Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "К школе готовы!"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
"Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения" (К. Ушинский)
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные цели:
• Закреплять навык звукослогового анализа слов.
• Закрепить графический образ букв.
• Закреплять навык чтения слогов.
Коррекционно-развивающие цели:
• Развивать фонематическое восприятие.
• Развивать память и внимание.
• Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
Коррекционно-воспитательные цели:
• Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
• Формировать навык совместной работы в паре.
Оборудование: проектор, предметные картинки для определения звука в слове, карточки с недописанной буквой, мячики Су-джок, карточки со слогами, карточки-ребусы с зашифрованными словами, звуковые схемы, картинки сказочных героев, корзинки с карандашами, книга «Моя первая Азбука».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie_po_obucheniyu_gramote.docx | 49.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной группы "К школе готовы!"
Учитель-логопед
Полекаренко Т.А.
"Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения" (К. Ушинский)
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные цели:
• Закреплять навык звукослогового анализа слов.
• Закрепить графический образ букв.
• Закреплять навык чтения слогов.
Коррекционно-развивающие цели:
• Развивать фонематическое восприятие.
• Развивать память и внимание.
• Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
Коррекционно-воспитательные цели:
• Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
• Формировать навык совместной работы в паре.
Оборудование: проектор, предметные картинки для определения звука в слове, карточки с недописанной буквой, мячики Су-джок, карточки со слогами, карточки-ребусы с зашифрованными словами, звуковые схемы, картинки сказочных героев, корзинки с карандашами, книга «Моя первая Азбука».
Ход занятия:
1.Организационный момент
Дети заходят в музыкальный зал и здороваются с гостями.
Логопед: Послушайте пословицу: «Ученье свет, а неученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы). Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вам тоже скоро придется идти в школу за знаниями. А чем занимаемся мы в детском саду? (Ответ). Правильно, тоже учимся. Мы рисуем, поем, танцуем, играем, читаем сказки и стихи. Вы любите стихи? Послушайте стихотворение В. Берестова:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
- Вот видите как хорошо, когда умеешь читать. Что нужно знать, для того чтобы уметь читать? (Для этого нужно знать буквы русского алфавита)
Ребята, ужасное событие произошло в Стране Знаний? Злой волшебник Звукомор зарыл глубоко в землю все звуки и буквы, и похитил Фею Грамоту – королеву страны Знаний (картинка Звукомора на проекторе и страшная музыка)
Мы с вами должны освободить звуки и буквы, тогда Звукомор освободит Фею Грамоту. Злой волшебник Звукомор посылает нам испытания – задания. Я надеюсь, что мы с вами станем командой умных и грамотных спасателей и освободим Фею Грамоту (картинка про Фею грамоту)
Конечно все наши задания будут связаны с буквами и звуками.
1 задание. Блиц-вопросы. На вопросы отвечаем, полные ответы составляем:
- Чем отличаются звуки от букв?
(Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.
-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
-Какие звуки мы называем гласными? (Гласными называются звуки, которые образуются при участии голоса, звуки которые тянутся и поются). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
- Как схематически обозначаются гласные звуки?
Красным цветом.
- Какие звуки мы называем согласными звуками?
Согласными называются звуки, при образовании которых воздух во рту встречает какую-нибудь преграду – губы, язык, зубы)
-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкие и глухие)
-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым).
- Это мы поговорили о звуках. А что такое буквы?
Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются на письме.
- Как называется порядок расположения букв?
Алфавит.
- Сколько букв в русском алфавите? 33.
Правильно. Все эти звуки и буквы, о которых мы с вами говорили живут в городе Звукобуквоград (картинка на проэкторе – город Звукобуквоград)
Молодцы! Справились с 1 заданием.
Проходите к «Столу умных игр» и будем выполнять задания
Для того чтобы активизировать работу нашего речевого аппарата мы сделаем артикуляционную гимнастику. Берем в руки индивидуальные зеркала и выполняем артикуляционную гимнастику "Король Язык":
В некотором царстве, в некотором государстве под названием "Рот" жил-был Король Язык. Это государство защищали сильные ворота "Губы", а за воротами стояла сильная стража "Зубы". Каждое утро ворота открывались (упражнение "Улыбка"), король подходил к своим стражникам и разговаривал с ними (упражнение "Чистим зубки"). Потом он садился на коня и отправлялся осматривать свои владения (упражнение "Лошадка"). Однажды, когда он скакал по лесу, то увидел много грибов (упражнение "Грибок") и пошел их собирать. Король язык так увлекся, что собрал целое лукошко (упражнение "Лукошко"). Очень довольный он поскакал обратно в замок.
Молодцы. А теперь выполняем задания на сообразительность.
2 задание. Нужно быстро придумать слово на заданный звук.
Слушай, думай, отвечай,
Со звука А начинай.
Крупная перелетная птица с длинным клювом. | Аист |
Пассажирский транспорт. | Автобус |
Мужское имя | Антон |
Слушай, думай, отвечай,
Со звука М начинай.
Дикий зверь. | медведь |
Овощ, у которого едят корень. | морковь |
Сильный холод зимой. | мороз |
Слушай, думай, отвечай,
Со звука П начинай.
Говорящая птица | Попугай |
Тарелка, сковорода, чашка – это | Посуда |
Птица с красивым хвостом. | Павлин |
Женская одежда. | платье, пальто |
Слушай, думай, отвечай,
Со звука С начинай.
