Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 4 лет с речевыми нарушениями на основе тестовой диагностики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной
методическая разработка по логопедии (средняя группа) на тему

Материал включает в себя подробный протокол обследования речи с критериями оценки по 11 основным показателям, речевой профиль, сетки для записи ответов детей, полный картинный материал в 3х файлах. Материал опробован в практике, очень помогает для составления годовых отчётов динамики работы логопеда и для аттестации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

компоненты

задания

Понимание обобщающих слов

1.1

Посмотри на картинки. Покажи, где:

- дикие животные

1.2

- домашние животные

1.3

- мебель

1.4

- обувь

Понимание единственного и множественного числа существительных

2.1

Посмотри на картинки. Покажи:

- дерево–деревья

2.2

- машина–машины

2.3

- лист–листья

2.4

- сапог–сапоги

Различение предложно-падежных конструкций (с предлогами над, перед, около)

3.1

Посмотри на картинки. Покажи:

- птичку над деревом

3.2

под деревом

3.3

около дерева

3.4

на дереве

Понимание существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

4.1

Посмотри на картинки. Покажи:

- яблоко–яблочко

4.2

- стул–стульчик

4.3

- зайца–зайчика

4.4

- машину–машинку

Исследование понимания двухступенчатой
инструкции

5.1

Выполни мои инструкции:

- Возьми игрушку со стола и поставь ее в шкаф

5.2

- Зайчика посади на стул, а куклу положи спать

Исследование различения слов

6.1

Посмотри на картинки. Покажи, где:

- несут–везут

6.2

- висит–стоит

6.3

- большой медведь – маленький медведь

6.4

- высокий дом – низкий дом

6.5

- чистые руки – грязные руки

ОЦЕНКА:

1 балл         - ребёнок правильно выполняет задание                                            

0,5 балла    - выполняет после нескольких повторений                                    

0,25 балла  - с трудом понимает обращённую к нему речь

0 баллов     - не выполняет

                                                         

N -  23 задания, 23 балла;

Степень успешности:    N· 100 : 23 =

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

1. Исследование понимания речи (4 года)

        

2. Состояние фонематического восприятия (4 года)

 компоненты

задания

Состояние фонематического восприятия

1

Послушай и повтори за мной:

- та-на        

2

- та-да

3

- ба-ма

4

- мя-ма

5

- ка-га

6

- га-да

7

- ва-та

ОЦЕНКА:

1 балл         - точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления                                

0,5 балла    - первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому                                      

0,25 балла  - неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками

0 баллов     - не воспроизводит                                                                      N -  7 заданий, 7 баллов; Степень успешности:    N · 100 : 7 =

3. Состояние фонематического анализа и синтеза        

 компоненты

задания

Состояние фонематического анализа и синтеза

1

Выдели звук «м» – мычание телёнка из слов. Хлопни на звук:

- мышь   доска   окно

2

- стол   комар    рыба

3

- рама   шар   дрова

4

- дом   сок    нога

ОЦЕНКА:

1 балл         - правильно отвечает с 1-й попытки                              

0,5 балла    -  правильно отвечает с 2-й попытки

0,25 балла  - правильно отвечает с 3-й попытки

0 баллов     - отвечает неправильно

N -  4 задания, 4 балла; Степень успешности:    N · 100 : 4 =


4.  Исследование артикуляционной моторики

компоненты

задания

Артикуляционная моторика

1

Выполни движения по моей инструкции

-  «улыбочка-трубочка»

2

- «оближем губки»

3

- «качели»

4

- «лопаточка»

ОЦЕНКА:

1 балл         - правильно выполняет движения                                

0,5 балла    -  выполняет замедленно и напряжённо                              

0,25 балла  - выполняет с ошибками: длительный поиск позы, отклонение конфигурации, синкенезии, гиперкинезы

0 баллов     - не выполняет движений                                                            

 N -  4 задания, 4 балла; Степень успешности:    N · 100 : 4 =

5. Обследование слоговой структуры

компоненты

задания

Сформированность звуко-слоговой структуры слова  

1

Повтори слова:

-  свисток

2

- аквариум

3

- лекарство

4

- милиционер

5

- подснежник

ОЦЕНКА:

1 балл         - правильно и точно воспроизводит в темпе предъявления      

0,5 балла    -  замедленное послоговое воспроизведение                              

0,25 балла  - искажает структуру слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова)

0 баллов     - отвечает неправильно      

N -  5 заданий, 5 баллов; Степень успешности:    N · 100 : 5 =


6. Исследование звукопроизношения

Речевой материал для проверки правильности произношения звуков в словах

 (Педагог: повтори за мной).

