Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 4 лет с речевыми нарушениями на основе тестовой диагностики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной
методическая разработка по логопедии (средняя группа) на тему
Материал включает в себя подробный протокол обследования речи с критериями оценки по 11 основным показателям, речевой профиль, сетки для записи ответов детей, полный картинный материал в 3х файлах. Материал опробован в практике, очень помогает для составления годовых отчётов динамики работы логопеда и для аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_goda_protokol.doc | 418 КБ |
4_goda_tablitsy.doc | 171.5 КБ |
kartinki_4_goda_szhatye.doc | 2.03 МБ |
kartinki_4_goda_szhatye_2.doc | 2.51 МБ |
kartinki_4_goda_szhatye_3.doc | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
компоненты | № | задания |
Понимание обобщающих слов | 1.1 | Посмотри на картинки. Покажи, где: - дикие животные |
1.2 | - домашние животные | |
1.3 | - мебель | |
1.4 | - обувь | |
Понимание единственного и множественного числа существительных | 2.1 | Посмотри на картинки. Покажи: - дерево–деревья |
2.2 | - машина–машины | |
2.3 | - лист–листья | |
2.4 | - сапог–сапоги | |
Различение предложно-падежных конструкций (с предлогами над, перед, около) | 3.1 | Посмотри на картинки. Покажи: - птичку над деревом |
3.2 | под деревом | |
3.3 | около дерева | |
3.4 | на дереве | |
Понимание существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом | 4.1 | Посмотри на картинки. Покажи: - яблоко–яблочко |
4.2 | - стул–стульчик | |
4.3 | - зайца–зайчика | |
4.4 | - машину–машинку | |
Исследование понимания двухступенчатой | 5.1 | Выполни мои инструкции: - Возьми игрушку со стола и поставь ее в шкаф |
5.2 | - Зайчика посади на стул, а куклу положи спать | |
Исследование различения слов | 6.1 | Посмотри на картинки. Покажи, где: - несут–везут |
6.2 | - висит–стоит | |
6.3 | - большой медведь – маленький медведь | |
6.4 | - высокий дом – низкий дом | |
6.5 | - чистые руки – грязные руки | |
ОЦЕНКА: 1 балл - ребёнок правильно выполняет задание 0,5 балла - выполняет после нескольких повторений 0,25 балла - с трудом понимает обращённую к нему речь 0 баллов - не выполняет
N - 23 задания, 23 балла; Степень успешности: N· 100 : 23 = |
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ
1. Исследование понимания речи (4 года)
2. Состояние фонематического восприятия (4 года)
компоненты | № | задания |
Состояние фонематического восприятия | 1 | Послушай и повтори за мной: - та-на |
2 | - та-да | |
3 | - ба-ма | |
4 | - мя-ма | |
5 | - ка-га | |
6 | - га-да | |
7 | - ва-та | |
ОЦЕНКА: 1 балл - точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления 0,5 балла - первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому 0,25 балла - неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками 0 баллов - не воспроизводит N - 7 заданий, 7 баллов; Степень успешности: N · 100 : 7 = |
3. Состояние фонематического анализа и синтеза
компоненты | № | задания |
Состояние фонематического анализа и синтеза | 1 | Выдели звук «м» – мычание телёнка из слов. Хлопни на звук: - мышь доска окно |
2 | - стол комар рыба | |
3 | - рама шар дрова | |
4 | - дом сок нога | |
ОЦЕНКА: 1 балл - правильно отвечает с 1-й попытки 0,5 балла - правильно отвечает с 2-й попытки 0,25 балла - правильно отвечает с 3-й попытки 0 баллов - отвечает неправильно N - 4 задания, 4 балла; Степень успешности: N · 100 : 4 = |
4. Исследование артикуляционной моторики
компоненты | № | задания |
Артикуляционная моторика | 1 | Выполни движения по моей инструкции - «улыбочка-трубочка» |
2 | - «оближем губки» | |
3 | - «качели» | |
4 | - «лопаточка» | |
ОЦЕНКА: 1 балл - правильно выполняет движения 0,5 балла - выполняет замедленно и напряжённо 0,25 балла - выполняет с ошибками: длительный поиск позы, отклонение конфигурации, синкенезии, гиперкинезы 0 баллов - не выполняет движений N - 4 задания, 4 балла; Степень успешности: N · 100 : 4 = |
5. Обследование слоговой структуры
компоненты | № | задания |
Сформированность звуко-слоговой структуры слова | 1 | Повтори слова: - свисток |
2 | - аквариум | |
3 | - лекарство | |
4 | - милиционер | |
5 | - подснежник | |
ОЦЕНКА: 1 балл - правильно и точно воспроизводит в темпе предъявления 0,5 балла - замедленное послоговое воспроизведение 0,25 балла - искажает структуру слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова) 0 баллов - отвечает неправильно N - 5 заданий, 5 баллов; Степень успешности: N · 100 : 5 = |
6. Исследование звукопроизношения
Речевой материал для проверки правильности произношения звуков в словах
(Педагог: повтори за мной).
