию звука Р в словах)
Поймайкин: - А еще я узнал, что в детском саду у вас есть камера наблюдения.
Я уже раздобыл материалы, которые ей удалось заснять. Но камера была повреждена, скорее всего, преступником. Заснять удалось только части предметов. Попробуем вместе определить, какие предметы это были.
- Да, к сожалению, камера наблюдения не помогла нам определить истинного преступника.
Задание 3. Облик преступника
Автоматизация звука в словосочетаниях
Поймайкин: - Камера наблюдения нам не помогла, поэтому для нахождения истинного преступника, мы вынуждены применить другой метод.
Воспользуемся моим архивом сыщика.
У меня есть фотороботы тех, кто раньше уже был замечен в преступных деяниях, нехороших поступках. Сравним эти фотографии с фотографиями наших подозреваемых.
(Дети называют: фоторобот кролика, фоторобот мартышки и т.д. Те подозреваемые, у которых фоторобота нет, выбывают из списка подозреваемых.)
Задание 4. Картина происшествия
Д\и «Кто что потерял?» (на определение пространственного расположения предметов, развитие памяти)
Поймайкин: - Со следами мы разобрались. Но на месте происшествия есть еще какие-то предметы. Как они могли здесь оказаться? Кто мог их оставить? Кому они принадлежат? Возможно, эти предметы оставил преступник, а возможно и нет.
(Дети называют предметы и находят хозяина каждой вещи)
Корова потеряла колокольчик.
Сорока (или ворона) потеряла перо.
Бобер потерял бревно.
Человек потерял треуголку.
Кролик потерял морковку.
(Определяем наличие/отсутствие звука [Р] в названиях оставленных предметов)
- Настоящий сыщик должен обладать уникальной памятью, чтобы не упустить ничего на месте происшествия. Давайте мы с вами потренируем нашу память. Вам нужно запомнить, где находится каждый предмет, а затем вернуть его на свое место.
- Какой предмет находится в центре? Какой предмет находится в правом верхнем, правом нижнем углу? Что находится в левом верхнем, левом нижнем углу?
Запомнили? Восстановим картину происшествия. Вернем предметы на свои места.
- Таким образом, у нас остались только 6 подозреваемых, кто бы мог совершить кражу.
(Остаются корова, сорока, ворона, бобер, человек, кролик)
- Продолжаем расследование.
Задание 5. Свидетель
Работа с презентацией. Автоматизация звука Р в предложении, закрепление умения использования в речи существительных в В.п.
Поймайкин: - Мы уже собрали все улики, осмотрели следы на месте происшествия, камера наблюдения нам не помогла. Нужно опросить свидетелей. Кража произошла ночью. Ночью в детском саду есть только сторож. Следует его опросить. Сторож – важный свидетель.
Давайте проведем осмотр. Вместе со свидетелем совершим обход здания детского сада.
Ночью сторож осматривал (что?) крышу.
Трубу
Дверь
Дверную ручку
Раму
Крыльцо
Порог
Чердак
Чердачное окно
- Вы заметили что-нибудь необычное? (На крыльце замечаем белые перья)
Кто мог их оставить?
(Делаем вывод, что сорока)
Задание 6. Обыск
Поймайкин: - Итак, в ходе расследования мы с вами выяснили, и улики, найденные нами на крыльце, это подтвердили, что преступником, похитившим букву, является ни кто иной, как сорока. И не просто сорока, а сорока, по прозвищу воровка.
- И последним этапом этого расследования станет обыск, который поможет нашу букву найти.
(подходим к дому сороки)
- Для того, чтобы обнаружить букву в доме, нужно найти ее сначала в словах. Для этого войдем в дом и соберем все предметы, в названии которых есть звук [Р].
(среди предметов находим и букву Р)
- Наконец-то пропавшая буква найдена!
А куда подевалась хозяйка дома? Видимо, она покинула его, боясь разоблачения, и вряд ли когда-нибудь сюда вернется.
- Поздравляю, коллеги, вас с раскрытием этой необычной кражи и считаю, что «Дело о пропавшей букве» можно считать закрытым.
- Спасибо вам за помощь в расследовании.
- Я просто обязан наградить своих помощников за хорошо проведенное расследование. И вы получаете медали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/05/picture-10165-1480969324.jpg)
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/27/picture-285933-1377622479.jpg)
Конспект математического развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Как найти пропавшие буквы».
Конспект математического развлечения для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/27/picture-285933-1377622479.jpg)
Конспект математического развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Как найти пропавшие буквы».
Конспект математического развлечения для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-480300-1418483243.jpg)
Сценарий выпускного утренника "Пропавшие буквы"
Увлекательное путешествие по сказкам с участием сказочных героев - Лисы Алисы, кота Базилио, царевны Несмеяны, Водяного, Алладина....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-456635-1413461032.jpg)
Организованная образовательная деятельность по развитию речи и обучению грамоте " В поисках пропавших букв"
Предлагаю вашему вниманию организованную образовательную деятельность с включением образовательной ситуации. В занятии вы увидите постановку проблемы и то, как дети выдвигали гипотезы и искали верное ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/18/picture-1176912-1571346348.png)
Фрагмент выпускного утренника" В поисках пропавшей буквы" с элементами театрализации
В выпускных утренниках часто используется ситуация, когда буквы ссорятся и последняя буква, обидевшись, сбегает из алфавита. Тем самым создается проблемная ситуация для активного поиска буквы и ...