Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья (старшая группа) на тему
Теоретический материал о важности коррекции общей и мелкой моторики у детей, а также некоторый практический материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biryulina_statya.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Бирюлина Елена Борисовна,
воспитатель МБДОУ ДС КВ №57
г.Челябинск
Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Психолого-педагогическая коррекция — это форма совместной профессиональной деятельности педагога, психолога и родителей, основанная на системе психологических воздействий с целью исправления нарушений психического развития ребенка с опорой на знание возрастной, социокультурной и индивидуальной норм развития. Коррекционная работа также направлена на создание условий для полноценного психического развития каждого ребенка в образовательном учреждении и семье.
У детей с общим недоразвитием речи отмечается недоразвитие общей и мелкой моторики, что указывает на необходимость уделять внимание развитию данных умений, причем работа должна проводиться регулярно.
Работа организуется поэтапно по следующим разделам: коррекционно-логопедическая работа; общее моторное развитие; логопедическая ритмика; художественно-творческая деятельность; коррекция эмоционально-личностной сферы.
Из вышесказанного видно, что моторному развитию, его коррекции придается важное значение.
Развитие общей моторики, осуществляется на физкультурных занятиях, во время индивидуальной работы педагогов по развитию основных видов движений, а также во время подвижных игр. Также развитие общей моторики происходит во время систематической работы педагогов с детьми на музыкальных занятиях.
Физкультминутки, динамические паузы являются неотъемлемой частью занятий (по развитию речи, математике и пр.). Во время этих пауз, при сочетании речи и движений развивается общая моторика, координация движений, их произвольность.
В текстах физкультминуток используются игры разных народов, произведения устного народного творчества, присутствуют веселые, забавные, озорные образы, которые воздействуют на эмоции, вызывают положительные чувства, что в конечном итоге помогает более быстрому запоминанию движений, усвоению новых слов.
При проведении физкультминутки педагог, должен хорошо видеть каждого ребенка, чтобы оценить качество выполнения движений, ритм, плавность, согласованность движений с речью.
Г.Л. Волкова указывает, что коррекции нарушений речи способствуют занятия по логопедической ритмике. Логоритмика способствует развитию общей моторики, координации движений, их произвольности. На таких занятиях отрабатывается ритм, плавность, согласованность движений с речью.
Особенно важны данные о связи между развитием тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей.
О. С. Бот указывает: «Учитывая благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, необходимо шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук».
Уже в младшем возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения пальчиковой гимнастики, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Т.А. Рожкова в своем исследовании задачу развития двигательных умений и навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи решает в продуктивных видах деятельности. Автор указывает, что воспроизведение движений в воздухе, предварительные упражнения для развития мелкой моторики, обследование предметов на занятиях по лепке, рисованию, обучение детей графическим умениям, не только развивают тонкую моторику рук, но и обеспечивают мотивационную базу для развития речи.
Направления коррекционно-развивающей работы решают такие задачи как: развитие функции планирования и контроля моторных актов; развитие динамической координации и соразмерности движений; развитие скорости и одновременности движений.
Таким образом, психолого-педагогическая коррекция развития моторики у детей с ОНР организуется в разных направлениях: общая моторика через физкультурные, музыкальные, логоритмические занятия, физкультминутки; мелкая моторика через продуктивные виды деятельности (лепка, аппликация, рисование), массаж, через театрализованную деятельность (пальчиковый театр), а также через развитие навыков самообслуживания (шнуровка, застегивание пуговиц). Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива. Предлагаем Вам подборку игр и упражнений (физкультминуток и пальчиковых игр, пальчиковой гимнастики) для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по некоторым лексическим темам.
ТЕМА: «Урожай. Фрукты. Сад»
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«Садовник»
Мы вчера в саду гуляли, (идут по кругу, взявшись за руки)
Мы смородину сажали. (изображают выкапывание ямы, и сажают куст)
Яблоню белили мы (движения правой рукой вверх-вниз)
Известью, белилами.
Починили мы забор, (имитируют удары молотком)
Завели мы разговор: (стоят лицом вкруг, в центр выходит
-Ты скажи, садовник наш, один ребенок)
Что ты нам в награду дашь? (загибают по одному пальцу)
- Дам в награду слив лиловых,
Груш медовых,
Самых крупных, спелых яблок,
Вишен целый килограмм.
Вот что вам в награду дам!
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА (ГИМНАСТИКА)
«Апельсин»
Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, (показывают десять пальцев)
А он один. ( Показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа, (загибают пальцы от большого до мизинца)
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для котят.
Эта долька - для бобра.
А для волка – кожура. (бросательное движение правой рукой)
ТЕМА: «Кто как готовится к зиме. Дикие животные наших лесов»
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«Олень и зайчик»
А у оленя дом большой, Руки с растопыренными пальцами скрещиваем над головой, затем пальцы смыкаются и соединяются над головой кончиками – дом.
