Конспект логопедического занятия по теме "Зима. Зимние забавы и развлечения"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Занятие с детьми старшей группы в рамках лексической темы "Зима. Зимние забавы и развлечения". Формирование  лексико-грамматического строя по  теме: «Зима. Зимние забавы и развлечения» осуществляется на материале имен существительных, глаголов и прилагательных, с помощью дидактических игр и упражнений, направленных  на уточнение значений слов, расширение словарного запаса, в сопровождении наглядного материала, представленного на слайдах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по формированию лексико-грамматического строя речи старших дошкольников.

Тема:  «Зима. Зимние забавы и развлечения»

Содержание

Аннотация.

  1. Лексико-грамматическое упражнение «Зима. Зимние забавы и развлечения».
  2. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».
  3. Составление рассказа по картинке «Зимние забавы».
  4. Дидактическая игра «Что лишнее?»
  5. Дидактическая игра  «Зимние забавы».
  6. Физкультминутка.
  7. Отгадай загадки.
  8. Дидактическая игра «Найди картинку». Работа над звуковой  стороной  речи.
  9. Объясни словечко.                                


Аннотация.

Данное занятие  сопровождается специально  подобранным материалом, представленным в компьютерной презентации, по  формированию и коррекции лексико-грамматического строя старших дошкольников по теме: «Зима. Зимние забавы и развлечения».

Формирование  лексико-грамматического строя по  теме: «Зима. Зимние забавы и развлечения» осуществляется на материале имен существительных, глаголов и прилагательных, с помощью дидактических игр и упражнений, направленных  на уточнение значений слов, расширение словарного запаса, в сопровождении наглядного материала, представленного на слайдах.

Занятие включает в себя физкультминутку,  помогающую детям  отдохнуть от статического напряжения и умственной деятельности, а так же пальчиковую гимнастику, способствующую  развитию мелкой моторики, благоприятно влияющую на развитие речи,  подготовку руки ребёнка к письму и рисованию.

Тема:  «Зима. Зимние забавы и развлечения»

Цели:

Коррекционно-образовательные цели: 

Активизация словаря по теме «Зима. Зимние забавы и развлечения». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе).

Коррекционно-развивающие цели:

 Развитие зрительного внимания, восприятия, фонематических представлений, мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели: 

Формирование доброжелательности, взаимопонимания, самостоятельности.

Орг. Момент: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим говорить о зиме, зимних забавах  и развлечениях.

Включается презентация.

Словарь

Существительные: Лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, лыжи, палки (лыжные), елка, украшения (елочные), праздник (Новый год, Рождество), лопата, хоккей, ворота, вратарь, гол.

Крепления (лыжные), полозья, трамплин, лом, прорубь, трасса, клюшка, шайба, слалом, карнавал.

Глаголы: Ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, уставать, рубить (лед), приземляться, разгоняться, хрустеть (о снеге).

Прилагательные: Лыжный, быстрый, острый, зимний, скользкий.

Санный, искристый, липкий, новогодний, рождественский.  

1. Лексико-грамматическое  упражнение   «Зима. Зимние забавы и развлечения».  Составление предложений по сюжетным картинкам.

Логопед: Зима – это особенное время года, прекрасный сезон для увлекательных игр на свежем воздухе.                                            (2 слайд)

Логопед показывает детям презентацию с сюжетными картинками по теме, даёт пояснения, обращает внимание детей на то, что происходящее на картинках бывает только зимой.  Дети составляют предложения.

Дети строят снежную крепость.   Дети играют в снежки.    (2 слайд)

Дети делают снежные горки.  Дети лепят снеговика.                (3 слайд)

Дети катаются  с горы на санках. Дети катаются  с горы на лыжах. (4)

Дети катаются на коньках. Дети играют в хоккей.                (5-6 слайд)

Дети катаются на лошадях. Дети катаются на снегокате. (7 слайд)

Дети бегают (ходят) на лыжах. Дети наряжают ёлку.         (8-9 слайд)

Дети водят хоровод у ёлки. Дети ловят рыбу.                          (9-10 слайд)

Дети куряются в снегу [3].                                                                             (11 слайд)

2. Пальчиковая гимнастика "Мы во двор пошли гулять".        (12 слайд)

Раз, два, три, четыре, пять,                  Загибают пальчики

Мы с тобой снежок слепили.                    "лепят" 

Круглый, крепкий, очень гладкий  Показывают круг, сжимают ладони,

                                                                           гладят   одной ладонью другую

И совсем-совсем не сладкий.          Грозят пальчиком 

Раз — подбросим,                             "Подбрасывают"

Два — поймаем,                               "Ловят"

Три — уроним                                 "Роняют"

И... сломаем.                                   «Топают»    [7].             

