Новые формы работы учителя – логопеда
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Тягнирядно Наталья Олеговна

Одно из приоритетных направлений учителя – логопеда с дошкольниками – работа над развитием лексико – грамматического строя речи. Формирование лексики ребёнка тесно связано с процессами словообразования, развитие которого в психологическом, лингвистическом и психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества. Современная жизнь диктует свои законы: речь людей даже в ежедневной обстановке становится деловой, лаконичной, сухой, лишённой яркости, образности. Хорошее владение словом – искусство, которому нужно учиться не один год.

Педагогическая работа по развитию лексико – грамматических компонентов речи осуществляется, как правило, по следующим направлениям:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_pedagogov.docx168.24 КБ

Предварительный просмотр:

Новые формы работы учителя – логопеда.H:\ПРАКТИКА\картинки\0001-001-.jpg

Дидактический синквейн в развитии речи детей 5 – 6 лет

Одно из приоритетных направлений учителя – логопеда с дошкольниками – работа над развитием лексико – грамматического строя речи. Формирование лексики ребёнка тесно связано с процессами словообразования, развитие которого в психологическом, лингвистическом и психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества. Современная жизнь диктует свои законы: речь людей даже в ежедневной обстановке становится деловой, лаконичной, сухой, лишённой яркости, образности. Хорошее владение словом – искусство, которому нужно учиться не один год.

Педагогическая работа по развитию лексико – грамматических компонентов речи осуществляется, как правило, по следующим направлениям:

- расширение и активизация словаря

- формирование структуры значения слова

- развитие словообразования

- уточнение грамматического значения слова.

Создание необычного стихотворения, синквейна – один из действенных методов, позволяющий быстро получить результат. Слово «синквейн» с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление – форма свободного творчества, требующая от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии, педагогической деятельности учителей в школе, как средство, развивающее способность обобщать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что: H:\ПРАКТИКА\картинки\0001-001-.jpg

- современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя – логопеда

- использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершённость, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала, комплексно воздействуя, не только развивает речь, но и способствует развитию ВПФ (внимания, памяти, мышления).

Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребёнок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой предмет» и «неживой предмет», учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.

В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребёнок даёт одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то педагог может спросить, как назвать его по – другому (папа, мужчина).

Коррекционное воздействие можно построить по определённому плану:H:\ПРАКТИКА\картинки\0001-001-.jpg

- предлагается называть те слова, которые обозначают живые предметы, затем – неживые, далее – предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос

- педагог добивается от детей названий нескольких действий, которые могут производить изображённые предметы (дерево растёт, цветёт, качается, засыхает, скрипит)

- дети называют то, что изображено на картинках («девочка прыгает», «чайник кипит»)

- педагог называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зелёный,  твёрдый, хрустящий), дети называют предмет (это огурец)

- дети подбирают слова, подходящие к графическим изображениям (костёр, солнце – горит, светит, яркий, жаркий).

После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое значение слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Знакомят со словами, обозначающими предмет и его действие, которые соединяются в простое нераспространённое предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространённое предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространённые предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путём введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнения, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Даётся понятие о коротких словах (предлогах), их употреблении в речи и написании в предложениях.

Завершается работа формированием умений строить распространённые предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д., а затем сокращать их до первоначального вида простого двусоставного нераспространённого предложения. Дети ещё раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится.H:\ПРАКТИКА\картинки\0001-001-.jpg

Правила составления синквейна:

- первая строка (одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею)

- вторая строка (два слова, прилагательные, описывающие основную мысль)

- третья строка (три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы)

- четвёртая строка (фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме)

- пятая строка (слова, связанные с первым, отражающие суть темы (ассоциативный ряд)).

Примеры составления синквейна:

1. Кукла (что это?)

2. Красивая, любимая (какая?)

3. Стоит, сидит, улыбается (что делает?)

4. Моя кукла самая красивая (предложение)

5. Игрушка (обобщение/ассоциация).

1. Берёза

2. Тонкая, белоствольная

3. Растёт, зеленеет, радует

4. Берёза – символ России

5. Дерево.

Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, необходимо:H:\ПРАКТИКА\картинки\0001-001-.jpg

- иметь достаточный словарный запас в рамках темы

- владеть анализом, обобщением

- понятиями «слово – предмет», «живой – неживой», «слово – действие», «слово – признак»

- уметь подбирать синонимы

- научиться правильно понимать и задавать вопросы

- согласовывать слова в предложении

- правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети, умеющие печатать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие – в виде устных сочинений с опорой на схему. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Целесообразноприменять синквейн в образовательной деятельности для закрепления изученной лексической темы.

Пример:

1. Заяц

2. Белый, пушистый, шустрый, быстрый

3. Прячется, боится, убегает

4. Я жалею зайца

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живёт белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

При умелом применении в образовательной деятельности синквейн воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить своё мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.H:\ПРАКТИКА\картинки\0001-001-.jpg

Результативность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и формы работы учителя-логопеда с родителями.

В статье описны виды работ , которые может использоват учитель-логопед с родителями....

Презентация к выступлению на семинаре "Интегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда"

В презентации  рассмотрено, что такое педагогическая инноватика, раскрыт понятийный аппарат и  теоретические основания инновационных процессов в образовании. Рассмотрены формы и условия взаи...

Формы работы учителя-логопеда с семьёй

В данной презентации изложены формы работы, позволяющие добиться тесного и доверительного взаимодействия учителя-логопеда с родителями для достижения наилучших результатов в коррекционной работе....

Формы работы учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков

Представлены формы работы, которые используются в работе с родителями нашего дошкольного образовательного учреждения....

Новые формы сотрудничества учителя-логопеда и семьи

Материал для работы логопедов с родителями....

Поиск новых форм работы учителя-логопеда для решения задач развития всех компонентов речи у детей на примере проекта "Стихи-малышки для сестренки и братишки"

Дистанционная форма обучения способствовала поиску новых форм работы учителя-логопеда для решения задач развития всех компонентов речи у детей с тяжелыми нарушениями речи, стимулирования к обучению во...

« Кейс-иллюстрация, как новая форма сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

Применяя кейс-технологию в условиях сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, процесс коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразви...