Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "К школе готовы!"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Полекаренко Татьяна Александровна

"Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения" (К. Ушинский)

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные цели:

• Закреплять навык звукослогового анализа слов.

• Закрепить графический образ букв.

• Закреплять навык чтения слогов.

Коррекционно-развивающие цели:

• Развивать фонематическое восприятие.

• Развивать память и внимание.

• Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Коррекционно-воспитательные цели:

• Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

• Формировать навык совместной работы в паре.

Оборудование:  проектор, предметные картинки для определения звука в слове, карточки с недописанной буквой, мячики Су-джок, карточки со слогами, карточки-ребусы с зашифрованными словами, звуковые схемы, картинки сказочных героев, корзинки с карандашами, книга «Моя первая Азбука».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_po_obucheniyu_gramote.docx49.15 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной группы "К школе готовы!"

Учитель-логопед

Полекаренко Т.А.

"Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения" (К. Ушинский)

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные цели:

• Закреплять навык звукослогового анализа слов.

• Закрепить графический образ букв.

• Закреплять навык чтения слогов.

Коррекционно-развивающие цели:

• Развивать фонематическое восприятие.

• Развивать память и внимание.

• Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Коррекционно-воспитательные цели:

• Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

• Формировать навык совместной работы в паре.

Оборудование:  проектор, предметные картинки для определения звука в слове, карточки с недописанной буквой, мячики Су-джок, карточки со слогами, карточки-ребусы с зашифрованными словами, звуковые схемы, картинки сказочных героев, корзинки с карандашами, книга «Моя первая Азбука».

Ход занятия:

1.Организационный момент

Дети заходят в музыкальный зал и здороваются с гостями.

Логопед: Послушайте пословицу: «Ученье свет, а неученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы). Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вам тоже скоро придется идти в школу за знаниями. А чем занимаемся мы в детском саду? (Ответ). Правильно, тоже учимся. Мы рисуем, поем, танцуем, играем, читаем сказки и стихи. Вы любите стихи? Послушайте стихотворение В. Берестова:

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

- Вот видите как хорошо, когда умеешь читать. Что нужно знать, для того чтобы уметь читать? (Для этого нужно знать буквы русского алфавита)

Ребята, ужасное событие произошло в Стране Знаний? Злой волшебник Звукомор зарыл глубоко в землю все звуки  и буквы, и похитил Фею Грамоту – королеву страны Знаний (картинка Звукомора на проекторе и страшная музыка)

Мы с вами должны освободить  звуки и буквы, тогда Звукомор освободит Фею Грамоту. Злой волшебник Звукомор посылает нам испытания – задания. Я надеюсь, что мы с вами станем командой умных и грамотных спасателей и освободим Фею Грамоту (картинка про Фею грамоту)

Конечно все наши задания будут связаны с буквами и звуками.

1 задание. Блиц-вопросы. На вопросы отвечаем, полные ответы составляем:

- Чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.

-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

-Какие звуки мы называем гласными? (Гласными называются звуки, которые образуются при участии голоса, звуки которые тянутся и поются). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

- Как схематически обозначаются гласные звуки?

Красным цветом.

- Какие звуки мы называем согласными звуками?

Согласными называются звуки, при образовании которых воздух во рту встречает какую-нибудь преграду – губы, язык, зубы)

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкие и глухие)

-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым).

- Это мы поговорили о звуках. А что такое буквы?

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются на письме.

- Как называется порядок расположения букв?

Алфавит.

- Сколько букв в русском алфавите?   33.

Правильно. Все эти звуки и буквы, о которых мы с вами говорили живут в городе Звукобуквоград  (картинка на проэкторе – город Звукобуквоград)

Молодцы! Справились с 1 заданием.

Проходите к «Столу умных игр» и будем выполнять задания

Для того чтобы активизировать работу нашего речевого аппарата мы сделаем артикуляционную гимнастику. Берем в руки индивидуальные зеркала и выполняем  артикуляционную гимнастику "Король Язык":

В некотором царстве, в некотором государстве под названием "Рот" жил-был Король Язык. Это государство защищали сильные ворота "Губы", а за воротами стояла сильная стража "Зубы". Каждое утро ворота открывались (упражнение "Улыбка"), король подходил к своим стражникам и разговаривал с ними (упражнение "Чистим зубки"). Потом он садился на коня и отправлялся осматривать свои владения (упражнение "Лошадка"). Однажды, когда он скакал по лесу, то увидел много грибов (упражнение "Грибок") и пошел их собирать. Король язык так увлекся, что собрал целое лукошко (упражнение "Лукошко"). Очень довольный он поскакал обратно в замок.

Молодцы. А теперь выполняем задания на сообразительность.

2 задание. Нужно быстро придумать слово на заданный звук.

 Слушай, думай, отвечай,

Со звука А начинай.

Крупная перелетная птица с длинным клювом.

Аист

Пассажирский транспорт.

Автобус

Мужское имя

Антон

         Слушай, думай, отвечай,

Со звука М начинай.

Дикий зверь.

медведь

Овощ, у которого едят корень.

морковь

Сильный холод зимой.

мороз

Слушай, думай, отвечай,

Со звука П начинай.

Говорящая птица

Попугай

Тарелка, сковорода, чашка – это

Посуда

Птица с красивым хвостом.

Павлин

Женская одежда.

платье, пальто

Слушай, думай, отвечай,

Со звука С начинай.