1 группа Звонкие согласные В, Б, Д, Г Глухие согласные П, Т, К, Х | В – вата, сова, вилка. Д – дом, еда, диван. Б – банка, обед, батон. Г – гуси, сапоги, вагон. П – попугай, пень, суп Т – тапки, телефон, букет К – кот, кеды, паук Х – хобот, ухо, мухи |
2 группа Свистящие С, Сь, З, Зь, Ц | С – собака, миска, нос З – зайка, зонт, коза Сь – сено, письмо, гусь Зь – зима, козел, магазин Ц – цапля, овца, палец |
3 группа Шипящие Ш, Ж, Ч, Щ | Ш – шуба, кошка, малыш Ч – чай, очки, ночь Ж – жук, ножи, ежи Щ – щука, вещи, лещ |
4 группа Сонорные Л, Ль, Р, Рь М, Н, Й | Л – лапа, молоко, стол Р – рыба, корова, забор Ль – лев, пальто, соль Рь – репа, варенье, дверь М – муха, лимон, дом Н – нога, кино, сон Й – йод, сойка, май |
ОЦЕНКА: 1 балл - безукоризненно произносит звук в любых речевых ситуациях 0,5 балла - изолированно и отражённо произносит правильно, но иногда подвергает звук замене или искажению 0,25 балла - изолированно звук произносит правильно, но в самостоятельной речи звук не автоматизирован 0 баллов - в любой позиции звука нет, он искажается или заменяется N - 24 задания, 24 балла; Степень успешности: N · 100 : 24 = |
7. Исследование грамматического строя речи и словоизменения
Компоненты | № | задания |
Употребление сущ-х в ед. и мн. числе | 1.1 | Посмотри на картинки. Назови их по образцу: - стул – стулья |
1.2 | - заяц – зайцы | |
1.3 | - слон – слоны | |
1.4 | - кошка – кошки | |
Употребление сущ-х в форме ед.ч. Д.п. | 2.1 | Посмотри на картинки. Скажи, кому дашь еду (подарок) - кошке (молоко) |
2.2 | - маме (цветы) | |
2.3 | - зайцу (морковь) | |
2.4 | - медведю (мёд) | |
Употребление предложно-падежных конструкций | 3.1 | Педагог ( перемещает предметы): Посмотри на предметы. Ответь на вопросы: - Откуда спрыгнула кошка? (с дивана) |
3.2 | - Куда положили карандаш? (в коробку) | |
3.3 | - Откуда взяли книгу (из шкафа) | |
3.4 | - Куда укатился мячик? (под стол) | |
Употребление прил. и сущ-х в ед.ч и мн.ч. женского, мужского и среднего рода | 4.1 | Посмотри на картинки. Скажи, что это и какого цвета: - книги красные |
4.2 | - цветок желтый | |
4.3 | - шапка синяя | |
4.4 | - яблоко зелёное |
ОЦЕНКА: 1 балл - образует правильно практически все слова 0,5 балла - образует правильно половину слов 0,25 балла - образует правильно 1-2 слова, словосочетания 0 баллов - не образует слов, словосочетаний N - 16 заданий, 16 баллов; Степень успешности: N · 100 : 16 = |
8. Исследование словаря и навыков словообразования
компоненты | № | Задания | |
Исследование активного словаря Исследование словообразования | Предметный словарь | 1.1 | Посмотри на картинки. Скажи, что ты на них видишь (по каждой теме не менее пяти названий): - посуда |
1.2 | - семья | ||
1.3 | - животные | ||
1.4 | - одежда | ||
1.5 | - обувь | ||
1.6 | - мебель | ||
Части предметов | 2.1 | Посмотри на картинки, назови предметы и их части: - человек (кукла) | |
2.2 | - машина | ||
2.3 | - одежда | ||
Название профессий | 3.1 | Посмотри на картинки. Людей каких профессий ты на них видишь? - врач | |
3.2 | - парикмахер | ||
3.3 | - продавец | ||
3.4 | - воспитатель | ||
3.5 | - повар | ||
Глагольный словарь | 4.1 | Ответь на вопрос: «Что делает?» - пять действий ребёнка, которые он выполняет в течение дня | |
