Интегрированное занятие "Ветерок спасаем - осень изучаем"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Логопедическое занятие для детей подготовительной к школе группы в форме квест-игры с использованием АМО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_od_veterok_spasaem-osen_izuchaem_19.09.2017g.docx | 34.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие «Ветерок спасаем – осень изучаем» с использованием АМО в форме квест-игры в логопедической подготовительной к школе группе
Цель: Профилактика и коррекция речевых и психофизических функций дошкольников, подготовка к обучению в школе по родному языку, c использованием активных методов обучения.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнение и активизация словаря по теме «Осень».
- Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения с противопоставлением) и грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).
- Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.
- Совершенствование навыков: звукового анализа слова «дубы». Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов.
- Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие связной речи, просодических компонентов.
- Развитие координации речи с движением, ловкости. Развитие фонематических процессов. Развитие слухового и зрительного внимания и гнозиса; мышления, восприятия и памяти; тонкой и общей моторики.
- Закрепление навыков самооздоровления.
- Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, инициативности, активности, самостоятельности.
Оборудование: запись музыкального произведения «Осенняя песня» П. Чайковского; музыкального сопровождения к упражнению «Песенка про ветер и листья» Л. Гавриловой, Н. Нищевой; музыкальное сопровождение для проведения зрительной гимнастики. Корзинка с осенними листьями разных деревьев. Резиновый мяч. Надувной бассейн с водой и настоящими осенними листьями. Листы бумаги на каждого ребенка, контейнеры с карандашами, дубовые листья. Контейнеры с фишками для звукового анализа на каждого ребенка. Зрительные ручные тренажеры «Листочки» на каждого ребенка. Медали каждому ребенку.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе. Обучать умению узнавать деревья по листьям. Беседа об эмоциональном состоянии, которое возникает во время прогулки (экскурсии). Обучение умению разгадывать загадки. Развитие умения ловить мяч и одновременно давать продуманный ответ. Формирование навыка звукобуквенного анализа слов, развитие мелкой моторики (штриховка и обводка) на индивидуально-подгрупповых занятиях с логопедом. Знакомство с оздоровительными методиками на коррекционно-игровых минутках в группе. Разучивание упражнения «Песенка про ветер и листья» Л. Гавриловой, Н. Нищевой., слушание и обсуждение пьесы П.Чайковского «Осенняя песенка» на музыкальном занятии.
Ход занятия
- Метод приветствия «Осенние листочки» (1 минута).
(Фоном звучит музыкальное произведение «Осенняя песня» П. Чайковского)
Логопед: представьте себя разноцветными листочками, растущими на дереве. Подул прохладный осенний ветерок и сорвал с деревьев листики, закружив их в легком танце. Сели листики на полянку и протянули свои ладошки- листики, поздоровавшись друг с другом:
«Здравствуй, здравствуй, не зевай, друг, ладошку мне давай!»
2. Вхождение в тему занятия (2 минуты). Метод начала образовательного мероприятия «Корзина с листьями»
(В руках у логопеда корзинка, наполненная разноцветными листьями разных деревьев. Педагог просит детей выбрать каждому по одному листочку)
Логопед: вспомните название дерева, с которого упал листок. Затем назвать какие это листья. Например, лист березы- березовый лист, лист клена- кленовый лист и т.д.
- какие листья на вид, на ощупь, как они пахнут
- Какие осенние листья?
Логопед: Дети! Вы догадались. О чём будем говорить сегодня?
Сегодня на занятии мы будем говорить об осени, её периодах, учиться составлять красивые предложения.
3.Инициатива. (Шишка забрасывается, письмо и карта)
- Как вы думаете, от кого письмо?
- Что для этого нужно сделать?
Читает письмо:
«Ребята! Злой волшебник запер меня в темнице. Помогите выбраться на волю. Для этого следует выполнить задания. А карта вам в этом поможет. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать по букве. Из них составите слово, что и будет ключом к освобождению. За моё спасение вы получите золотую медаль.
Ваш Ветерок»
4. Квест-игра
1 задание: (конверт № 5 лежит возле телевизора)
Интерактивная игра «В гости к Лесовичку» (созданная с помощью программы «Конструктор картинок» портала Мерсибо.
