«Мебель. Звук и буква «Ш»».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе с использованием ТРИЗ, биоэнергопластики. (ОНР III ур.р., стертая дизартрия)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе

                                                         (ОНР III ур.р., стертая дизартрия)

Тема: «Мебель. Звук и буква «Ш»».

Цель: формирование лексико-грамматических и фонетико-фонематических  категорий на материале лексической темы «Мебель».

Задачи:

Познавательные:

  • расширять знания детей о  предметах мебели,
  • продолжать учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука [ш].

Коррекционно – развивающие:

  • уточнять и расширять словарь по данной лексической теме,
  • упражнять в образовании  относительных прилагательных,
  • развивать  зрительный гнозис, конструктивный праксис, внимание, логическое мышление,
  • развивать артикуляционную моторику, развивать фонематический слух и восприятие,
  • упражнять в использовании предлогов.

Воспитательные:

  • формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы про мебель; выполнение заданий на образование относительных прилагательных, знакомство с предлогами «в, на, под, за, возле, », знакомство с кругами Луллия, знакомство со звуком [Ш], буквой «Ш».

Оборудование и материалы: презентация «Мебель»;  разрезные картинки по теме; круги Луллия «Части мебели».

Этап

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Цель

Прочее

Организационный

(проблемная ситуация)

Постановка проблемы логопедом:

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы сами, ребята, сформулируете тему нашего занятия, собрав картинки, лежащие в конвертах.

Собирают разрезные картинки.

Проявляют эмпатию по отношению к другим людям, готовы прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

Ребенок приходит к умозаключению о теме занятия.

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Дети, которые закончили раньше других имеют возможность, по личному выбору, помочь друзьям или выполнить дополнительное задание.

Объявление темы занятия

Постановка вопроса:

- О чем же мы будем говорить, догадались?

Отвечают на вопрос:

Сегодня на занятии мы будем говорить о мебели.

Развитие связной речи, формирование умения отвечать на вопрос полным предложением.

Слайд1

Основной этап

Организация игры «Подбери признаки к предметам мебели»

Называют предмет мебели и несколько его признаков.

Актуализация знаний предметов мебели. Обогащение речи именами прилагательными.

Слайд 2, 3.

Организация игры «Части мебели»

По очереди раскручивают круги, находят сектор, в котором находится объект и принадлежащая ему часть, называют, что это такое.

Развитие творческого воображения, закрепление названий частей мебели, построение простых предложений.

ТРИЗ Круги Луллия «Части мебели»

Физминутка «Мебель»

Утром в магазин пойдём, Мебель там приобретём:

Высокий шкаф

И табурет,

Кровать – на ней нам будет мягко спать

Купим стул

И стол большой

И отвезем домой.

Ходьба на месте.

Встают на носочки, тянутся руками вверх.

Приседают

Кладут сложенные ладони под левую щёку.

К прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился «стул».

Разводят руки в стороны.

Крутят «руль».

- Присаживайтесь на ковер, давайте посмотрим, какую мебель мы привезли.

Организация игры «Из чего сделаны»

Называют предмет, говорят из чего он сделан, образовывают относительное прилагательное. (Это тумба, она сделана из стекла, значит, она стеклянная и тд)

Актуализация умения образовывать относительные прилагательные.

Слайды 4,5,6,7.

-Давайте и мы попробуем смастерить ротанговое кресло. Садитесь за столы.

Ножки кресла в виде трубочки, сделаем трубочку.

Упражнение «Трубочка»

Чтобы ротанг стал гибким, постучим по нему.

Приклеим основание к креслу (упражнение «Грибок»)

Сидение кресла похоже на чашечку, сделаем «Чашечку»

-Губки округлили, чуть вытянули, зубки сомкнули, сделали чашечку, края чашечки прижали, дуем на чашечку.

- Какой звук помог нам смастерить кресло, кто услышал.

Сомкнуть зубы, сделав « аборчик». Округлить губы и вытянуть  вперед, как при произнесении звука «О», включая движения руки. Удерживать под счет от 1 до 5-10.

Немного приоткрыть рот, положить язык на нижние зубки и аккуратно покусывать его, а потом пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», включая движения руки. Выполнять от 1 до 5-10 раз.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот, подключая движение руки. Имитация «грибка». Удерживать под счет от 1 до 5-10.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу с подключением движения руки. Удержать от 1 до 5-10.

Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

-Звук [Ш]

Развитие точности, чёткости, плавности и устойчивости артикуляторных движений, развитие координации движений кистей рук.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.

-Давайте вспомним характеристику звука [Ш], какой он?

Отвечают на вопрос: Звук [Ш] согласный, всегда твердый, глухой.

Закреплять умение давать характеристику звуку [Ш].

Слайд 8

Организация игры «Поймай звук»

Хлопни, когда услышишь звук [Ш].

А, л, ш, м, с, к, ш, ж,о,ш

Хлопают, услышав звук [Ш]

Закреплять умение выделять заданный звук в звуковом ряду.

-Вспомните название предмета мебели со звуком [Ш]

-Шкаф.

Закреплять умение подбирать слова на заданный звук.

-Подойдите к синему шкафу, найдите сюрприз

Находят букву «Ш»

Организация игры «Спрячь букву»

(Положи букву на стол, в тумбочку, под стул, за кресло и тд.)

Прячут букву в указанное место.

Закреплять умение правильно употреблять предлоги.

Заключительная часть

-Наше занятие подходит к концу, давайте подумаем, что было самым трудным?

Что было интереснее всего?

Что хотелось бы повторить?

Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности.

Учить проявлять инициативность в общении со взрослым.

Список литературы:

Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников, - СПб.:  Детство-Пресс, 2009.

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР, - СПб.: Детство-Пресс, 2002.

Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, - СПб.:  Детство-Пресс, 2011.

Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий II периода обучения в подготовительной логогруппе / О.С. Гомзяк.- М.: Гном, 2017.

Крупенчук О.И. План работы логопеда на учебный год: Подготовительная группа детского сада. – СПб.: Литера, 2014.

Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2014.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕБЕЛЬ

Слайд 8

Ш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Тема «Звук и буква «Д», «Мебель»

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы на тему "Звук и буква  Д, "Мебель"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О ЗВУКЕ И БУКВЕ «К» НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕЧСКОЙ ТЕМЫ «МЕБЕЛЬ» подготовительная группа

Логопедическое занятие  с элементами обучения грамоте на лексическом материале темы "Мебель"...

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Мебель. Звук [б]. Буква Б

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Мебель. Звук [б]. Буква Б...