1 группа

Звонкие согласные В, Б, Д, Г

Глухие согласные П, Т, К, Х

В – вата, сова, вилка.           Д – дом, еда, диван.

Б – банка, обед, батон.         Г – гуси, сапоги, вагон.

П – попугай, пень, суп      Т – тапки, телефон, букет

К – кот, кеды, паук            Х – хобот, ухо, мухи

2 группа

Свистящие С, Сь, З, Зь, Ц

С – собака, миска, нос        З – зайка, зонт, коза

Сь – сено, письмо, гусь      Зь – зима, козел, магазин

Ц – цапля, овца, палец

3 группа

Шипящие Ш, Ж, Ч, Щ

Ш – шуба, кошка, малыш      Ч – чай, очки, ночь

Ж – жук, ножи, ежи               Щ – щука, вещи, лещ

4 группа

Сонорные Л, Ль, Р, Рь

М, Н, Й

Л – лапа, молоко, стол       Р – рыба, корова, забор

Ль – лев, пальто, соль        Рь – репа, варенье, дверь

М – муха, лимон, дом        Н – нога, кино, сон

Й – йод, сойка, май

ОЦЕНКА:

1 балл         - безукоризненно произносит звук в любых речевых ситуациях      

0,5 балла    -  изолированно и отражённо произносит правильно, но иногда подвергает звук замене или искажению                              

0,25 балла  - изолированно звук произносит правильно, но в самостоятельной речи звук не автоматизирован

0 баллов     - в любой позиции звука нет, он искажается или заменяется              

N -  24 задания, 24 балла; Степень успешности:    N · 100 : 24 =              

7. Исследование грамматического строя речи и словоизменения

Компоненты

задания

Употребление сущ-х в ед. и мн. числе

1.1

Посмотри на картинки. Назови их по образцу:

- стул – стулья

 1.2

- заяц – зайцы

 1.3

- слон – слоны

1.4

- кошка – кошки

Употребление сущ-х в форме ед.ч. Д.п.

2.1

Посмотри на картинки. Скажи, кому дашь еду (подарок)

- кошке (молоко)

2.2

- маме (цветы)

2.3

- зайцу (морковь)

2.4

- медведю (мёд)

Употребление предложно-падежных конструкций

3.1

Педагог ( перемещает предметы): Посмотри на предметы. Ответь на вопросы:

- Откуда спрыгнула кошка? (с дивана)

3.2

  - Куда положили карандаш? (в коробку)

3.3

- Откуда взяли книгу (из шкафа)

3.4

- Куда укатился мячик? (под стол)

Употребление прил. и сущ-х в ед.ч и мн.ч. женского, мужского и среднего рода

4.1

Посмотри на картинки. Скажи, что это и какого цвета:

- книги красные

4.2

- цветок желтый

4.3

- шапка синяя

4.4

- яблоко зелёное

ОЦЕНКА:

1 балл         - образует правильно практически все слова                          

0,5 балла    - образует правильно половину слов                                      

0,25 балла  - образует правильно 1-2 слова, словосочетания

0 баллов     - не образует слов, словосочетаний

N -  16 заданий, 16 баллов; Степень успешности:    N · 100 : 16 =

8. Исследование словаря и навыков словообразования

компоненты

Задания

Исследование активного словаря

Исследование словообразования

Предметный словарь

1.1

Посмотри на картинки. Скажи, что ты на них видишь (по каждой теме не менее пяти названий):

- посуда

 1.2

- семья

 1.3

- животные

1.4

- одежда

1.5

- обувь

1.6

- мебель

Части предметов

2.1

Посмотри на картинки, назови предметы и их части:

- человек (кукла)

2.2

- машина

2.3

- одежда

Название профессий

3.1

Посмотри на картинки. Людей каких профессий ты на них видишь?

- врач

3.2

- парикмахер

3.3

- продавец

3.4

- воспитатель

3.5

- повар

Глагольный словарь

4.1

Ответь на вопрос: «Что делает?»

