Мастер-класс "Развитие общей и мелкой моторики у детей с нарушениями речи"
методическая разработка по логопедии
У детей с нарушениями речи страдают двигательные навыки не только в области речевого аппарата. Наши дети неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников в скорости и точности движений. Они затрудняются при пережёвывании пищи, переключаться с одного движения на другое. Так же страдает ориентация в пространстве и пространственная память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие общей и мелкой моторики у детей
с нарушениями речи
У детей с нарушениями речи страдают двигательные навыки не только в области речевого аппарата. Наши дети неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников в скорости и точности движений. Они затрудняются при пережёвывании пищи, переключаться с одного движения на другое. Так же страдает ориентация в пространстве и пространственная память.
Принимая во внимание, что у детей с нарушением речи страдает не только воспроизведение, т. е. активная речь, но и восприятие услышанного – пассивная речь, нужно учитывать отсутствие понимания инструкции, правил игры, взаимодействия. Страдает восприятие не только лексическое, но и восприятие формы слова и фразы. В силу нарушения восприятия детям с нарушением речи трудно понять и выполнить инструкцию, связанную с формированием движения рук, движения в игре, в танце, в построении, учесть и точно исполнить все двигательные требования данного момента.
В своей коррекционной работе используем здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья. Поэтому на занятиях уделяем особое место формированию общей и мелкой моторики. У детей с нарушением речи эти упражнения обязательно сопровождаются стихами или словесными задачами.
В своей работе используем подвижные игры для формирования синхронности движений у группы детей: умение одновременно и в нужном направлении двигаться, останавливаться, выполнять те или иные движения по инструкции или синхронно с текстом стихов, песен. Стихи определяют содержание движений, их темп и ритм.
В старшей группе в основном используем игры с движениями лексического содержания, а в подготовительной к школе группе уже игры больше связанны со звуко-буквенным анализом, формированием слога, слова и даже предложения.
В этом возрасте идёт активная и целенаправленная работа по подготовке руки к письму. Мышечные возможности руки ребёнка с нарушением речи требуют особой тренировки и коррекции. Необходимо формировать точность, целенаправленность движений рук и пальцев, тренировать двигательные реакции. Развитие мелкой моторики пальцев рук именно в этом возрасте положительно влияет на развитие речи детей и способствует преодолению речевого дефекта. Это объясняется тем, что развитие тонкой моторики пальцев положительно воздействует на развитие лобно-височных областей коры головного мозга. Именно там располагаются речевые зоны.
Пальчиковая гимнастика, обязательно сопровождаемая речью, должна проводиться систематически. Только тогда мы будем иметь долговременный, положительный эффект.
Сочетание движений пальцев со стихотворным текстом делает речь и движения ритмичными, эмоционально окрашенными. Это способствует обучению, развивает мотивацию детей.
Эти упражнения дети с удовольствием повторяют в свободных играх, обучают приёмам пальчиковых упражнений родителей и других членов семьи, ощущая в случае успеха, свою значимость.
Дети «конструируют» из пальцев различные предметы, растения, животных. Показывают сценки или маленькие спектакли при помощи пальцев. Движениями пальцев и кистей рук сопровождают народные потешки, стихи. Эмоциональная окраска упражнений стимулирует речевую и двигательную память, развивает внимание.
Включение физминуток и двигательных упражнений в логопедические занятия для детей с речевыми нарушениями способствует повышению речевой активности, снимают напряжение, восстанавливая работоспособность, а так же улучшают концентрацию внимания, снижают трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
Практика показывает, что дети с речевыми нарушениями, пассивные на занятиях, с удовольствием выполняют динамические упражнения с речевым сопровождением, пальчиковую гимнастику, элементы логоритмики. Кроме того, имитационные движения, воспроизводящие смысловое содержание стихотворения, значительно облегчают его запоминание и воспроизведение. Можно задавать движения изначально, а можно придумывать вместе с детьми. Упражнения, являющиеся органичным продолжением темы занятия, объединённые с другими заданиями единым сюжетом, способствуют продуктивной реализации целей и задач занятия, повышают активность воспитанников.
Игры с бусами способствуют развитию мелкой моторики, развивают тактильные ощущения и положительно влияют на развитие речи.
Игры можно использовать как на этапе подготовки артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков, так и на этапе автоматизации поставленных звуков. Учить детей петь ряд гласных звуков при нанизывании бус, с понижением и повышением голоса, произнося на выходе по два и более гласных звуков. На этапе постановки нарушенных звуков, используем бусы и на протяжении выполнения всей работы повторяем изолированно, многократно поставленный звук.
Игровое упражнение «Дорожки».
Цели: Учить создавать линии различной конфигурации, используя бусы. Развитие внимания и памяти при выполнении различных линий с опорой на образец. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Выработка необходимых движений для свободного владения мышцами губ, языка. Совершенствовать качество голоса при произнесении последовательности гласных звуков.
Этапы выполнения работы:
Педагог предлагает детям взять длинные шнурки. Бусы желтого, зеленого, черного, голубого цвета одинаковой величины. По ходу выполнения работы поем гласные звуки (А, О, У, Э – любые на выбор). Берем один длинный шнурок и бусы желтого и зеленого цвета, начинаем нанизывание, чередуя бусы.