3.  Составь рассказ по картинке «Зимние забавы».                        (13 слайд)

Логопед  предлагает детям внимательно рассмотреть картинку «Зимние забавы», просит составить  рассказ по картинке.

Ребенок в своем рассказе должен как можно больше употребить глаголов движения, образованных с помощью различных приставок:

На-, за-, оть-, пере-, у-, обь - ехал;

От-, за-, у-, при-, пере- катился и т.д. [4].

4. Дидактическая игра «Что лишнее?»                                              (14 слайд)

Игра формирует логическое мышление, умение обобщать и находить общие признаки предметов.

Санки, лыжи с лыжными палочками, клюшка с шайбой, велосипед, фигурные коньки, роликовые коньки [1].

5. Игра «Зимние забавы».                                                                       (15 слайд)

Дети учатся употреблять в речи инфинитив глаголов (кататься, бегать, играть, лепить, плясать, кружиться); отвечать на вопросы.

Логопед: «Зима не только красива. Зима — веселое время года. Зимой можно...»

Попросите ребенка помочь вам рассказать, что можно делать зимой. Рассматривайте вместе с ребенком предметные картинки и говорите: «Зимой можно кататься с горки на санках, бегать на лыжах, кататься на коньках, играть в хоккей, лепить снеговиков и разных зверей, плясать и кружиться вокруг новогодней елки» [2].

Спросите ребенка, какая из зимних забав ему больше нравится.

6.  Физкультминутка                                                                     (16 слайд)

Импровизация движений в такт стихотворения М. Познанской

  «Снег идет».

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой... [7].

7. Отгадай загадки:                                                                              (17 слайд)

  • Есть, ребята, у меня
    Два серебряных коня,
    Езжу сразу на обоих.
    Что за кони у меня?
     
                                          (Коньки)
  • Бегут по дорожке
    Доски на ножках.
     
                                         (Лыжи)
  • Под гору — лечу,  
    В гору — тащу.
     
                                         (Санки)
  • Меня не растили –

    Из снега  слепили

   И вставили ловко

  Мне в носик морковку.
                                             (Снеговик) [6].

8.  Работа над звуковой стороной речи  «Найди картинку».             (18 слайд)

Дети должны найти картинку, название которой начинается с части сне.

Картинки: снегурочка, санки, снеговик, лыжи, снег, коньки, снежинка, шуба, снегокат, елочка, снегопад, шапка [5].

9. Объясни словечко:                                                                                            (19 слайд)

Снегоход, горнолыжник [8]. 

Итог занятия:

Молодцы! Сегодня на занятии вы хорошо работали. О чем мы сегодня говорили? Какое упражнение вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия на тему "Зимние забавы"

Программное содержание: Закрепить знание детей о повествовательных монологах, умение ориентироваться в пространстве.Воспитывать желание составлять повествовательный рассказ и определять, какая структу...

Логопедическое занятие - игра "Зима. Зимние забавы" для детей старшей группы.

В занятии использовались игры и игровые задания для детей старшего возраста по теме " Зима. Зимние забавы"....

Конспект открытого занятия по аппликации " Зимние забавы" для детей 4-5 лет

Вид занятия: аппликацияТема занятия: «Зимние забавы»Форма организации:  подгруппа детейЦель: закрепление у детей практических навыков аппликации.учить  детей передавать характерные особеннос...

Конспект интегрированного занятия по изодеятельности ".Зимние забавы"

1.Беседа о зиме.2.Рассматривание пейзажа зимнего.3.Физ.минутка.4.П/и: "Лыжники".5.Пальчиковая игра: "Мороз".6.Выполнение работ детьми.7 Выставка детских работ....

Конспект подгруппового логопедического занятия "Новый год.Зимние забавы"

Конспект подгруппового логопедического занятия...

Конспект интегрированного занятия на тему: «Зимние забавы».

Формировать знания детей о зиме, зимних явлениях природы, о зимних забавах...

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Забавы зимы"

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», "Физическое развит...