- пять действий ребёнка, которые он выполняет в течение дня

4.2

- действия к профессиям

4.3

- кто как ест?  (курица, кошка, собака)

4.4

- слова-действия по предъявленным картинкам (танцует,

поёт, идёт, летит, причесывает…)

Словарь прилагательных

5.1

Посмотри на картинки. Что на них изображено? Назови как можно больше слов-признаков:

- цвет (основные цвета, черный и белый)

5.2

- качественные прилагательные (мягкое, колючее, холодное)

5.3

- форму (круглый, квадратный, треугольный)

Исследование словообразования

Сущ-ые с уменьшительно-ласкательными суффиксами

1.1

Я скажу про большой предмет, а ты -  про маленький, ласково: - мяч-мячик

1.2

- собака

1.3

- кошка

1.4

- заяц

1.5

- белка

Название детёнышей

2.1

Скажи, как называют деток:

- кошки

2.2

- зайца

2.3

- утки

2.4

- лисы

2.5

- гуся

ОЦЕНКА:

1 балл         - даёт правильный ответ              

0,5 балла    - даёт правильный ответ после небольшой помощи                                        

0,25 балла – форму образует неверно

0 баллов     - задание не выполняет

   N -  34 задания, 34 балла; Степень успешности:    N · 100 : 34 =

9. Исследование связной речи

Рассказывание знакомой сказки с использованием иллюстраций «Репка» («Курочка ряба», «Колобок» - по выбору)

оценка смысловой

целостности

оценка лексико-грамматического оформления

оценка самостоятельности выполнения задания

5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, располагается в  правильной последовательности

2,5 балла – допускается незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно- следственных связей

1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенные искажения

0 баллов – отсутствие рассказа                                                    

5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно

2,5 балла – рассказ  составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, неточное употребление слов

1 балл – наблюдается аграмматизм, стереотипность выполнения, неадекватное использование слов

0 баллов – рассказ не оформлен

5 баллов –  самостоятельно подбирает и располагает картинки

2,5 балла – картинки располагает со стимулирующей помощью

1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам

0 баллов –  задание недоступно даже при наличии помощи

1 проба, 5 баллов

Итог по серии 1 проба, 15 баллов;     Степень успешности:    N · 100 : 15 =


10. Исследование общей моторики        

Компоненты

задания

Движения рук и

плечевого пояса

1.1

Выполни мои инструкции

-подними руки вверх (покажи какой ты большой)

1.2

- Покажи, как летают птицы, машут крыльями

Движения туловища

2.1

Выполни мои инструкции

- покачайся, как маятник часов (тик-так)

2.2

- нагнись и возьми предмет с пола (колени не сгибать)

Движения ног и состояние равновесия

3.1

Выполни мои инструкции - покажи каким ты был маленьким (приседание)

 3.2

 - покажи как петушок стоит на одной ноге

3.3

-прыгай на одной ноге (до указанного ориентира)

3.4

- перешагивай через лужи или камни (ходьба с высоким подниманием колен)

Статическая координация движений

4.1

Выполни мои инструкции

- Вытяни руки вперёд и закрой глаза. Стой так в течение 5 секунд

Динамическая координация движений

5.1

Выполни мои инструкции

- шагай как солдат (маршировка)

5.2

- выполни подряд 3 приседания

Пространственная ориентация по подражанию

6.1

Выполни мои инструкции

- пройди по кругу по часовой стрелке, потом против часовой стрелки

6.2

- пройди по кругу и встань в центр

6.3

- обойди весь кабинет и встань в заданном месте

ОЦЕНКА:

1 балл        – правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза                          

0,5 балла   – выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе                                        

0,25 балла – неполный объём движений, нескоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняются

 0 баллов   – не способен выполнить движения                                  

 N -  14 заданий, 14 баллов


11. Исследование мелкой моторики

Компоненты

Задания

Кинестетическая

основа движений

1.1

Выполни мои инструкции

- покажи «козу рогатую», поочерёдно каждой рукой, затем обеими руками вместе

1.2

- Покажи «ушки зайчика», поочерёдно каждой рукой, затем обеими руками вместе

1.3

- покажи колечко, поочерёдно подушечками каждого пальца соприкасаться с большим пальцем на одной руке, а затем на другой

1.4

- покажи «очки» (одновременно двумя руками)

Кинетическая основа движений

2.1

Выполни мои инструкции

- поочерёдно сгибай пальцы правой и левой руки (Сорока-сорока)

2.2

- нагнись и возьми предмет с пола (колени не сгибать)

Движения ног и состояние равновесия

3.1

Выполни мои инструкции

- покажи каким ты был маленьким (приседание)

3.2

- Пальчики «здороваются» (поочерёдное касание пальцев руки, а затем одноимённых пальцев обеих рук)

3.3

- «Игра на пианино»

3.4

- Измени положение кистей рук (1-кулак,

2-выпрямленная ладонь и наоборот)

3.5

- кулак-ребро-ладонь

Оценка состояния общей моторики

1 балл               выполняет движения в полном объеме в нормальном темпе

0,5 балла          заторможенность и нескоординированность движений при выполнении