Задачи: развивать понятийный словарь (тема «Осень»); развивать умение ребенка узнавать графический образ буквы; развивать навыки словообразования; закреплять навыки счета; развивать логическое мышление, связную речь, внимание, память.
Инструкция: Отправляемся в гости к Лесовичку. Как же мы найдем дорогу? Нам помогут следы (ребенок может выполнять движения либо пальчиками, либо шагает). Перешли через мост. Куда же нам идти? В какую сторону? Справа корзинка. Давайте сделаем подарок Лесовичку. Он любит грибы. Собери и посчитай. Сколько ? Какой лишний?
Задания от Лесовика: Назови, от какого дерева листок. Придумай слово
( лист клёна – кленовый и т.д.) Скажи, какие буквы спрятались? Что лежит на тележке? Как ты думаешь, какое время года любит Лесовичок ?
(получают одну букву)
2 задание: (конверт № 4 лежит на паласе в игровой комнате)
Эмоциональная разрядка . Подвижное упражнение «Ветер и листья» (1,5 минуты). [Поддержание динамики урока, положительной атмосферы. Развитие координационно-регулирующих функций речи и движения].
(Дети превращаются в осенние листочки, которые отправляются в «лес»)
Ветер и листья. | |
Ветер по лесу летал, Ветер листики считал Вот дубовый, Ветер бросил на тропинку. Ветер по лесу кружил, | . |
(получают одну букву)
3 задание: (конверт № 1 лежит на столе)
Работа в тетрадях (О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет)
Проработка содержания темы (5 минут). Индивидуальная работа.
Метод организации самостоятельной работы над темой.
- Дети выполняют задание № 4 – заполняют клетки по образцу.
- Выполняют зад. № 6 – называют деревья, находят 4-й лишний, рассказывают так:
Это лист с осины – осиновый лист.
Это веточка с осины – осиновая веточка.
(получают одну букву)
4 задание: (конверт № 3 лежит на столике перед зеркалом)
Эмоциональная разрядка (1 минута). Групповая работа.
Метод релаксации: танцы для глаз «Листопад» по методике В.Ф. Базарного [Закрепление навыка самооздоровления. Снятие зрительного напряжения.]
Логопед: начался листопад. Возьмите по листочку и поиграйте с ними, а заодно дайте отдохнуть глазам, после работы с компьютером и в тетрадях.
(Дети ритмично выполняют движения глазами под текст и музыкальное сопровождение «Вальс» И.Брамс.)
И.П. –стоя, выполнять медленно, ритмично.
1. 1-2-3-4-5, листья будем с листьями играть (глаза широко открыты - смотрят на тренажер) -5 сек.
2. Закружился надо мной дождь из листьев озорной (глаза прослеживают траекторию движения тренажера наверх) – 7 сек.
3. Без конца и без начала танцевать под ним мы стали (тренажером прорисовываем в воздухе спираль: сверху - вниз, глазами следим за траекторией движения) – 4 круга.
4. Мы плясали, как друзья, - дождь из листиков и я (тренажером рисуем «лодочку» - глазами прослеживаем траекторию движения)- 4 раза.
(получают одну букву)
5 задание: (конверт № 6 прикреплён к напольному стенду «Колобок» в спальной комнате)
Объяснение информации (5 минут). Индивидуально-групповая работа.
Метод презентации учебного материала «Периоды осени».
[Развитие эмоционального мира. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картин. Развитие всех видов восприятия. Развитие связной речи].
Логопед: Посмотрите на картины и определите, на которой из них изображена ранняя осень, на которой - золотая осень, на которой - поздняя осень. Можете посовещаться, а потом расставьте картины именно в таком порядке (выполняют).
- Что помогло вам правильно выполнить задание? Расскажите.
1-й ребенок. На первой картине листья на деревьях и трава еще зеленые. Только кое-где начинает проглядывать желтизна. Поэтому я подумал, что это ранняя осень.
2-й ребенок. На второй картине мы видим деревья, покрытые золотыми листьями. Они горят на солнце. Эту картину можно было назвать «Золотая осень».
3-й ребенок. На третьей картине мы видим почти голые деревья, сухую траву, серое небо. Художник изобразил самую грустную осеннюю пору — позднюю осень.