Дидактическое упражнение «А-О-У»
Учить петь по три звука на выдохе АУИ, ЭОА, ЭУЫ. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, ловкость пальцев рук, быструю смену положения губ.
Развитие мелкой моторики тактильно двигательного восприятия у детей не только способствует речевому развитию, но и позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.
Игровое упражнение «Выложи букву»
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление графического образа букв.
Из нити бус выложить букву.
Игровое упражнение «Заяц и Ёжик»
Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики. Выработка необходимых движений для свободного владения мышцами губ, языка.
Ход игры: перебирать бусины по одной левой и правой рукой, двигаясь к центру, проговаривая потешку.
Заяц и Ежик на встречу друг другу
Шли по дорожке, по полю, по лугу.
Встретились – и испугались они.
Быстро бежали – поди догони!
Одновременно с бусами можно использовать веревочки, с завязанными на них узелками.
Упражнения с веревочками.
На закрепления лексического материала по лексической теме. Перебирая узелки, назвать предметы, которые относятся к посуде. Для детей подготовительной группы, назвать предметы столовой посуды.
Игры на меткость тренируют глазомер и развивают умение сосредотачиваться. Навыки концентрации ребенок использует на занятиях. Это игры с кеглями, бросание колец и тряпичных мячей в цель.
Игры на умение ловить мяч важны для развития грамотной речи и артикуляции. Мы говорим, и у нас происходит смена разных звуков, работает на навык переключения. В игре с мячом ребенку нужно постоянно переключать свое тело, подстраиваться, чтобы поймать и отбросить мяч.
Игры на равновесие и баланс уравновешивают процессы возбуждения и торможения и работают на развитие навыка концентрации внимания. Можно придумать упражнения на перешагивание через палки, мячи.
Игры на скорость: кто быстрее добежит к цели, перекладывание мячика из одной корзинки в другую, сортировка предметов по цвету на скорость. Умение быстро выполнять действия дает нам скорость мышления и скорость обработки информации.
Физкультминутки. Обязательно на занятии присутствует физминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия.
Основные задачи физминутки – это:
• снять усталость и напряжение;
• внести эмоциональный заряд;
• совершенствовать общую моторику;
• выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.
Упражнения на развитие общей моторики, используемые на физминутках.
Аист. Лексическая тема «Перелётные птицы».
- Аист, аист длинноногий, покажи домой дорогу! Отвечает аист строгий: - Топай левою ногой, топай правою ногой, Снова левою ногой, снова правою ногой, Ещё левою ногой, ещё правою ногой, И тогда придёшь домой. | Руки на пояс, наклоны в стороны; «грозим» указательным пальцем; руки на пояс, шаги с высоким подниманием колена |
Насекомые. Лексическая тема «Насекомые»
Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики! Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок. Сели, травушку покушали, тишину послушали, Тише, тише, высоко прыгай на носках легко: Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок. | Движения плечами вверх-вниз; прыжки поочерёдно на одной ноге; приседание; прыжки на двух ногах, руки на поясе; |
Липы. Лексическая тема «Деревья».
Вот полянка, а вокруг липы выстроились в круг. Липы кронами шумят, ветры в их листве гудят. Вниз верхушки пригибают и качают их, качают. После дождика и гроз липы льют потоки слёз. Каждый листик по слезинке Должен сбросить на тропинки: Кап и кап, кап и кап, - до чего же листик слаб! Он умоется дождём, будет крепнуть с каждым днём. | Широким жестом развести руки в стороны; округлить руки, сцепить над головой; руки вверху, покачать из стороны в сторону; наклоны вперёд, покачать туловищем влево-вправо; поднять руки, встряхивая кистями; хлопаем в ладоши слева-справа; опустить руки, встряхивая кистями; «уронить» руки, погладить одну, потом другую руку, сжать кулачки. |
Таким образом, если вначале мы наблюдали, что у большинства детей возникают трудности: пальцы малоподвижные, движения неточные, темп упражнений замедленный, то в процессе регулярных игр и упражнений движения пальчиков стали более точные, координированные, исчезло напряжение не только с самих рук, но и с губ. Улучшалось произношение многих звуков, обогатился словарный запас детей.
Физически развитый дошкольник увереннее чувствует себя при освоении новых движений. А значит, будет более уверенным в себе и успешным в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях...
консультация для педагогов "Использование традиционных и инновационных технологий в развитии мелкой моторики детей с нарушениями речи"
традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики детей с нарушениями речи...
Нетрадиционные формы развития мелкой моторики детей с нарушениями речи
Предлагаю конспект логопедического занятия в подготовительной группе с использованием Су-Джок массажёров.Буду рада, если кому-нибудь пригодится мой материал....
« Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с нарушением речи»
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на цент...
Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением речи через нетрадиционные техники изодеятельности"
Уважаемые коллеги я расскажу Вам о корейском исскустве «Ханди». Бумага – в переводе на корейский – Ханди. Бумага один из самых распространенных материалов......
Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 4 лет с речевыми нарушениями на основе тестовой диагностики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной
Материал включает в себя подробный протокол обследования речи с критериями оценки по 11 основным показателям, речевой профиль, сетки для записи ответов детей, полный картинный материал в 3х файлах. Ма...