0,25 балла        наличие синкинезий в общескелетной и мимической мускулатуре и трудность в

                          переключении движений

0 баллов           отказывается от выполнения задания

N -  9 заданий, 9 баллов


ОБЩИЙ ИТОГ (начало уч. года):                                                                                  

ВСЕГО ЗАДАНИЙ: 138;  N – 152 балла;                                                                                        

ОИ (общий итог – баллов за весь тест) =    

Степень успешности ребёнка: ОИ · 100 : 152  =                                                                        

ОБЩИЙ ИТОГ (конец уч. года):                                                                

ВСЕГО ЗАДАНИЙ: 138;  N – 152 балла;

ОИ (общий итог – баллов за весь тест) =

Степень успешности ребёнка: ОИ · 100 : 152  =         



Предварительный просмотр:

1.  Исследование понимания речи (4 года)                 2.  Состояние фонематического восприятия        3.  Состояние фонематического анализа и синтеза

№ задания

Начало года

Конец года

1.1

1.2

1.3

1.4

2.1

2.2

2.3

2.4

3.1

3.2

3.3

3.4

4.1

4.2

4.3

4.4

5.1

5.2

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

Итог по серии N =

Степень успешности

N х 100 : 23 =

№ задания

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

6

7

Итог по серии N =

Степень успешности

N х 100 : 7 =

№ задания

Начало года

Конец года

1

2

3

4

Итог по серии N =

Степень успешности

N х 100 : 4 =

4.  Исследование артикуляционной моторики

задания

Начало года

Конец года

- «Улыбочка – трубочка»

- «оближем губки»

- «качели»

- «лопаточка»

Итог по серии N=

Степень успешности

N х 100 : 4 =

                                                                     

5. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Задания

Начало года

Конец года

- свисток

- аквариум

- лекарство

- полицейский

- подснежник

Итог по серии N =

Степень успешности

N х 100 : 5 =


6. Исследование звукопроизношения        

звуки

начало учебного года

конец учебного года

изолированно

в слогах

в словах

Баллы

изолированно

в слогах

в словах

Баллы

В

Д

Б

Г

П

Т

К

Х

С

З

Сь

Зь

Ц

Ш

Ч

Ж

Щ

Л

Р

Ль

Рь

М

Н

Й

Итог по серии N =

Степень успешности N х 100 : 24 =


7. Исследование грамматического строя                                 8. Исследование  словаря  и  навыков  словообразования

речи  и словоизменения                                Активный словарь                                                Навыки словообразования

№ задания

Начало года

Конец года

1.1

1.2

1.3

1.4

2.1

2.2

2.3

2.4

3.1

3.2

3.3

3.4

4.1

4.2

4.3

4.4

Итог по серии N =

Степень успешности

N х 100 : 16 =

№ задания

Начало года

Конец года

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

2.1

2.2

2.3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

4.1

4.2

4.3

4.4

5.1

5.2

5.3

Итог по серии N =

№ задания

Начало года

Конец года

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Итог по серии N =

Степень успешности

N х 100 : 31 =

                


9. Исследование связной речи

Рассказывание знакомой сказки по иллюстрациям «Репка» («Курочка ряба», «Колобок»)

ОЦЕНКА:

оценка смысловой целостности

оценка лексико-грамматического оформления

оценка самостоятельности выполнения

Начало года

Комментарии

Конец года

Комментарии

N - 1 проба, 15 баллов; Степень успешности:    N · 100 : 15 =                Начало года _________                Конец года ___________


10. Исследование общей моторики                        11.  Исследование мелкой моторики

№ задания

Начало года

Конец года

1.1

1.2

1.3

1.4

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Итог по серии N =

Степень успешности

N х 100 : 9 =

№ задания

Начало года

Конец года

1.1

1.2

2.1

2.2

3.1

3.2

3.3

3.4

4.1

5.1

5.2

6.1

6.2

6.3

Итог по серии N =

Степень успешности

N х 100 : 14 =

                

Баллов за весь тест:                 N =                         Начало года ________________                Конец года _________________

Степень успешности:               N х 100 : 152 =           Начало года ________________                Конец года _________________

           


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях...

Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Теоретический материал о важности коррекции общей и мелкой моторики у детей, а также некоторый практический материал....

Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности состояния общей и мелкой моторики  у детей с тяжелыми нарушениями речи....

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...

Мастер-класс "Развитие общей и мелкой моторики у детей с нарушениями речи"

У детей с нарушениями речи страдают двигательные навыки не только в области речевого аппарата. Наши дети неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников в скорости и точности движений. Они ...