Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.
презентация к уроку по аппликации, лепке (старшая группа)

Тихомирова Татьяна Владимировна

Особенности состояния общей и мелкой моторики  у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности состояния общей и мелкой моторики

 у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Слад В логопедической практике часто встречаются дети с нарушениями речи, имеющие в заключении нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются:

  • в нарушении точности движений;
  • в снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую;
  • в замедленном включении в движение;
  • в недостаточной координации;
  • пальцевые пробы выполняются неполноценно;
  • наблюдаются значительные затруднения.

Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Особенности состояния общей и мелкой моторики детей - логопатов проявляются и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой и артикуляционной моторики. Нарушения речевой моторики у дошкольников речевой патологии обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции.

 Соответственно, наблюдается отставание моторики (снижение силы, быстроты, выносливости), задержка развития вегетативных функций.

Логопедия – важное звено цепи здоровьесберегающих технологий. Все систематически проводимые на занятиях упражнения, связанные с речью, с двигательной активностью, комплексно воздействуют на коррекцию устной и письменной речи, на психофизическое развитие детей.

Я выделила пять основных методических приёмов и форм развития речи с помощью движения:

  • Логоритмика, как «терапия движением».
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Физкультурные минутки.
  • Целенаправленные занятия по физической культуре.

Я расскажу вам о своем опыте по развитию у детей мелкой моторики.

Путешествие в мир мозаики

Мозаичные картины – это картины, составленные из цветных квадратиков особого стекла – смальты или из других, иногда очень ценных материалов.

Мозаика пришла к нам из глубины веков. В Древнем Египте троны фараонов были украшены мозаикой их драгоценных камней. Узоры из белых, желтых, черных камней – голышей и обожженных черепков были необходимыми элементами оформления стен, полов, дверей и потолков зданий в Италии. Во многих храмах и по сей день сохранились мозаичные работы мастеров Византии, не потерявшие блеска своих красок. В Древней Руси тоже умели делать цветное стекло. Многие соборы в Киеве, Чернигове, Владимире, Суздале славились своими мозаичными картинами. Позднее это искусство пришло в упадок, и о нем на время забыли. Возродил мозаику на Руси Михаил Васильевич Ломоносов. Он основал фабрику цветного стекла, придумал 122 оттенков смальты и вместе со своим помощником создал множество прекрасных мозаичных картин.

С этого рассказа начинается увлекательное путешествие детей в мир мозаики. Развитие мелкой моторики рук, фантазии, внимания. Формирование умения доводить начатое дело до конца – это важные задачи, которые можно решить в процессе создания мозаичных картин. На занятиях по изобразительной деятельности в работе с детьми мы используем приемы мозаики. На лист бумаги наносится контур, затем клеевая основа, и изображение заполняется обрезками или обрывками цветной бумаги, кусачками ткани или семенами растений. Картины получаются красочными, красивыми, но, к сожалению, недолговечными. Они быстро выгорают и осыпаются.

Для развития мелкой моторики существует множество игр.

  • Напольная мозаика
  • Настольная мозаика
  • Мозаика из ниток
  • Мозаика из кусочков ткани

Мозаику можно создавать из различных материалов.

В последнее время появился очень удобный материал для выполнения мозаичных работ: цветной пластик, используемый при производстве емкостей для шампуней и пищевых продуктов. Он обладает прочностью, долговечностью, яркостью, разнообразием цветов и оттенков. Кроме того материал гигиенически сертифицирован.

Первую пробную работу-мозаику выполняла я сама, а затем с детьми. Выложили на пластилиновой основе геометрические фигурки, потом буквы. Эта работа заинтересовала детей и их родителей. Заготовка пластинок для мозаики – процесс довольно длительный, поэтому к нему мы привлекаем родителей.

Работы по мозаике проводим в свободное от занятий время во второй половине дня.

