«Мебель. Звук и буква «Ш»».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе с использованием ТРИЗ, биоэнергопластики. (ОНР III ур.р., стертая дизартрия)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе
(ОНР III ур.р., стертая дизартрия)
Тема: «Мебель. Звук и буква «Ш»».
Цель: формирование лексико-грамматических и фонетико-фонематических категорий на материале лексической темы «Мебель».
Задачи:
Познавательные:
- расширять знания детей о предметах мебели,
- продолжать учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука [ш].
Коррекционно – развивающие:
- уточнять и расширять словарь по данной лексической теме,
- упражнять в образовании относительных прилагательных,
- развивать зрительный гнозис, конструктивный праксис, внимание, логическое мышление,
- развивать артикуляционную моторику, развивать фонематический слух и восприятие,
- упражнять в использовании предлогов.
Воспитательные:
- формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы про мебель; выполнение заданий на образование относительных прилагательных, знакомство с предлогами «в, на, под, за, возле, », знакомство с кругами Луллия, знакомство со звуком [Ш], буквой «Ш».
Оборудование и материалы: презентация «Мебель»; разрезные картинки по теме; круги Луллия «Части мебели».
Этап | Деятельность логопеда | Деятельность детей | Цель | Прочее |
Организационный (проблемная ситуация) | Постановка проблемы логопедом: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы сами, ребята, сформулируете тему нашего занятия, собрав картинки, лежащие в конвертах. | Собирают разрезные картинки. | Проявляют эмпатию по отношению к другим людям, готовы прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. Ребенок приходит к умозаключению о теме занятия. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. | Дети, которые закончили раньше других имеют возможность, по личному выбору, помочь друзьям или выполнить дополнительное задание. |
Объявление темы занятия | Постановка вопроса: - О чем же мы будем говорить, догадались? | Отвечают на вопрос: Сегодня на занятии мы будем говорить о мебели. | Развитие связной речи, формирование умения отвечать на вопрос полным предложением. | Слайд1 |
Основной этап | Организация игры «Подбери признаки к предметам мебели» | Называют предмет мебели и несколько его признаков. | Актуализация знаний предметов мебели. Обогащение речи именами прилагательными. | Слайд 2, 3. |
Организация игры «Части мебели» | По очереди раскручивают круги, находят сектор, в котором находится объект и принадлежащая ему часть, называют, что это такое. | Развитие творческого воображения, закрепление названий частей мебели, построение простых предложений. | ТРИЗ Круги Луллия «Части мебели» | |
Физминутка «Мебель» Утром в магазин пойдём, Мебель там приобретём: Высокий шкаф И табурет, Кровать – на ней нам будет мягко спать Купим стул И стол большой И отвезем домой. | Ходьба на месте. Встают на носочки, тянутся руками вверх. Приседают Кладут сложенные ладони под левую щёку. К прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился «стул». Разводят руки в стороны. Крутят «руль». | |||
- Присаживайтесь на ковер, давайте посмотрим, какую мебель мы привезли. Организация игры «Из чего сделаны» | Называют предмет, говорят из чего он сделан, образовывают относительное прилагательное. (Это тумба, она сделана из стекла, значит, она стеклянная и тд) | Актуализация умения образовывать относительные прилагательные. | Слайды 4,5,6,7. | |
-Давайте и мы попробуем смастерить ротанговое кресло. Садитесь за столы. Ножки кресла в виде трубочки, сделаем трубочку. Упражнение «Трубочка» Чтобы ротанг стал гибким, постучим по нему. Приклеим основание к креслу (упражнение «Грибок») Сидение кресла похоже на чашечку, сделаем «Чашечку» -Губки округлили, чуть вытянули, зубки сомкнули, сделали чашечку, края чашечки прижали, дуем на чашечку. - Какой звук помог нам смастерить кресло, кто услышал. | Сомкнуть зубы, сделав « аборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О», включая движения руки. Удерживать под счет от 1 до 5-10. Немного приоткрыть рот, положить язык на нижние зубки и аккуратно покусывать его, а потом пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», включая движения руки. Выполнять от 1 до 5-10 раз. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот, подключая движение руки. Имитация «грибка». Удерживать под счет от 1 до 5-10. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу с подключением движения руки. Удержать от 1 до 5-10. Ш-Ш-Ш-Ш-Ш -Звук [Ш] | Развитие точности, чёткости, плавности и устойчивости артикуляторных движений, развитие координации движений кистей рук. | Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики. | |
-Давайте вспомним характеристику звука [Ш], какой он? | Отвечают на вопрос: Звук [Ш] согласный, всегда твердый, глухой. | Закреплять умение давать характеристику звуку [Ш]. | Слайд 8 | |
Организация игры «Поймай звук» Хлопни, когда услышишь звук [Ш]. А, л, ш, м, с, к, ш, ж,о,ш | Хлопают, услышав звук [Ш] | Закреплять умение выделять заданный звук в звуковом ряду. | ||
-Вспомните название предмета мебели со звуком [Ш] | -Шкаф. | Закреплять умение подбирать слова на заданный звук. | ||
-Подойдите к синему шкафу, найдите сюрприз | Находят букву «Ш» | |||
Организация игры «Спрячь букву» (Положи букву на стол, в тумбочку, под стул, за кресло и тд.) | Прячут букву в указанное место. | Закреплять умение правильно употреблять предлоги. | ||
Заключительная часть | -Наше занятие подходит к концу, давайте подумаем, что было самым трудным? Что было интереснее всего? Что хотелось бы повторить? | Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности. | Учить проявлять инициативность в общении со взрослым. |
Список литературы:
Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников, - СПб.: Детство-Пресс, 2009.
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР, - СПб.: Детство-Пресс, 2002.
Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, - СПб.: Детство-Пресс, 2011.
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий II периода обучения в подготовительной логогруппе / О.С. Гомзяк.- М.: Гном, 2017.
Крупенчук О.И. План работы логопеда на учебный год: Подготовительная группа детского сада. – СПб.: Литера, 2014.
Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2014.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ш
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Тема «Звук и буква «Д», «Мебель»
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы на тему "Звук и буква Д, "Мебель"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О ЗВУКЕ И БУКВЕ «К» НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕЧСКОЙ ТЕМЫ «МЕБЕЛЬ» подготовительная группа
Логопедическое занятие с элементами обучения грамоте на лексическом материале темы "Мебель"...
Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Мебель. Звук [б]. Буква Б
Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Мебель. Звук [б]. Буква Б...