Засохший хлеб | Сухарь |
Обувь для дождливой погоды | Сапоги |
Дерево с длинными иголками | Сосна |
Ночная птица | Сова |
Человек, который живет рядом | Сосед |
3 задание. Игра «Веселые Звуковички»
Логопед: Картинку называйте, звук первый определяйте.
Какой он объясняйте! - Определите пожалуйста, сколько слогов в вашем слове??
(на проекторе по очереди появляются картинки, дети работают над звуком)
Арбуз Собака Пистолет Ракета Утка Капуста
Каждый ребенок берет картинку, называют первый звук и его характеристику (гласный/согласный, тв/мягкий)
7). Звуковой анализ слова:
Загадка
В птичник повадится - жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы (Лиса)
Ребенок проходит к фланелеграфу и проводит звуковой анализ слова ЛИСА:
- Сколько букв в этом слове? (4) Назови эти буквы? (Л, И, С, А). Сколько гласных звуков (2) Назови их. (И, А). Сколько согласных звуков(2) Назови их (ЛЬ, С). Сколько в слове слогов? (2). Какой слог ударный? (2). Ударение падает на звук А. Составь схему слова (зеленый, красный, синий, зеленый, красный, синий).
ЛЬ – согласный, звонкий, мягкий; И – гласный, безударный; С – согласный, глухой, твердый; А – гласный, ударный;
Зеленый квадрат – красный квадрат – синий квадрат – красный квадрат
Молодцы! Для выполнения следующего задания нам нужно активизировать работу нашей мелкой моторики и подготовить наши пальцы. Сделаем самомассаж с помощью мячиков Су-Джок. Дети повторяют слова и выполняют действия в соответствии с текстом:
Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.
Проводим массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно одевают кольцо на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики:
Мальчик-пальчик, где ты был? (надеваем кольцо на большой палец)
С этим братцем в лес ходил (надеваем кольцо на указательный палец)
С этим братцем щи варил (на средний палец)
С этим братцем кашу ел (на безымянный палец)
С этим братцем песни пел (на мизинец)
4 задание. Игра "Зашифрованное слово"
Цифры по порядку быстро расставляйте, Полученное слово вслух вы прочитайте.
У каждого ребенка карточка, на которой зашифрованное слово, под буквами цифры. Ребенок расставляет цифры по порядку и читает полученное слово
П Й О П Г У А
3 7 2 1 5 4 6
О К Л К О Р Д И
5 4 8 1 3 2 6 7
Е Х Ч П Е Р А А
4 7 1 5 2 3 6 8
Е Г Б Т О М Е
2 3 1 7 6 5 4
З Е Н О Я Б Ь А
4 3 7 1 6 2 5 8
Молодцы, справились с заданием.
Следующее задание. Это работа с предлогами.
– В комнате стоит стеллаж Л. Сначала назови, что находится на верхней полке, затем – на нижней и в конце – на остальных. Теперь Л будет задавать вам вопросы. Постарайтесь правильно ответить на них.
– Что находится справа от яблока? (Свёкла)
– Что находится слева от куклы? (Юла)
– Что находится под луком и справа от ложки? (Молоток)
– Что находится между лопаткой и молотком? (Лук)
– Что находится под юлой и над вилкой? (Яблоко)
Какой звук встречается в каждом слове? Л
Акустико-артикуляционная характеристика звука.
Рассматривается положение губ, зубов, языка, работа голосовых связок, воздушная струя.
– Вспомни и покажи, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука [л]. Что делают губы, когда мы произносим звук [л]? Где находится язычок? (Губы растянуты в улыбке, зубы видны, язычок упирается в верхние зубы, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю.)
8) Игра «Ребус»
Логопед: Сказочных героев встречайте. Они слово для вас зашифровали.
Звук первый в названии героя сказки определяйте и букву угадайте.
Когда все первые звуки вы угадаете, слово сразу вы узнаете.
На доске выставляются картинки сказочных героев в определенном порядке.
(Айболит, Золушка, Белоснежка, Умка, Карлсон, Алладин)
Ребята читают слово (АЗБУКА).
-Молодцы вы справились со всеми заданиями и Фея Грамота свободна. Сейчас она придет к нам. Слышите?
На экране появляется спасенная Фея Грамота.
Логопед: Дети вместе с родителями изготовили своими руками свою первую Азбуку. Каждый ребенок дома изготовил свою букву из изученного нами алфавита. Давайте эту Азбуку мы подарим с вами детям нашего детского сада, которые после вас будут изучать буквы и звуки нашего языка.
Ребенок вручает воспитателям Азбуку, изготовленную руками детей и их родителей.
Спасибо вам дети. Я желаю вам здоровья и хорошей учебы в школе. Всего вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"...
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие на воздушном шаре»
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в игровой форме в подготовительной группе....
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну грамматики»
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну грамматики»...
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе " На поиски сокровищ!"
В конспекте в увлекательной игровой форме дети закрепляют и упражняют свои знания: умение определять буквы наощупь, чтение слогов и слов, умение ориентироваться на плане группы. Совер...
Конспект досуга посвящённый «День Победы» На тему «Давайте вспомним и споём», «Путешествие по островам грамматики», Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Дорога в школу».,«Путешествие на машине времени»
конспекты занятий по ФЭМП, Развитию речи и др...
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Грамотеев».
Мониторинг итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Грамотеев»....
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе : " Путешествие по стране знаний"
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе : "Путешествие по стране знаний"...