(получают одну букву)
6 задание: (конверт № 2 лежит на дидактическом столе с водой в спальной комнате)
Эмоциональная разрядка: дыхательный тренинг (1,5 минуты).Подгрупповая.
Метод релаксации «Листья в пруду» [Снятие напряжения, восстановление энергии перед выполнением следующей учебной задач].
Логопед приглашает детей пройти к «большому пруду», в котором плавают разноцветные листья. Предлагает присесть «на берегу пруда» и представить себя ветром. Подуть на листики так, чтобы они поплыли по воде, не забывая о правилах дыхания (вдох через нос, выдох- губы трубочкой и не раздувать щёк). Логопед контролирует выполнение задания. Детьми выполняется не более трех раз.
(получают одну букву)
7 задание: (конверт № 7 лежит на паласе в спальной комнате)
Игра «Что делает?»
(Логопед берет в руки мяч )
- Давайте продолжим разговор об осени и поиграем в игру «Что делает?»
Я буду называть предмет или объект и бросать мяч. Вы будете ловить мяч, перечислять, что он делает, и возвращать мяч мне.
Дождь (что делает?) (идет, льет, моросит, заливает, стучит по крыше).
Ветер…. (дует, воет, гудит, срывает).
Листья… (краснеют, желтеют, опадают, кружатся, устилают).
(получают последнюю букву и выкладывают на напольном стенде «Колобок» слово МОЛОДЦЫ)
5. Подведение итога занятия (3 минут). Индивидуально-групповая работа.
Рефлексия занятия «Корзинка с листьями» (1 минуты).
[Умение анализировать свое состояние, поведение, проявленные умения на занятии и давать оценку.]
Логопед предлагает детям выбрать листья того цвета, которые бы соответствовали их состоянию на занятии:
Зелёный - если было познавательно, весело;
жёлтый - если сначала было непонятно, скучно а затем стало интересно;
красный - если чего-то опасались, что-то не получилось.
Метод оценки работы «Корзинка с листьями» (2 минуты).
[Оценка работы детей. Совершенствовать умение быстро отбирать речевые средства и правильно формулировать мысль.]
Логопед подводит итог изучения темы и задает детям контрольные вопросы.
Вторая шишка с письмом и медалями падает на палас.
- Как вы думаете, от кого письмо?
Читает письмо:
«Дорогие мои спасители! Вы очень постарались и отлично справились со всеми заданиями. Показали свои умения работы в команде. За моё спасение вам вознаграждение - золотые медали.
Ваш Ветерок»
Награждение детей за старание золотыми медалями.
Использованная литература.
1. Использование логопедической ритмики при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста./ Сост. Емченко С.А., Силяева Г.Б.- Южно-Сахалинск, Издательство СОИПиПКК, 2006.
2. Методы профилактики близорукости и сохранение здорового зрения при использовании компьютеров в дошкольном учреждении./ Сост. С.А. Емченко, Г.Б. Силяева. – Южно-Сахалинск: Изд-во СОИПиПКК, 2009.
3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Февраль-май. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Спасем Буратино!"
Конспект интегрированного занятия "Спасем Буратино!"...
Конспект интегрированного занятия "Спасем бабушку Красной Шапочки"
Цель: создать условия для формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочения коллектива, умения сотрудничать, прийти на помощь....
«КАК МЫ СПАСАЛИ ОСЕНЬ»
laquo;КАК МЫ СПАСАЛИ ОСЕНЬ» Средняя группа. Под фонограмму песни «Листик-листопад» дети и ведущие входят в зал, становятся в шахматном порядке. В руках у девочек колокольчики, ...
«СПАСАЕМ ОСЕНЬ»
Сценарий осеннего праздника с элементами геокешинга...
Сценарий праздника "Как мы спасали осень"
Сценарий праздника...
Конспект интегрированного занятия "Спасем весну"
Конспект интегрированного занятия для детей с ОВЗ (ЗПР) "Спасем весну"....
Интегрированное занятие "Спасем планету от мусора" в подготовительной группе
Цель: Создание плаката «Спасем планету от мусора»Задачи:Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.Развивать умение анализировать экологическую проблему.Разв...