Пропавшая буква
план-конспект занятия по обучению грамоте на тему

Шарифуллина Дульфира Киямовна

Пропавшая буква.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пропавшая буква 33.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Пропавшая буква »

Возраст: 6 – 7 лет

Направление: познавательное

Основная образовательная область: познание

Задачи:

  1. Образовательные: закрепление представлений о звуке «ы»; обогащение номинативного словаря; развитие графо - моторных навыков; упражнять в образовании существительных множественного числа; закреплять знания детей о жизни животных поздней осенью и о перелетных и зимующих птицах.
  2. Развивающие: развитие зрительного внимания; развитие зрительной памяти; развитие тактильного восприятия; развитие фонематического слуха.
  3. Воспитательные: воспитание бережного отношения к животным и птицам,      воспитание умения вести себя на занятии; воспитание умения слушать других.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическая культура, художественное творчество.

Форма проведения: игра

Планируемый результат: закрепление звука и буквы «Ы», знание множественного числа, закрепление названий животных и птиц, живущих в лесу.

Методы и приемы: проблемная ситуация, беседа, объяснение.

Наглядные средства обучения:

Демонстрационный: письмо от мыши, игрушечная мышь, карточки с буквами для мест в автобусе, картинка с изображением леса с животными и отдельные изображения животных, карточки со словами «зимующие», «перелетн..е», названиями птиц, картинка с изображением разных букв, карточки со словами: м..шь, м..шонок, с..р, бус.., маркер.

Раздаточный: листки с изображением автобуса, карандаши, карточки для составления схем предложений, соленое тесто.

Словарная работа: лакать, лосиха, журавль, грач, скворец, кукушка, синица, дятел, сорока.                                                  

Предварительная работа с детьми: Составление схем предложений, проведение звуко-буквенного анализа слов, беседы с детьми о жизнедеятельности животных в период поздней осени, о перелетных и зимующих  птицах. Предварительная работа педагога: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.

Структура: проблемная ситуация: «Пропавшая буква»

Ход НОД:

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у себя на столе я нашла какое-то странное письмо. Давайте его прочитаем. «Дорогие дети! Помогите нам! М.. в беде! У нас в лесу  что-то происходит, а что мы не поймем. М..ши.» Странно. да, ребята?! По-моему тут чего-то не хватает. Посмотрите, кажется, к нам и гость  пожаловал, автор этого письма. (Игрушечная мышь с перевязанной головой)

-Здравствуйте, ребята! Может вы нам поможете? Поедем вместе в лес?! - Говорит мышь.

-Ребята, чего же не хватает в письме, и от чего же этот переполох в лесу? Я думаю, ответить на этот вопрос помогут вот эти загадки: Я не знаю, в чём секрет, слов на эту букву нет, только буквЫ все важнЫ, МЫ запомним букву...

Ходит с палочкой, увы, по страницам буква ...

-Почему же буква «ы» пропала? Что вы знаете о букве ы? Какой звук она обозначает?

-Давайте, ребята, поедем в лес и во всем там разберемся.

Мышь: поедем на автобусе, но только, чтобы он нас довез, надо выполнить задание: заштриховать изображения автобуса.(Дети садятся за столы и индивидуально выполняют задание.)

-А вот и автобус, и места в нем, дети, занимайте правильно-по первой букве своего имени.

-А теперь, чтобы автобус быстрее нас довез, скажем волшебные слова:

Бы-бы-бы – у реки растут... (дубы).

Фы-фы-фы – повязали все... (шарфы).

Цы-цы-цы – прилетели к нам... (скворцы).

Сы-сы-сы – у кота длинны... (усы).

Ты-ты-ты – норку вырыли... (кроты).

Лы-лы-лы – сам я подмету... (полы).

-Вот и приехали, смотрите какой-то странный лес: всех  животных по одному-одна лиса, один заяц, один кабан, одна куница, один бобер. Мы сможем им помочь? Давайте изменим названия животных так, чтобы каждого вида животных стало больше (после ответов детей прикрепляем еще по одному виду животных)

-Вот теперь им веселей. Тем более, что у зверей сейчас много забот. Каких, ребята?

-А кто из них как готовится к зиме, ответьте мне.

-Молодцы! А сейчас сядем за столы и с помощью карточек  составим схему последнего предложения.

Физминутка «На водопой». Звери шли на водопой.      

За мамой-лосихой топал лосёнок,             (Идут громко топая.)

За мамой-лисицей крался лисенок,           (Крадутся на носочках.)

За мамой-ежихой катился ежонок,       (Приседают, медленно двигаются вперед.)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)

За мамою-белкой скакали бельчата,          (Скачут вприсядку.)

За мамой-зайчихой – косые зайчата,         (Скачут на прямых ногах.)

Волчица вела за собою волчат,                  (Идут на четвереньках.)

Все мамы и дети напиться хотят.             (Лицом в круг, делают движения языком – "лакают”.)

-Посмотрите, ребята, а здесь птицы мечутся, и среди них я вижу перелетных. Они до сих пор не улетели, они же зимой могут погибнуть. Вот две карточки с названиями: зимующие и перелетные. И здесь не хватает буквы…?

-Верно, вот почему птицы не улетели. Давайте распределим птиц (с помощью читающих детей)

 Перелетные – утки, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки. Зимующие – воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока.                                                  

Вот видите, ребята, буква «ы» очень нужна, и пусть ее нет в начале слов, она встречается в середине слова и в конце. Без нее буквы превращаются в одну букву, звезды - в одну звезду, а мышь, сыр, часы, и многие другие животные и предметы просто не могут жить.

А вот и домик, в котором спряталась наша обиженная буква (буква «ы»среди других гласных)

-Кто найдет ее?

Буква ы на вид сурова, но характером скромна: никогда в начале слова не становится она. Но ни ты, ни мы, ни вы не обходимся без ы.

-И давайте для нее сделаем подарок, чтобы она больше не обижалась-вылепим ее из соленого теста.

Изготавливаем букву, предварительно вырисовывая ее в воздухе.

-А для нашей мыши сделаем другой  подарок: вставим нужную букву в ее название и в слова, важные для нее и попробуем прочитать их. А за это она нас перенесет домой. Она же необычная мышь.

Слова : м..шь, м..шонок, с..р, бус…

Подведение итогов. Воспитатель обращает внимание детей на то, с каким заданием справится было сложно, чем было заниматься на занятии интересно, и чему научит дома маму. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Конспект математического развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Как найти пропавшие буквы».

Конспект   математического развлечения для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект математического развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Как найти пропавшие буквы».

Конспект   математического развлечения для детей старшего дошкольного возраста...

Сценарий выпускного утренника "Пропавшие буквы"

Увлекательное путешествие по сказкам с участием сказочных героев - Лисы Алисы, кота Базилио, царевны Несмеяны, Водяного, Алладина....

Занятие-детектив "Дело о пропавшей букве Р"

Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Дело о пропавшей букве Р. Следствие ведет сыщик Поймайкин». Занятие направлено на автоматизацию звука Р в ...

Организованная образовательная деятельность по развитию речи и обучению грамоте " В поисках пропавших букв"

Предлагаю вашему вниманию организованную образовательную деятельность с включением образовательной ситуации. В занятии вы увидите постановку проблемы и то, как дети выдвигали гипотезы и искали верное ...

Фрагмент выпускного утренника" В поисках пропавшей буквы" с элементами театрализации

В  выпускных утренниках часто используется ситуация, когда буквы ссорятся и последняя буква, обидевшись, сбегает из алфавита. Тем самым создается проблемная ситуация для активного поиска буквы и ...