4.2 | - действия к профессиям | ||
4.3 | - кто как ест? (курица, кошка, собака) | ||
4.4 | - слова-действия по предъявленным картинкам (танцует, поёт, идёт, летит, причесывает…) | ||
Словарь прилагательных | 5.1 | Посмотри на картинки. Что на них изображено? Назови как можно больше слов-признаков: - цвет (основные цвета, черный и белый) | |
5.2 | - качественные прилагательные (мягкое, колючее, холодное) | ||
5.3 | - форму (круглый, квадратный, треугольный) | ||
Исследование словообразования | Сущ-ые с уменьшительно-ласкательными суффиксами | 1.1 | Я скажу про большой предмет, а ты - про маленький, ласково: - мяч-мячик |
1.2 | - собака | ||
1.3 | - кошка | ||
1.4 | - заяц | ||
1.5 | - белка | ||
Название детёнышей | 2.1 | Скажи, как называют деток: - кошки | |
2.2 | - зайца | ||
2.3 | - утки | ||
2.4 | - лисы | ||
2.5 | - гуся | ||
ОЦЕНКА: 1 балл - даёт правильный ответ 0,5 балла - даёт правильный ответ после небольшой помощи 0,25 балла – форму образует неверно 0 баллов - задание не выполняет N - 34 задания, 34 балла; Степень успешности: N · 100 : 34 = |
9. Исследование связной речи
Рассказывание знакомой сказки с использованием иллюстраций «Репка» («Курочка ряба», «Колобок» - по выбору) |
оценка смысловой целостности | оценка лексико-грамматического оформления | оценка самостоятельности выполнения задания |
5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, располагается в правильной последовательности 2,5 балла – допускается незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно- следственных связей 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенные искажения 0 баллов – отсутствие рассказа | 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, неточное употребление слов 1 балл – наблюдается аграмматизм, стереотипность выполнения, неадекватное использование слов 0 баллов – рассказ не оформлен | 5 баллов – самостоятельно подбирает и располагает картинки 2,5 балла – картинки располагает со стимулирующей помощью 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам 0 баллов – задание недоступно даже при наличии помощи |
1 проба, 5 баллов
Итог по серии 1 проба, 15 баллов; Степень успешности: N · 100 : 15 =
10. Исследование общей моторики
Компоненты | № | задания |
Движения рук и плечевого пояса | 1.1 | Выполни мои инструкции -подними руки вверх (покажи какой ты большой) |
1.2 | - Покажи, как летают птицы, машут крыльями | |
Движения туловища | 2.1 | Выполни мои инструкции - покачайся, как маятник часов (тик-так) |
2.2 | - нагнись и возьми предмет с пола (колени не сгибать) | |
Движения ног и состояние равновесия | 3.1 | Выполни мои инструкции - покажи каким ты был маленьким (приседание) |
3.2 | - покажи как петушок стоит на одной ноге | |
3.3 | -прыгай на одной ноге (до указанного ориентира) | |
3.4 | - перешагивай через лужи или камни (ходьба с высоким подниманием колен) | |
Статическая координация движений | 4.1 | Выполни мои инструкции - Вытяни руки вперёд и закрой глаза. Стой так в течение 5 секунд |
Динамическая координация движений | 5.1 | Выполни мои инструкции - шагай как солдат (маршировка) |
5.2 | - выполни подряд 3 приседания | |
Пространственная ориентация по подражанию | 6.1 | Выполни мои инструкции - пройди по кругу по часовой стрелке, потом против часовой стрелки |