Засохший хлеб

Сухарь

Обувь для дождливой погоды

Сапоги

Дерево с длинными иголками

Сосна

Ночная птица

Сова

Человек, который живет рядом

Сосед

3 задание.  Игра «Веселые Звуковички» 

Логопед: Картинку называйте, звук первый определяйте.

Какой он объясняйте! - Определите пожалуйста, сколько слогов в вашем слове??

 (на проекторе по очереди появляются картинки, дети работают над звуком)

Арбуз Собака Пистолет Ракета Утка Капуста

Каждый ребенок берет картинку, называют первый звук и его характеристику (гласный/согласный, тв/мягкий)

7). Звуковой анализ слова:

Загадка         

В птичник повадится - жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы  (Лиса)

Ребенок проходит к фланелеграфу и проводит звуковой анализ слова ЛИСА:

- Сколько букв в этом слове? (4) Назови эти буквы? (Л, И, С, А). Сколько гласных звуков (2) Назови их. (И, А). Сколько согласных звуков(2) Назови их (ЛЬ, С). Сколько в слове слогов? (2). Какой слог ударный? (2). Ударение падает на звук А. Составь схему слова (зеленый, красный, синий, зеленый, красный, синий).

ЛЬ – согласный, звонкий, мягкий; И – гласный, безударный; С – согласный, глухой, твердый; А – гласный, ударный;

Зеленый квадрат – красный квадрат – синий квадрат – красный квадрат

Молодцы! Для выполнения следующего задания нам нужно активизировать работу нашей мелкой моторики и подготовить наши пальцы. Сделаем самомассаж с помощью мячиков Су-Джок. Дети повторяют слова и выполняют действия в соответствии с текстом:

Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,

Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.

Проводим массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно одевают кольцо на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики:

Мальчик-пальчик, где ты был? (надеваем кольцо на большой палец)

С этим братцем в лес ходил (надеваем кольцо на указательный палец)

С этим братцем щи варил (на средний палец)

С этим братцем кашу ел (на безымянный палец)

С этим братцем песни пел (на мизинец)

4 задание.  Игра "Зашифрованное слово"

Цифры по порядку быстро расставляйте, Полученное слово вслух вы прочитайте.

У каждого ребенка карточка, на которой зашифрованное слово, под буквами цифры. Ребенок расставляет цифры по порядку и читает полученное слово

             П         Й         О         П           Г          У          А

             3          7         2          1            5           4           6

             О         К      Л          К           О          Р           Д          И

             5          4        8          1            3           2            6           7

 

              Е         Х        Ч         П         Е          Р          А         А

              4          7         1          5          2          3          6            8

         

               Е         Г         Б         Т         О         М        Е

               2          3          1         7          6          5          4

       

               З         Е        Н        О         Я         Б          Ь        А

               4         3         7         1          6          2           5         8

            Молодцы, справились с заданием.

Следующее задание. Это работа с предлогами.

– В комнате стоит стеллаж Л. Сначала назови, что находится на верхней полке, затем – на нижней и в конце – на остальных. Теперь Л будет задавать вам вопросы. Постарайтесь правильно ответить на них.

– Что находится справа от яблока? (Свёкла)

– Что находится слева от куклы? (Юла)

– Что находится под луком и справа от ложки? (Молоток)

– Что находится между лопаткой и молотком? (Лук)

– Что находится под юлой и над вилкой? (Яблоко)

рис.3

   Какой звук встречается в каждом слове? Л

Акустико-артикуляционная характеристика звука.

Рассматривается положение губ, зубов, языка, работа голосовых связок, воздушная струя.

– Вспомни и покажи, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука [л]. Что делают губы, когда мы произносим звук [л]?  Где находится язычок? (Губы растянуты в улыбке, зубы видны, язычок упирается в верхние зубы, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю.)

8) Игра «Ребус»

Логопед: Сказочных героев встречайте. Они слово для вас зашифровали.

Звук первый в названии героя сказки определяйте и букву угадайте.

Когда все первые звуки вы угадаете, слово сразу вы узнаете.

На доске выставляются картинки сказочных героев в определенном порядке.

(Айболит, Золушка, Белоснежка, Умка, Карлсон, Алладин)

Ребята читают слово (АЗБУКА).

-Молодцы вы справились со всеми заданиями и Фея Грамота свободна. Сейчас она придет к нам. Слышите?

На экране появляется спасенная Фея Грамота.

Логопед: Дети вместе с родителями изготовили своими руками свою первую Азбуку. Каждый ребенок дома изготовил свою букву из изученного нами алфавита. Давайте эту Азбуку мы подарим с вами детям нашего детского сада, которые после вас будут изучать буквы и звуки нашего языка.

Ребенок вручает воспитателям Азбуку, изготовленную руками детей и их родителей.

Спасибо вам дети. Я желаю вам здоровья и хорошей учебы в школе. Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие на воздушном шаре»

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в игровой форме в подготовительной группе....

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну грамматики»

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну грамматики»...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе " На поиски сокровищ!"

В конспекте в увлекательной игровой форме дети закрепляют и упражняют свои знания: умение определять буквы наощупь, чтение слогов и слов, умение  ориентироваться на плане группы. Совер...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Грамотеев».

Мониторинг итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Грамотеев»....

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе : " Путешествие по стране знаний"

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе : "Путешествие по стране знаний"...