Этапы создания мозаичной картины

  1. Нанесение на картон слоя (0,3см.) пластилина.
  2. Заглаживание поверхности.
  3. Рисование на пластилине с помощью слепка эскиза.
  4. Выкладывание по эскизу кусочков пластика.

 Тематика мозаичных работ самая разнообразная – от портретов до сложных пейзажей и натюрмортов, от выкладывания своего имени до декоративных панно с замысловатыми узорами и украшение объемных форм-ваз и тарелок.

В зависимости от размера мозаики могут быть индивидуальными или коллективными. Большие панно выполняются в течении нескольких занятий. Дети всегда работают с увлечением, их интерес не ослабевает, и готовые мозаики длительное время украшают интерьер группы.

Методы и приёмы по овладению художественными нетрадиционными техниками:

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный

Частично-поисковый и исследовательский

 Методы развивающего обучения

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

Способствует снятию детских страхов

        Развивает уверенность в своих силах

        Развивает пространственное мышление

        Учит детей свободно выражать свой замысел

        Побуждает детей к творческим решениям и поискам

        Учит детей работать с разнообразным материалом

        Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности

        Развивает мелкую моторику рук

        Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии

        Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29» Путешествие в мир мозаики Презентацию подготовила : Старший воспитатель Тихомирова Татьяна Владимировна

Слайд 2

В логопедической практике часто встречаются дети с нарушениями речи, имеющие в заключении нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются: в нарушении точности движений ; в снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую ; в замедленном включении в движение ; в недостаточной координации ; пальцевые пробы выполняются неполноценно ; наблюдаются значительные затруднения.

Слайд 3

• Логоритмика , как «терапия движением». • Артикуляционная гимнастика. • Развитие мелкой моторики. • Физкультурные минутки. • Целенаправленные занятия по физической культуре. Пять основных методических приёмов и форм развития речи с помощью движения:

Слайд 4

Мозаика пришла к нам из глубины веков.

Слайд 5

Из бумаги Из крупы Из семян и листьев

Слайд 6

Для развития мелкой моторики существует множество игр. • Напольная мозаика • Настольная мозаика • Мозаика из ниток • Мозаика из кусочков ткани

Слайд 7

Материал для работы

Слайд 8

Этапы создания мозаичной картины 1. Нанесение на картон слоя (0,3см.) пластилина. 2. Заглаживание поверхности. 3. Рисование на пластилине с помощью слепка эскиза. 4. Выкладывание по эскизу кусочков пластика.

Слайд 9

Методы и приёмы по овладению художественными нетрадиционными техниками: Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Частично-поисковый и исследовательский Методы развивающего обучения

Слайд 10

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник: Способствует снятию детских страхов Развивает уверенность в своих силах Развивает пространственное мышление Учит детей свободно выражать свой замысел Побуждает детей к творческим решениям и поискам Учит детей работать с разнообразным материалом Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия ; чувство фактурности и объёмности Развивает мелкую моторику рук Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии Во время работы дети получают эстетическое удовольствие

Слайд 11

Наши работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

Cтатья посвящена коррекции одного из наиболее стойкихнарушений речи - искажению слоговой структуры слова. Данное нарушение встречается как в устной речи дошкольников, имеющих рааазличную сречеву...

Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях...

Конспект НОД по развитию мелкой моторики детей с тяжелыми нарушениями речи «Дикие животные наших лесов»

Занятие по развитию мелкой моторики для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Возрастная характеристика детей 3-4 лет, а так же речевые и психолого-педагогические особенности воспитанников второй младшей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

В материале излагается характеристика воспитанников младшего возраста по пяти образовательным областям, а так же речевые и психолого- педагогические особенности детей 3-4 лет с тяжелыми нарушениями ре...

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

laquo;Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)»....

Особенности работы воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Увлекательное практическое занятие для детей подготовительной группы....

Программа развития мелкой моторики дошкольников с тяжелыми нарушениями речи «Пальцы помогают развивать речь»

Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи с  и  расширение  кругозора детей....