6.2 | - пройди по кругу и встань в центр | |
6.3 | - обойди весь кабинет и встань в заданном месте |
ОЦЕНКА: | 1 балл – правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза 0,5 балла – выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе 0,25 балла – неполный объём движений, нескоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняются 0 баллов – не способен выполнить движения N - 14 заданий, 14 баллов |
11. Исследование мелкой моторики
Компоненты | № | Задания |
Кинестетическая основа движений | 1.1 | Выполни мои инструкции - покажи «козу рогатую», поочерёдно каждой рукой, затем обеими руками вместе |
1.2 | - Покажи «ушки зайчика», поочерёдно каждой рукой, затем обеими руками вместе | |
1.3 | - покажи колечко, поочерёдно подушечками каждого пальца соприкасаться с большим пальцем на одной руке, а затем на другой | |
1.4 | - покажи «очки» (одновременно двумя руками) | |
Кинетическая основа движений | 2.1 | Выполни мои инструкции - поочерёдно сгибай пальцы правой и левой руки (Сорока-сорока) |
2.2 | - нагнись и возьми предмет с пола (колени не сгибать) | |
Движения ног и состояние равновесия | 3.1 | Выполни мои инструкции - покажи каким ты был маленьким (приседание) |
3.2 | - Пальчики «здороваются» (поочерёдное касание пальцев руки, а затем одноимённых пальцев обеих рук) | |
3.3 | - «Игра на пианино» | |
3.4 | - Измени положение кистей рук (1-кулак, 2-выпрямленная ладонь и наоборот) | |
3.5 | - кулак-ребро-ладонь |
Оценка состояния общей моторики 1 балл выполняет движения в полном объеме в нормальном темпе 0,5 балла заторможенность и нескоординированность движений при выполнении 0,25 балла наличие синкинезий в общескелетной и мимической мускулатуре и трудность в переключении движений 0 баллов отказывается от выполнения задания N - 9 заданий, 9 баллов |
ОБЩИЙ ИТОГ (начало уч. года):
ВСЕГО ЗАДАНИЙ: 138; N – 152 балла;
ОИ (общий итог – баллов за весь тест) =
Степень успешности ребёнка: ОИ · 100 : 152 =
ОБЩИЙ ИТОГ (конец уч. года):
ВСЕГО ЗАДАНИЙ: 138; N – 152 балла;
ОИ (общий итог – баллов за весь тест) =
Степень успешности ребёнка: ОИ · 100 : 152 =
Предварительный просмотр:
1. Исследование понимания речи (4 года) 2. Состояние фонематического восприятия 3. Состояние фонематического анализа и синтеза
№ задания | Начало года | Конец года |
1.1 | ||
1.2 | ||
1.3 | ||
1.4 | ||
2.1 | ||
2.2 | ||
2.3 | ||
2.4 | ||
3.1 | ||
3.2 | ||
3.3 | ||
3.4 | ||
4.1 | ||
4.2 | ||
4.3 | ||
4.4 | ||
5.1 | ||
5.2 | ||
6.1 | ||
6.2 | ||
6.3 | ||
6.4 | ||
6.5 | ||
Итог по серии N = | ||
Степень успешности N х 100 : 23 = | ||
№ задания | Начало года | Конец года |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
Итог по серии N = | ||
Степень успешности N х 100 : 7 = | ||
№ задания | Начало года | Конец года |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
Итог по серии N = | ||
Степень успешности N х 100 : 4 = |
4. Исследование артикуляционной моторики
задания | Начало года | Конец года |
- «Улыбочка – трубочка» | ||
- «оближем губки» | ||
- «качели» | ||
- «лопаточка» | ||
Итог по серии N= | ||
Степень успешности N х 100 : 4 = |
5. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова
Задания | Начало года | Конец года |
- свисток | ||
- аквариум | ||