Он сидит, глядит в окно. Прямые ладони: одна как козырек, другая под подбородком , покачиваем головой в стороны.
Зайчик по лесу бежит, Ладошками показываем ушки, прижимаем руки как лапки, бежим на месте.
В дверь к нему стучит: Стучим по столу, либо по воображаемой двери,
-Тук, тук, дверь открой, раскрываем руки, как будто распахиваем две створки.
Там в лесу охотник злой! Делаем кулак, большим пальцем показываем за спину, затем указательные пальцы обеих рук выпрямили, остальные в кулаке и показываем «ружье» и нахмуренные брови охотника.
- Зайчик, зайчик, забегай! Ладонями показываем «ушки зайчика», потом маним к себе одной (двумя) руками.
Лапку подавай! Одна рука ладонью вверх, другая хлопает по ней ладонью вниз.
«Есть у каждого свой дом»
При названии животного загибаем палец правой руки. Затем повторяем для левой руки.
У лисы в лесу глухом Есть нора – уютный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу. | Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет он лапу. |
ТЕМА: «Наши защитники»
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«Стойкий оловянный солдатик»
На одной ноге постой-ка, Выполняются движения, следуя тексту.
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую — к груди,
Да смотри — не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА (ГИМНАСТИКА)
«Бойцы-молодцы»
Пальцы эти - все бойцы, | Растопырить пальцы на обеих руках. |
Удалые молодцы. | Сжать пальцы в кулак. |
| Положить обе руки на стол ладонями вниз. По мере чтения стихотворения над столом приподнимать соответствующие пальцы на обеих руках одновременно, а осталь- ные пальцы крепко прижимать к столу. |
Два - больших и крепких малых | Приподнять два больших пальца. |
И солдат в боях бывалых. |
|
Два - гвардейца-храбреца, | Приподнять указательные пальцы. |
Два - сметливых молодца. | Приподнять средние пальцы. |
Два - героя безымянных, | Приподнять безымянные пальцы. |
Но в работе очень рьяных! |
|
Два мизинца - коротышки - | Приподнять мизинцы. |
Очень славные мальчишки! | Хлопнуть ладонями по столу. |
Рекомендации к проведению физкультминуток
для развития качеств общей моторики
- На начальном этапе нужно научить детей выполнять отдельные движения, задерживаться в разных положениях. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Все упражнения должны выполняться вместе с детьми, при этом нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
- Нужно обязательно стимулировать повторение детьми стихотворных строчек.
- Тексты физкульминуток нужно произносить выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
- При выполнении детьми упражнений необходимо обязательно обращать внимание на правильное положение рук, ног и т.д., а также на качество и координированность движений, умение удержать предмет, умение удерживать позу.
- Все указания нужно давать спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости детям оказывается помощь.
- Необходимо обращать внимание детей на ошибки, а успехи детей по их исправлению поощрять.
Рекомендации к проведению пальчиковых игр
- Пальчиковую гимнастику необходимо проводить ежедневно в течение 3-5 минут в начале занятия, либо в середине.
- Начинать упражнения необходимо с поглаживания ладоней, разминки пальцев рук: сжимание в кулак и разжимание пальцев. Для этого упражнения возможно использование резиновых игрушек.
- Сначала все упражнения выполняются в медленном темпе.
- Все упражнения должны выполняться вместе с детьми, при этом нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, пальцев и точностью переключений с одного движения на другое.
- Нужно обязательно стимулировать повторение детьми стихотворных строчек, но помнить, что объем внимания детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Тексты пальчиковых игр нужно произносить выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
- Все указания нужно давать спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости детям оказывается помощь.
- Необходимо обращать внимание детей на ошибки, а успехи детей по их исправлению поощрять.
Используемая литература:
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. [Текст] – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
- Психолого-педагогическая коррекция: теоретико-методологический аспект: учеб. пособие для студ. психол. спец. [Текст] / Е. М. Скотарева. — Саратов : Изд. центр «Наука», 2007
- Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001
- Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. [Текст] – М.: РИППОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2010. – 186с. – (Учимся играючи. Азбука развития)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план реализации долгосрочного логопедического проекта «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в старшей логопедической группе
Этапы проектаСодержание деятельностиПрактические материалы...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в старшей логопедической группе
АктуальностьПроблемыЦельЗадачиЭтапы реализации проектаРезультат...
Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев.Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно ра...
Психолого – педагогические условия формирования активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
развитие речи детей дошкольного возраста...
Статья по теме: « Квиллинг- нетрадиционный метод развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
ручной труд с детьми имеющими ОНР...
Планирование кружковой работы во второй младшей группе. «Развитие общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Цель работы кружка: - создание условий для развития общей и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.Задачи:Развивать общую моторику через координацию движений, овладение двигательными...
Особенности коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овла...