- лекарство | ||
- полицейский | ||
- подснежник | ||
Итог по серии N = | ||
Степень успешности N х 100 : 5 = |
6. Исследование звукопроизношения
звуки | начало учебного года | конец учебного года | ||||||
изолированно | в слогах | в словах | Баллы | изолированно | в слогах | в словах | Баллы | |
В | ||||||||
Д | ||||||||
Б | ||||||||
Г | ||||||||
П | ||||||||
Т | ||||||||
К | ||||||||
Х | ||||||||
С | ||||||||
З | ||||||||
Сь | ||||||||
Зь | ||||||||
Ц | ||||||||
Ш | ||||||||
Ч | ||||||||
Ж | ||||||||
Щ | ||||||||
Л | ||||||||
Р | ||||||||
Ль | ||||||||
Рь | ||||||||
М | ||||||||
Н | ||||||||
Й |
Итог по серии N =
Степень успешности N х 100 : 24 =
7. Исследование грамматического строя 8. Исследование словаря и навыков словообразования
речи и словоизменения Активный словарь Навыки словообразования
№ задания | Начало года | Конец года |
1.1 | ||
1.2 | ||
1.3 | ||
1.4 | ||
2.1 | ||
2.2 | ||
2.3 | ||
2.4 | ||
3.1 | ||
3.2 | ||
3.3 | ||
3.4 | ||
4.1 | ||
4.2 | ||
4.3 | ||
4.4 | ||
Итог по серии N = | ||
Степень успешности N х 100 : 16 = | ||
№ задания | Начало года | Конец года |
1.1 | ||
1.2 | ||
1.3 | ||
1.4 | ||
1.5 | ||
1.6 | ||
2.1 | ||
2.2 | ||
2.3 | ||
3.1 | ||
3.2 | ||
3.3 | ||
3.4 | ||
3.5 | ||
4.1 | ||
4.2 | ||
4.3 | ||
4.4 | ||
5.1 | ||
5.2 | ||
5.3 | ||
Итог по серии N = | ||
№ задания | Начало года | Конец года |
1.1 | ||
1.2 | ||
1.3 | ||
1.4 | ||
1.5 | ||
2.1 | ||
2.2 | ||
2.3 | ||
2.4 | ||
2.5 | ||
Итог по серии N = | ||
Степень успешности N х 100 : 31 = |
9. Исследование связной речи
Рассказывание знакомой сказки по иллюстрациям «Репка» («Курочка ряба», «Колобок») | |||
ОЦЕНКА: | оценка смысловой целостности | оценка лексико-грамматического оформления | оценка самостоятельности выполнения |
Начало года | |||
Комментарии | |||
Конец года | |||
Комментарии |
N - 1 проба, 15 баллов; Степень успешности: N · 100 : 15 = Начало года _________ Конец года ___________
10. Исследование общей моторики 11. Исследование мелкой моторики
№ задания | Начало года | Конец года |
1.1 | ||
1.2 | ||
1.3 | ||
1.4 | ||
2.1 | ||
2.2 | ||
2.3 | ||
2.4 | ||
2.5 | ||
Итог по серии N = | ||
Степень успешности N х 100 : 9 = | ||
№ задания | Начало года | Конец года |
1.1 | ||
1.2 | ||
2.1 | ||
2.2 | ||
3.1 | ||
3.2 | ||
3.3 | ||
3.4 | ||
4.1 | ||
5.1 | ||
5.2 | ||
6.1 | ||
6.2 | ||
6.3 | ||
Итог по серии N = | ||
Степень успешности N х 100 : 14 = |
Баллов за весь тест: N = Начало года ________________ Конец года _________________
Степень успешности: N х 100 : 152 = Начало года ________________ Конец года _________________
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях...
Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Теоретический материал о важности коррекции общей и мелкой моторики у детей, а также некоторый практический материал....
Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи....
Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...
Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...
Мастер-класс "Развитие общей и мелкой моторики у детей с нарушениями речи"
У детей с нарушениями речи страдают двигательные навыки не только в области речевого аппарата. Наши дети неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников в скорости и точности движений. Они ...